13.2. Невербальное и вербальное психологическое воздействие на лиц, противодействующих расследованию
Психологическое воздействие осуществляется на двух уровнях: вербальном и невербальном. Поскольку, как отмечают исследователи, психологическое воздействие на вербальном уровне составляет всего 15-20%, рассмотрим прежде всего воздействие на невербальном уровне, сила которого зависит от нижеперечисленных составляющих.
Внешний вид — следователь при оказании психологического воздействия находится в форменной одежде или в гражданской опрятной, не вызывающей каких-либо неприятных ассоциаций (например, женщина-следователь в с слишком короткой юбке; мужчина-следователь летом в шортах и т.п.).
Дистанция — официальная зона (от 1 м 20 см до 4 м). В данном случае срабатывает следующий прием — чем больше дистанция, тем сильнее психологическое воздействие.
Угол общения — по прямой.
—
подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки — критическая оценка;
— взгляд сверху вниз — жест превосходства;
— отодвигание от собеседника (увеличение дистанции) — жест защиты;
— пальцы в купол — жест привлечения внимания (рис. 25);
— скрещенные на груди руки, скрещенные ноги — жест нежелания идти на контакт.
— внушаемость зависит и от уровня культурного развития;
— женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфических ролей в обществе, в семье, на производстве и т. д. Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть ниже, чем у мужчины;
— практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. Одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы;
— внушаемость зависит от психического состояния человека и тревожности.
Методы психологического воздействия, осуществляемые на вербальном уровне Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Основная суть метода сводится к постановке задач в целях развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие. Например, следователь просит несовершеннолетнего правонарушителя представить свою будущую жизнь. Решая эту задачу на воображение, объект воздействия сталкивается с необходимостью как можно подробнее представить себе моменты, от которых в действительности будет зависеть его будущее (как он будет учиться, совершит ли новое преступление, будет ли злоупотреблять алкогольными напитками и т.д.).
Метод критики. Данный метод опирается на потребность индивида в положительной социальной оценке своей личности со стороны окружающих. Например, следователь, обращаясь к несовершеннолетнему правонарушителю, говорит следующую фразу: «Ты уже завоевал определенный авторитет, я и другие тебя уже начали уважать. Почему ты все губишь своим поведением?»
Выражение обиды. Данный метод опирается на потребность в симпатии, сочувствии окружающих.
Повышение голоса. Применяется следователем для привлечения внимания правонарушителя. Слабость данного метода заключается в том, что обычно человек кричит от своего бессилия, поэтому эффективен он будет только в случае, если фраза будет лаконичной, краткой. Например, сотрудник делает замечание нарушителю дисциплины на улице: «Прекратите немедленно!»
Понижение голоса. Применяется на допросе для привлечения внимания. Суть его заключается в том, что в начале разговора следователь говорит какую-либо фразу неразборчиво или очень тихо.
Моральное осуждение. Суть метода — отрицательная этическая и эстетическая оценка субъектом воздействия поведения объекта воздействия и принципов, на которых это поведение строится. Например, беседуя с группой несовершеннолетних правонарушителей, сотрудник развенчивает так называемую тюремную романтику и ее носителей. Он обнажает лицемерие, противоречивость этой морали, показывает, что главные ее проповедники используют такую мораль для личной выгоды, одурачивания простаков.
Негативное обобщение. Данный метод основывается на потребности объекта воздействия в интересной, содержательной деятельности. Цель применения — возбудить у индивида ощущение монотонности, бессодержательности его жизни. Для этого сотрудник рассказывает, раскрывает индивиду сущность этой жизни, пытаясь пробудить чувство безысходности, напрасно проходящего времени. Беседуя с тунеядцем, следователь описывает его жизнь: скучную, монотонную, бесполезную, не нужную ни ему, ни окружающим. Этот рассказ призван пробудить у объекта воздействия чувство неудовлетворенности своей жизнью, тягу к более интересному, содержательному событию.
