Вид глагола видовая пара способ образования видовой пары

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов – глаголы разного вида, объединенные в пары по лексическому значению. Как правило, они имеют один корень и указывают на одно действие.

Объединение глаголов в пары

Каждый глагол имеет грамматический признак, который его характеризует: вид. Эта грамматическая категория передает характер протекания действия во времени, его длительность, ограниченность, завершенность.

Таким образом, вид отражает совершение или несовершение какого-либо действия. Отсюда название вида глагола: «совершенный» и «несовершенный».

От характера протекания действия формируются вопросы:

На первый вопрос отвечают глаголы с неопределенным сроком совершения. Они могут отражать бесконечное протекание действия во времени, многократное повторение, постоянное его совершение.

Что делать? – рисовать, писать, читать, мастерить. Такие глаголы относят к глаголам несовершенного вида.

На второй вопрос отвечают глаголы с ограничением срока совершения действия, уверенным результатом в его выполнении, законченностью.

Что сделать? – нарисовать, написать, прочитать, смастерить. Это глаголы совершенного вида.

Пары образуют глаголы разного вида, но с одним лексическим значением.

  • Рисовать – нарисовать.
  • Писать – написать.
  • Читать – прочитать.
  • Мастерить – смастерить.

Исключение из правила составляет группа парных глаголов с разным корнем, представленных в таблице ниже:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать взять
класть положить
ловить поймать
искать найти
наложить накладывать
вложить вкладывать

Такие формы называются «супплетивными». Эти глаголы необходимо запомнить.

Способы образования пар

Любой из глаголов, независимо от вида может образовать себе пару. Для этого используется несколько способов словообразования.

Образование пары от глаголов несовершенного вида

«Прямой» метод перехода от «процесса» к «результату» имеет несколько способов образования.

  1. Приставочный (префиксальный). Добавлении приставки к исходному глаголу: пилить-спилить, пить-выпить.

При этом необходимо обращать внимание на значение слова.

Например, однокоренные глаголы «писать – переписать» не образуют видовую пару. Они имеют разное лексическое значение, так как слово «переписать» означает «написать снова».

Пара образуется с помощью суффиксов: —и-, —ну-.

Решать – реш-и-ть, проникать – проник-ну-ть, привыкать – привык-ну-ть.

При таком способе образования в корнях могут происходить чередование гласных и согласных.

Предлагать — предложить, прощать — простить, отвечать — ответить.

При образовании с помощью суффикса –ну— в корне могут отсутствовать последние согласные в корне.

Двигать – дви-ну-ть, кидать – ки-ну-ть, плескать – плес-ну-ть.

Способ, при котором слово остается без изменения, а перенос ударения меняет вид глагола.

Выреза́ть — вы́резать, высыпа́ть — вы́сыпать, насыпа́ть — насы́пать.

Образование пары от глаголов совершенного вида

«Обратный» способ образования пар от «результата» к «процессу» происходит с помощью суффиксов: —а-, —я-, —ыва-, —ива-, —ва-.

Спасти — спас-а-ть, смять – смин-а-ть, вставить – вставл-я-ть, придумать — придум-ыва-ть, расколоть – раскал-ыва-ть, вышить – выш-ива-ть, одеть – оде-ва-ть.

При таком способе часто наблюдается чередование звуков в корне.

Читайте также:  Способ проложения теодолитного хода

При образовании видовых пар глаголов обязательно должно сохраняться лексическое значение по правилу: от «процесса» к «результату» и наоборот.

Источник

Видовые пары глаголов

Видовые пары гла­го­лов — это одно­ко­рен­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида с одним и тем же лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

Узнаем, что такое видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском язы­ке, какие име­ют грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти и как они обра­зу­ют­ся. Приведем при­ме­ры видо­вых пар гла­го­лов.

Парные глаголы

В рус­ском язы­ке само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол име­ет харак­тер­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид.

Эта кате­го­рия выра­жа­ет харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, его сопря­жён­ность с опре­де­лён­ным пре­де­лом, или резуль­та­том, обо­зна­ча­ет закон­чен­ность или неза­кон­чен­ность дей­ствия. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов раз­ли­ча­ют два вида:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие как дли­тель­ный про­цесс без ука­за­ния на его пре­дел или резуль­тат.

Примеры:

Глаголы совер­шен­но­го вида, напро­тив, обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, огра­ни­чен­ное в сво­ей дли­тель­но­сти какими-то пре­де­ла­ми.

Примеры:

Большинство одно­ко­рен­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка соот­но­сят­ся меж­ду собой по при­зна­ку видо­вой при­над­леж­но­сти и обра­зу­ют видо­вые пары. В такой паре один гла­гол име­ет кате­го­рию совер­шен­но­го вида, а дру­гой — несо­вер­шен­но­го вида.

