- Как за семь шагов автоматизировать управленческий учет
- Шаг № 1 — планирование и выбор
- Шаг № 2 — подготовительные работы
- Шаг № 3 — путь реализации проекта
- Шаг № 4 — определите бюджет автоматизации
- Шаг № 5 найдите исполнителей для внедрения и настройки автоматизации
- Шаг № 6 — подготовка и обучение персонала
- Шаг № 7 — настройка рабочей панели руководителя
- Хорошие бухгалтеры не делают это руками: 10 рутинных задач, которые пора автоматизировать в 1С
- 10 примеров автоматизации рутинных задач
- Ввод первички
- Электронная отчетность
- Клиент-банк
- Обмен документами с контрагентами
- Сверка данных с контрагентами
- Авансовый отчет по QR-коду
- Проверка контрагента
- Поиск дублей в справочниках
- Сверка выручки с базой НДС
- Соответствие закону
- Что нужно знать, чтобы автоматизировать рутинные задачи
- Как реализовать решения автоматизации на практике
Как за семь шагов автоматизировать управленческий учет
Каждому предпринимателю и организации нужен управленческий учет. С ним в разы повышается эффективность и скорость принятия решений. Имея под рукой управленческие показатели, вы сможете найти и исправить причины убытков, спрогнозировать будущее развитие, понять за счет чего можно увеличить прибыль. В общем, управленческая отчетность, умение ее составлять и анализировать — это очень полезные и незаменимые вещи, если вы хотите опередить конкурентов и удержаться на рынке.
«Из всех трудностей, с которыми столкнулись НАСА, отправляя человека на Луну, управление было наверно самой сложной задачей», — верно подметил американский историк Роджер Лаунис.
Мы живем в век автоматизации и цифровизации, почему бы искусственному интеллекту не поручить сбор данных, составление отчетности и визуализацию результатов.
Вот к чему приведет автоматизация управленческой отчетности:
- снижению количества рутинных операций, поедающих время менеджеров, бухгалтеров и аналитиков;
- росту скорости расчетов, чтобы руководитель смог оперативно вносить правки в текущие бизнес-дела;
- сокращению количества сотрудников, или освобождению времени для выполнения более сложных задач;
- сокращению количества ошибок человеческого фактора, а значит растет качество, точность и правдивость отчетов.
Ответив на вопрос, для чего нужна автоматизация управленки, переходим к описанию шагов по внедрению автоматизации в свой учет.
Шаг № 1 — планирование и выбор
В идеале ещё до запуска вы должны в бизнес-плане предусмотреть расходы на автоматизацию максимального количества процессов: бухгалтерский и управленческий учет, торговля, производство, логистика, обслуживание клиентов и т. д. Важный нюанс, нужно выбирать программное обеспечение «на несколько размеров больше». Потому что главная цель любого бизнеса это рост и развитие, а он невозможен без увеличения оборотов, штата и усложнения процессов. Возможно, что на смену ПО вы потратите больше денег и времени, чем если установите заранее с запасом.
Для существующих организаций, понявших, что без автоматизации развиваться невозможно, советуем выбирать ПО, основываясь на существующих и предстоящих задачах.
Например продукты 1С применяются абсолютно во всех видах деятельности. Их можно использовать как выборочно, так и единым комплектом, потому что между собой они не будут конфликтовать. Каждый отдел работает в своем индивидуальном продукте 1С, в итоге в управленческую отчетность без ошибок и нестыковок попадают все необходимые данные.
Выбирая ПО, обращайте внимание на его возможности и перспективы:
- интеграция с электронной коммерцией;
- взаимодействие с CRM;
- обмен данными с товароучетной базой;
- анализ заявок;
- сервис для клиентской поддержки.
Шаг № 2 — подготовительные работы
Изучив и выбрав ПО для внедрения автоматизации или взамен существующей, нужно провести предустановочные и проектные работы. Каждый бизнес по-своему уникален, поэтому нужно определиться с ключевыми задачами и под их решение подготовить план автоматизации.
План действий должен показать:
- какие конкретно процессы и задачи будут выполняться в автоматическом режиме (сбор данных, обработка первички, построение отчетов и т. п.);
- какие ключевые показатели нужно отслеживать в зависимости от вида деятельности (в розничном магазине нужно следить за просрочкой, в интернет-магазине отслеживать конверсию и стоимость переходов на сайт);
- какие отчеты нужны для выполнения поставленных задач;
- какой потребуется заложить бюджет на внедрение автоматизации;
- как будет происходить обучение персонала.
Многие финдиректора и специалисты по автоматизации без стеснений рекомендуют сначала «обкатать» планируемые процессы и отчеты в старом-добром Excel.
