- Что такое ценная бумага? Виды, классификации
- Понятие ценной бумаги
- Ключевые признаки и свойства ценной бумаги
- Виды ценных бумаг
- Методы оценки ЦБ
- Стоимость ценных бумаг
- Эмиссия ценных бумаг, этапы
- Депозитарии
- Права, закрепляемые ценными бумагами
- Реквизиты ЦБ
- Ставки по привилегированным акциям
- Бездокументарные ценные бумаги
- Ценные бумаги в контексте законодательного регулирования России
- Как купить ценные бумаги?
- Как пользоваться и получить доход?
- IPO, SPO и FPO — виды размещений ценных бумаг и их отличия
- Что такое IPO?
- SPO и его основные отличия
- FPO и его особенности
Что такое ценная бумага? Виды, классификации
При развитии любого бизнеса, науки, производства требуется дополнительный доход. Получить его можно двумя способами — взять кредит или запустить в обращение ценные бумаги, подтверждающие права их владельца на долю капитала, активы. Но не только эти задачи и цели преследует выпуск ценных бумаг. Рассмотрим их виды, классификации, основные понятия подробнее.
Понятие ценной бумаги
Ценная бумага — документ, подтверждающий имущественные или неимущественные права. Это источник постоянного или разового дополнительного дохода. Гражданский кодекс РФ гласит, что одновременно с ценными бумагами в собственность передаются указанные в них права.
Юридически актив является документом, подтверждающим права собственника, а экономически — это часть капитала, его доля, условия распределения прибыли.
Ключевые признаки и свойства ценной бумаги
Документ должен иметь ряд специальных признаков и свойств, быть:
- документарным, составленным официально;
- правовым, обращаемым, доступным, стандартным, подтверждающим право владельца его продать или купить;
- регулируемым, рыночным, ликвидным, подчиняющимся общим правилам;
- оборотоспособным, способным выступить объектом сделок;
- достоверным, дающим возможность предъявить какие-либо требования.
Ценные бумаги документально подтверждают вложение средств.
Виды ценных бумаг
Приняты следующие варианты классификации:
- срок;
- происхождение;
- класс;
- вариант;
- владелец;
- выпуск;
- регистрация;
- страна выпуска;
- эмитент;
- оборот;
- цель;
- риск.
По видам можно разделить на следующие категории:
- основные, дающие право на товар, деньги, имущество. Это акции, сертификаты, чеки, векселя и т. д.
- производные — фьючерсы, опционы, свопы и т. д.
Подробно рассмотрим наиболее популярные виды ценных бумаг:
- Акции выпускаются акционерными обществами. Обеспечивают право получения дивидендов, участия в административном управлении работы компании, получении определённой доли имущества, если акционерное общество ликвидируется. Бывают обыкновенными или привилегированными, именными, на предъявителя.
- Облигации являются долговым обязательством. Они подтверждают, что вложенная сумма через определённый срок будет возвращена с процентами или без. Могут быть государственными, если выпущены государством, муниципальными, выпущенными органами местного самоуправления, банковскими, корпоративными и т. д.
- Векселя являются долгосрочными обязательствами. Они подтверждают какую-либо обязанность лица их выдавшего или удостоверяют предложение выплатить указанную сумму в установленные сроки.
- Банковские сертификаты подтверждают наличие денежного вклада с условием обязательного возврата вложенной суммы и процентов через определённый срок.
- Чеки являются поручением банку выплатить указанную в них сумму. Выдать чек может физическое или юридическое лицо, имеющее открытый банковский счёт и право распоряжаться денежными средствами.
- Закладные удостоверяют, что их владелец передал в залог определённое имущество.
- Инвестиционные паи подтверждают права на долю имущества, которое является частью паевого инвестиционного фонда.
