Вера как способ аргументации

Вера как ценность. «Аргумент к вере»: достоинства и ограничения

Существует особый класс истин, для реального существования кото рых вера является необходимым фактором. К ним принадлежат убеж дения, относящиеся к ценностям человеческого бытия, задачам, зн» чимость которых столь велика, что человек готов пожертвовать для и» решения свою жизнь и жизнь других. В таких случаях вера выступает кдк одно из необходимых условий достижения объекта желания, она сам» себя оправдывает, и в этом смысле может превышать научную докач» тельность. «Сила идей, в частности, моральных и религиозных идей, пс менее велика, чем сила физических средств», — подчеркивает К. Поппер (Там же. С. 616). К числу таких идей можно отнести веру в возможносп человека летать с помощью крыльев, веру в возможность полета в косми ческое пространство, веру в продление человеческой жизни, веру в во i можность осуществления всеобщего счастья, равенства, блага и т. п. вера, становясь предметом стремлений, окрыляет человека, побуждав его отдать жизнь за утверждение, реализацию своей веры. К. Поппер приводит пример такого рода веры: «Сторонники Сталина сегодня пред ставляют печальное зрелище. Но если мы восхищаемся христианскими мучениками, мы не можем подавить восхищение теми, кто сохраним свою веру в Сталина, даже пройдя русские лагеря. Мы знаем, что эта пери не имела оснований, сегодня это известно даже членам партии. Одни ко это была искренняя вера» (Там же. С. 607). Такая вера не нуждаетсч в обосновании в силу очевидной ценности содержащихся в ней идеалом, больше того, она сама по себе является аргументом.

Аргумент к вере — особый тип аргументации, предполагающий onopv не на знание, а на веру. Наиболее часто такого рода аргументация иг пользуется в дискуссиях по религиозным вопросам. Здесь могут быи. прямые ссылки на веру в общеизвестные догматы, а может иметь неявная опора на аргументы к вере. Например, более 1400 лет тому наши Маконский церковный собор официально рассматривал проблему, есть

и у женщины душа. Почти половина присутствующих ответила на этот вопрос отрицательно. Собор христианской церкви большинством только (один голос решает, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки Имеется некоторое подобие души. В этой дискуссии неявно присутствует веpa в ветхозаветное предание о сотворении Евы из Адамова ребра.

Широко распространено применение аргумента к вере в социально- гуманитарном познании. «Основные беды нашего времени. обусловлены. нашим стремлением построить лучший мир. Наши войны по сути дела являются религиозными. Это войны между сторонниками конкурирующих теорий относительно того, как нужно строить лучший мир», — отмечает К. Поппер (Там же. С. 604). Как показывает опыт истории, апелляция к вере является не лучшим аргументом, скорее, она применяется за неимением серьезных аргументов в поддержку этой веры. «Абсурдность коммунистической веры очевидна, — подчеркивает К. Поппер. — Апеллируя к вере в человеческую свободу, коммунизм создал систему угнетения, не имеющую аналогов в истории» (Там же. С. 607). В нашей стране марксизм (марксизм-ленинизм) (практически стал предметом веры. Единственный аргумент, который приводится в защиту марксизма сегодня — не опора на факты, социальную практику, жизненный опыт и т. п., но на утверждения типа: с могу поступиться принципами». Явная или неявная апелляция к вере так или иначе содержится в большинстве программ различных партий, борющихся за власть. Но и многие социальные проекты неявно используют аргумент к вере. Поэтому так важна серьезная экспер­та предлагаемых программ. Вера — неустранимое явление духовной пни человека. Она — неизбежный элемент в познавательном пре­ссе. Задача философии — обосновать нашу веру в реальное бытие мира, в котором мы рождаемся, живем и умираем. И не менее важная задача философии — формировать способность критически оценивать идеи, не имеющие научного обоснования.

Источник

Лекция 6. Контекстуальная аргументация

6.5. Здравый смысл

Традиция

Из всех контекстуальных аргументов наиболее употребим и значим аргумент к традиции. В сущности, все контекстуальные аргументы содержат в свернутом, неявном виде ссылку на традицию. Признаваемые авторитеты, интуиция, вера, здравый смысл и т. д. формируются исторической традицией и не могут существовать независимо от нее.

Традиция представляет собой анонимную, стихийно сложившуюся систему образцов, норм, правил и т. п., которой в своем поведении руководствуется достаточно обширная и устойчивая группа людей.

