Вербальные способы коммуникации у психолога

Приемы вербального и невербального воздействия в психологическом консультировании

Техника психологического консультирования – это средство влияния консультанта на клиента; это средство изменения психологического мира клиента. Техники: — невербальные — вербальные Невербальные техники психологического консультирования.

Позволяют создавать контакты и атмосферу консультирования. Они менее заметны для клиента, но очень важны. 1)визуальный контакт- контакт глаз 2) использование мимики 3) использование пантомимики(движение тела и жесты ) 4) Проксемические средства – использование расстояния м\у клиентом и консультантом и взаимного расположения. 5) Паралингвистические средства (использование громкости, голоса, интонации, полосовой регист, скорость речи, паузы в речи) 6) временные влияния 7) внешний вид

Вербальные техники психологического консультирования. 1. Директива – это указание клиенту на необходимость совершения определенных действий. В мягкой форме – это просьба. Директива относиться к формальным техникам, она формализует контакт, делает более сухим, менее эмоциональным. 2. Информирование – это сообщение клиенту психологической информации, полезной и актуальной для него. Информация должна быть достоверной, должна быть представлена своевременно, она должна быть понятной клиенту на доступном языке. 3. Активное слушание – это сосредоточение внимания на высказываниях и состояниях клиента с целью его лучшего понимания. Цель активного слушания – дать возможность клиенту свободно говорить, удовлетворение потребности клиента быть услышанным, понятым, принятым, лучшее понимание клиента. Эмпатическое слушание – это техника предполагающая что терапевт ощущает чувства, переживания, смыслы клиента в каждый момент времени и передает это понимание клиенту.

Этапы эмпатического слушания: — принятие решения слушать — слушание клиента и уточнение его высказываний (короткие вопросы) — понимание эмоций, состояний, смыслов, отношений, которые стоят за высказыванием клиента. — проверка правильности понятого. 4. Повтор – воспроизведение значимого слова или словосочетания клиента (дословно) Цели повтора – акцентировать внимание на значимом материале, который позволяет клиенту понять, приблизиться к проблеме, углубление диалога, большее осознание клиентом своего состояния, поддержание контакта. 5. Перефраз – это возвращение клиенту его слов, но в обобщенном, свернутом виде (то же самое, но другими словами и укорачивая текст). Эта техника может начинаться с вводных слов: «Если я вас правильно понимаю….» Важно: сохранять значимые слова клиента, акцентировать внимание на переживаниях, состояниях клиента, а не на фактических событиях, выбирать самое существенное, выпуская детали, перефраз должен быть кратким и лаконичным. Цели перефразирования: показать клиенту, что вы его понимаете, слушаете, если перефразируя содержание вы проявите недопонимание, у клиента будет возможность вас поправить, выслушивание своей истории, пересказанной другим человеком может помочь клиенту прояснить собственные мысли и чувства, перефразирование может побудить клиента более подробно раскрыть ситуацию или своё отношение к ней, когда клиент находиться в состоянии эмоционального возбуждения, он может говорить путано, перефразирование может помочь ему увидеть картину целиком и расставить приоритеты, укрепление консультативного контакта. 6. Резюме – это структурирование, подитоживание высказывания клиента, рекомендуется в конце сессии.

Вербальный контакт – беседа. Невербальное взаимодействие между консультантом и консультируемым в ПК имеет обратную связь, при этом психическое состояние последнего взаимосвязано с этой интеракцией. Неэффективность такого общения бывает тогда, когда консультантом используются закрытые жесты, откинутое назад туловище, большие дистанции, отсутствующий взгляд, отгораживание столом и низкоэмпатические сообщения.

Оптимальное невербальное взаимодействие с целью достижения позитивных результатов ПК должно осуществляться следующим образом: • использование мягкого, с перерывами, «прикосновения» взглядом с умелым сочетание, прямого взора и избеганием взгляда в глаза (встреча со взглядом консультируемого — от 60% до 70% времени общения); • принятие другого взгляда и кивания головой; • допущение уместной улыбки с некоторым мимическим отражением реакций консультируемого; • направление ступней на собеседника с вытянутой вперед ногой; • применение открытых ладоней, расположение прямого корпуса тела; • легкий наклон туловища вперед и небольшой наклон головы в сторону; удобное сидение в кресле; • расположение под определенным углом напротив консультируемого; • высокоэмпатическое слушание и сообщение с одновременной субвербальной коммуникацией и совпадающим темпом у консультанта и консультируемого.

Читайте также:  Способы устройства скважин с применением

Средства воздействия в ПК.

Психологическое воздействие — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных). Вербальные средства воздействия — это слова.Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других — изменяя их смысл. К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве, например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью. Внешность человека, шум, который он производит, запах духов — все это также невербальные сигналы. Невербальные сигналы тоже могут усиливать действие слов, ослаблять его или совершенно изменять их смысл. Виды психологического влияния. Убеждение — сознательное воздействие на другого человека с целью изменения их суждения, отношения, намерения или решения. Самопродвижение — открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, чтобы быть оцененном по достоинству, благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов (реальная демонстрация своих возможностей, предъявление своих сертификатов и дипломов). Внушение — сознательное воздействие на человека, направленное на изменение их состояния, отношение к чему- либо и т.д(личный магнетизм или авторитет, отчетливая и размеренная речь, выбор наиболее внушаемых партнеров).Заражение — передача своего состояния или отношения другому человеку. Передаваться и усваиваться это состояние может как произвольно, так и непроизвольно (интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия, прикосновение и телесный контакт и т.д..) Просьба — обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия (ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям). И т.д.

