Статья 13. Классификация государственных органов
ГАРАНТ:
Законом Республики Саха (Якутия) от 21 июля 1994 г. З N 29-I в статью 13 настоящего Закона внесены изменения
Статья 13. Классификация государственных органов
1. Государственные органы различаются в соответствии с их компетенцией:
а) высшие государственные органы Республики Саха (Якутия), основная компетенция которых определяется Конституцией Республики Саха (Якутия);
б) ведущие государственные органы Республики Саха (Якутия), основная компетенция которых определяется законами Республики Саха (Якутия);
в) государственные органы Республики Саха (Якутия), основная компетенция которых определяется Президентом или Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
г) государственные органы Республики Саха (Якутия), основная компетенция которых определяется Правительством Республики Саха (Якутия);
е) федеральные государственные органы Российской Федерации, основная компетенция которых определяется соглашениями, Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации на основе Федеративного договора.
2. Органы местного самоуправления различаются в соответствии с их компетенцией, а также в зависимости от численности населения, постоянно проживающего на соответствующей территории:
а) местные органы государственной власти, основная компетенция которых определяется Конституцией и законами Республики Саха (Якутия);
б) местные органы государственной власти, компетенция которых определяется нормативно-правовыми актами Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Правительства Республики Саха (Якутия);
в) местные органы государственной власти, компетенция которых определяется нормативными актами местных органов представительной и исполнительной властей.
3. Подразделения государственных органов самоуправления различаются в соответствии с возложенными на них функциями.
4. Отнесение конкретных государственных органов и их подразделений к соответствующим категориям осуществляется по законодательству Республики Саха (Якутия).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Классификация государственных органов
Классификацию органов государства можно проводить по разным основаниям.
I. По характеру функций органы делятся на следующие виды:
● Законодательные — органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят представительный характер — то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления. В современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов. Примеры законодательных представительных органов: Государственная Дума России (450 депутатов), Московская областная Дума (50 депутатов), Бундестаг ФРГ (496 депутатов), Палата представителей Конгресса США (435 представителей). Обобщающим названием для такого типа органов является термин «парламент» (французское слово, буквально означающее «говорильня»).
● Исполнительные — органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.
● Судебные — органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.
Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля — например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.
Надо учитывать, что конкретный орган государства может выполнять несколько видов функций. Например, Государственная Дума России не только принимает законы, но и осуществляет определенные контрольные полномочия (в частности, может пригласить на заседание Государственной Думы члена Правительства России для ответов на вопросы депутатов), а также решает определенные исполнительно-распорядительные вопросы (в частности, кадровые — например, дает согласие на назначение Председателя Правительства России). Аналогично, Правительство России не только выполняет исполнительно-распорядительные функции, но также осуществляет нормотворческую деятельность (в частности, утверждает всевозможные правила; определяет конкретные ставки некоторых налогов и сборов). Тем не менее, основные органы государства достаточно четко вписываются в традиционную схему «законодательные — исполнительные — судебные», которая имеет большое значение для доктрины «разделения властей»
II. В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на:
1. Центральные — органы, территорией деятельности которых является вся страна. Обычно руководство и основной аппарат этих органов помещается в столице страны. В федеративных государствах такие органы часто называются «федеральными». Примеры: Федеральное Собрание России, Министерство внутренних дел России, Федеральный канцлер ФРГ.
2. Региональные — органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно — формально определенная административно-территориальная единица (провинция, область). В федеративных государствах, состоящих из государственных образований — субъектов федерации, региональные органы государства могут являться как органами собственно субъекта федерации (Московская областная Дума, Сенат штата Мэрилэнд, Правительство земли Бавария), так и федеральными по своей природе органами, действующими на территории определенного субъекта федерации (Представитель Президента России по Московской области, Прокуратура города Москвы) или на территории нескольких субъектов федерации (Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Управление ФСБ России по Москве и Московской области).
3. Местные — органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая «элементарная» административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна) или даже отдельное поселение (город, поселок). Аналогично ситуации с региональными органами, можно выделить на местном уровне собственно местные органы власти (Городской Совет города Долгопрудный, Мэр города Нью-Йорка) и региональные или даже центральные по своей природе органы, действующие на местном уровне (Народный суд города Долгопрудный, Прокуратура Мытищинского района).