Традиция может быть настолько широкой, что охватывает все общество на определенном этапе его развития. Наиболее популярные традиции, как правило, не осознаются как таковые. Особенно наглядно это проявляется в традиционном обществе, где традициями определяются практически все стороны общественной жизни. Вспомним знаменитую фразу из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «Восток – дело тонкое, Петруха!».

Читайте также:  Способ восстановления деталей реферат

Традиции имеют двойственный характер: с одной стороны, они накапливают опыт успешной деятельности и оказываются своеобразным его воплощением, а с другой – представляют собой предписание будущего поведения.

Традиции делают человека звеном в цепи поколений, его присутствие в «настоящем» как в звене, соединяющем прошлое и будущее. Наша повседневная жизнь во многом опирается на традицию, и апелляция к ней – стандартный прием практической аргументации как в области деятельности специалиста по рекламе, так и специалиста по связям с общественностью.

Примером использования аргумента к традиции может служить демонстрация семейных ценностей (реклама соков «Моя семья», «Добрый», чая «Беседа» и т. п.), репутации фирмы (реклама швейцарских часов «ROLLEX», «CITIZEN» и т. п.), любимых праздников (реклама банковских кредитов «Рождественский» и т. п.).

Авторитет

Аргументу к традиции близок аргумент к авторитету – ссылка на мнение или действие лица, прекрасно зарекомендовавшего себя в данной области своими суждениями или поступками. Главное отличие традиции от авторитета заключается в том, что традиция складывается стихийно и не имеет автора, авторитетом же является конкретное лицо.

Аргумент к авторитету встречается во всех областях познания, практической деятельности и обыденной жизни. Это объясняется тем, что человек не способен не только жить, но и мыслить в одиночку. Он остается общественным существом и в сфере мышления: рассуждения каждого индивида опираются на опыт других людей. Американский предприниматель и организатор производства Генри Форд как-то заметил: «Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить». Естественно, это не может быть справедливо в отношении большинства, но определенно есть люди, склонные более полагаться на чужое мнение, чем искать самостоятельное решение.

Иногда бывает трудно уловить ту грань, за которой критическое, взвешенное восприятие переходит в неоправданное доверие к написанному и сказанному другими. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию.

Норвежская полиция, обеспокоенная распространением самодельных лекарств, поместила в газете объяснение о недопустимости использовать лекарство, имеющее следующую рекламу: «Новое лекарственное средство Луризм–300х: спасает от облысения, излечивает все хронические болезни, экономит бензин, делает ткань пуленепробиваемой. Цена – всего 15 крон». Обещания, раздаваемые этой рекламой абсурдны, к тому же слово «луризм» на местном жаргоне означало «недоумок». И, тем не менее, газета, опубликовавшая объявление получила 300 (!) запросов на это лекарство с приложением нужной суммы.

Безусловно, определенную роль в этом сыграла надежда на чудо, свойственная даже современному человеку, но также и характерное для многих доверие к авторитету печатного слова.

Все, что напечатано, показано по телевидению, озвучено на радио, верно – такова одна из предпосылок обыденного мышления. А потому, данный способ контекстуальной аргументации широко применяется в деятельности специалиста по рекламе. Примером использования аргумента к авторитету может служить привлечение ведущих специалистов в данной области («стоматологи рекомендуют», «врачи-косметологи советуют», «эксперты утверждают» и т.п.).

Аргумент к авторитету зачастую является апелляцией к образцу. Образец, или идеал, — это такое поведение лица или группы лиц, которому надлежит следовать. Образец обладает определенным авторитетом и престижем: неизвестным, никак себя не зарекомендовавшим людям не подражают. Образец в силу своего особого общественного престижа служит порукой выбранному типу поведения. Примером использования такого рода аргументов является привлечение мировых и национальных «звезд» (по типу «звездных рекомендаций»: «я попробовала, и мне понравилось», «попробовав раз, пользуюсь до сих пор» и т. п.).

Следует отметить, что среди подобных образцов имеются также образцы, которые можно назвать стандартами предметов, событий, процессов, действий и т. д.