Сократовский диалог. Данный метод применяется в целях стимулирования мыслительных процессов для обеспечения осознания противоречивости и ошибочности позиции объекта воздействия. В этом случае сотрудник не стремится непосредственно убедить его, он лишь задает вопросы. Однако эти вопросы таковы, что ответ на них побуждает самого убеждаемого усомниться в правильности и непоколебимости своей позиции. Например, следователь не спорит, не доказывает злостному хулигану противоправность его поведения, он только спрашивает, кто из окружающих радуется его поведению, кто какую выгоду имеет от этого, как меняется отношение к хулигану со стороны окружающих его лиц. Отвечая вслух или хотя бы мысленно отвечая на все эти вопросы, объект воздействия постепенно утрачивает уверенность в том, что его неправильные действия вызывают уважение к нему со стороны окружающих. Он начинает осознавать, что у одних он вызывает насмешку, у других — недоумение, третьи извлекают пользу для себя.
Акцентирование. Суть его заключается в выделении голосом наиболее значимых моментов. Применяется для усиления значимости сказанной фразы. Например, при задержании группы несовершеннолетних, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении, среди которых есть и совершеннолетний, сотрудник говорит совершеннолетнему лицу: «За вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков к вам будет применена статья 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Конкретизация представления индивида о ситуации принятия решения. Например, гражданин отказывается помочь следователю при проведении обыска, опасаясь, что это вызовет отрицательное отношение со стороны соседей. Пока речь идет о возможном изменении отношения соседей вообще, гражданина никак не удается убедить не опасаться этого. Тогда следователь применил указанный метод. От разговора об отношениях с соседями вообще он перешел к обсуждению отношений с конкретными соседями. Вместе с гражданином он стал анализировать, кто и как может отнестись к предполагаемому поступку. Выяснилось, что часть соседей отнесется положительно, часть — безразлично, а оставшиеся — негативно. При этом выясняется, что оказываются недовольными как раз те, с чьим мнением гражданин не очень склонен считаться.
Прием сокрытия своей истинной осведомленности. Применяется следователем при расследовании преступления, выражается в умолчании уровня своей осведомленности по материалам дела. Поведение следователя побуждает объект воздействия строить самые различные, нередко противоположные домыслы о том, что ему известно о преступлении, в какой степени он информирован о лицах, его совершивших. Опыт показывает, что такой прием создает серьезные мыслительные трудности для объекта воздействия. Характерное проявление этих трудностей — постоянные его колебания от полной уверенности, что следователю известно все, вплоть до надежды, что все же удастся скрыть истину. Колебания эти сопровождаются построением объектом воздействия разнообразных, порой весьма фантастических планов поведения по отношению к следователю. Все это в итоге вызывает нарушения мыслительного противодействия (растерянность, замешательство), парализует волю к сопротивлению. Применение данного метода целесообразно подкрепить на невербальном уровне жестом нежелания идти на контакт (рис. 26).
Нейтральная фраза. Применяется к лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, аффекта для переключения внимания. Необходимое условие эффективности — раздражитель, на который переключается объект воздействия, по силе должен быть выше раздражителя, который у него доминирует. Например, если правонарушитель — объект воздействия любит своего ребенка, фраза может быть «Ваш ребенок неважно выглядит. Он не заболел?»
Прием синхронного и сбалансированного воздействия группы сотрудников. Чаще применяется при допросе. Если психологическое воздействие сотрудниками заранее продумано и спланировано, то оно оказывает мощное воздействие на познавательно-интеллектуальную сферу личности допрашиваемого. Ведь ему приходится, образно говоря, вести сражение на несколько фронтов. Важную роль играет и то, что пока один из сотрудников ведет допрос, второй имеет возможность понаблюдать за подследственным со стороны, продумать вопросы, свои действия.
Источник
Способы речевого воздействия
Теория речевого воздействия, по нашему мнению, включает следующие основные проблемы: понятие общения, понятие речевого воздействия, понятие эффективного речевого воздействия, способы речевого воздействия.
Эти способы таковы:
Доказывание. Доказывать — это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание — это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. Доказываем мы так: «Во-первых, во-вторых, в третьих. «. Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением, но логика действует эффективно не на всех (далеко не все мыслят логически) и не всегда (мы уже знаем, что в некоторых условиях эмоция полностью подавляет логику).
Убеждение. Убеждать — это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно — эмоция, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: «Во-первых. Во-вторых. Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так. » и т.д. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.
