Вид способ воспроизведения одними объектами признаков других объектов это

ТЕМА IV. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

ТЕСТ № 11

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Сознание б Отражение в Форма отражения г Психика д Труд е Язык ж Самосо-знание
1. Всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении одними предметами признаков, свойств и отношений других предметов.
2. Целесообразная деятельность, в процессе которой человек создаёт предметы, удовлетворяющие различные его потребности.
3. Целостная оценка человеком себя как деятельного, чувствующего и мыслящего человека.
4. Вид, способ воспроизведения одними объектами признаков других объектов.
5. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, а также средством объективации самосознания личности.
6. Свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
7. Высший уровень психической активности человека как социального существа, заключающийся в отражении действительности в форме чувственных и умственных образов.

ТЕСТ № 12

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Эмоции б Воля в Идеаль-ное г Матери-альное д Информа-ция е Образ ж Знак
1. Специфический способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.
2. Материальный предмет, явление, событие, выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, события или явления.
3. Субъективные реакции человека и животных, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
4. Отражение, способы передачи разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы.
5. Способность к выбору цели жизнедеятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.
6. Всё, что существует объективно, вне и независимо от сознания, воли человека, субъекта.
7. Результат отражения признаков одного предмета в другом, в том числе, отражения объекта в сознании человека.

ТЕМА V. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

ТЕСТ № 13

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Обществен-ное сознание б Индивиду-альное сознание в Коллекти-вное (груп-повое) со-знание г Общест-венная психо-логия д Идеоло-гия е Форма об-ществен-ного соз-нания
1. Совокупность настроений, взглядов, идей различных групп людей относительно тех или иных сторон, сфер жизни общества.
2. Совокупность настроений, взглядов, идей, характерная (присущая) определённой группе людей.
3. Более или менее стройная система взглядов, положений, идей (экономических, политико-правовых и т.д.), оформляемая в виде программ, концепций, теорий.
4. Совокупность настроений, взглядов, идей, концепций, свойственных определённым совокупностям (обществу в целом).
5. Вырастающие непосредственно под влиянием определённых условий социального бытия суждения, настроения, чувства людей, членов общества, различных его групп.
6. Совокупность настроений, взглядов, идей, присущих отдельно взятым людям, личностям.

ТЕСТ № 14

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Политичес-кое сознание б Политичес-кое отно-шение в Политичес-кая идеоло-гия г Право-вое со-знание д Правовое отношение е Норма права
1. Совокупность взглядов, идей о природе и назначении правовых отношений людей, а также на вопросы законодательства, суда и т.д.
2. Совокупность взглядов, идей о формах государственного устройства, отношениях различных социальных групп, отношениях с другими государствами т.п.
3. Более или менее систематизированное, иногда теоретическое выражение взглядов различных социальных групп на отношения между классами, государствами, на формы классового устройства и т.д.
4. Социальное отношение, отношение между людьми и группами людей, нормативно регулируемое и охраняемое силой государства.
5. Отношение между социальными группами, в том числе между классами, с точки зрения распределения власти в обществе.
6. Правило, образец поведения или действия, официально отстаиваемые силой государства.
Читайте также:  Способы получения посылки с алиэкспресс

ТЕСТ № 15

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Мораль б Моральное отношение в Моральная норма г Свобода д Добро е Зло ж Справедли-вость
1. Соответствие между ролью различных индивидов (групп) в жизни общества и их социальном положении.
2. Общественное правило, образец поведения или действия, опирающиеся на привычки, общественное мнение и воспитание.
3. Способ нормативной регуляции действий человека, форма общественного сознания, опирающиеся на привычку, общественное мнение, воспитание.
4. Нравственно отрицательное, предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
5. Способность человека действовать по выбору в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
6. Должное и нравственно положительное, благо.
7. Отношение между людьми, опирающееся на их представление о допустимом, одобряемом общественным мнением, а также на их знание правил и образцов соответствующего поведения.

ТЕСТ № 16

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Долг б Совесть в Честь г Достоинство д Счастье е Смысл жизни
1. Личностное качество человека, заключающееся в сознательном исполнении своих обязанностей, не взирая ни на какие обстоятельства.
2. Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
3. Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения нравственных обязанностей.
4. Содержание жизни людей, воспринимаемое ими как соответствующее их представлениям о природе и назначении человека.
5. Нравственная задача отдельного человека или группы людей, которая стала для них внутренне принятым обязательством.
6. Качество поступков, действий людей, характеризующееся соответствием требованиям, предъявляемым к человеку другими людьми, обществом или человеком к самому себе.

ТЕСТ № 17

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Искусст-во б Художес-твенный образ в Прекра-сное г Безобра-зное д Возвы-шенное е Низмен-ное ж Коми-ческое з Траги-ческое
1. Способ бытия художественного произведения, представляющий собой чувственно-индивидуализированное изображение мыслимого автором субъекта.
2. Вид грозящего уничтожения, проистекающего из природы самого гибнущего явления, его внутренней раздвоенности.
3. Средоточие негативного, нечто бесформенное: эстетический эквивалент абсурдности бытия.
4. Воспроизведение действительности в специфических художественных формах
5. Несообразность, несоответствие между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом и т.д., вызывающие смех.
6. Нечто, потерявшее всякую ценность для человека, но противостоящее ценному.
7. Нечто, обладающее высшей эстетической ценностью.
8. Нечто, обладающее внутренней значимостью, превосходящей по своему идеальному содержанию реальные формы своего выражения

ТЕСТ № 18

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Источник

Виды и формы познания мира

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Читайте также:  Получение ацетилена двумя способами

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

  • Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
  • Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
  • Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
  • Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
  • Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
  • Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
  • Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Читайте также:  Способы защиты при ультразвуке

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Источник

Оцените статью
Разные способы
Чувственное Рациональное