Действительно, для всего, с чем регулярно встречается человек, будь то топоры, автомобили, церемонии, одежда, рекламные услуги, существуют свои стандарты, говорящие о том, какими должны быть объекты данного рода. Ссылка на эти стандарты – частый прием аргументации в поддержку оценок. Оценочные термины «хороший», «плохой», «лучший» и т. п. нередко характеризуют отношение оцениваемых вещей к определенным образцам или стандартам. В подобных стандартах фиксируются совокупности свойств, которые, как считается должны быть присущи вещам. Для вещей разных типов существуют разные стандарты: свойства, требуемые от хороших молотков, не совпадают со свойствами, ожидаемыми от хороших рекламистов, и т. п. Стандартные представления о том, какими должны быть вещи определенного типа, изменяются с течением времени.

Для отдельных типов вещей имеются очень четкие стандарты. Это позволяет однозначно указать, какие именно свойства должна иметь вещь данного типа, чтобы ее посчитали хорошей и купили. Для других вещей стандарты расплывчаты, и трудно определить какие именно свойства следует приписать этим вещам, чтобы показать, что они хороши (и чтобы их купили!).

Читайте также:  Способы ориентирования с помощью карты

Наряду с образцами существуют и антиобразцы, задача которых – дать отталкивающий пример поведения и тем самым отвратить от такого поведения. Воздействие антиобразца на некоторых людей оказывается даже более эффективным, чем воздействие образца. На этом построена большая часть социальной рекламы. Например, реклама сигарет, на упаковке которых размещена информация о последствиях зависимости от табакокурения (рак и т. д.).

Интуиция

Под интуицией понимают прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Для интуиции характерна неожиданность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути.

Отметим, что за способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания.

Предполагается, что в основе психологического механизма интуиции лежит способность человека отражать в ходе информационно-практического взаимодействия с окружающей средой не только прямой (осознанный), но и «побочный» (неосознанный) продукт. В результате чего, при определенных условиях возникает возможность осознания этой ранее неосознанной части, ее прорыв в виде озарения, интуиции. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой.

Интуитивная аргументация – это ссылка на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения.

В чистом виде интуитивная аргументация является редкостью. Тем не менее, интуиция играет заметную роль в познании и практической деятельности. Особенно наглядно это проявляется при постановке диагноза, в военных сражениях, в случаях морального выбора и т. д., что дает возможность использовать данный аргумент и в деятельности специалиста по рекламе при планировании рекламных кампаний, разработке и продвижении рекламного продукта, разработке рекламного сообщения, создании упаковки товара и т. п.

Однако следует помнить, что интуитивно очевидное для одних может не быть очевидным для других (американцы называют это «стрельбой поверх голов» как разговором о чем-то непонятном аудитории). Если человеку что-то непонятно в рекламном сообщении, он просто перевернет страницу или переключит канал…

Примером подобного непонимания может служить рекламная кампания сети спортивных магазинов «Пан Спортсмен». Авторы этой идеи явно были почитателями телевизионной передачи 1980-х гг. «Кабачок 13 стульев», одним из персонажей которой был некто «Пан Спортсмен». Опрос современной молодежи (основной целевой аудитории этих магазинов) выявил полное непонимание заложенной в это название идеи.

Вера

Интуиции близка вера – глубокое, искреннее убеждение в справедливости какого-то положения.

Вера заставляет принимать какие-то положения за достоверные и доказанные без критики и обсуждения. Самодостаточную веру (которая служит оправданием сама себе) иногда называют «слепой». Например: религиозная вера в чудо не требует какого-либо обоснования чуда, кроме самого акта веры в него.

Вера не гарантирует истины. Например, если потребитель верит, что рекламируемое средство избавляет разом от всех проблем, то отсюда не следует, что это действительно так.

Отметим, что ссылка на твердую веру, решительную убежденность в правильности какого-либо положения может использоваться в качестве аргумента в пользу принятия этого положения. Однако аргумент к вере кажется убедительным и веским, как правильно, лишь тем, кто разделяет эту веру или склоняется ее принять. Другим аргумент к вере может казаться субъективным или почти что пустым: верить можно и в самые нелепые утверждения. Например, реклама косметических средств, обещающих вечную молодость.

Тем не менее, возможны ситуации, когда аргумент к вере оказывается едва ли не единственным. Это – ситуации радикального, непримиримого «разноверия». В таких случаях убедить оппонента разумными доводами невозможно и остается только крепко держаться за свою веру и объявить противоречащие взгляды безумными, безнравственными т. п. (примером могут служить дебаты в авторской телепередаче «К барьеру!»). Там, где рассуждения и доводы бессмысленны, выражение твердой, неотступной убежденности может со временем сыграть свою роль.

Здравый смысл

Здравый смысл – это общее, присущее каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.