К этой классификации можно сделать два замечания. Во-первых, разумеется, не обязательно в конкретном государстве имеется ровно три уровня органов — центральные, региональные, местные. В небольших государствах бывает два уровня (Мальта) или даже один уровень (Сан-Марино, Андорра). В очень больших государствах число уровней может быть более трех — например, система Советов в СССР в некоторых местах включала пять уровней: Верховный Совет СССР — Верховный Совет РСФСР — Московский областной Совет — Долгопрудненский городской Совет — Поселковый Совет поселка Шереметьевский. Во-вторых, следует различать понятие «орган государства» (в том числе — центральный, региональный, местный) в теории государства и права и определение «орган государственной власти» в законодательстве конкретной страны или в политико-правовых доктринах. Например, в России органы, избираемые непосредственно населением городов и районов (районный Совет депутатов, Мэр города) определены в Конституции не как органы государственной власти, а как «органы местного самоуправления». В СССР, напротив, подобные органы рассматривались как «местные органы государственной власти». С точки зрения теории государства и права, так сказать, «в первом приближении» (когда под «государством» понимается вся организация политической власти в обществе), все эти органы безусловно являются органами государства; в следующих приближениях можно, если угодно, часть организации политической власти назвать собственно «государством», а часть — «местным самоуправлением». Важно только всегда ясно понимать, о чем идет речь.
III. По характеру (объему) полномочий государственные органы можно подразделить на следующие виды:
1. Органы общей компетенции — то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Например, Государственная Дума или Правительство России могут принимать решения по широкому кругу вопросов экономики, политики, социальной сферы.
2. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. Например, Министерство финансов занимается бюджетом и другими финансовыми вопросами, Министерство государственного имущества — приватизацией и другими вопросами, связанными с управлением и распоряжением государственной собственностью.
IV. По порядку принятия решений выделяются:
1. Коллегиальные — органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов. Например, Государственная Дума России принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов. Правительство России по определенному кругу вопросов также принимает решения исключительно на своих заседаниях — хотя, естественно, практически никогда не происходит реального «раскола голосов» между членами Правительства. Дело в том, что в Правительстве есть начальник (Председатель Правительства), а остальные члены Правительства — его подчиненные; поэтому Председатель Правительства в большинстве случаев может провести свою линию.
2. Единоличные — органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. Например, Президент России, Генеральный прокурор России, судья (в тех случаях, когда рассматривает дело единолично). Разумеется, при подготовке решений единоличного органа может участвовать много людей (например, подготовкой указов Президента России занимается Администрация Президента; судья выслушивает мнение сторон, свидетелей, экспертов), но окончательное решение принимает один человек.
V. По субъекту формирования:
1. Представительные (формируются путем выборов, например, Государственная Дума РФ);
2. Формируются иным государственными органами (например, правительство).
VI. По способу возникновения государственные органы подразделяются на:
2. Первичные органы – эти органы не создаются никакими другими органами. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).
3. Производные органы – эти органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.
23 вопрос. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат –категория, характеризующая систему органов государства, отражающая статический аспект существования государства и модель органов государственной власти.
Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).
Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.
Принципы организации государственного аппарата —
это исходные теоретические начала, лежащие в основе построения системы государственного аппарата, разработанные наукой, но находящие отражение в действующем законодательстве
Принципы организации государственного аппарата делятся на:
I. конституционные (базовые)
ü ст. 3 Конституции РФ
ü проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления
ü носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ — народ
ü ст. 3 Конституции РФ
ü в государстве учитывается мнение большинства и существует политический плюрализм
3) социальное ориентирование
4) разделение властей
ü ст. 10 Конституции РФ
ü согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную
ü предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти
ü обеспечивает механизм сдержек и противовесов в отношении органов
ü предотвращает чрезмерное усиление власти какой-либо одной ветви власти, захват власти и присвоение властных полномочий, установление диктатуры
5) отделение церкви от государства
6) разграничение компетенций органов федерации и органов субъектов федерации
ü ч.3 ст. 11 Конституции РФ
7) отделение органов местного самоуправления от органов государства
ü ст. 12 Конституции РФ
8) верховенство права и законности
9) приоритет прав и свобод личности и гражданина
10) обеспечение контроля и надзора за деятельностью органов государства
11) независимость и верховенство правосудия
II. научные (доктринальные)
1) единство властной вертикали
2) сочетание единоначалия и коллегиальности при принятии решений
ü обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата
ü предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию
3) гласность деятельности органов государственной власти
ü ч. 4 ст.29 Конституции
ü обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов
ü гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников
4) экономичность деяте
5) профессионализм государственных служащих
ü создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата
ü гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны
6) соблюдение этики в деятельности органов государства льности государственного аппарата
7) недискриминация в сочетании с цензовой системой при формировании государственного аппарата
8) научная организация работы органов государства
Источник
Форма государства: таблица и схема
Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Включает три элемента:
1) Форма правления – это способ организации верховной государственной власти
2) Форма территориально-государственного устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства
3) Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления
Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, которое ее получило, как правило, по наследству
Форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением напрямую или формируется представительным общенациональным органом
1) Существование единоличного главы государства;
2) Пожизненное правление;
3) Отсутствие юридической ответственности монарха перед населением.
