- Векторный способ задания положения точки
- Векторный способ задания движения точки
- Введение
- Основные формулы при векторном способе задания движения
- Скорость точки
- Ускорение точки
- Тангенциальное ускорение
- Нормальное ускорение
- Кинематика. Задание положения точки.
- Векторный способ задания положения точки .
- Векторный способ задания движения точки
- Координатный способ задания движения точки
- Естественный способ задания движения точки
- Скорость и ускорение точки Скорость точки
Векторный способ задания положения точки
§ 7. Три способа задания положения точки в пространстве
1. Координатный способ.
Координаты определяют положение точки однозначно: например, M ( x , y , z ). Они являются числами, которые могут быть положительными, отрицательными или равными нулю.
2. Векторный способ задания положения точки на плоскости и в пространстве.
Определение. Радиус-вектором
некоторой точки пространства называется вектор, проведённый из начала координат в данную точку пространства.
Радиус-вектор также однозначно определяет положение точки в пространстве, так как он указывает, в каком направлении расположена точка, а модуль этого вектора указывает, на каком расстоянии находится точка от начала координат.
Проекции радиуса-вектора на оси координат равны координатам конца этого вектора (см. рис. выше).
— модуль радиус-вектора
;
;
— направляющие косинусы радиус-вектора
3. Естественный способ задания положения точки.
Он применяется тогда, когда известна траектория, по которой движется точка.
На траектории выбирают начало координат, а также положительное и отрицательное направление отсчёта дуговых координат. Векторные величины в этом случае проецируются на так называемые естественные оси координат: нормаль , касательную
(тау), а также бинормаль
.
Начало естественных осей координат совмещают с той точкой траектории, через которую в данный момент проходит движущаяся точка. Касательную проводят в положительном направлении отсчёта дуг. Нормаль проводят перпендикулярно касательной и вовнутрь вогнутости траектории. Бинормаль направляют перпендикулярно плоскости, в которой расположены векторы и
, причём с конца вектора бинормали поворот от
к
по наименьшему углу между ними должен наблюдаться против часовой стрелки.
Никакую часть этого материала ни в каких целях, включая образовательные и научные, нельзя без письменного разрешения владельца авторских прав дублировать в сети Интернет и воспроизводить в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая запись на магнитный или электронный носитель, вывод на печать, фотокопирование.
Источник
Векторный способ задания движения точки
Введение
Положение точки однозначно определяется заданием ее радиус-вектора , который изменяется со временем при движении точки. При векторном способе задания движения считается, что задан закон изменения радиус-вектора от времени . Векторный способ задания движения применяется для описания движения в общем виде, используя векторные формулы.
Например, для точки, движущейся с постоянным ускорением , радиус-вектор определяется одной векторной формулой:
,
где – постоянные векторы, не зависящие от времени. Применяя формулы, мы можем найти кинематические величины в векторном виде, не зависимо от выбранной системы координат.
При координатном способе задания движения, мы выбираем систему координат, и в ней задаем зависимости координат точки от времени . Таким образом, координатный способ привязан к выбранной системе координат, а векторный способ не зависит от системы координат.
Связь векторного способа задания движения с координатным осуществляется по формуле:
,
где – единичные векторы (орты) в направлении осей выбранной системы координат.
Основные формулы при векторном способе задания движения
Скорость точки
Выводы приведенных ниже формул и изложение теории приводится на странице “Кинематика материальной точки”. Здесь мы приводим основные результаты этой теории в векторном виде.
Итак, нам задана зависимость радиус-вектора материальной точки M от времени :
.
Дифференцируя радиус-вектор по времени, мы находим вектор скорости точки:
.
Модуль вектора скорости:
,
где в круглых скобках обозначено скалярное произведение векторов.
Скорость точки направлена по касательной к траектории. Пусть – единичный вектор в направлении касательной. Тогда скорость может быть направленной либо вдоль вектора :
,
либо в противоположную сторону:
.
Чтобы охватить эти два случая, вводят алгебраическую величину скорости :
.
Это скалярная величина, равная по абсолютной величине модулю скорости, но она может принимать как положительные, так и отрицательные значения:
.
При , вектор скорости сонаправлен с . При он направлен в противоположную сторону. Величина является проекцией вектора скорости на направление . Поскольку – это единичный вектор, то
.
Единичный вектор в направлении касательной к траектории:
.
Ускорение точки
Дифференцируя вектор скорости по времени, находим вектор ускорения точки:
.
Модуль вектора ускорения:
.
Разложим вектор ускорения на две взаимно перпендикулярные компоненты: – параллельную касательной к траектории; и – перпендикулярную к ней.
.
Компонента называется касательным, или тангенциальным ускорением, а компонента – нормальным ускорением.
Тангенциальное ускорение
Алгебраическая величина тангенциального ускорения – это скалярная величина, равная проекции полного ускорения на направление единичного вектора , касательного к траектории:
.
Тогда вектор тангенциального ускорения можно записать в следующем виде:
.
Величина может быть как положительной, так и отрицательной. При положительном , вектор касательного ускорения сонаправлен с единичным вектором . При отрицательном – вектор касательного ускорения направлен в противоположную сторону. Модуль равен модулю касательного ускорения:
.
Алгебраическая величина тангенциального ускорения равна производной по времени от алгебраической величины скорости:
.
Производная по времени модуля скорости:
.
