Виды баланса по способу составления

Какие виды бухгалтерских балансов существуют

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Баланс – основа отчетности. Нужен для анализа финансовых показателей. Баланс обеспечивает отслеживание динамики значений, помогает сформировать краткосрочный и долгосрочный прогнозы и оценить экономическую деятельность фирмы. Существует много разновидностей бухгалтерских балансов (ББ), подразделяющихся на категории в зависимости от разных признаков.

Сущность баланса

ББ представляет собой особый документ, предназначающийся для обобщенной фиксации и группировки финансов по их структуре, источникам и целевым назначениям. Статья ББ – это автономная строка, содержащая сведения о деньгах предприятия. Перечень однородных статей формирует разделы и подразделы.

Как раскрыть информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в пояснениях к бухгалтерскому балансу?

ББ подразделяется на две части:

  • Активы. Здесь содержатся сведения о средствах, источник появления которых – различные хозяйственные операции.
  • Пассивы. Здесь фиксируется информация о собственном капитале организации, обязательствах.

КСТАТИ! Одни и те же средства могут фигурировать и в правой, и в левой колонке. Это означает, что активы равны пассивам.

Виды балансов в зависимости от пользователя

Структура баланса может различаться между собой в зависимости от того, для какого именно субъекта составляется документ:

    Для коммерческих фирм. Это наиболее используемая форма ББ. Отличается универсальностью. Актуален для организаций с любыми формами собственности. Предприятие может также заниматься различными формами экономической деятельности. Специфика экономической деятельности субъекта влияет преимущественно на состав актива. Если это торговая компания, большая часть ее финансов будет сосредоточена в товарных запасах.

  • Для страховых организаций. Большая часть актива – дебиторские долги, образованные в результате страховых операций. Большая часть пассива – страховые резервы, кредиторские долги.
  • Банки и кредитные субъекты. В активах нет производственных запасов и готовой продукции, так как учреждения работают с финансами, а не с продукцией. Вместо товаров в активах фигурируют драгметаллы, деньги, кредиты, предоставленные клиентам, деньги, находящиеся в других финансовых учреждениях. В пассиве отражаются средства ЦБ, государственные кредиты, деньги клиентов и банковских учреждений. Баланс кредитных организаций отражает особенности оборота средств в них.
  • Для бюджетных учреждений. В балансе этих субъектов фигурируют три направления: снабжение, финансирование и потребление. Большая часть пассива – это финансирование, сопутствующие расчеты.
  • Вопрос: Какой срок должен быть у выписки из бухгалтерского баланса?
    Посмотреть ответ

    Балансы различаются между собой в зависимости от специфики деятельности. А потому различают виды ББ в зависимости от того, для какого учреждения составляется документ.

    Классификация бухгалтерского баланса

    ББ классифицируются по признакам. Рассмотрим эти признаки и вид документа:

    • По методу формирования. Это сальдовый ББ, который формируется исходя из остатков по счетам. Это также оборотно-сальдовый ББ, который включает в себя сведения о движении денег за отчетное время.
    • По периодичности создания. ББ могут создаваться с различной периодичностью: раз в год, в месяц, квартал. Вступительный документ оформляется после регистрации фирмы, заключительный – является отчетом за конкретный отрезок времени. Годовой ББ является базой для создания счетов в новом году. Промежуточный документ является сжатой формой годового ББ. Санируемый баланс нужен при наличии угрозы банкротства. Ликвидационный ББ нужен при завершении деятельности ЮЛ.
    • По степени готовности. Предварительный документ формируется заранее. При этом учитываются прогнозируемые корректировки. Заключительный ББ формируется исходя из реальных сведений.
    • По степени консолидации. Индивидуальный ББ фиксирует итоги хозяйственной деятельности одной фирмы. Сводный документ объединяет значения, возникшие через суммирование статей баланса нескольких учреждений. Консолидированный ББ нужен для объединения балансов самостоятельных фирм, которые связаны между собой. Разделительный ББ создается при разделении одной организации на несколько ЮЛ.
    • По источникам. ББ подразделяются на виды в зависимости от того, на основании каких источников они составлены. Есть инвентарные балансы, оформляемые на базе сведений об инвентаризации имущества. Есть также книжные ББ, оформляемые на базе бухучета.
    • По включению в документ регулирующих статей. В баланс-брутто входят статьи, регулирующие значения других статей. К примеру, это амортизация НМА. Это также баланс-нетто, создаваемый на базе сведений баланса-брутто. Его главное отличие – отсутствие регулирующих статей.
    Читайте также:  При опухолях желудка наиболее рациональным способом получения материала является

    ББ – это довольно широкое понятие. Под балансом могут пониматься самые разные документы.

