- Урок по русскому языку в 8 классе «Типы подчинительной связи в словосочетании» план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Урок по русскому языку по теме «Типы связи слов в словосочетании»
- Описание разработки
- Содержимое разработки
Урок по русскому языку в 8 классе «Типы подчинительной связи в словосочетании»
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
Урок изучения нового материала «Типы подчинительной связи в словосочетании» содержит образовательные, развивающие и воспитательные цели, задачи и методы работы. Подробно расписан ход урока, включающий использование презентации и интерактивных таблиц и тестов Единой цифровой образовательной коллекции, а также проверочный тест по данной теме. Урок предназначен для учащихся 8 и 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_podchinitelnoy_svyazi.doc | 57.5 КБ |
tip_podchinitelnoy_svyazi.pptx | 100.32 КБ |
test_po_russkomu_yazyku_slovosochetanie.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.
Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»
Разработала учитель русского языка Косенко Ольга Димовна.
1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании.
2. Отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях.
3. Подготавливать учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х классов (демонстрационная версия 2012г) и В3 в ЕГЭ по русскому языку.
1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие
речемыслительных и творческих способностей учащихся;
1. воспитание любви к русскому языку,
2. формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
4.активизация познавательной деятельности,
5. воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
- Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.
- Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Тип урока: изучение нового
- по характеру познавательной деятельности учащегося : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
- по степени активности учащегося : продуктивные, творческие;
- по источнику знаний : словесные, практические;
- стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;
- интеллектуальны е: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля : устный, самоконтроль, взаимоконтроль
- по организации деятельности : индивидуальные
На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, необходимы ПК с выходом в Инетрнет. Раздаточный материал – таблица и тесты.
Повторение и систематизация знаний о словосочетании
Найдите словосочетания (слайд №1)
Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.
Почему это словосочетания? Какое необходимое условие для словосочетаний? (наличие главного и зависимого слова, т.е подчинительная связь)
Формулирование темы урока (запись в тетрадь) : «Типы подчинительной связи в словосочетании».
Целеполагание . Цель нашего урока – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании и подготовится к решению таких задач на итоговой аттестации.
Работа с таблицей(. Перед вами таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. Итак, мы выяснили, что связь в словосочетании всегда подчинительная. Различают 3 типа подчинительной связи в словосочетании – согласование, управление, примыкание. (слайд №2) Запишите тип связи в 1 колонку таблицы.
Тип подчинительной связи
Самостоятельная часть речи
Самостоятельная часть речи
Самостоятельная часть речи
Примечание. В начале урока можно раздать шаблон или предложить нарисовать эту таблицу в рабочей тетради(2 колонку можно заполнить сразу). По ходу урока колонки «Тип подчинительной связи» и «Зависимое слово» заполняются.
Согласование . Работа со словосочетанием деревянного мостика (слайд №3)
Измените главное слово в этих словосочетаниях. Как ведет себя зависимое слово? (Изменяется вместе с главным, т.е согласуется в роде, числе и падеже)- Вывод: согласование. Есть ли еще такие словосочетания среди записанных нами( (запутанные нитки, с обеих сторон) Обратите внимание, какими частями речи выражены главное и зависимое слово. Занесем в таблицу.
Управление .(слайд №4 ) Словосочетания играть на рояле. Изменяем главное слово. Что происходит с зависимым? (оно остается в том же падеже) Вывод – управление, главное слово требует от зависимого определенного падежа. Найдите еще словосочетание с таким типом связи (скучаю по вам) Какими частями речи выражены главное и зависимое слово? Запись в таблицу.
Примыкание .(слайд №5) Словосочетания поворот налево . Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь? (предлог, падеж?) Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием. Какими частями речи выражены главное и зависимые слова? Запись в таблицу. (слайд)
Формулируем вывод. Сверяем с правильным ответом.(слайд)
Какими частями речи чаще всего выражены главное и зависимое слово в разных типах словосочетания? (дорабатываем таблицу и делаем вывод)
Определите тип связи в словосочетаниях (слайд №6)
Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.
Дополните запись в таблице.
Работа с текстом . (слайд №7) Выписать из текста по одному словосочетанию с разными типами связи.
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.
Подготовка к ГИА
Алгоритм работы над заданием ГИА В2.(слайд №8)
Задание: Замени словосочетание «серебряная ложка» (согласование) на синонимичное со связью управление.
- Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная
Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.
Определи тип связи. (Согласование)
- Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:
- Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:
серебряная ложка из серебра
Серебряная и из серебра – однокоренные слова.
Проверь тип связи. Это управление.
Ответ: ложка из серебра.
Подобные варианты: (слайд №9)
- Замени управление «в доме родителей» на синонимичное согласование.
родительском в доме родителей
Обратите внимание на запись ответа: «в родительском доме»
- Замени согласование «мамино возвращение» на синонимичное управление.
мамино возвращение мамы
Ответ: «возвращение мамы»
для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,
для замены управления на согласования – какой? чей?,
для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.
Тест со взаимопроверкой . (см.приложение) (слайд №10)
Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что показалось легким, а что самым трудным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание .(слайд №11) Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи
Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.
Список использованных источников:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выпишите словосочетания Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.
Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание
Деревянного мостика ( м.р., ед.ч, Р.п .) Определите род, число и падеж главного слова в словосочетании Измените падеж главного слова. Деревянн ому мостик у (м.р., ед.ч , Д.п ) Измените число главного слова Деревянн ых мостик ов (м.р., мн.ч , Р.п.) Зависимое слово меняется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. Такой тип связи называется согласованием .
Измените главное слово в словосочетании играть на рояле Игра ю ( 1 л., ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Игра ете ( 2 л., мн.ч .) на рояле ( Р.п .,) Играла ( прош.вр , ж.р , ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Зависимое слово осталось в том же падеже . Главное слово требует от зависимого определенного падежа. Такой тип связи называется управлением .
Какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании поворот налево ? Наречие – неизменяемая часть речи, связь с другими словами только по смыслу . Такой тип связи называется примыканием .
Определите тип связи в словосочетаниях . Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.
Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи . Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.
Алгоритм действий Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово. Определи тип связи. ( Согласование) Задай от главного слова вопрос того типа словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа: какая? из чего? Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос: какая? из чего? серебряная ложка из серебра Серебряная и из серебра – однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление. Ответ: ложка из серебра.
Замени управление « в доме родителей » на синонимичное согласование. чьём? кого? родительском в доме родителей Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме » Замени согласование « мамино возвращение » на синонимичное управление. чьё? кого? мамино возвращение мамы Ответ: « возвращение мамы » Запомни: для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом, для замены управления на согласования – какой? чей?, для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.
Ответы на тест 1 вариант 1. а, в 2. в 3. в, е 4. а 5. а, г 6. в, г, е 7. а, г 8. г, е 9. свой костюм 10. а 2 вариант 1. в, г 2. в 3. б, г 4. а, б 5. г 6. б, в 7. а, б, г 8. а, г 9. сотнями голосов 10. г
Домашнее задание Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.
Источник
Урок по русскому языку по теме «Типы связи слов в словосочетании»
Описание разработки
Цель:
1. Осмыслить и систематизировать изученный материал о словосочетании, его строении, отношениях между его компонентами
2. Развитие навыков аналитической деятельности, познавательной самостоятельности. Развитие навыков коммуникативной деятельности. 3.Формирование культуры речи. Воспитание ответственности за качество своих знаний;
Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования ЗУНов;
Метод обучения: беседа, упражнения
Наглядные пособия: учебное пособие, карточки
Межпредметные связи: лит-ра
План урока
1.Оргмомент сообщение темы, цели
2. Актуализация опорных знаний
3. Упражнения по пройденному материалу
Ход урока
I. Организационный момент.
Закрепить изученный материал, отработать умения и навыки в определении способов связи слов в словосочетании.
Повторение по вопросам.
1. Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).
2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)
3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).
4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).
5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).
Упражнения по пройденному материалу
Золото берез красиво оттеняет синеву реки и прозрачную голубизну неба.
Выписывают словосочетания и разбирают
Запишите словосочетания, распределяя их по графам в соответствии с типом связи.
Третий слева, открытая дверь , сверкая на снегу,
увидел её, спуск вниз, наше село.
Преобразуйте словосочетания по образцу:
Лисий хвост – хвост лисы.
Дом из кирпича – кирпичный дом.
С радостью сообщил – радостно сообщил.
Ответить смеясь – ответить со смехом
Смотреть с завистью – смотреть завистливо
Участок около школы – пришкольный участок
Легко преодолеть – преодолеть с лёгкостью
Поступок с умыслом – умышленный поступок
Словарный диктант Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.