Не разбираетесь в управленческих отчетах? Пройдите курс Финансовый директор« . Мы научим вас вести финансовый учет и принимать правильные управленческие решения, чтобы обеспечить вашему бизнесу стабильный рост.
Шаг № 3 — путь реализации проекта
Мало разработать план, нужно выбрать метод управления проектом. Вкратце скажем, какие модели существуют:
- Agile — характеризуется гибким подходом к принятию решения. В нем может участвовать несколько рабочих групп, постоянно взаимодействующих между собой.
- Waterfall — водопадная или каскадная система использует четко запланированные и детализированные подходы. Разделяется на последовательные этапы: аналитика — проектирование — разработка — тестирование — эксплуатация и поддержка.
- Kanban — напоминает сборку автомобиля на конвейере. У каждого исполнителя или рабочей группы есть своя роль и задачи, которые они должны выполнить «точно в срок».
Какой бы подход вы не выбрали, вам необходимо разделить проект на задачи, установить сроки выполнения, определить контрольные точки, проверять работу, сверяясь с планом, оперативно решать текущие задачи.
Шаг № 4 — определите бюджет автоматизации
Будьте внимательны и не покупайтесь на рекламу быстрой и дешевой автоматизации, за этим могут скрываться дополнительные расходы и последующая ежемесячная обязательная техническая поддержка. Выбираете ПО, которое не требует ежедневных наладок и обновлений. Загляните в будущее, возможно выбранный поставщик планирует прекратить выпуск бесплатных обновлений, организуется ли его замена. Наглядный пример, окончание поддержки 1С 7.
Шаг № 5 найдите исполнителей для внедрения и настройки автоматизации
В вашей команде обязательно должны быть профессионалы, тогда количество проектных работников можно сократить. Привлекайте IT-специалистов с опытом реализации подобных проектов. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, которую быстрее и проще понимать человеку из этой или схожей сферы. Кроме этого в состав рабочих групп должны входить представители отделов, которые потом будут эксплуатировать систему. Вместе с ними вы сможете разработать конкретное и четкое технического задание.
Не бойтесь ставить невыполнимые задачи перед разработчиками, после автоматизации вам должно стать легче и удобнее работать.
И не забывайте периодически тестировать систему в процессе её сборки. Тогда конечный результат вас не разочарует.
Шаг № 6 — подготовка и обучение персонала
Еще на этапе планирования вы прогнозировали будущее обучение. Настало его время. Специалисты по внедрению должны обучить не только, как включать кнопки, но и как с помощью нее составлять отчеты. Вместе с ними можно разработать подробные инструкции, чтобы даже новички быстро вливались в процесс.
Совет: не отступайте от намеченного плана. Иногда вместо внедрения новой системы происходит ремонт и латание дыр в прежней.
Мы разработали курс «Построение бизнес-процессов» специально для собственников бизнеса и руководителей, которые хотят выстроить системные процессы в компании. На курсе вы научитесь грамотно использовать автоматизацию и увеличивать прибыль компании.
Шаг № 7 — настройка рабочей панели руководителя
Финал, то ради чего затевалась автоматизация управленческого учета и отчетности — максимальная скорость и простота анализа для принятия решения. Ключевые показатели и метрики должны оказаться на дашборде руководителя. Это своего рода приборная панель, с помощью которой можно следить за финансовым здоровьем организации. Аналогичные формы можно вывести на рабочие столы начальников всех отделов, отображая только необходимые показатели для эффективности участка.
Правильная настроенная автоматизация убережет от ошибок, незапланированных трат свыше лимита, подскажет какому клиенту звонить в первую очередь, предупредит о возникновении кассовых разрывов и т.д.
Теперь вы знаете какие действия и в какой последовательности нужно выполнить для получения эффективной управленческой отчетности.
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на наши каналы и соцсети:
Источник
Хорошие бухгалтеры не делают это руками: 10 рутинных задач, которые пора автоматизировать в 1С
В своей работе мы часто сталкиваемся с парадоксальным отношением бухгалтеров к системам автоматизации бухучета. Казалось бы, технические решения призваны облегчить труд сотрудников и высвободить для них больше времени на решение ключевых задач. Но на практике большинство бухгалтеров открещиваются от них: «чур меня, чур».
С чем это связано? С недоверием к технике, с нежеланием переучиваться? Или с потаенным страхом, что автоматизация бизнеса оставит бухгалтеров без работы? Да, знаменитая статья «Будущее рабочих мест» за авторством Карла Фрея и Майкла Осборна из Оксфордского университета предсказывала сокращение мест бухгалтеров и аудиторов на 94%. Но не стоит трактовать ее столь буквально:
- Пока что системы автоматизации бухгалтерского учета далеки от того, чтобы полностью заменить квалифицированного сотрудника.