Источник

12.2. Невербальные и вербальные методы установления психологического контакта

Обмен информацией между людьми осуществляется с помощью вербаль­ных и невербальных средств коммуникации.

Средства невербальной коммуникации’, жесты, мимика, позы, простран­ственное расположение сторон, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т.п.

К невербальным методам установления психологического контакта отно­сятся:

• оптико-кинестетическая система знаков;

• пара- и экстралингвистическая системы;

• система организации пространства и времени коммуникации;

• система «контакта глазами».

Жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы не толь­ко сопровождают речь, но и могут замещать отдельные единицы высказываний, нисколько не нарушая общей структуры, смыслового содержания разговора, а, скорее, напротив, помогая более точно доносить смысл передаваемой инфор­мации до партнера и поддерживать с ним продуктивный диалог.

Оптико-кинестетическая система знаков

1. Жесты открытости, доверия:

— плавные широкие жесты (что называется «положа руку на сердце»);

— раскрытые ладони вверх;

— пожимание плечами, сопровождающееся раскрытыми ладонями.

— улыбка, выражающая дружелюбие, потребность в одобрении;

— кивок головой, выражающий согласие с высказыванием собеседника.

— естественная и непринужденная поза;

принятие собеседником идентичной позы, «отзеркаливание жестов»;

— сидение прямо, с высоко поднятой головой, без излишней скованно­сти либо расслабленности;

сидение на кончике стула с наклоном в сторону собеседника;

Пара- и экстралингвистические системы:

— если необходимо обратить внимание на какую-то деталь в разговоре, необходимо сделать паузу.

Система организации пространства:

Читайте также:  Все способы очистки кишечника

— строить взаимоотношения с собеседником, учитывая то обстоятельство, что пространство вокруг него должно быть радиусом от 45 до 120 см;

— угол общения должен быть по диагонали, желательно с правой стороны. Контакт глаз

Контакт глазами должен составлять около 60-70% всего времени разгово­ра. Следователь при разговоре должен представить, что на лбу собеседника на­ходится треугольник, и смотреть туда.

Вербальный уровень установления психологического контакта предпо­лагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, то есть включает фазы ориентировки, плани­рования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

Рассмотрим методы установления психологического контакта в следст­венной деятельности на вербальном уровне.

Имя-отчество. Обращение по имени и отчеству способствует располо­жению собеседника.

Достижение авторитетной позиции. Суть метода заключается в созда­нии у участника следственных действий впечатления, что следователь обладает заслуженным авторитетом. Наиболее часто сотрудниками милиции использу­ются следующие способы реализации данного метода:

1. Следователь в ходе профессионального общения в доверительной фор­ме рассказывает гражданину об аналогичных случаях из своей практики. При этом выделяются те моменты, которые показывают целесообразность и выгод­ность проявления взаимной искренности, доверия для лиц, с которыми следова­тель общался ранее, подчеркивается значимый, взаимоприемлемый конечный результат.

2. С учетом социально-психологических особенностей гражданина и его отношения к факту преступления до него доводится через лиц, которым он до­веряет, либо посредством других сотрудников милиции, конкретная информа­ция о положительных личностных качествах следователя. Сообщаются приме­ры из его практики, которые должны либо сформировать положительное отно­шение гражданина к следователю, либо повысить тревожные ожидания того, чего он более всего опасается. При этом следователю следует точно знать, что эта информация дошла до гражданина, а также его реакцию на нее.

Умение слушать. Следователь должен применять трехактную схему вы­слушивания:

1) поддержка — молчание, поддакивание, эмоциональное сопровождение («да-да», «конечно, вы правы», «молодец», «представляю, что вы чувствовали» и т.п.), повторение последних или ключевых слов;

2) уточнение — применение уточняющих вопросов («правильно я вас по­нял?», «вы хотите сказать. », «что вы этим хотите сказать?», «да?» и т.п.), пе­рефразирование («как я вас понял», «вы думаете», «вы можете поправить меня, если я ошибаюсь» и т.п.);

3) комментирование — оценки, советы.

Одобрение. Следователь говорит или показывает гражданину, как возрас­тает уважение к нему, если он поступит так, как нужно. Например, робкий оче­видец преступления после долгих колебаний, набравшись мужества, начинает все же рассказывать об увиденном. Следователь хвалит его за это, одобряет первые шаги по правильному пути.

Приписывание качеств. Как правило, люди стараются соответствовать приписываемым характеристикам, тем более что качества выбираются положи­тельные. Например, следователь говорит свидетелю: «зная вашу принципиаль­ность. », «только полагаясь на вашу порядочность. » и т.п. При применении данного приема необходимо помнить следующее: нужно следить за тем, чтобы все это не звучало как ирония.