- Фьючерсы подтверждают обязательство приобрести товар в будущем по цене, которая зафиксирована сегодня. При заключении контракта ничего не продаётся и не покупается. Речь идёт только о будущем обязательстве. Цена фиксируется на дату приобретения контракта, при этом продавец обязуется продать, а покупатель купить товар по указанной в договоре стоимости. Перекупаться фьючерс может несколько раз.
- Опцион напоминает фьючерс. Здесь также заключается контракт, по которому покупатель берёт на себя право купить, а продавец продать какой-либо товар по фиксированной цене. Но, в отличие от фьючерсного контракта, речь идёт о праве, а не обязанности. Опцион выполняют, если он будет выгодным.
- Своп является договором о проведении обмена активами или платежами согласно условиям, указанным в контракте. Основное преимущество свопа — снижение рисков.
На финансовом рынке действуют и другие виды ценных бумаг. Все они имеют общие признаки и отличия, поскольку в каждой есть хотя бы один новый элемент.
Методы оценки ЦБ
Оценка осуществляется с целью определения рыночной стоимости для получения кредита, совершения сделок купли/продажи, установления размера уставного капитала. Методик по вычислению реальной цены несколько. Выбор метода зависит от поставленных задач. Каждый включает анализ информации, позволяющий определить стоимость.
Все методики можно разделить на три основных группы: доходная, затратная, сравнительная. К популярному относится сравнительный подход, использующий методы:
- сделок, когда изучается стоимость аналогичных компаний, пакетов ценных бумаг. В сравнение включается цена пакета, а не единичной бумаги;
- капиталов, метод основан на использовании цен, имеющихся на открытых рынках. Для сравнения берётся стоимость одной акции;
- отраслевых коэффициентов, когда берутся рекомендуемые соотношения цен и нескольких финансовых параметров.
При оценке портфеля учитываются следующие критерии:
- стоимость аналогов;
- спрос и предложения;
- ликвидность;
- доходность;
- надёжность;
- особенности эмитента.
Для оценки рекомендуется обращаться в специализированные компании, работающие на данном рынке.
Стоимость ценных бумаг
Стоимость актива — это денежный эквивалент его свойств, возможностей с учётом целей и методов оценки. Во многом стоимость зависит от соотношения спроса и предложения. В процессе эмиссии стоимость является величиной расходов на выпуск и размещение, при покупке оценивается будущий доход, при конвертации — цена замещения актива.
Видов оценки стоимости несколько, основные:
- Номинальная стоимость указывается в сертификате или в проспекте эмиссии. Определяется при выпуске актива в обращение после решения учредителей. Это постоянная величина. Законодательство запрещает размещать акции по цене ниже номинальной. Однако даже на первичном рынке акции могут от неё сильно отклоняться.
- Рыночная — цена, складывающаяся исходя из спроса и предложения. Это стоимость, по которой можно продать активы на рынке.
- Балансовая стоимость — один из наиболее стабильных типов. Является ценой актива по данным бухгалтерского баланса.
- Внутренняя или действительная стоимость отражает цену, которую должен был бы иметь актив, если учитывать все факторы, влияющие на его оценку. Например, прибыль, перспективы и т. д. Это настоящая цена, которая отражает ряд экономических показателей. Зачастую её называют справедливой. В идеале рыночная стоимость должна быть близка к внутренней.
- Ликвидационная показывает размер компенсационной выплаты, которую может получить владелец при ликвидации компании, выпустившей ценную бумагу.
Разные виды стоимости используются с учётом конкретной ситуации. Так, для торговли на рынке используется рыночная цена, а если актив практически не торгуется, применяется внутренняя стоимость.
Эмиссия ценных бумаг, этапы
Эмиссия обеспечивает размещение ценных бумаг. Проходит по определённой процедуре. Её основная цель — получить дополнительные средства. Может быть первичной и вторичной. Первичная — первый выпуск ценных бумаг, последующая является повторным размещением.
Этапы эмиссии:
- Принимается решение.
- Утверждается.
- Регистрируется выпуск.
- Размещаются бумаги.