Уговаривание. Уговаривать — это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу — просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, использует личные мотивы и основано обычно на многократном повторе просьбы или предложения: «Ну пожалуйста. ну сделай это для меня. ну что тебе стоит. я буду очень тебе благодарен. я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь. ну что тебе стоит. ну пожалуйста. ну очень прошу. «. Уговаривает ребенок маму: «Ну купи. ну купи. ну купи. ну пожалуйста. ну купи. «.
Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.
Внушение. Внушать — это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите — без обдумывания, без критического осмысления.
Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто — на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности, «харизматические типы» (вроде Сталина) могли внушить людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по отношению к взрослым, часто внушаемы молодые девушки, женщины по отношению к грубым и решительным мужчинам.
Принуждение. Принудить — значит заставить человека сделать что-либо против его воли.
Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угрозах: «Кошелек или жизнь».
Какие же из этих способов речевого воздействия являются цивилизованными? Первые четыре. Речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться без принуждения.
Речевое воздействие — наука о выборе подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта.
Различают два основных аспекта речевого воздействия — вербальный и невербальный.
Вербальное (от латинского verbum, слово) речевое воздействие — это воздействие при помощи слов. При вербальном воздействии имеет значение в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в каких словах, в какой последовательности, как громко, с какой интонацией, что когда кому говорите.
Невербальноевоздействие — это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.).
Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают нам эффективность общения.
Коммуникативная позиция говорящего- еще одно важное теоретическое понятие науки о речевом воздействии.
Под коммуникативной позицией говорящего понимается степень коммуникативной влиятельности, авторитетности говорящего по отношению к его собеседнику. Это относительная эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника. Коммуникативная позиция человека может изменяться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной и той же коммуникативной ситуации.
Коммуникативная позиция говорящего может быть сильной (начальник против подчиненного, старший против ребенка и др.) и слабой (ребенок против взрослого, подчиненный против начальника и т.д.). Коммуникативную позицию человека в процессе общения можно усилить путем применения правил речевого воздействия, можно ее защитить, а также можно ослабить коммуникативную позицию собеседника (также применяя приемы речевого воздействия и осуществляя различные действия в отношении собеседника).
Наука о речевом воздействии представляет собой науку об усилении коммуникативной позиции личности в процессе общения, защите личностью своей коммуникативной позиции и приемах ослабления коммуникативной позиции собеседника.
Понятия социальной и коммуникативной роли также входят в теоретический арсенал науки о речевом воздействии. Социальная роль понимается как реальная социальная функция человека, а коммуникативная роль — как принятое для той или иной социальной роли нормативное коммуникативное поведение. Коммуникативные роли могут и не соответствовать социальной роли говорящего — их репертуар гораздо шире, чем набор социальных ролей, и их выбор, смена, умение разыграть (проситель, беспомощный, маленький человек, крутой, знаток, решительный и мн.др.) составляют одну из сторон искусства речевого воздействия отдельной личности. Ср. таких мастеров исполнения различных коммуникативных ролей как Чичиков, Хлестаков, Остап Бендер.
Существует также такое понятие — коммуникативная неудача.
Коммуникативная неудача — это отрицательный результат общения, такое завершение общения, когда цель общения оказывается не достигнутой.
Коммуникативные неудачи постигают нас, когда мы неправильно строим свое речевое воздействие: выбираем не те способы речевого воздействия, не учитываем, с кем мы разговариваем, не выдерживаем правил бесконфликтного общения и т.д.
Специалисты по речевому воздействию используют также такое выражение как коммуникативное самоубийство.
Коммуникативное самоубийство — это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение заведомо неэффективным. Например, если оратор начинает свое выступление так: «Извините, что занимаю у вас время. Я вас долго не задержу. » — это типичное коммуникативное самоубийство, так как человек сам сразу сообщает о том, что понимает: его информация не нужна, она вызовет у слушателей раздражение, самое его появление перед аудиторией нежелательно и т.д. Такого оратора, конечно же, слушать не будут.
Совокупность типовых вербальных или невербальных, а иногда и тех и других сигналов, влияющих на эффективность общения, определяется как фактор общения. В рамках факторов выделяются правила общения — сложившиеся в данной лингвокультурной общности представления и рекомендации по общению. Правила подразделяются на нормативные (как надо? как правильно?, то есть правила речевого этикета) и правила речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Источник