    Разновидности бухгалтерских балансов

    Рассмотрим все виды балансов с кратким описанием документа:

    • Баланс доходов и трат. Представляет собой документ финансового характера, который создается на год или квартал. Цель его формирования – согласованность движения средств, возможность составления прогноза о развитии компании. С помощью этого документа можно отследить денежные взаимоотношения фирмы с ее кредиторами. Он включает в себя расчет доходов и трат, налоговых платежей, создания фондов.
    • Баланс брутто. Этот документ отличается наличием регулирующих статей. Он нужен для проведения научных исследований, улучшения функций баланса.
    • Нетто. В этом документе нет регулирующих статей. Подобный баланс нужен для установления реальной стоимости собственности компании.
    • Вступительный ББ. Этот баланс формируется сразу после регистрации фирмы. В документе фиксируется минимум информации, так как компания только начинает работать. В активах указывается состав имеющегося имущества. Пассив служит для отражения источников формирования капитала и имущества. Как правило, перед созданием такого ББ нужно выполнить инвентаризацию.
    • Завершающий ББ. Представляет собой отчетную бумагу о финансовой работе компании за конкретный период. Оформляется на базе сведений бухучета, которые были предварительно проверены.
    • Консолидированный ББ. Представляет собой сводную отчетность о работе и финансовых итогах материнских и дочерних субъектов. Это общая отчетность для нескольких организаций, связанных между собой. В ББ подобного типа не входит взаимный оборот дочерних субъектов.
    • Ликвидационный ББ. Это отчетный ББ, из которого можно получить сведения об имущественном состоянии фирмы на дату завершения ее деятельности. Отображает размер и источники средств, статус расчетов после завершения периода ликвидации.
    • Оборотный ББ. В этом документе изложены сведения о движении собственности за определенное время. В нем есть информация по оборотам за отчетное время, остатки средств. Подобный ББ – это промежуточная бумага, используемая при формировании начального, ликвидационного и завершающего баланса.
    • Предварительный ББ. Документ оформляется заранее на завершение отчетного времени с учетом прогнозируемых коррекций. В составлении участвуют уже существующие и прогнозируемые сведения об операциях.
    • Пробный ББ. Нужен для проверки верности учета денег.
    • Промежуточный. Формируется до окончания года.
    • Промежуточный ликвидационный. Бумага включает в себя данные о структуре имущества ЮЛ, которое ликвидируется. В нем указываются требования от кредиторов, итоги их удовлетворения. Оформляется комиссией.
    • Разделительный. На основании этой бумаги происходит разделение ЮЛ. Баланс фиксирует факт того, что права одного ЮЛ распределяются по нескольким субъектам. В документе содержатся сведения о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого ЮЛ.
    • Сальдовый. Документ фиксирует имущество фирмы, источники его появления на заданную дату. Формируется на основании подсчета остатков по счетам.
    • Сводно-консолидированный. Оформляется через объединение ББ лиц, которые связаны. Такие документы создаются обычно холдинговыми фирмами.
    • Сводный. Оформляется через объединение разных завершающих балансов. Такие балансы составляются министерствами и ведомостями.

    На данный момент коммерческие фирмы используют преимущественно сальдовые балансы-нетто.

    Источник

    Что такое бухгалтерский баланс и каким он бывает

    Бухгалтерский баланс – это документ, в котором отражаются денежные средства компании. Они группируются по составу, по источникам поступления и по назначению.

    Зачем нужен баланс

    ББ – это документ, который презентует компанию потенциальным кредиторам и партнерам. Они изучают отчет и оценивают финансовое положение организации. В зависимости от данных, которые содержатся в документе, кредиторы, инвесторы и партнеры принимают решение о сотрудничестве с предприятием.