- Производится государственная регистрация.
При проведении эмиссии кредитных организаций процедура регулируется банковским законодательством РФ и Банком России. В процессе эмиссии может составляться проспект ценных бумаг. Его регистрацию осуществляет ЦБ РФ.
Депозитарии
Участник рынка, ведущий учёт прав собственников ценных бумаг, называется депозитарием. Сегодня он же работает с цифровыми активами. Депозитарий ведет спецсчета, отмечает право собственности юридических и физических лиц, работает только с ценными бумагами.
Депозитарии могут быть следующих типов:
- Расчётный — фиксирует сделки и права на активы. В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 250 таких компаний.
Как это работает. Сергей купил акции Сбербанка. Это значит, что кто-то их продал, например, Евгений. У Сергея и Евгения есть депозитарии. Они вносят операции в свои реестры. В результате акции Евгения списываются с его счёта, зачисляясь на счёт Сергея.
- Специализированный, учитывающий имущественные права, включая ценные бумаги. Работает с ПИФами, акционерными фондами и т. д. К дополнительным функциям относится уведомление ЦБ о нарушениях. На сегодня в России работает порядка 25 специальных компаний.
- Центральный, обрабатывающий всю информацию рынка в режиме одного окна. Его основная задача — обеспечить прозрачность сделок, максимально уменьшить риски, повысить надёжность рынка. В Российской Федерации такая компания единственная.
Депозитарии обязаны работать в рамках действующего законодательства, сдавать отчеты, получать лицензии, раскрывать информацию, если данное требование установлено законом.
Права, закрепляемые ценными бумагами
Владельцы имеют право потребовать денежные средства, принимать участие в управлении компанией, получать часть прибыли, товары в собственность или в залог, а также право ими распоряжаться. Права зависят от типа актива.
Реквизиты ЦБ
Сертификат должен содержать ряд обязательных реквизитов. Условно их можно разделить на 2 группы:
- Технические. Реквизиты включают технические данные: номер, адрес, а также подписи, печать и другую информацию.
- Экономические. В документе указывается срок его действия, номинал, права, кто несёт обязательства и т. п.
Отсутствие любого из обязательных реквизитов лишает актив статуса.
Ставки по привилегированным акциям
Привилегированные акции предоставляют ряд льгот своим владельцам:
- получение фиксированной прибыли, не зависящей от того, сколько заработала компания. Исключение составляют ситуации, когда зафиксирован убыток за отчётный период;
- права на долю имущества компании при его ликвидации в приоритетном порядке до того, как его начнут делить между владельцами обычных акций.
Но данный актив лишает владельца права управлять компанией, голосовать на собраниях акционеров. Если компания не может гарантировать привилегии, владельцу возвращается право голоса.
Ставки зависят от ряда критериев:
- прибыль за определённое время;
- политика общества в вопросе выплаты дивидендов;
- цели компании и её акционеров.
Ставка — доход по одной акции за определённый период (год, квартал). Может быть фиксированной или меняющейся. Компании на стадии активного развития могут давать минимальные ставки, но при уменьшении цены акций рекомендуется увеличивать ставки для привлечения инвесторов.
Бездокументарные ценные бумаги
Данный вид не имеет физической формы. Права, по данным активам, фиксируются записью на спецсчетах. По своим свойствам они аналогичны документарным, но не требуют физического представления.
Ценные бумаги в контексте законодательного регулирования России
Законодательство Российской Федерации регулирует рынок ценных бумаг. Основные документы:
- Гражданский кодекс РФ (гл. 7).
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39?ФЗ.
- Федеральный закон «Об акционерных обществах».
В нормативные документы могут вноситься изменения, дополнения. Для ознакомления с действующей редакцией рекомендуется использовать документы, размещённые на правовых порталах.
Как купить ценные бумаги?