- Высокая вариативность решений затрудняет, а порой и исключает автоматизацию.
- Каждый бизнес индивидуален, и самые лучшие решения — тоже индивидуальные. До выработки таких решений искусственному интеллекту пока далеко.
Так что конкурировать с роботами нам придется нескоро. А вот с другими специалистами — уже сейчас. По оценкам ВШЭ в России более 3,5 млн бухгалтеров. 4% населения страны! Это третья профессия по распространенности. Третья, Карл! Больше только водителей и продавцов. И сегодня в конкурентной гонке выигрывает не тот, кто «умеет все ручками», а тот, кто знает, как максимально упростить жизнь себе и компании.
10 примеров автоматизации рутинных задач
Самое важное, что нужно помнить, приступая к автоматизации, — то, что автоматические решения не отменяют того самого знания «как все сделать ручками» и не обесценивают его. Автоматизировать нужно по потребностям, а не просто ради самого факта. Если у вас три вида товара, вам не целесообразно заморачиваться на автоматизированную базу номенклатуры. И наоборот: если у вас пятьдесят новых контрагентов каждый месяц, нелепо каждого проверять вручную.
Автоматизация хороша там, где ее применяют с умом. Это как с автолюбителями. Если вы каждый день стоите в пробках по три часа, лучше перейти на коробку автомат, чем сквозь слезы с занемевшей ногой гордиться умением водить на механике.
В этой статье мы собрали самые распространенные ручные операции, которые бухгалтеры до последнего стараются делать вручную, хотя для каждого существует одно или несколько технических решений.
Ввод первички
Акты, счета-фактуры, УПД, счета на оплату, паспорта и другие первичные документы могут отнять нечеловеческое количество времени на ручной ввод. Но зачем, если ABBYY разработала специальное решение для обработки документов? На базе ее технологий существует несколько разных сервисов и ПО для бухгалтеров, которые можно использовать для автоматизации ввода первички. От сотрудника требуется только проверка результата.
Время до: от 1 до 5 часов
Время после: 10-15 минут
Электронная отчетность
Сдача отчетности в контролирующие органы (ФНС, ПФР, ФСС и Росстат) — головная боль каждого бухгалтера. Сроки проверь, актуальность формы проверь, ошибки проверь, отправить не забудь. Все это можно автоматизировать до такой степени, что все отчеты будут сами отправляться прямиком из 1С в зашифрованном виде, а программа предварительно все проверит и сообщит, нужны ли исправления.
Время до: 30-60 минут
Время после: 1-5 минут
Клиент-банк
Если про электронную отчетность из 1С слышали многие, то вот про то, что там же можно обмениваться документами с банком, знают не все специалисты. Прямо в интерфейсе 1С вы можете формировать и отправлять платежи в банк, отслеживать статус документов и получать информацию по всем картам.
Экономия времени, может, и незначительная, а вот удобство и сохранение концентрации — на высоте.
Обмен документами с контрагентами
Документооборот с контрагентами тоже можно организовать прямиком из интерфейса 1С. Во-первых, не придется переключаться. Во-вторых, больше ничего не потеряется.
Сверка данных с контрагентами
Сопоставление счетов-фактур своей организации и контрагента — тот еще квест, требующий предельной концентрации внимания. Но разве не приятнее попивать в это время кофе и получать отчеты программы, в которых она укажет каждое расхождение?
Авансовый отчет по QR-коду
Даже покупка двадцати наименований канцелярии для офиса может обернуться часовой работой для бухгалтера, которому надо составить авансовый отчет по расходам, то есть вручную ввести каждую позицию, их количество и стоимость. А можно было просто отсканировать QR-коды с чеков, а программа бы составила авансовый отчет автоматически.
Время до: 60 минут
Время после: 2 минуты
Проверка контрагента
Если ваша компания часто заключает новые контракты, то на ручную тщательную проверку каждого контрагента может и не хватить времени. Остается два пути: либо рисковать, либо автоматизировать процесс. Для этого есть готовые решения — сервисы, которые по введенным данным «пробьют» контрагента на банкротство, принадлежность к однодневкам, на наличие судебных процессов и прочие подозрительные признаки.
Время до: 3-5 часов на одного контрагента
Время после: 3-5 минут на одного контрагента
Поиск дублей в справочниках
Нечаянные дублирующие документы в справочниках могут стать настоящей занозой сами знаете где. Временные затраты, которые уходят на ручную проверку, зависят от размера вашей базы и такого туманного понятия, как «замыленность глаза». Короче говоря, вы можете потратить целый день на поиск дубля. А программе на это потребуется не больше пары минут.