Если между векторами скорости и ускорения острый угол, то движение ускоренное. Если между ними тупой угол, то движение замедленное.
Нормальное ускорение
Вектор нормального ускорения:
.
; .
Единичный вектор в направлении главной нормали траектории:
.
Вектор перпендикулярен вектору и направлен к центру кривизны траектории. Нормальное ускорение всегда направлено к центу кривизны траектории. Поэтому, если выразить его через единичный вектор главной нормали:
,
то . Поэтому .
Модуль нормального ускорения равен проекции полного ускорения на направление главной нормали:
.
Имеют место следующие формулы:
.
Радиус кривизны траектории:
.
Центр кривизны траектории:
.
Единичный вектор в направлении бинормали:
.
Автор: Олег Одинцов . Опубликовано: 06-03-2016 Изменено: 29-01-2020
Источник
Кинематика. Задание положения точки.
Положение точки в пространстве можно задать двумя способами: координатным и векторным.
При задании движения координатным способом с телом отсчета связывают какую-либо систему координат, например, декартовую. Движение точки М будет задано в том случае, если ее координаты будут известны, как функции времени:
Эти зависимости называются уравнениями движения точки в декартовых координатах. Они выражают текущие координаты движущейся точки в виде функций времени. Если точка движется, оставаясь все время в одной плоскости, можно ограничиться двумя уравнениями движения: x = x(t), y = y(t).
Векторный способ задания положения точки .
Допустим, М – движущаяся точка относительно тела отсчета А. В теле А в качестве точки отсчета выберем произвольную точку О и построим вектор Этот вектор называется радиус-вектором точки М.
Радиус-вектор – это вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в любой момент времени.
Когда точка М движется, радиус-вектор непрерывно изменяется во времени, поэтому существует некоторая вектор-функция времени
Зная эту функцию, для каждого времени t можно построить вектор
и тем самым найти положение движущейся точки в данный момент. Функция
называется векторным законом (векторным уравнением) движения точки М.
Точка задается радиус-вектором, если известны его длина (модуль) и направление в пространстве, другими словами – значения его проекций rx, ry, rz на оси координат OX, OY и OZ, или углы между радиус-вектором и осями координат. При рассмотрении движения на плоскости:
Здесь за мы принимаем модуль радиус-вектора
, а rx и ry являются его проекциями на оси координат, все три величины скалярны, x и y – координаты точки А.
Из этих уравнений видно, что между координатным и векторным способами задания положения точки существует связь.
Источник
Векторный способ задания движения точки
Рассмотрим движение материальной точкиМ относительно некоторого тела, которое считается неподвижным. Пусть точка О – точка принадлежащая этому телу (рис.5.3). Радиус-вектор
движущейся точки М относительно точкиО можно задать как вектор-функцию времени t
. (5.6)
Равенство (5.6) называется векторным уравнением движения точки или законом движения точки в векторной форме.
Кривая по которой движется точка в пространстве называется траекторией точки. Траектория – это годограф радиус-вектора точки.
Координатный способ задания движения точки
Пусть теперь вектор задан в декартовой системе координат, а
— орты осейОх, Оу, Оz. Тогда вектор-функция
может быть задана тремя скалярными функциями
:
=
+
+
.
Таким образом, для того, чтобы движение точки было задано координатным способом, должны быть заданы функции:
Равенства (5.7) называются уравнениями движения точки или законом движения точки в координатной форме.
Естественный способ задания движения точки
Этот способ применяется в случае, когда траектория точки известна заранее. Траектория точки может быть задана различными способами: словесно (например, можно сказать, что траекторией точки является окружность такого-то радиуса), графически в каком-либо масштабе или уравнениями, например, в общем виде как линия пересечения поверхностей
,
или другими уравнениями.
Для задания закона движения точки по траектории необходимо выбрать на траектории точку М0, принимаемую за начало отсчета дуговой координаты и задать положительное направление отсчета (рис. 5.4.).
При движении точки М расстояние от нее до начальной точки изменяется с течением времени, следовательно, дуговую координату необходимо задать как функцию времени:
Зависимость (5.8) называется законом движения точки. Следовательно, для того, чтобы движение точки было задано естественным способом, должны быть заданы:
положительное направление отсчета дуги s.
При этом нужно отличать дугу s и пройденный точкой путь. Если точка движется по траектории все время в одном направлении, то дуга и путь совпадают, но если, например закон движения точки равен и точка совершает гармонические колебания по кривой, то дуга и путь совпадают только до достижения дуги своего максимального значенияа. Далее путь в отличие от дуги будет все время увеличиваться.
Скорость и ускорение точки Скорость точки
Пусть движение точки задано векторным способом . На рис.5.9М и М1 положения движущейся точки в моменты времени t и t + t.
Вектор называется вектором перемещения точки за времяt. Отношение вектора
к промежут ку времени t называется средней скоростью точки за промежуток времени t
.
Скоростью точки в данный момент времени называется предел отношения вектора перемещения точки к промежутку времени за который произошло это перемещение, при стремлении последнего к нулю, т.е.
. (5.9)
Таким образом,скорость точки в данный момент времени равна производной радиусавектора точки по времени
. (5.10)
Это векторная величина, характеризующая быстроту изменения радиусавектора точки и направленная по касательной к траектории в сторону движения точки. Единицей измерения скорости в системе СИ является м/с.
Источник