  • (что сде­лать?) бро­сить — (что делать?) бро­сать,
  • белить — побе­лить,
  • знать — узнать.

Отметим, что в рус­ском язы­ке несколь­ко видо­вых пар гла­го­лов име­ют раз­ные кор­ни. Они обра­зу­ют суп­пле­тив­ные фор­мы вида:

  • брать — взять,
  • ловить — пой­мать,
  • класть — поло­жить,
  • искать — най­ти,
  • вло­жить — вкла­ды­вать,
  • нало­жить — накла­ды­вать.

Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском язы­ке.

Способы образования видовых пар глаголов

Видовые пары обра­зу­ют как гла­го­лы совер­шен­но­го вида в каче­стве исход­но­го сло­ва, так и гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Образование глаголов совершенного вида

1. Многие гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида:

  • кра­сить → покра­сить,
  • думать → придумать,
  • стро­ить → постро­ить.

Причем учтем, что при пре­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния не долж­но менять­ся лек­си­че­ское зна­че­ние про­из­вод­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида.

К при­ме­ру, гла­го­лы «читать» и «пере­чи­тать» не явля­ют­ся видо­вой парой, так как сло­во «пере­чи­тать» име­ет иное лек­си­че­ское зна­че­ние «про­чи­тать сно­ва».

2. Видовая пара воз­ни­ка­ет от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -и-, -ну-:

  • объ­яв­лять → объ­явить,
  • решать → решить,
  • про­щать → про­стить,
  • воз­ни­кать → воз­ник­нуть,
  • при­вы­кать → при­вык­нуть,
  • поги­бать → погиб­нуть,
  • про­мо­кать → про­мок­нуть.

Отметим чере­до­ва­ния соглас­ных в корне гла­го­лов.

3. Видовые пары обра­зу­ют­ся с помо­щью сме­ны уда­ре­ния:

  • отреза́ть — отре́зать,
  • засыпа́ть (щеб­нем) — засы́пать,
  • выреза́ть — вы́резать.

Образование глаголов несовершенного вида

1. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют одно­ко­рен­ную видо­вую пару с помо­щью суф­фик­сов -ыва-/-ива-, -ва-:

  • под­ска­зать → под­сказывать,
  • выкро­ить → вык­раивать,
  • издать → издавать,
  • созреть → созревать,
  • осо­знать → осознавать.
Читайте также:  Способы для лучшего вождения автомобиля

При суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния в корне неко­то­рых слов с без­удар­ной глас­ной «о» про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние с уда­ря­е­мым «а»:

  • опозда́ть → опа́здывать,
  • при­тормози́ть → приторма́живать,
  • вы́порхнуть → выпа́рхивать.

Если же кор­не­вое «о» удар­ное, то в про­из­вод­ном гла­го­ле несо­вер­шен­но­го вида оно сохра­ня­ет­ся:

  • приуро́чить → приуро́чивать,
  • подыто́жить → подыто́живать,
  • сосредото́чить → сосредото́чивать.

Однако в корне мно­гих гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида отме­тим под уда­ре­ни­ем чере­до­ва­ние глас­ных а//о, а так­же соглас­ных осно­вы:

  • заболо́тить → забола́чивать,
  • под­мо­ро­зить → подмора́живать,
  • сбро́сить → сбра́сывать,
  • успоко́ить → успока́ивать.

2. Чередование зву­ков в корне, часто сопро­вож­да­е­мо­го суф­фик­са­ци­ей, обра­зу­ет гла­гол несо­вер­шен­но­го вида:

  • выдрать → выди­рать,
  • выслать → высы­лать,
  • при­мять → при­ми­нать,
  • съесть → съе­дать.

Источник

Категория вида русского глагола. Видовые пары. Способы образования видовых пар. Двувидовые глаголы. Одновидовые глаголы. Глаголы движения.

Вид– это такая грамматическая категория глагола, которая выражает характер действия, способ его протекания во времени.

Различаются два вида: совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида, обозначая действие, указывают его внутренний предел, границу, результат. Глаголы несовершенного вида обозначают действие без указания его предела, результата, но с оттенком длительности или повторяемости.

Сопоставим примеры: I) Ученик решил (решит) задачу.– Ученик решал (будет решать) задачу. Глагол совершенного вида решил (решит) обозначает действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата. Глагол несовершенного вида решал (будет решать) не имеет дополнительного значения законченности, он обозначает действие с оттенком длительности. 2) В саду зацвели (зацветут) яблони.– В саду зацветают (зацветали) яблони. Глагол совершенного вида зацвели (зацветут) показывает, что действие началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел. В глаголе несовершенного вида зацветают начало действия представляется развивающимся, продолжающимся, как бы не имеющим границы, предела.

Глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (решаю, решал, буду решать). Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое (решил, решу).

Среди глаголов совершенного вида надо выделить в отдельную группу однократные глаголы, указывающие, что действие совершилось или совершится один раз и притом мгновенно: толкнуть (один раз и быстро), качнуть, дёрнуть и т. п.

Среди глаголов несовершенного вида выделяются в особую группу многократные глаголы, показывающие, что действие повторяется несколько раз, в регулярные промежутки времени: подталкивать покачивать, подёргивать, почитывать и т. д.

Образование глаголов несовершенного и совершенного вида.

Глаголы разных видов, за исключением отдельных частных случаев, образуются следующим образом:

1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголав совершенного вида посредством суффиксов:

-а- (-я-): спасти – спасать, ступить – ступать, пленить – пленять;

-ва-; дать – давать, обуть – обувать, одеть – одевать;

-ыва-, -ива-: разглядеть – разглядывать, оттаять – оттаивать.

Примечание. При образовании глаголов несовершенного вида посредством суффикса -а- (-я-) в корнях некоторых из них наблюдаются чередования звуков:

а) гласных: предложить – предлагать, запереть – запирать, засохнуть – засыхать, замкнуть – замыкать;

Читайте также:  Способы экономии оплаты жкх

б)согласных: ответить – отвечать, простить – прощать, вставить – вставлять.

В отдельных глаголах видовые формы характеризуются более сложными различиями основ, например: сжать – сжимать, унять – унимать и т. п.

При образовании глаголов посредством суффиксов -ыва, -ива- как правило, в корне чередуются о с а: вздрогнет – вздрагивает, расколет – раскалывает и т. п.

Только у некоторых глаголов этого чередования не бывает: опозорить – опозоривать, пришпорить–пришпоривать, захлопнуть–захлопывать, узаконить– узаконивать, просрочить – просрочивать и нек. др.

2) Глаголы совершенного вида, обычно с оттенком мгновенности и однократности, образуются от глаголов несовершенного вида посредством суффикса -ну-: прыгать – прыгнуть; качать – качнуть.

Примечание. Перед суффиксом -ну- у некоторых глаголов отсутствуют последние согласные корня: двигать – двинуть, плескать – плеснуть, кидать – кинуть, шептать – шепнуть, утопать – утонуть.

3) Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида посредством приставок: делать – сделать, писать – написать, слепнуть – ослепнуть, седеть – поседеть, строить – построить и т. п.

Чаще всего приставки образуют глаголы совершенного вида с новым лексическим значением: писать – вписать, переписать, списать,подписать, надписать и т. п.

Только в небольшом количестве случаев приставки не вносят в глаголы никакого другого значения, кроме значения совершенного вида, образуя таким образом формы одного глагола (совершенного и несовершенного вида): писать – написать; делать – сделать.

4) В отдельных случаях пары глаголов совершенного и несовершенного вида образуются от разных корней: говорить(несоверш.) – сказать (соверш.); ловить (несоверш.)–поймать(соверш.); брать (несоверш.) –взять (соверш.).

5) Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются и в значении несовершенного, и в значении совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. К ним относятся слова:казнить, жениться, использовать, мобилизовать, военизировать, телеграфировать и нек. др. Сравните: Свой отпуск я уже использовал (сов. вид.).– Когда я использовал это приспособление, то обратил внимание на его конструкцию(несов. вид.).

Примечание. От глаголов с суффиксом -ова- могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида добавлением суффикса -ыва-, но только в том случае, когда ударение падает на а в суффиксе -oва-: арестовать – арестовывать, поторговать – поторговывать;поэтому от таких глаголов, как радовать, ратовать. чествовать,подобные образования невозможны.

Форма «использовывать» (от использовать) неправильна и в литературной речи не принята; глагол использовать употребляется в значении как совершенного, так и несовершенного вида.

От глаголов с суффиксом -ова-, имеющих приставку вы- (переносящую на себя ударение), парные глаголы с суффиксом -ыва- образуются в том случае, если при отбрасывании этой приставки ударение переносится на а в суффиксе-ова-: выкорчевать (корчевать) – выкорчёвывать, выторговать (торговать) – выторговывать; но выпестовать (пестовать) – форма с суффиксом -ыва- не образуется.

6) Некоторые глаголы не имеют при себе парных глаголов другого вида. Так, нет глаголов несовершенного вида при глаголах ринуться, хлынуть, молвить, понадобиться и др.; наоборот, нет глаголов совершенного вида при глаголах преобладать, присутствовать, прихрамывать, расхаживать и др

Источник

Оцените статью
Разные способы