    Читайте также:  Ацикловир форте способ применения при герпесе

    Например, банки и кредитные организации изучают баланс, прежде чем выдать компании новый кредит. Также документ сдается в налоговую службу и органы статистики. Вот в каких еще ситуациях может потребоваться бухбаланс:

    • руководитель фирмы изучает документ и принимает решение, стоит ли участвовать в тендерах, аукционах;
    • государственные учреждения на основе баланса могут оформить компании необходимую лицензию или сертификат.

    Обычно отчет изучается вместе с отчетом о прибыли и убытках. В совокупности там содержатся все необходимые метрики для оценки финансового «здоровья» фирмы. По балансу компания может занимать одно из трех положений:

    • нейтральное. У компании нет прибыли, однако она не несет убытков;
    • положительное. У компании есть прибыль или накопления внутри организации и их объем превышает убытки;
    • убыточное. У фирмы есть долговые обязательства, но нет средств, чтобы погасить задолженность.

    За составление и анализ отчета отвечает экономический отдел или сотрудники на аутсорсе. Главное, чтобы документ был составлен по нормам и стандартам Министерства Финансов Российской Федерации.

    Как устроен баланс

    Для оценки собственного финансового положения компания регулярно составляет финансовую отчетность. Существует пять отчетов, но главные из них – ББ и отчет о финансовых результатах. Они требуются не только самой организации, но и инвесторам, кредиторам, контрагентам.

    Суть бухбаланса заключается в том, что в компании всегда есть активы и пассивы. По закону сохранения материи деньги не могут взяться из ниоткуда и деться в никуда, то есть любой актив должен быть проспонсирован имеющимися или заемными пассивами. По отчету видно, сходятся ли активы и пассивы. Если между ними есть отличия, значит, компания либо расходует средства не по назначению, либо имеет какой-то сторонний источник дохода.

    Раздел с активами включает два подраздела:

    • внеоборотные. Здесь содержится информация об основных средствах, долгосрочных инвестициях. Это ресурсы, которые компания будет использовать позже. Например, проекты, патенты, исследования, которые еще не закончены;
    • оборотные средства. В этом подразделе содержатся данные о дебиторской задолженности, запасах фирмы, вложениях. Это то, что тратит компания на поддержание своей жизнедеятельности. Обычно в эту группу включают сырье, материалы, денежные средства.

    Раздел с пассивами состоит из трех подразделов:

    • капиталы и резервы, куда включена информация о собственных источниках предприятия;
    • долгосрочные обязательства перед кредиторами;
    • краткосрочные займы, которые необходимо вернуть кредиторам в ближайший год.

    Анализ документа позволяет понять следующее:

    • как организована компания;
    • какова ее ликвидность;
    • насколько она обеспечена ресурсами, причем как собственными, так и заемными;
    • насколько она платежеспособна в случае получения кредита.

    Виды баланса

    Есть четыре формы балансовых таблиц. Они отличаются только по отрасли, в которой используются. Самая распространенная форма – баланс коммерческих организаций. Таблица – универсальна, может использоваться для любых форм собственности, вне зависимости от продаваемых продуктов. Деятельность компании влияет только на раздел с активами: там перечислены производственные и маркетинговые активности.

    Если организация бюджетная, то для ее финансовых отчетов используется иная форма таблицы. Там упоминаются три процесса в разделе активов – снабжение, потребление и финансирование.

    Специальные формы ББ используют страховые и кредитно-финансовые учреждения. Вот какие особенности есть у баланса страховых компаний:

    • в активах в основном упоминаются дебиторские задолженности по операциям страхования;
    • в пассивах львиную долю занимают страховые резервы и фонды.

    Если баланс составляется в банковской или небанковской организациях, то он также отражает оборот средств. В отличие от коммерческих предприятий, здесь отсутствует производственные запасы и готовая продукция. Но вместо них в документе учитываются драгоценные металлы, камни, средства ЦБ РФ, а также кредиты, выданные заемщикам.

