ТЕМА IV. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
ТЕСТ № 11
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Сознание | б Отражение | в Форма отражения | г Психика | д Труд | е Язык | ж Самосо-знание |
1. Всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении одними предметами признаков, свойств и отношений других предметов. | |||||||
2. Целесообразная деятельность, в процессе которой человек создаёт предметы, удовлетворяющие различные его потребности. | |||||||
3. Целостная оценка человеком себя как деятельного, чувствующего и мыслящего человека. | |||||||
4. Вид, способ воспроизведения одними объектами признаков других объектов. | |||||||
5. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, а также средством объективации самосознания личности. | |||||||
6. Свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. | |||||||
7. Высший уровень психической активности человека как социального существа, заключающийся в отражении действительности в форме чувственных и умственных образов. |
ТЕСТ № 12
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Эмоции | б Воля | в Идеаль-ное | г Матери-альное | д Информа-ция | е Образ | ж Знак |
1. Специфический способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. | |||||||
2. Материальный предмет, явление, событие, выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, события или явления. | |||||||
3. Субъективные реакции человека и животных, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. | |||||||
4. Отражение, способы передачи разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы. | |||||||
5. Способность к выбору цели жизнедеятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. | |||||||
6. Всё, что существует объективно, вне и независимо от сознания, воли человека, субъекта. | |||||||
7. Результат отражения признаков одного предмета в другом, в том числе, отражения объекта в сознании человека. |
ТЕМА V. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
ТЕСТ № 13
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Обществен-ное сознание | б Индивиду-альное сознание | в Коллекти-вное (груп-повое) со-знание | г Общест-венная психо-логия | д Идеоло-гия | е Форма об-ществен-ного соз-нания |
1. Совокупность настроений, взглядов, идей различных групп людей относительно тех или иных сторон, сфер жизни общества. | ||||||
2. Совокупность настроений, взглядов, идей, характерная (присущая) определённой группе людей. | ||||||
3. Более или менее стройная система взглядов, положений, идей (экономических, политико-правовых и т.д.), оформляемая в виде программ, концепций, теорий. | ||||||
4. Совокупность настроений, взглядов, идей, концепций, свойственных определённым совокупностям (обществу в целом). | ||||||
5. Вырастающие непосредственно под влиянием определённых условий социального бытия суждения, настроения, чувства людей, членов общества, различных его групп. | ||||||
6. Совокупность настроений, взглядов, идей, присущих отдельно взятым людям, личностям. |
ТЕСТ № 14
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Политичес-кое сознание | б Политичес-кое отно-шение | в Политичес-кая идеоло-гия | г Право-вое со-знание | д Правовое отношение | е Норма права |
1. Совокупность взглядов, идей о природе и назначении правовых отношений людей, а также на вопросы законодательства, суда и т.д. | ||||||
2. Совокупность взглядов, идей о формах государственного устройства, отношениях различных социальных групп, отношениях с другими государствами т.п. | ||||||
3. Более или менее систематизированное, иногда теоретическое выражение взглядов различных социальных групп на отношения между классами, государствами, на формы классового устройства и т.д. | ||||||
4. Социальное отношение, отношение между людьми и группами людей, нормативно регулируемое и охраняемое силой государства. | ||||||
5. Отношение между социальными группами, в том числе между классами, с точки зрения распределения власти в обществе. | ||||||
6. Правило, образец поведения или действия, официально отстаиваемые силой государства. |
ТЕСТ № 15
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Мораль | б Моральное отношение | в Моральная норма | г Свобода | д Добро | е Зло | ж Справедли-вость |
1. Соответствие между ролью различных индивидов (групп) в жизни общества и их социальном положении. | |||||||
2. Общественное правило, образец поведения или действия, опирающиеся на привычки, общественное мнение и воспитание. | |||||||
3. Способ нормативной регуляции действий человека, форма общественного сознания, опирающиеся на привычку, общественное мнение, воспитание. | |||||||
4. Нравственно отрицательное, предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. | |||||||
5. Способность человека действовать по выбору в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. | |||||||
6. Должное и нравственно положительное, благо. | |||||||
7. Отношение между людьми, опирающееся на их представление о допустимом, одобряемом общественным мнением, а также на их знание правил и образцов соответствующего поведения. |
ТЕСТ № 16
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Долг | б Совесть | в Честь | г Достоинство | д Счастье | е Смысл жизни |
1. Личностное качество человека, заключающееся в сознательном исполнении своих обязанностей, не взирая ни на какие обстоятельства. | ||||||
2. Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. | ||||||
3. Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения нравственных обязанностей. | ||||||
4. Содержание жизни людей, воспринимаемое ими как соответствующее их представлениям о природе и назначении человека. | ||||||
5. Нравственная задача отдельного человека или группы людей, которая стала для них внутренне принятым обязательством. | ||||||
6. Качество поступков, действий людей, характеризующееся соответствием требованиям, предъявляемым к человеку другими людьми, обществом или человеком к самому себе. |
ТЕСТ № 17
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Искусст-во | б Художес-твенный образ | в Прекра-сное | г Безобра-зное | д Возвы-шенное | е Низмен-ное | ж Коми-ческое | з Траги-ческое |
1. Способ бытия художественного произведения, представляющий собой чувственно-индивидуализированное изображение мыслимого автором субъекта. | ||||||||
2. Вид грозящего уничтожения, проистекающего из природы самого гибнущего явления, его внутренней раздвоенности. | ||||||||
3. Средоточие негативного, нечто бесформенное: эстетический эквивалент абсурдности бытия. | ||||||||
4. Воспроизведение действительности в специфических художественных формах | ||||||||
5. Несообразность, несоответствие между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом и т.д., вызывающие смех. | ||||||||
6. Нечто, потерявшее всякую ценность для человека, но противостоящее ценному. | ||||||||
7. Нечто, обладающее высшей эстетической ценностью. | ||||||||
8. Нечто, обладающее внутренней значимостью, превосходящей по своему идеальному содержанию реальные формы своего выражения |
ТЕСТ № 18
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Источник
Виды и формы познания мира
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
- Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
- Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
- Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
- Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
- Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
- Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
- Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
- Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
- Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
- Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
- Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
- Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
- Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
- Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
- Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
- Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Чувственное | Рациональное |