- Промежуточный срез знаний по психологии общения (автор О.Л. Гончарова)
- Вербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение
- Что такое вербальное общение?
- Виды вербального общения
- Значение вербального общения
- Взаимодействие вербального и невербального общения
- Правила вербального общения
- Заключение
- Тест по теме «Средства общения»
Промежуточный срез знаний по психологии общения (автор О.Л. Гончарова)
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ
ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
1. Коммуникативная сторона общения – это:
а) обмен информацией между людьми
б) взаимодействие между людьми
в) восприятие друг друга
2. Эмоциональная выразительность способная придавать разный смысл одной и той же фразе – это:
3. Вербальные средства общения – это:
а) средства передачи отношения к партнеру по общению
б) средства передачи словесной информации
в) средства передачи словесной информации и отношения к партнеру
4. Что является предметом в деловом общении?
5. Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении – это:
а) кинесические средства
б) такесические средства
в) проксемические средства
а) движения руками и головой
б) движение мышц лица
в) эмоциональное состояние человека
7. Средства общения, связанные с голосом – это:
б) просодика и кинесика
в) просодика и экстралингвистика
8. Что относится к жестам-иллюстраторам?
а) образные картины изображения
б) направление взгляда
в) целенаправленные движения руками
9. Какие средства общения, связаны с пространственной ориентацией?
10. Социальное общение предполагает следующие расстояние между партнерами:
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ
ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
1. В каком общении на первом месте стоят вопросы дела?
2. Система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения – это:
3. Эффективная форма общения – это:
4. Интерактивная сторона общения – это:
а) взаимодействие между людьми
б) восприятие друг друга
в) обмен информацией между людьми
5. Разнообразные движения руками и головой – это:
б) визуальный контакт
6. Общее название ритмико-интонационных сторон речи – это:
7. Укажите тип ВНД, соответствующий сангвинику:
а) сильный – уравновешенный – подвижный
б) сильный – неуравновешенный – подвижный
в) сильный – уравновешенный – инертный
8. Укажите тип ВНД, соответствующий флегматику:
а) сильный – неуравновешенный – подвижный
б) сильный – уравновешенный – инертный
в) слабый – уравновешенный – инертный
9. Улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками – это:
10. Персональное общение предполагает следующие расстояние между партнерами:
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ
ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Психология общения – это:
а) раздел общей психологии, изучающий особенности трудовой деятельности человека
б) раздел общей психологии, изучающий психологическое обеспечение решения проблем организации в условиях рыночной системы хозяйствования
в) раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения
а) положение человеческого тела
б) разнообразные движения руками и головой
в) эмоциональное состояние человека
3. В чем состоит основная задача делового общения?
а) продуктивное сотрудничество
б) доверие друг к другу
в) взаимопонимание собеседника
4. Какое общение направлено на извлечение выгоды от собеседника?
5. Какой характер общения, если партнеры расположены за столом по обе стороны угла?
а) дружеская беседа
в) независимая позиция
6. Какой характер общения, если партнеры расположены за столом по диагонали?
б) независимая позиция
в) дружеская беседа
7. Что относится к такесическим средствам общения?
а) поза, походка, жесты
б) мимика, взгляд, жесты
в) рукопожатие, похлопывание
8. Какие средства общения, связаны с тактильным воздействием?
9. Индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов – это:
в) черты характера
10. Высказывания без ориентации на собеседника – это:
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ
ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
1. Процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией:
в) обмен мнениями
2. Невербальные средства общения – это:
а) средства передачи словесной информации
б) средства передачи отношения к партнеру по общению
в) средства передачи словесной информации и отношения к партнеру
3. Какой характер общения, если партнеры расположены за столом напротив друг друга?
а) независимая позиция
б) дружеская беседа
4. Что относится к кинесическим средствам общения?
а) высота голоса, скорость речи, тембр голоса
б) мимика, взгляд, жесты
в) визуальный контакт, рукопожатие, похлопывание
5. Укажите тип ВНД, соответствующий холерику:
а) сильный – неуравновешенный – подвижный
б) сильный – уравновешенный – подвижный
в) сильный – уравновешенный – инертный
6. Укажите тип ВНД, соответствующий меланхолику:
а) слабый – уравновешенный – подвижный
б) сильный – уравновешенный – подвижный
в) слабый – неуравновешенный – инертный
7. Публичное общение предполагает следующие расстояние между партнерами:
8. Жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции – это:
9. Касания, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой – это:
10. Динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания – это:
Источник
Вербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
Существует два основных канала коммуникации между людьми: вербальный и невербальный. Первый подразумевает передачу информации при помощи речи, второй – всеми остальными доступными способами. Мы уже обсуждали невербальное общение, сегодня же поговорим о вербальном. Мы выясним, что оно собой представляет, каким бывает и какое значение имеет для нас.