Тестирование.
1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.
4) будто по сигналу.
2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»
1) бредешь по бору
2) дробно постукивает
3) высоченное небо
4) впереди опустилась
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
Тема: «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Цель: 1. Осмыслить и систематизировать изученный материал о словосочетании, его строении, отношениях между его компонентами
2.Развитие навыков аналитической деятельности, познавательной самостоятельности. Развитие навыков коммуникативной деятельности. 3.Формирование культуры речи. Воспитание ответственности за качество своих знаний;
Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования ЗУНов;
Метод обучения: беседа, упражнения
Наглядные пособия: учебное пособие, карточки
Межпредметные связи: лит-ра
1.Оргмомент сообщение темы, цели
2. Актуализация опорных знаний
3. Упражнения по пройденному материалу
I. Организационный момент.
Закрепить изученный материал, отработать умения и навыки в определении способов связи слов в словосочетании.
Повторение по вопросам.
1. Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).
2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)
3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).
4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).
5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).
Упражнения по пройденному материалу
Разбор словосочетаний
Золото берез красиво оттеняет синеву реки и прозрачную голубизну неба.
Выписывают словосочетания и разбирают
Запишите словосочетания, распределяя их по графам в соответствии с типом связи.
Третий слева, открытая дверь , сверкая на снегу,
увидел её, спуск вниз, наше село.
сверкая на снегу
Преобразуйте словосочетания по образцу:
Лисий хвост – хвост лисы.
Дом из кирпича – кирпичный дом.
С радостью сообщил – радостно сообщил.
Ответить смеясь – ответить со смехом
Смотреть с завистью – смотреть завистливо
Участок около школы – пришкольный участок
Легко преодолеть – преодолеть с лёгкостью
Поступок с умыслом – умышленный поступок
Словарный диктант Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.
Тестирование.
1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.
1) я люблю
2) над лесом
3) черной тучей
4) будто по сигналу.
2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»
1) бредешь по бору
2) дробно постукивает
3) высоченное небо
4) впереди опустилась
3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»
1) по Ставропольскому бору
2) стесненно замирает
3) опустилась на елочку
4) с розовыми свечками.
4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «примыкание»
1) трепетно замирает
2) невидимый работяга
3) взбалмошная сорока
4) взметнулась по сигналу.
Выберите словосочетания с грамматическим значением
а)«действие и предмет , на который оно переходит»
Пронзительно каркая, лесная сплетница, опустилась на елочку, стрекотать неуемно.
б) «Действие и его признак»
Огненные листья, блестящими глазами, слушает зачарованно, разноцветный шатер
в) « Предмет и его признак»
Унес тайну, последний лист, ходят медленно, собирают листья.
«Убери лишнее слово»
а) русские леса, по Ставропольскому бору, высоченное небо, лесной сплетницы, закружилось над лесом, желтых листьев.
б) золотая осень, уходит куда-то, падают кружась, таинственно шелестит, роняет медленно.
в) будит зайцев, услышал ворчание, забирались выше, хранит тайну.
Как вы нашли лишнее слово?
(а) все словосочетания, кроме словосочетания «закружилось над лесом», с подчинительной связью согласование;
б) все словосочетания, кроме словосочетания «золотая осень», с подчинительной связью примыкание;
в)) все словосочетания, кроме словосочетания « забирались выше», с подчинительной связью управление.)
Составить словосочетание со словом, чтобы оно было:
1) главным
2) 2)зависимым
осень, лист, дорожки, воздух.
(золотая осень — люблю осень, желтый лист – поднял лист, разноцветные дорожки — увидел дорожки, лесной воздух – вдыхал воздух)
1. Выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть с/соч.
2. Исходя из заданного задания, обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
3. Проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием.
1.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки.
Первая грамматическая основа – я завидовал; вторая основа – были и сохранились библиотеки. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом предложении — всегда. Оно связано со сказуемым: завидовал (когда?) всегда. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: всегда завидовал
1.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
Ты идешь, а окрестный мир снабжает тебя информацией.
2. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.
В любовь все верят одинаково.
3.Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
Однажды в невеселый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному ученому и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет.
4.Из предложений выпишите словосочетание со связью согласование.
Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? Отчего вообще люди платят за цветы деньги? Наверное, оттого, что существует потребность в красоте.
5.Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.
Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга — другое.
Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.
Источник