- Виды планов, формы планирования, экономика предприятия
- Планы и планирование
- Принципы составления планов
- Какими бывают планы
- Бизнес-план
- План проверок
- Определение перспективной стратегии
- Развитие предприятия
- Перспективные планы
- Финансовое планирование
- Годовой план предприятия
- Составление оперативного плана
- Процедура составления планов
- Вид плана по способам планирования
Виды планов, формы планирования, экономика предприятия
Разнообразные виды планов регулярно составляются руководством предприятий. От того, насколько четко, качественно и подробно они будут составлены, во многом зависит успех работы и достижение высоких результатов. Это своего рода ориентир, который помогает предприятию двигаться в правильном направлении с учетом внешней ситуации и степени обеспеченности ресурсами.
Планы и планирование
Планирование — это деятельность по определению перспективного состояния и функционирования фирмы. Оно играет огромную роль в деятельности организации и несет в себе несколько важных функций:
- определение перспектив развития предприятия;
- обеспечение экономии материальных ресурсов;
- снижение риска разорения и банкротства ввиду непредвиденных колебаний в экономике;
- своевременное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;
- повышение эффективности работы.
План — это утвержденный документ, который содержит определенный перечень действий, целей, методов и цифровых показателей, составляемый на указанный период. Кроме того, он включает сведения об имеющихся и недостающих ресурсах, которые призваны обеспечить наиболее полное соответствие полученных результатов ранее заявленным.
Принципы составления планов
Все виды планов составляются на основании определенных принципов:
- объективная необходимость, продиктованная современными экономическими условиями;
- все показатели должны быть конкретными и обладать численным измерением;
- план должен иметь четкие временные границы;
- все цифры должны быть реалистичными и обоснованными (исходить следует из наличия ресурсов на предприятии);
- форма составления программы должна быть гибкой, чтобы имелась возможность приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде;
- планирование должно производиться комплексно и охватывать все сферы деятельности предприятия;
- программы по всем структурным подразделениям не должны противоречить друг другу;
- все составленные и заверенные планы являются обязательными к исполнению;
- нацеленность на достижение максимального экономического результата;
- на каждой из стадий должно быть разработано несколько альтернатив, среди которых выбирается впоследствии оптимальная.
Соблюдение данных принципов позволяет сделать планы реальными, подробными, а главное — эффективными.
Какими бывают планы
В соответствии с различными классификационными признаками, различают следующие виды планов (для лучшей наглядности материал мы оформили в виде таблицы).
Признак | Виды |
По времени | Краткосрочные. Долгосрочные. |
По целям | Тактические. Стратегические. |
По точности | Детализированные. Укрупненные. |
По сфере применения | Корпоративные. Цеховые. |
По содержанию | Производства и реализации продукции. Социальные. |
По ориентиру | Реактивные (вследствие каких-либо событий либо на основании предшествующего опыта). Интерактивные (предусматривают взаимодействие прошлых, будущих и настоящих показателей). |
Все перечисленные квалификационные признаки могут существовать как по-отдельности, так и пересекаться в одном плановом документе.
Бизнес-план
Для привлечения инвестиций или же для получения кредита на развитие собственного дела необходимо правильно презентовать свою идею. Для этого необходимо составить бизнес-план, который представляет собой сведения об организации, а также ее финансовые показатели. Состоит он из следующих разделов:
- для начала составляется краткое резюме, которое отражает общее содержание документа;
- далее описываются цели реализации проекта, а также задачи, которые призваны обеспечить их достижение (данная составляющая плана должна отражать не только философию организации, но также и ее нацеленность на материальный результат);
- информация о деятельности фирмы;
- анализ ситуации в отрасли, а также описание конкурентной среды;
- целевая аудитория и рынки сбыта;
- маркетинговая стратегия и рекламные мероприятия;
- технология производства;
- организационная структура и мероприятия по обеспечению деятельности;
- информация о плановой численности и структуре персонала;
- финансовая часть (эта составляющая плана должна содержать расчеты всех экономических показателей);
- ответственность предприятия;
- непредвиденные обстоятельства и ликвидация бизнеса.
План проверок
Работа предприятия требует непрерывного контроля соответствия заданным показателям. Для этого составляется план проверок для организации в целом, а также для каждого подразделения в отдельности. Аналогичные документы также составляются налоговыми и другими контролирующими службами. На предприятии проверки могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением посторонних лиц и организаций. Это также должно быть прописано в плане.