Что такое вербальное общение?
Вербальное общение – это обмен информацией при помощи устной или письменной речи. Проще говоря, это словесное общение, смысл которого не меняется, независимо от того, разговаривают собеседники вживую или обмениваются текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация осуществляется исключительно при помощи слов: сказанных, написанных или напечатанных. Активная жестикуляция, мимика, многозначительные покашливания и особенности интонации относятся уже к невербальному общению.
Вербальная коммуникация отличается от невербальной гораздо более высокой точностью и однозначностью, поскольку человек всегда может подобрать формулировки, исключающие возможность двоякого трактования. Все мысли, передаваемые вербальным путём, выражаются исключительно словами. Поэтому для такого способа общения необходимо, чтобы собеседники достаточно хорошо владели одним и тем же языком.
Виды вербального общения
Словами можно передавать не только «сухую» информацию, но и рассказывать о своих эмоциях, переживаниях, желаниях, намерениях и многих других вещах. Поэтому исследователи, стараясь дать более точный ответ на вопрос о том, что такое вербальное общение и какую роль оно играет в нашей жизни, выделили несколько его разновидностей:
- Познавательное. Передача новых знаний с образовательной целью.
- Коммуникационное. Обмен любой информацией, которую собеседники считают важной.
- Эмоциональное. Информирование о собственных эмоциях, желаниях, опасениях, страхах и прочих чувствах.
- Аккумулятивное. Накопление и хранение важной информации.
- Конструктивное. Чёткое и однозначное выражение своих мыслей.
- Контактоустанавливающее. Первичное установление связи между людьми, налаживание контакта.
- Этническое. Объединение народа посредством единого языка общения.
Как следует из перечисленных определений, каждый вид вербального общения выполняет определенную функцию, и довольно части эти функции совмещаются между собой.
Значение вербального общения
Наверняка вы слышали утверждение, что на невербальное общение приходится до 93% всей передаваемой информации. Действительно, в определенных ситуациях жесты, мимика и интонация имеют гораздо большее значение, чем всё, что произносится при этом вслух. Но важно учитывать, что невербальные механизмы передают в основном сопутствующую информацию: отношение к собеседнику или предмету разговора, сомнения, иронию, скепсис или одобрение.
Но если необходимо что-то объяснить, грамотно и последовательно изложив все факты, основным каналом становится вербальное общение. При этом важно строить фразы максимально однозначно, избегая сленга и эмоциональных высказываний, чтобы избежать неоднозначного понимания.
Вербальное общение – это важнейший инструмент для выстраивания взаимопонимания с другими людьми. Умение пользоваться данным инструментом позволяет стать более успешным как в карьере, так и в личной жизни. Поэтому каждый человек, заинтересованный в успехе, должен работать над собой: учиться грамотно говорить и слушать, работать над своими манерами, пополнять словарный запас и как можно больше читать. И главное – никогда не прекращать совершенствоваться в данном направлении.
Взаимодействие вербального и невербального общения
Общение для каждого из нас имеет огромное значение. Независимо от того, является человек интровертом или экстравертом, ему необходимы близкие люди, с которыми он может делиться мыслями, идеями и переживаниями. Взаимодействуя с социумом и нашими близкими, мы используем как вербальные, так и невербальные методы коммуникации.
Для однозначного понимания того, что такое вербальное общение, достаточно знать что это всегда общение посредством слов. И неважно, каким образом эти слова закодированы. Это может быть обычный текст, иероглифы, шрифт Брайля или даже язык жестов. Если информация передаётся в виде предложений, построенных из слов, речь идёт о вербальном общении.
Устная или письменная речь представляет собой основной и наиболее универсальный инструмент взаимодействия, позволяющий передать любое количество информации. Словами можно выразить чувства и описать любые явления, при этом их совершенно не обязательно приукрашивать эмоциональными жестами и мимикой.
В то же время обойтись без невербальной коммуникации в общении довольно сложно. Неважно, речь идёт о личном разговоре или о деловом, существенная часть информации всегда передаётся по дополнительным каналам. Вербальные и невербальные средства при любом общении работают одновременно, и полностью разделить их практически невозможно.
Даже в переписке, если мы хорошо знаем собеседника, мы часто без лишних слов понимаем друг друга. Смайлики или их отсутствие, точки и многоточия, специфические словечки и паузы между ответами порой могут сказать нам гораздо больше, чем то, что собеседник выразил словами.
Важнейшее отличие вербального и невербального общения заключается в том, что первый вид коммуникации мы контролируем полностью, тщательно подбирая слова и грамотно выстраивая фразы. В то же время невербальный канал общения часто выдаёт мысли, которые мы не хотели бы озвучивать. И даже если речь идёт о сознательных жестах, они всё равно подчиняются эмоциям и сильно зависят от настроения.