Приобрести ценные бумаги можно на фондовом рынке. Физическое лицо самостоятельно торговать не может. Для покупки необходимо обратиться к брокеру, который совершит сделку по поручению своего клиента и на его деньги. С брокером заключается договор, он открывает спецсчёт, куда зачисляются средства. Деньги можно внести через банковскую карту, со счёта, через кассу брокера. Обычно условия, комиссия, способы пополнения счетов указаны на сайте брокерской компании. Торговля доступна через специальные приложения, которые устанавливаются на компьютер или мобильное устройство.
Выбирайте брокеров с лицензией. Проверить наличие действующей лицензии можно на сайте Центрального Банка РФ.
Как пользоваться и получить доход?
Активы позволяют получать пассивный доход, с их помощью реально накопить на крупную покупку, обеспечить привычный образ жизни на пенсии. Инвестировать может каждый, включая использование специализированных инвестиционных сервисов от ведущих банков страны. Нужно лишь найти своего брокера. Можно взять активы с низким риском и получать небольшой доход или рискнуть ради большей прибыли.
Инвестировать можно практически с любой суммы. Многие брокеры принимают даже тысячу рублей. Но для стабильного дохода лучше войти минимум с 30 тысячами. Выбрать можно готовое решение, подобранный пакет акций, сформированных стратегий, используя рекомендации профессионалов или торговать самостоятельно, отдавая поручения брокеру.
Источник
IPO, SPO и FPO — виды размещений ценных бумаг и их отличия
Трейдеры и инвесторы на фондовом рынке получают значительную часть прибыли от реакции цен акций на новости, связанные с эмитентом. К важнейшим событиям в этом списке относят размещение акций — первичное (IPO), вторичное (SPO) или в результате дополнительной эмиссии (FPO). У каждого из них есть собственные особенности и для самой компании, и для участников торгов.
Что такое IPO?
IPO — аббревиатура от Initial Public Offering, в переводе с английского «первичное публичное предложение (размещение)». Термин в полной мере отражает суть события:
- «первичное» говорит о том, что акции компании впервые поступают на фондовый рынок.
- «публичное» означает, что они становятся доступны неограниченному числу участников торгов.
Фактически после IPO частная (закрытая) компания, капитал которой ранее составляли исключительно взносы учредителей/владельцев, становится публичной. Первичное размещение могут проводить как вновь созданные фирмы, так и те, которые давно и хорошо известны. Единственное общее для них требование при проведении IPO — акции эмитента никогда раньше не предлагались публично.
На заметку! Выход на IPO не означает, что компания впервые выпускает акции. До размещения она вполне может действовать в форме непубличного (закрытого) акционерного общества, что подразумевает эмиссию акций и их распределение исключительно среди учредителей и совладельцев. Частью таких бумаг могут владеть венчурные фонды.
Первичное размещение, как правило, имеет несколько целей:
- Привлечение средств на выгодных условиях. Акционерный капитал — поступления безвозмездные, он может быть использован компанией на любые цели (в некоторых случаях их оговаривают в эмиссионных документах). Кроме того, превращение компании в публичную, как правило, существенно упрощает доступ к кредитным ресурсам и удешевляет их.
- Справедливая оценка стоимости компании, максимизация капитализации. Цена акций на рынке, как правило, стремится к справедливой, которая отражает эффективность эмитента, его финансовые и производственные показатели. Естественно, при росте цены актива увеличивается и полная стоимость компании, и абсолютное выражение доли каждого держателя акции (совладельца).
- Повышение прозрачности, узнаваемости, рост рейтинговых показателей. С ростом спроса на ценные бумаги со стороны инвесторов растет популярность компании. Кроме того, публичность подразумевает регулярные проверки с публикацией результатов, открытие информации.
Выход на IPO включает ряд обязательных мероприятий:
- Принятие решения. В этот момент проводится полный анализ деятельности и структуры компании, просчитываются возможные выгоды и риски публичного размещения.