Сверка выручки с базой НДС
«Получили расхождение между базой НДС и прибылью. Часть денег нашла, а часть не могу определить, откуда взялись» — распространенная проблема, на решение которой может уйти от одного часа до нескольких рабочих дней. Чтобы не сталкиваться с такими фантомными суммами, стоит автоматизировать процесс.
Соответствие закону
Вам хоть раз возвращали документы, потому что «они оформлены по устаревшим нормам»? И это тогда, когда нормы устарели 15 минут назад. Приятного в этом мало, а возня на переделывание может занять слишком много времени. Избавиться от такой проблемы можно раз и навсегда при помощи автоматизированного решения, которое загружает в свою базу все свежие изменения законодательства и сверяет с ними ваши документы.
Экономия времени в этом случае равняется тому времени, которое вам в каждом конкретном случае придется потратить на переоформление документа и повторную его отправку.
Что нужно знать, чтобы автоматизировать рутинные задачи
Чтобы знать, как автоматизировать процессы своей компании, надо в первую очередь выяснить, какие для этого вообще есть возможности. Если вы работаете «по накатанной», то могли и пропустить множество решений. Между прочим, это не значит, что вы ленивы или безответственны — так уж устроен наш мозг, что ему гораздо легче выполнять пусть и сложные, но привычные действия вместо того, чтобы решиться и изучить что-то новое.
Итак, что нужно делать, чтобы держать руку на пульсе:
- Следить за обновлениями 1С, обязательно прочитывать документы свежих релизов и внедрять в учет.
- Изучать возможности дополнительных сервисов и ПО.
- Развивать аналитическое мышление, изобретать собственные решения и реализовывать их при помощи программистов 1С. Высший пилотаж, повышает ценность сотрудника в N раз.
Чтобы эти советы работали, они должны быть в вашем расписании. И не размытой формулировкой «следить за обновлениями», как мы их приводим для обобщения, а конкретной задачей, например — «В понедельник 20 минут читать список обновлений последней версии 1С».
А теперь давайте посмотрим, как именно мы можем сэкономить собственное время и ресурсы:
Как реализовать решения автоматизации на практике
Настало время поговорить о том, как все эти прелести реализовать технически. Вот где живут решения для автоматизации:
1. 1С и ее свежие внутренние возможности
Многие возможности автоматизации процессов уже заложены в вашу версию 1С или вот-вот появятся в новых релизах. Для того, чтобы быть в курсе, необходимо следить за обновлениями и погружаться в тематические информационные источники: это могут быть и профильные СМИ, и блоги бухгалтеров.
Плюсы: уже входит в стоимость вашей программы, дополнительно платить не надо
Минусы: встроенные возможности 1С редко могут потягаться с дополнительными сервисами
2. Портал ИТС и Маркет42
Магазины сервисов 1С. Готовые модификации с самыми разными возможностями (почти все, о чем мы писали в статье, можно реализовать через эти сервисы). Приобрести можно на портале ИТС или взять по подписке в новом Маркете42 от компании 42Clouds — тут фишка в том, что сервисы выкладывают сами разработчики, а вы можете потестить каждое решение и подписаться на любой срок. Не понравилось? Не проблема, просто отписываетесь.
Плюсы: невысокая стоимость, широкий выбор, сервисы не влияют на обновления 1С
Минусы: решения все же стандартизированные, для каких-то супер-уникальных случаев могут и не подойти
3. Индивидуальные разработки
Вариант, который идеально подходит тем, у кого много специфики в работе или крупным компаниям. Вы можете самостоятельно найти решение для автоматизации какой-то части работы и заказать его реализацию у опытного разработчика 1С. Либо можно пойти дальше и обратиться к разработчику, чтобы он познакомился с вашей системой учета и предложил, какими способами можно автоматизировать самые трудоемкие процессы, отнимающие уйму времени и сил.
Плюсы: если все пойдет хорошо, на выходе вы получите уникальную разработку, которая будет решать именно ваши задачи
Минусы: это дорого, долго и, увы, не всегда эффективно, если не повезло с исполнителем
4. Комплексные решения
Существует еще и такой вариант решения автоматизации: комплексное ПО и сервисы. Хороший пример — Sauri со встроенным помощником бухгалтера, где реализовано больше десятка автоматизированных решений рутинных задач. Замечательный вариант для малого и среднего бизнеса.
Плюсы: экономия, удобство использования
Минусы: некоторые функции в комплексном решении вам могут и не понадобиться
Как видите, автоматизация бухгалтерского учета имеет множество вариантов, и не так страшна, как кажется на берегу. Грамотное использование современных возможностей поможет сэкономить время, деньги и, самое главное, нервы от недопущенных ошибок.
Источник