Наследственный порядок передачи власти
1) Коллективное правление системой государственных органов
2) Принцип разделения властей;
3) Органы власти и должностные лица избираются на определенный законом срок;
4) Высшие органы власти несут ответственность перед населением
1.1. ВИДЫ МОНАРХИЙ И ИХ ПРИЗНАКИ
Разделена между монархом и парламентом
Осуществление исполнительной власти
Формально – монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства
Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов
Право роспуска парламента
У монарха (ограниченное)
У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента
Предусмотрено, но не используется
Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия
Иордания, Марокко, Непал
Бельгия, Великобритания, Япония, Нидерланды
Еще есть ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ, где монарх одновременно является и главой государства, и главой церкви.
1.2. ВИДЫ РЕСПУБЛИК И ИХ ПРИЗНАКИ
Порядок образования правительства
Двойная ответственность – перед парламентом и переде президентом
Право роспуска парламента у президента
Президент имеет право роспуска парламента
Наличие поста премьер-министра
Объем полномочий президента
Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти
Глава государства. Исполнительная власть разделена между президентом и правительством
Президентские полномочия номинальные. Любые действия по рекомендации правительства
США, страны Латинской Америки
Австрия, Россия, Франция
Индия, Италия, ФРГ, Швейцария
2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Унитарное государство – единое, неделимое, составляющее единое государственное устройство.
Федерация – объединение нескольких территориальных единиц в одно государство.
Конфедерация – объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
Единая, границы устанавливаются и изменяются центром
Территория государства образована территориями субъектов, границы изменяются только с согласия субъектов.
Конституция государства и конституция субъектов
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью
Субъекты обладают политической самостоятельностью
Государства-участники сохраняют политическую самостоятельность
Правовая и судебная системы
Верховенство союзного законодательства, право субъектов принимать законодательные акты
Отсутствие единой правовой и судебной систем.
Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония
Германия, Индия, Канада, США, Россия, Швейцария
СНГ, Европейский Союз (ЕС)
3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
– Объем прав и свобод человека, их гарантированность;
– Методы осуществления государственной власти;
– Характер отношений между государством и обществом;
– Пути формирования политических институтов;
– Методы выработки политических решений.
Политических режим определяется:
– уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;
– структурированностью правящей элиты;
– состоянием отношений с бюрократией;
– развитостью общественно-политических традиций;
– доминирующим типом легитимности (традиционная, харизматичная, легальная).
Политический режим обеспечивает:
– стабильность политической власти;
– управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
– достижение целей политики, реализацию интересов правящей элиты.
Главными в определении политического режима является то соотношение, которое складывается между государством и обществом: либо государство для людей, либо люди для государства.
Английский мыслитель Дж.Локк писал, что государство должно выполнять волю граждан, служить лишь «ночным сторожем», когда граждане спят. Общество, по его мнению, как бы нанимает государство для руководства своими делами.
В другом случае государство, напротив, полностью подчиняет общество, превращая граждан в слепые орудия своей воли. В таких условиях человеку живется достаточно легко. Ему не нужно тратить усилия даже на то, чтобы думать. Известный лозунг Германии времен Третьего рейха гласил: «Фюрер думает за каждого из нас».
3.1. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Демократия с греч. – «народовластие». Правовой принцип демократии – разрешено всё, что не запрещено
1) признание воли народа в качестве источника власти;
2) равенство всех перед законом;
3) принцип разделения властей;
4) политический плюрализм (от лат. – множественный);
5) периодичность выборов
6) наличие независимых СМИ;
7) наличие правового государства и гражданского общества;
8) в экономике – развитая рыночная экономика;
9) гласность деятельности органов власти
Граждане сами участвуют в подготовке и принятии решений без политических посредников)
Граждане участвуют в принятии решений через своих представителей – депутатов, президента и пр.
Референдум, выборы, сходы и собрания граждан, обращение граждан в органы власти, митинги, демонстрации
Парламентом, городским собранием, депутатами, членами собрания и т.д. принимаются решения
3.2. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ
Тоталитаризм с лат. – «весь», «полный». Правовой принцип тоталитаризма – запрещено всё, что не разрешено.
1) Осуществляется тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни;
2) Господство ОДНОЙ партии (однопартийность) во главе с лидером (диктатором);
3) Оппозиции нет;
4) Права и свободы граждан лишь декларируются (провозглашаются), но не соблюдаются;
5) Установление личной диктатуры (т.е. неограниченная власть лица, опирающаяся на силу)
6) Жесткая цензура, монополия на СМИ (т.е. СМИ зависимые)
7) Методами осуществления власти являются: репрессии, политические сыски и т.д.