Определение перспективной стратегии
Стратегическое планирование — это процесс определения желаемого будущего состояния предприятия путем анализа, прогнозирования и целеполагания. Можно сказать, что это определенный набор действий по созданию долгосрочных перспектив для организации.
Стратегическое планирование может включать в себя следующие моменты:
- распределение материальных и технических ресурсов между подразделениями организации;
- реагирование на изменения внешней среды, а также завоевание собственной ниши на рынке;
- возможное будущее изменение организационной формы предприятия;
- координация управленческих действий во внутренней среде;
- анализ прошлого опыта применительно к будущим планам.
Стратегия деятельности предприятия разрабатывается топ-менеджерами фирмы. Она обязательно должна быть подкреплена финансовыми расчетами на основании ретроспективного анализа. Одним из главных требований к подобного рода планам является гибкость, ведь внешняя среда достаточно нестабильна. Также при разработке стратегии нужно учесть тот факт, что затраты на ее реализацию должны быть полностью оправданы ожидаемыми результатами.
Развитие предприятия
План развития предприятия подразумевает кардинальные изменения как в экономической, так и в организационной системе фирмы. При этом должен наблюдаться значительный финансовый и технологический рост. Центральное место занимает увеличение объемов производимой продукции и, как следствие, чистой прибыли.
Стратегический план развития предприятия может быть разработан по следующим основным направлениям:
- усовершенствование производственной программы;
- внедрение достижений научно-технического прогресса;
- повышение эффективности производства за счет увеличения показателей производительности труда и материалоотдачи;
- план по строительству новых сооружений, а также установке нового оборудования;
- совершенствование кадровой структуры и состава;
- улучшение социального положения работников;
- внедрение экологически чистых систем производства.
Перспективные планы
Перспективные планы — это важнейшая составляющая деятельности руководителей, которая во многом определяет эффективность работы фирмы в целом. В ходе их разработки должны быть указаны не только конкретные цели, но также и ресурсы, которые будут использоваться при их достижении. Кроме того, должны быть определены сроки реализации запланированных мероприятий. Можно сказать, что нужно не просто определить направления деятельности, но также и предвидеть варианты развития ситуации во внешней среде.
Перспективные планы основаны на прогнозах касательно будущей экономической ситуации как внутри организации, так и за ее пределами. Период составления такой программы может охватывать промежуток времени вплоть до 15 лет.
Финансовое планирование
Финансовый план неразрывно взаимосвязан с разработкой экономических и социальных вопросов. В нем отражается использование материальных ресурсов, а также планируемая себестоимость готовой продукции. Также при составлении данного документа должно быть предусмотрено использование имеющихся материальных запасов и финансовых ресурсов с целью совершенствования процесса производства.
Финансовый план по своей форме напоминает бухгалтерский баланс. В нем должны быть четко прописаны все статьи, которые касаются доходной и расходной частей. В приходном разделе отображаются такие операции, как поступления от участия в капитале, проценты по депозитным счетам и прочее. Говоря о затратах, отмечают амортизацию, погашение задолженностей и так далее.
Годовой план предприятия
Практически каждое производственное (и даже непроизводственное) предприятие считает обязательным составлять план работы на год. В нем прописываются такие моменты, как затраты на производство узлов и деталей, а также себестоимость готовой продукции, выручка, которую предполагается получить, а также суммы обязательных платежей.
Годовой план представляет собой нечто вроде прогноза. Он основан на тенденциях развития самого предприятия, а также отрасли и рынка в целом. Данные прогнозы составляются на основе данных за предыдущие периоды, учитывая при этом возможные отклонения и непредвиденные колебания экономики.
На крупных предприятиях недостаточно составить годовой план только лишь для организации в целом. Требуются финансовые расчеты и детализация экономических показателей по каждому подразделению. При этом такие планы должны быть увязаны между собой и не иметь противоречий.
Составление оперативного плана
Оперативный план работы позволяет обеспечить выполнение стратегических целей предприятия. В отличие от долгосрочных планов, данная разновидность регулирует текущую деятельность фирмы. Такой документ может охватывать период длительностью до трех месяцев.