    Классификация балансов

    Существует еще несколько подходов, которые позволяют классифицировать баланс. Например:

    • по способу формирования выделяется сальдовый или оборотно-сальдовый;
    • в зависимости от периода составления;
    • на состав влияет уровень консолидации;
    • документы отличаются по виду представления информации;
    • в зависимости от источника составления документ бывает инвентарным или книжным;
    • нетто- и брутто-балансы отличаются по наличию или отсутствию регулирующих статей.
    Читайте также:  Грамматический способ толкования правовой нормы

    Иногда отдельными разновидностями баланса признаются предварительный или заключительный. Это разделение основано на данных, которые используются при составлении документа.

    Способы формирования

    Классификация по способу формирования включает два вида баланса. Если используются остатки на бухгалтерских счетах, то документ считается сальдовым. Оборотно-сальдовый учитывает не только остатки, но и движения средств.

    Периодичность

    ББ классифицируется на основе периодичности составления. Самый распространенный вид составляется на регулярной основе по месяцам, кварталам и годам. Чаще всего в качестве отчетного периода выбирается год.

    При необходимости бухгалтер может составить промежуточный ББ. Например, если обычно баланс формируется раз в год, то промежуточным считается за полугодие.

    Также баланс создается в начале деятельности компании и при ее окончании. Как только фирма зарегистрирована, необходим вступительный вид документа. Там фиксируется минимум информации, так как компания еще только начинает работать и пока у нее нет оборота средств. В разделе с активами указывается имеющаяся собственность. В разделе с пассивами перечисляются источники, благодаря которым новое предприятие сформировало свой капитал.

    В конце работы компании создается либо ликвидационный, либо санируемый ББ. Выбор зависит от того, как именно предприятие прекращает свою работу: ликвидируется учредителем или становится банкротом. В первом случае, помимо ликвидационного, составляется промежуточный ликвидационный. Документ включает информацию о структуре имущества закрывающегося предприятия.

    Степень готовности

    Если классифицировать баланс по степени готовности, то получится выделить два вида. Предварительный документ формируется заранее, на основе прогнозируемых операций. Когда операции выполнены и у компании появляются реальные сведения, можно сформировать заключительный ББ.

    Консолидации

    Основное отличие балансов в этой классификации заключается в количестве предприятий, деятельность которых учитывается в документе. Если требуется отразить итоги работы одной фирмы, то составляется индивидуальный баланс. Сводный документ отражает работу нескольких предприятий, которые работают под одним юридическим лицом. Например, сводный отчет формируется для компаний с несколькими филиалами в разных регионах.

    Но если каждая компания является самостоятельным юридическим лицом, то формируется консолидированный баланс. Такой ББ составляется в том случае, если есть основное предприятие и его дочерние компании. В документ не входит взаимный оборот дочерних фирм.

    Отдельная разновидность документа существует для тех компаний, которые необходимо разделить на несколько юрлиц. Это разделительные балансы.

    Источники

    ББ могут отличаться на основании того, какие источники использовались при написании. Если в основу документа легла база сведений об инвентаризации имущества, то баланс считается инвентарным. Но если отчет составляется на базе бухучета, то он является книжным. В основе генерального баланса ложатся текущие учетные записи, которые подтверждаются данными после проведения инвентаризации.

    Регулирующие статьи

    В баланс могут включаться статьи, которые регулируют значения других статей. Например, по амортизации оборудования. Если они есть, то ББ относится к разновидности брутто. Он используется для проведения научных исследований, которые способны улучшить функции документа.

    В балансе-нетто регулирующие статьи отсутствуют. Но документ активно используется в бизнесе. Он позволяет установить реальную стоимость компании и ее собственности.

    Форма предоставления информации

    Показатели могут предоставляться в балансе по-разному. Если метрики действуют на определенный момент, то ББ считается статическим. Но при необходимости можно составить документ, в котором будут отражены показатели в динамике. Обычно это оборотно-сальдовый ББ, но в рамках данной классификации он носит название динамического.

    Бухгалтерский баланс составляется для любого предприятия, независимо от его прибыли и размеров. Поэтому разбираться в разновидностях ББ важно любому предпринимателю, даже начинающему. Ведь понимание того, каким должен быть документ, позволит контролировать собственного бухгалтера или стороннего специалиста и избежать проблем с налоговой и кредиторами.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы