Виды анкетирования выделяемые по способу общения с респондентом

виды анкетирования

Анкетный опрос может проводиться в устной форме, близкой к интервью, когда регистратор сам записывает ответы на бланке. Преимущество этого метода заключается в том, что регистратор имеет возможность уточнить ответ, исключить вероятность неверного толкования вопроса. Однако эта форма анкетирования дорога и трудоемка. Более дешёвой и быстрой является письменная форма анкетирования (корреспондентский

способ), которая предусматривает, что бланк анкеты заполняется самим респондентом.

Наиболее распространенной формой заочного анкетирования является почтовый опрос, который заключается в рассылке анкет и получении ответов на них по почте. Достоинствами почтового опроса являются возможность его проведения на большой территории, в том числе и в трудно-доступных районах; отсутствие психологического барьера и влияния анкетёра на ответы, отсутствие жестких временных ограничений. Среди недостатков: длительность ожидания ответов, неполный возврат анкет (число безответных анкет достигает нередко более 90%), трудности с определением достоверности получаемой информации, возможные ошибки при заполнении бланка, связанные с низким образовательным и культурным уровнем отдельных респондентов.

Говоря о технологии опроса, заметим, что данный тип исследования, предполагает опрос определенных лиц, и необходимо, чтобы эти лица по возможности, во-первых, участвовали в опросе, а во-вторых, отвечали искренне, внимательно, самостоятельно, подробно.

Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п. Иными словами, анкета — это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целена-правленного опосредованного общения.

Перед составлением анкеты консультанту необходимо точно определить, какая требуется информация, как она будет использоваться, каким образом будут подводиться итоги. Затем необходимо сформулировать точные, простые, недвусмысленные вопросы. Желательно, чтобы ответы ог-раничивались формулировками «да», «нет», либо числовыми значениями. Если требуются длинные ответы, стоит предложить список возможных ответов и попросить отметить один их них. Вопросы следует группировать в логическом порядке, так чтобы каждый ответ предполагал следующий вопрос. Составлению анкеты также предшествует исследовательская работа, имеющая целью учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможности сформулировать недвусмысленный ответ.

Источник

Виды анкетирования в социологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Анкетный опрос в социологии представляет собой метод опроса, используемый с целью получения определенной эмпирической информации в соответствие с целями исследования посредством инструмента — анкеты.

Специфика данного метода обусловлена опосредованностью исследования, устанавливающей дистанцию между исследователем и респондентом: участие исследователя минимально, что позволяет получить необходимую информацию, неискаженную его субъективным присутствием, а также исключает социально – психологическое влияния исследователя на респондента.

Виды анкетирования в социологии

Классификация видов анкетного опроса основывается на различных критериях. Так, например, виды анкетного опроса определяются по:

  • количеству респондентов, участвующих в исследовании;
  • по степени охвата выборки исследования;
  • по характеру контакта с опрашиваемыми.

По количеству респондентов, участвующих в исследовании анкетный опрос в социологии делят на:

  • индивидуальный анкетный опрос (опрос одного человека);
  • групповой анкетный опрос (опрос нескольких человек);
  • массовый анкетный опрос (опрос нескольких сотен или тысяч человек).
Читайте также:  Создавать папки 3 способа

По степени охвата выборки исследования анкетный опрос в социологии делится на:

  • сплошной анкетный опрос (в данном случае, исследуется вся выборка исследования);
  • выборочный анкетный опрос (в данном случае, исследуется репрезентативная часть выборки исследования).

По характеру контакта с опрашиваемыми анкетный опрос в социологии делят на:

  • очный анкетный опрос (в данном случае исследователь находятся рядом с опрашиваемым во время опроса);
  • заочный анкетный опрос (в данном случае во время опроса находится в другом месте);
  • анонимный анкетный опрос (в данном случае респондент более откровенен в своих ответах);
  • персонифицированный.

Готовые работы на аналогичную тему

По способу раздачи анкет опрос делится на:

  • раздаточный анкетный опрос;
  • анкетный опрос по почте;
  • электронный интерактивный анкетный опрос.

Преимущества и недостатки анкетного опроса

Как и любой метод опроса, данный метод обладает рядом преимуществ и недостатков.

Среди преимуществ анкетного опроса следует выделить:

  • экономичность при затратах на исследование, что смягчает некоторые экономические барьеры (к примеру, не нужно привлекать высоко классифицированных интервьюеров);
  • возможность исследования больших групп людей, от нескольких сотен до нескольких тысяч, что делает выборку репрезентативнее;
  • а также удобство в сборе и кодировке полученной информации (формализуемость), что существенно сокращает время на обработку результатов исследования);
  • отсутствие социально – психологического влияния исследователя на респондента.

Также надежность полученных результатов анкетного опроса обеспечивается:

  • применением открытых и закрытых вопросов;
  • отсутствием побудительных, риторических вопросов;
  • наличием инструкции по заполнению анкеты;
  • доступностью недвусмысленной интерпретации вопросов анкеты;
  • соответствие инструментария замыслу исследования;
  • мотиваций респондента;
  • сбалансированностью вопросов и вариантов ответа;
  • применением эффекта научения.

Среди недостатков данного метода следует выделить отсутствие контроля за заполнением анкеты респондентом, что существенно сказывается на обрабатываемых анкетах: они могут оказаться пустыми, либо быть частично заполненными. Также возникает проблема возврата анкет, для преодоления чего применяются различные мотивационные факторы, такие как приложенные сувениры (открытки, значки), напоминания, персонифицированные обращения.

Источник

Виды анкетирования

Различается несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает анкетер, то есть по способу общения различают – очный и заочный опрос. В первом случае речь идет о раздаточном индивидуальном и групповом опросе, во втором – о почтовом и прессовом анкетировании.

А) Индивидуальное анкетирование. Данный вид анкетирования проводится по месту жительства или по месту работы. Одна из сложностей связанных с индивидуальным анкетированием заключается в том, что анкетер не может проверить факт заполнения анкеты именно тем человеком, который требовался по выборке, а не другим членом семьи. Так же возможен вариант последующего отказа от заполнения анкеты. Преимущества этой разновидности: – обеспечивает высокий процент возврата анкет; – дает возможность исправить, восполнить некоторые пропуски. Недостатки: – трудоемкость проведения; – меньший охват; – проблемы с анонимностью.

Процедура проведения. Он предполагает две встречи анкетера и респондента. На первой встрече необходимо убедить человека принять участие в исследовании, но не нужно настаивать и давить на респондента. После того как опрашиваемый дал согласие на заполнение анкеты, анкетер проводит небольшой инструктаж. Опрашиваемому напоминается, что анкету нужно заполнить обязательно самому, без посторонней помощи и советов. Затем анкетер указывает на то, что заполнять анкету несложно и что правила заполнения изложены на ее первой странице. Обязательно оговаривается время следующей встречи для возврата заполненной анкеты. Эти сроки не должны быть большими (1-2 дня). Основная цель второй встречи анкетера с опрашиваемым – это проверка правильности заполнения анкеты. Ни один вопрос анкеты не должен оставаться без ответа – это основное правило приема анкет. После приема анкет анкетер должен поблагодарить респондента за участие.

Читайте также:  Способы взыскания денежных средств с должника

Б) Групповое анкетирование. Основная черта этого вида сбора данных и возникающего в его ходе взаимодействия состоит в том, что анкета раздается сразу нескольким лицам, находящимся в одном помещении, с тем, чтобы они тут же сами ее заполнили и вернули анкетеру.

Главное преимущество группового анкетирования состоит: а) в оперативности и экономичности, поскольку сразу можно охватить десять и более человек; б) в полноте возврата (практически 100%). Еще одно организационное преимущество заключается в том, что в нем участвуют именно те лица, которые нужны по правилам выборки, а не их знакомые, домашние, коллеги. Недостатки группового метода – сложность организации проведения (договоренности); – присутствие посторонних (третьих) лиц, что будет сковывать респондентов; – возможно общение (обсуждение) между рядом сидящими респондентами.

Виды группового опроса различают в зависимости от состава групп. В одних случаях речь идет об уже готовых группах знакомых или теоретически знакомых лиц — например, студентов одного курса, работников одного учреждения. В других – о группах незнакомых между собой людей. Эти группы сложились независимо от организатора (посетители выставки, магазина поликлиники и т. п.). В третьих — группы собираются исключительно для целей исследования; тогда здесь встает дополнительно вопрос отбора этих лиц.

Процедура проведения группового анкетирования:

– желательно, чтобы социолог пришел к респондентам с представителем руководства данной организации, где проводится опрос (на предприятии, в школе);

– на одного анкетера должно приходиться примерно 15 респондентов;

– социолог (анкетер) сам представляется или его представляют, объясняет цель прихода, проводит инструктаж;

– перед раздачей анкет должны выйти третьи лица (руководитель, учитель);

– во время заполнения анкетер следит за тем, чтобы не было обсуждения, отвечает на вопросы респондентов, связанные с заполнением анкеты;

– при сборе анкет по возможности проверять анкету на заполнение, особенно паспортичку;

– во время всей процедуры анкетер должен быть дружелюбным и общительным, но оставаться нейтральным, не подсказывать респондентам варианты ответов.

В) Почтовый опрос – разновидность заочного анкетирования: анкета распространяется как самостоятельное почтовое отправление. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Используется данная разновидность при ограниченных ресурсах как временных, так и денежных; как вспомогательный метод, для исследования деликатных тем. Преимущества метода а) простота организации: нет необходимости в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества интервьюеров; б) позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе и в труднодоступных районах; в) анкета заполняется только респондентом, тем самым снимается влияние анкетера на респондента и психологические барьеры, наблюдаемые иногда при индивидуальном исследовании. Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки:

а) неполный возврат анкет, не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям. Если бы причиной неполного возврата были лишь случайные обстоятельства, то было бы достаточно увеличить количество рассылаемых анкет. Однако практика показывает, что в основе неполного возврата лежат систематические факторы. В целом величина возврата анкет зависит от социально-демографической структуры обследуемой совокупности;

б) другой момент, связанный с проведением почтового опроса и влияющий на надежность получаемых результатов – это то, что мнения ответивших бывают отличными от мнений тех, кто воздержался от участия в опросе;

Читайте также:  Способы проверки заработной платы

в) возможны ситуации, когда респондент не сам заполняет анкету, а перекладывает это на кого-либо из членов семьи; нельзя полностью исключать случаи группового заполнения.

Таким образом, важнейшая методико-организационная задача, решаемая исследователем при планировании и проведении почтового опроса – это увеличение, стимулирование возврата анкет.

– начинается опрос с уведомления, где говорится как получен адрес респондента, какая организация проводит опрос, указывается телефон;

– высылается анкета с конвертом для возврата;

– напоминания рассылаются через некоторое время после отправления анкеты (через неделю, через 3 недели, через 7 недель);

– для повышения уровня возврата анкет используют вознаграждения (открытки, ручки, календари), так же внимание уделяется оформлению анкеты (используются различные шрифты, броское название, брошюрование).

Г) Прессовый опрос. В данном виде анкетирования анкета печатается в газете или журнале. Выделяют две цели такого опроса: а) когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа; б) когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме, т.е. это социологическая анкета. Данный метод имеет свои достоинства. Он экономически дешевый, так как не требует затрат на интервьюеров и тиражирование анкет. Из общего массива заполненных анкет почти всегда могут быть созданы однородные подмассивы, составленные из конкретных социально-демографических групп. То есть, открываются благоприятные возможности для исследования дифференциации мнений, предложений, свойственных различным группам респондентов. Часто участники опроса сопровождают заполненную анкету письмами, содержащими аргументацию их отношения к изучаемой проблеме. К преимуществам относится: добровольность участия респондентов и откровенность заполнения.

В силу пассивности процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании невысокий возврат анкет. Зачастую это доли процента или единицы процентов всей совокупности читателей. Крайне редко в опросе участвуют более десятой части аудитории. Отвечающие же отличаются от «молчащего большинства» не только социально-демографическими характеристиками, но, прежде всего, своим отношением к изучаемой проблеме или печатному органу (например, если в прессовой анкете изучается отношение к жилищной проблеме, то среди приславших ответы будет больше тех, кто неудовлетворен жилищными условиями). Таким образом, прессовый опрос имеет два основных недостатка: низкий возврат анкет и неравнодушные к изучаемой проблеме.

Процедура проведения. В газете располагается анкета, лучше на первой полосе, выделив ее при этом шрифтом, броским заголовком, сопроводив фотографией. Если анкета печатается на внутренних или на последних полосах, целесообразно сообщить об этом читателю уже на первой полосе. В любом случае текст анкеты должен предваряться вступлением от редакции, в котором сказано о целях опроса, назван исследовательский коллектив, указан адрес отправки заполненной анкеты. Число вопросов ограничивается пространством, которое печатный орган выделяет под анкету. Газетная анкета обычно содержит 10-30 вопросов. Инструкция такая же, как и при почтовом опросе. Активность респондентов в прессовом опросе повысится, если за несколько дней до публикации анкеты газета выступит по соответствующей теме, обострит проблему. Публиковать анкету лучше перед выходными днями.

Таким образом, существует некоторое разнообразие способов анкетирования, выбор того или иного типа определяется целями и задачами исследования, а также возможностями, ресурсами социолога, которыми он располагает: финансы, кадры и время.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Оцените статью
Разные способы