Содержание оперативного плана может быть описано следующим образом:
- организационная структура предприятия, которая должна претерпеть изменения или же остаться в прежнем состоянии;
- манипуляции с имеющейся технологической базой или же приобретение нового оборудования;
- повышение эффективности экономической эффективности в целом или же ее отдельных показателей;
- определение выгодности координат самого предприятия или же его основных контрагентов;
- совершенствование процедуры управления производственными запасами с целью обеспечения их экономии;
- совершенствование процессов контроля качества продукции на всех этапах ее изготовления;
- повышение репутации фирмы среди поставщиков и клиентов за счет улучшения имиджа.
Процедура составления планов
Составление планов работы предприятий подразумевает прохождение нескольких последовательных этапов:
- определение возможных проблем и рисков, с которыми предприятие может столкнуться в перспективном периоде;
- определение целей работы предприятия, а также их четкое экономическое обоснование и оценка реальности их выполнения;
- планирование материально-технического и финансового состояния предприятия; оценка стоимости ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных задач;
- детализация целей путем разделения их на отдельные конкретные задачи;
- разработка мероприятий по контролю за исполнением планов, а также определение их графика.
Без составления четких и развернутых планов невозможно обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование предприятия. Руководство должно иметь четкое представление о целях деятельности, а также о средствах, которые понадобятся для их достижения. Кроме того, все виды планов дают возможность предприятию смягчить влияние экономических колебаний.
Источник
Вид плана по способам планирования
Формы планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают:
Директивное планирование – форма планирования, которая носит обязательный характер, т.к. связано с принятием решения о конкретных действиях.
Индикативное планирование – носит направляющий, ре¬комендательный характер.
2. В зависимости от срока, на который составляется план различают:
Долгос¬рочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы определяют долговременную стратегию предприятия, включая социальное, эконо-мическое, научно-технологическое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное плани¬рование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план.
Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, вклю¬чая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование.
3. По содержанию плановых решений выделяют:
Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны.
Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия и разработки мероприятий по предотвращению или минимизации возможных угроз, выявленных в ходе разработки стратегии.
Тактическое планирование охватывает краткос¬рочный и среднесрочный периоды.
Оперативно-календарное планирование состоит в конкретизации показателей тактического пла¬на с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия.
4. По сферам планирования:
планирование сбыта
планирование производства
планирование персонала
планирование приобретений
5. По учету изменения данных:
жесткое планирование;
гибкое планирование;
6. По очередности во времени:
упорядоченное планирование
скользящее планирование
внеочередное планирование
7. По степени полноты разработки:
предварительный
окончательный
8. По уровням управления:
план на корпоративном уровне
план на уровне самостоятельных экономических единиц
план на уровне подразделения предприятия
Традиционные методы планирования.
1. Творчество — связан с личностными характеристиками менеджера.
Характеризуется способностью плановика разрабатывать и применять новые и лучшие по сравнению с предыдущими плановыми решениями, при этом выходить за привычный образ мыслей и воплощать в плане новые и оригинальные идеи.
2. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы.
В связи с тем, что большое число решений повторяется в работе то прошлые плановые решения становятся шаблоном при решении текущих задач.
3. Система бухгалтерского учета.
Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности фирмы и полученные из данных бухгалтерского учета можно свести в следующие группы:
– показатели, характеризующие платежеспособность;
– источники формирования средств;
– использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной деятельности;
– рентабельность.
4. Предельный анализ.
Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Характеризуется объемом продаж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.
5. Норма прибыли на вложенный капитал — показывает связь между доходами предприятия и его капталом.
6. Дисконтирование — учитывает изменение стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия.
7. Анализ чувствительности. Данный метод позволяет оценить, насколько сильно измениться эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации
8. Проверка устойчивости. Суть метода в разработке так называемых сценариев развития событий в базовом и наиболее опасных вариантах реализации плана для каких-либо проектов.
9. Нормативный метод. Основан на использовании научно обоснованных норм и нормативов для определения переменных величин.
10. Программно-целевой. Этот метод применяется при разработке сложных проектов, где участвует много исполнителей. Его сущность заключается в построении дерева целей, в которой указываются: генеральная цель, цели подуровней или содержание работы, исполнители, сроки выполнения работы, размер финансирования.
Источник