Выражение благодарности. Данный метод особенно широко применим во время допроса участника следственных действий, не желающего давать по­казания по делу. Суть этого метода: «Я к вам хорошо отношусь и испытываю чувство искренней симпатии. Это чувство еще более усилится, если вы дадите правдивые показания по расследуемому делу».

Расширение представлений граждан. Цель применения данного метода -расширить представления участника следственных действий о последствиях отказа от дачи показаний. Необходимость в его применении возникает в случа­ях, когда следователь знает, что в основе неправильного, нежелательного пове­дения гражданина лежит неправильное, одностороннее представление о ситуа­ции, в которой он действует. Воздействующий при этом сообщает неизвестные гражданину факты, напоминает ему о моментах, которые тот знает, но не учи­тывает при формировании своего поведения.

Читайте также:  Способ построения произведения это

Например, следователь занимается раскрытием кражи автомобиля, сто­явшего перед многоэтажным домом. Сотрудник расспрашивает жильцов перво­го этажа, не заметили ли они лиц, находившихся рядом с автомобилем. Некото­рые жильцы торопятся ответить, что ничего не видели и стремятся прекратить разговор. Сотрудник, однако, тут же напоминает им: «Вы не хотите помочь по­тому, что не подумали об одном обстоятельстве. Если вор уйдет безнаказан­ным, то завтра или чуть позже он может обокрасть и вас. Поймите, без вашей помощи преступление может остаться нераскрытым». Нередко после таких слов граждане меняют свою позицию, начинают активно содействовать рас­крытию преступления.

«Актуальные проблемы». Для его применения необходимо знать круг ин­тересов собеседника и сенсационную новость. Например, при разговоре с по­жилой женщиной-пенсионеркой, сообщить ей о недавно принятом указе Пре­зидента РФ о повышении пенсий. Условие эффективности применения — ваше мнение должно совпадать с мнением собеседника.

«Перерывы». Во время разговора сотрудник переключается или на дру­гую тему, или на совершение какого-либо действия. Например, во время разго­вора в своем кабинете следователь просит прощения у свидетеля за то, что ему необходимо срочно позвонить (но необходимо помнить, что нельзя разговари­вать по телефону при участнике следственных действий в своем кабинете, то есть ему для этого необходимо выйти).

«Нарастание». В начале разговора следователь сохраняет спокойствие, а затем демонстрирует нарастание интереса или к теме разговора, или к личности собеседника. Например, зная увлечение собеседника, он спрашивает: «Так вы рыбак?», и затем начинает втягивать в разговор собеседника, демонстрируя по­вышение интереса к его личности.

Метод «соотнесенных вопросов». Заключается в том, что необходимо за­давать так вопросы, чтобы ответ был только «да». Данный метод требует пред­варительной подготовки. Применяется в случаях, когда собеседник не идет на контакт. Например, при опросе свидетеля, который не желает дать показания против своего соседа, следователь задает вопросы, на которые он знает, что бу­дет положительный ответ: «Вас зовут Михаил Иванович?», «Вы работаете бух­галтером на судостроительном заводе?», «Вы живете в этом доме 3 года?» и т.д. Данный метод будет способствовать устранению эмоционального барьера, по­сле его применения желательно применить метод «Совпадение мнений», «Формулировка приятного».

«Поступок — пример». Следователь приводит пример из жизни человека, которого хорошо знает собеседник или эпизод из своей жизни. Пример приво­дится отрицательный. Например, сотрудник говорит несовершеннолетнему правонарушителю: «Когда мне было 15 лет, я связался с дурной компанией, и если бы не счастливая случайность, то мог бы тоже «загреметь за решетку». При воздействии на подозреваемого целесообразно будет привести пример из следственной практики о том, как лицо, давшее правдивые показания, было ос­вобождено от уголовной ответственности.

Ослабление напряжения. Каждый пришедший на допрос испытывает чув­ство волнения, даже если это абсолютно лояльный к органам внутренних дел гражданин. Следователь должен устранить негативные психологические со­стояния: повышенную возбудимость, чувство тревоги, опасения типа «как бы чего не вышло», «как бы не сказать чего лишнего, а то потом затаскают по су­дам», чувство стыда за свое, возможно, не совсем безупречное, с точки зрения морали, поведение (особенно это касается женщин и лиц, оказавшихся в кри­минальной ситуации под влиянием алкоголя). Следует разъяснить сущность его роли в ходе расследования, успокоить, отвлечь от излишних раздумий, создать атмосферу делового сотрудничества.

«Совпадение мнений». Например, сотрудник говорит пожилой женщине: «Я с вами полностью согласен, молодые люди не всегда ведут себя уважитель­но по отношению к старшим: не уступают место в транспорте, не здороваются при встрече».

«Формулировка приятного». Сказать человеку что-либо, повышающее его самооценку. Например, «вчера вас видел вместе с сыном, он очень похож на вас».

Конфиденциальность. Подчеркивание значимости даваемых показаний и конфиденциальности разговора.

Источник

Оцените статью
Разные способы