Здравый смысл в основе своей не является знанием, скорее, это способ отбора знания, благодаря которому различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности (в которые не стоит впадать). Здравый смысл играет особую роль в аргументации при обсуждении проблем, касающихся жизни и деятельности человека.

Аргумент к здравому смыслу – это ссылка к чувству здравого смысла, несомненно, имеющемуся у аудитории, с целью поддержки выдвигаемого положения. Здравый смысл – одно из ведущих начал человеческой жизни, проявляющееся, прежде всего, в суждениях о правильном и неправильном, годном и негодном для человека.

Читайте также:  Термическое расширение трубопроводов способы его компенсации

Не смотря на то, что здравый смысл касается в первую очередь социальной жизни, по своей природе он универсален, поскольку способен судить о любой деятельности и ее результатах, включая деятельность специалиста по рекламе. Например, в условиях экономического кризиса 2009 г. здравый смысл «подсказывал», что «пустые» билборды говорят только об одном: если люди не размещают рекламу, значит это им не так уж и важно, значит и мне (другому потенциальному рекламодателю) не нужно, а потому значительная часть билбордов стала активно заполняться информацией типа: «Витамины нужны весной, а реклама всегда» и т. п., заполняя вынужденные «пробелы».

Апелляция к здравому смыслу неизбежна и в гуманитарных науках, вплетенных в историческую традицию и являющихся не только ее пониманием, но и ее продолжением.

Вкус

Аргументация к вкусу – это обращение к чувству вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения.

Понятие вкуса первоначально было моральным, и лишь впоследствии его употребление сузилось до эстетической сферы. Идея человека, обладающего вкусом, пришла в XVII веке на смену христианскому идеалу придворного и была идеалом, так называемого, образованного человека с «хорошим вкусом».

Хороший вкус не является субъективным, он предполагает способность дистанцироваться от себя самого и групповых предпочтений. Понятию хорошего вкуса противостоит понятие отсутствия вкуса (отсюда — понятие безвкусица), а не понятие плохого вкуса.

Широко распространено мнение о том, что о вкусах не спорят: приговор вкуса обладает своеобразной непререкаемостью. Безусловно, с этим можно поспорить и, что самое главное, сделать одной из козырных карт аргументации в практике специалиста по рекламе. Это связано с тем, что вкус претендует на общую значимость. Особенно наглядно это проявляется в феномене моды, тесно связанном со вкусом.

Мода касается быстро меняющихся идей, нравов, вещей и воплощает в себе не только особенности вкуса, но и определенный способ поведения. Будучи формой общественной деятельности, мода создает общественную зависимость, от которой трудно уклониться. Вспомним известное выражение А. С. Пушкина: «Быть можно умным человеком и думать о красе ногтей. К чему бесплодно спорить с веком? Обычай – деспот средь людей».

Аргумент к моде является частным случаем аргумента к вкусу и представляет собой ссылку на согласие выдвинутого положения с господствующей в данное время модой.

Следует отметить, что вкус не сводится к правилам и понятиям и не является системой образцов, на основе которых выносится оценочное суждение (вспомним авторскую телепередачу «Модный приговор»). Вкус присущ не каждому и предполагает не совпадение с суждениями других по любому конкретному поводу, а одобрение суждений вкуса некоторой «идеальной» общностью. Вкус несет на себе отпечаток общественной жизни и изменяется вместе с ее изменением. Суждения вкуса, относящиеся к разным эпохам или к разным обществам, обычно оказываются несовместимыми друг с другом.

Все вышесказанное позволяет рассматривать вкус в качестве не менее важной аргументации, чем например аргумент к традиции, в деятельности специалиста по рекламе.

Итак, мы вкратце рассмотрели способы контекстуальной аргументации: традицию, авторитет, интуицию, веру, здравый смысл, вкус и выявили их значение для деятельности специалиста по рекламе.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Каковы основные области применения аргумента к традиции? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

2. Каковы основные области применения аргумента к авторитету? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

3. Какова роль образцов в нашей жизни? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

4. Какова роль антиобразцов в нашей жизни? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

5. Каковы основные области применения аргумента к интуиции? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

6. Каковы основные области применения аргумента к вере? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

7. Каковы основные области применения аргумента к здравому смыслу? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

8. Каковы основные области применения аргумента к вкусу? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

9. Каковы основные области применения аргумента к моде? Приведите примеры соответствующей аргументации из области деятельности специалиста по рекламе.

Источник

Оцените статью
Разные способы