8) В экономике – командно-административная (централизованная) экономика;
9) Существует одна обязательная официальная идеология;
10) Стремление во внешней политике расширить сферы влияния.
Термин «тоталитаризм» был введен для характеристики режима Муссолини в 1920-х годах.
К тоталитарным режимам относят:
Национальная фашистская партия
Итальянское социальное государство
1000-летний Третий Рейх
РСДРП (б) => РКП (б) => ВКП (б) => КПСС
Коммунизм – бесклассовое общество
Тоталитарный режим стремится к однообразию, унификации всей жизни людей. В 1930-х годах в Германии был популярен лозунг «Одна страна, один народ, один вождь». Или, например, лозунг Муссолини: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».
Тоталитарный режим может быть во многом эффективен. Так, сталинская индустриализация вывела Россию на 1 место в мире по ряду показателей. Но. За счет чего? За счет сверхконцентрации и напряжения сил народа, вымирания деревни, многомиллионной армии узников ГУЛАГа.
Тема тоталитарного государства поднята в следующих произведениях-антиутопиях: Е. Замятин «Мы», Дж. Оруэлл «1984», О. Хаксли «О дивный новый мир», У. Голдин «Повелитель мух» и др.
Краткий вывод. Как ни парадоксально, живая, развивающаяся, ошибающаяся, несовершенная демократия оказывается многократно прочнее и устойчивее, чем мощная диктатура. Сравните: демократия Великобритании насчитывает уже более трех веков, а где «тысячелетний» гитлеровский рейх? На свалке истории.
3.3. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ
Авторитаризм с лат. – «личная власть», «влияние». Правовой принцип – разрешено все, кроме политики.
1) Опора на традиции, обычаи
2) Права и свободы существенно ограничены, особенно в политической сфере.
3) Закон стоит на защите интересов государства, а не личности;
4) Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений;
5) Присутствие некоторых элементов демократии (выборы, парламент);
6) Власть опирается на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь;
7) Опора на репрессивные органы в деятельности власти;
8) Оппозиция существует, но ее деятельности ограничена;
9) Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила;
10) Отказ от вмешательства в частную жизнь;
11) В экономике – обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой;
Примерами авторитарных режимов – диктатура А. Пиночета в Чили, режим С. Хусейна в Ираке и др.
4. ДРУГИЕ ВИДЫ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ И ИХ СУЩНОСТЬ.
Аристократия (власть лучших) – форма правления, при которой власть принадлежит знати. По Аристотелю власть принадлежит лучшим, бескорыстным, добродетельным и осуществляется в интересах общего блага.
Анархия (безвластие) – отрицание государства как такового. Основоположниками анархизма являются – Пьер Прудон, М. Бакунин, Петр Кропоткин.
Геронтократия – власть сосредоточена у старейших граждан. Такой тип правления характерен для СССР 80-х гг. XX века (где средний возраст гос.деятелей был около 60-70 лет: Брежнев (75 лет), Андропов (69 лет), Черненко (73 года).
Деспотия (неограниченная власть) – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. То есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Так, деспотия была характерна для государств Древнего Востока: Ассирии, Древнего Египта, Вавилона, Китайская империя и др.
Джамахирия – этот термин ввел Муаммар Каддафи для обозначения народоправства. (Ливия, джамахирия просуществовала с 1977 до 2011).
Диархия (власть двух) – явление, когда существует два высших должностных лица. Такое правление было характерно для Древнего Рима (2 консула), в России (царь Петр I Алексеевич и его брат Иван V Алексеевич) и др.
Олигархия (власть немногих) – политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан и скорее обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан.
Охлократия (власть толпы) – всевластие толпы, направляемой низменными страстями и творящей насилие и беззаконие. Поэтому для охлократии характерны постоянные уличные беспорядки, скандалы, погромы и самоуправство, где хозяином положения выступает именно толпа и ее главари (охлократы).
Теократия (Бог + власть) – форма правления, при которой глава государства обладает всей полнотой как светской, так и духовно-религиозной власти.
Технократия (мастерство + власть) – власть принадлежит техническим специалистам, т.е. тем, кто обладает знаниями. Основоположник идеи технократизма – Дж. Гэлбрейт.
Тирания (произвол) — форма власти, основанная на единоличном правлении.
Хунта — группа военных, пришедшая к власти насильственным путём в результате переворота, и, как правило, осуществляющая диктаторское правление методами террора.
Формы государственного правления согласно Аристотелю:
(осуществляются в интересах общего блага)
(осуществляются в интересах самих правящих)
Источник