Правила вербального общения
Если вы хотите стать успешным собеседником, который может всегда добиваться большего за счёт грамотного общения, вам необходимо уделить внимание развитию вербальных навыков. В частности, важно приучить себя соблюдать следующие правила:
- Всегда демонстрировать доброжелательность к собеседнику и не забывать использовать речевые обороты, выражающие уважение.
- Не стремиться навязать собственную точку зрения. Если становится очевидным расхождение взглядов в определенном вопросе, всегда можно найти способ избежать спора или навязывания мнения.
- В разговоре важно всегда быть последовательным и логичным. Высказывания не должны противоречить сказанному ранее.
- Рассказывая что-то другому человеку, важно помнить, что он может недостаточно хорошо знать все обстоятельства. Поэтому важно избегать неоднозначных высказываний, которые он может понять неправильно.
- Все фразы должны быть краткими, емкими и однозначными. Нельзя перегружать свою речь сложными составными предложениями.
- Важно всегда говорить правду, не приукрашивая и не преувеличивая. Кроме того, лучше избегать недостоверной или неточной информации.
- При построении фраз желательно учитывать принадлежность собеседника к определенной субкультуре, его национальность, социальный статус, возраст и прочие особенности. Иначе можно обидеть человека и даже не заметить этого.
Ещё один важный навык вербального общения – умение не перебивать собеседника. Необходимо позволить ему высказаться, после чего, сделав небольшую паузу, медленно и уверенно озвучить собственные мысли.
Заключение
Вербальное общение – это основной канал обмена информацией. Оно позволяет передавать всё: знания и предположения, факты и домыслы, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Обмениваясь информацией, можно обойтись без невербальных каналов коммуникации, а вот без вербальных обойтись практически невозможно. И от того, насколько хорошо у человека развита способность к вербальному общению, часто зависит то, насколько он будет успешен в карьере и личной жизни.
Источник
Тест по теме «Средства общения»
Тест по теме «Средства общения»
1. К невербальным средствам общения относят (выберите правильный ответ)
2. Вербальная коммуникация- это..
А) словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка
Б) способ передачи информации через жесты, мимику, пантомимику.
В) формулирование идеи или отбор информации.
3. Установите соответствие между дистанцией общения и зоной коммуникативного контакта:
Дистанция Зона коммуникативного контакта
А) более 3.7 метров 1) личная зона
Б) 0 — 0.6 м 2) социальная зона
В) 0.6 – 1.2 м 3) общественная или публичная зона
Г) 1.2 – 3.7 м 4) интимная зона
4. Если Ваш собеседник откинулся на спинку стула, закинул ногу за ногу и руки за голову:
А) он устал, хочет расслабиться;
Б) он демонстрирует свое превосходство, всезнайство;
В) он открыт для равноправного диалога;
Г) он сосредоточен, всецело поглощен темой разговора.
5. Если во время разговора собеседник начинает собирать с одежды несуществующие ворсинки, значит:
А) он хочет произвести впечатление человека аккуратного, щепетильного;
Б) он выигрывает время для раздумий;
В) он сдерживает свою реакцию неодобрения;
Г) он неуверен в себе, замкнут.
а) движение лицевых мышц, выражающих эмоциональное состояние человека;
б) движение тела человека (рук, ног, головы), имеющее определённое значение или смысл;
в) определённое положение тела в пространстве, которое индивид выбирает в зависимости от своего комфорта, ситуации разговора, эмоционального состояния;
7. К средствам невербальной коммуникации относят (выберите вариант ответа):
г) все ответы верны
8. Во время беседы человек скрещивает на груди
б) Защита, оборона, недоверие
9. Общаясь с вами, человек раскрывает руки ладонями вверх это означает
б) Искренность, открытость
10. При общении человек расстёгивает пиджак или снимается в вашем присутствии это означает…
в) Открытость, дружеское расположение
11. При рукопожатии у человека рука находится сверху
в) Превосходство, уверенность
12. Человек во время беседы постепенно подвигается на краешку стула
а) Критическое отношение;
г) Готовность к беседе, заинтересованность в информации
13. Во время лекции голова студента слегка наклонена набок это означает…
а) Критическое отношение
14. Человек во время высказываний прикрывает рукой рот это означает…
в) Ложь, желание что-то скрыть, не выдать себя
15. Человек во время общения с начальником поворачивает корпус тела по отношению к двери и носки его обуви тоже повёрнуты в ту же сторону что означает этот жест:
а) Дистанцируется от Вас
б) Раздумье, принятие решения
в) Желание уйти, закончить разговор
г) безразличие к собеседнику
16. Во время беседы человек теребит ухо– это означает…
а) Нежелание слушать
б) Раздумье, принятие решения
Ключ для теста по теме: «Средства общения»:
Источник