- Определяется список участников (андеррайтеры, букраннеры), выбирается биржевая площадка, составляется и публикуется меморандум, проводится рекламная кампания для инвесторов (роуд-шоу).
- Определяется стартовая цена актива, базой для которой становится сбор заявок от инвесторов.
- Старт торгов.
Как правило, подготовительные мероприятия длятся около года.
Для инвесторов покупки на этапе IPO считаются удачным вложением с потенциально максимальной прибылью. Однако как для эмитента, так и для «новых» акционеров выход на IPO не гарантия успеха. Есть достаточно примеров, когда даже акции известных компаний серьезно проседали или длительное время торговались по ценам размещений после старта продаж. Среди наиболее показательных случаев обвал цен ниже цены размещения более чем на 25% на IPO Facebook в 2012 году.
Важное замечание! В терминологии многих российских участников биржевых торгов IPO используется для обозначения любых видов размещения ценных бумаг — как непосредственно первичного, так и вторичного, и допэмиссии. Это вводит инвестора в заблуждение и может привести к неоправданной потере вложенных средств. Чтобы этого не допустить, ему придется самому правильно классифицировать события эмитентов.
SPO и его основные отличия
Вторичное размещение (Secondary Public Offering, SPO) в значительной степени отличается от первичного:
- Проводится публичной компанией, часть акций которой уже находится в свободном обращении (free-float).
- Не изменяет общее количество эмитированных ценных бумаг, увеличивает только долю free-float.
- Размещается часть акций или весь пакет, принадлежавший ранее мажоритарным акционерам.
Причинами для SPO могут стать:
- Желание владельцев и учредителей зафиксировать прибыль.
- Изменение состава мажоритарных акционеров.
- Необходимость привлечения дополнительных средств для развития компании или новых проектов без изменения уставного капитала.
Как правило, SPO также расценивается инвесторами как событие с потенциалом получения прибыли. Это обусловлено:
- повышением ликвидности актива после SPO;
- ростом интереса со стороны крупных инвесторов;
- снижением волатильности цен и улучшением их прогнозируемости;
- возможностью докупить бумаги с неплохим дисконтом к рыночной цене;
- изменением в лучшую сторону многих рейтинговых показателей и весов в индексах за счет увеличения доли free-float.
Однако и в том случае покупка активов в момент размещения не является гарантией получения прибыли. Так:
- Возможно, SPO является результатом того, что потенциал развития компании исчерпан, и мажоритарии решили зафиксировать прибыль и выйти из актива.
- Значительная разница цены предложения при размещении и рыночной цены может спровоцировать продажи со стороны действующих акционеров и привести к падению котировок.
FPO и его особенности
Дополнительная эмиссия (Follow-on Public Offering, FPO) — процесс выпуска компанией дополнительного пакета ценных бумаг. Они могут быть размещены на биржевой площадке в свободной продаже или распределены между инвесторами по закрытой подписке.
Как правило, эмитент проводит FPO с целью:
- Привлечения дополнительного акционерного капитала как безвозмездных средств для развития.
- Консолидации пакетов ценных бумаг и, соответственно, прав на управление компанией. Например, если до FPO доля free-float составляла 25% (блокирующий пакет), то после допэмиссии в пользу мажоритариев пакета в 50% доля акций в свободном обращении сократится до немногим более 14%.
- Увеличение уставного капитала до минимальных требований для определенного вида деятельности или в связи с изменением законодательства.
Фактически допэмиссия проводится по тем же правилам, что и первичное размещение, попадает под действие регуляторов и требует определенных (порой значительных) затрат.
FPO с точки зрения держателя акций практически всегда явление нежелательное, поскольку размываются доли акционеров за счет выпуска дополнительных ценных бумаг.
В любом случае размещение компанией ценных бумаг на торговых площадках привлекает внимание инвесторов. Принятие решения о входе в актив в такие моменты требует проведения тщательного анализа эмитента, перспектив проектов, состояния рынка в целом.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Источник