Веб квест как способ активизации учебно познавательной деятельности

Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.

Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.

За время своей педагогической деятельности мы изучили и применяем много педагогических технологий, но в последнее время столкнулись с проблемой, что большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, но это мало используется в учебном процессе. В результате чего на сегодняшний день в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций

Цель: активизация учебной деятельности учащихся через создание веб – квеста

Развить компетенции учащихся:

• использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;

• самообучение и самоорганизация;

• работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

• умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

• навык публичных выступлений.

Итак, что же такое веб-квест?

Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности , использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.

Веб-квест ( webquest ) в переводе с английского — проблемное задание c элементами ролевой игры , для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства.

«Образовательный веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

кратковременные — для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия;

долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок — может быть, на четверть или учебный год.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результат работы с веб-квестом — публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).

Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре — создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам

Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Список информационных ресурсов (в электронном виде — на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Читайте также:  Карандаш white dazzling для отбеливания способ отбеливания

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста . Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц и др.).

Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Этапы работы над квестом

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Критерии оценки работ учащихся

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.

Формы web-квеста :

Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.

Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство

Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.

Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.

Наиболее приемлемыми на уроках физики являются следующие виды заданий для веб-квестов:

Пересказ – создание презентации, плаката, рассказа на любом этапе урока.

Планирование и проектирование – разработка плана – конспекта научной статьи или проекта на основе заданных условий.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание банка задач по темам ,биографий ученых, самодельных приборов, домашних экспериментов, занимательных опытов и т.д., виртуальной выставки, капсулы времени «Атомный век», «Век пара», «Водородные двигатели», «Способы выхода из энергетического кризиса», капсулы культуры – физическая картина мира в разных эпохах.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре — создание пьесы, стихотворения, песни, рисунков, видеоролика, кроссворды, сканворды, ребусы.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Источник

Web-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся

W eb-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся

Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентационных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

Читайте также:  Нарушение усвоенных способов деятельности разрушение сформированных профессионально важных качеств

повышение мотивации к самообучению;

формирование новых компетенций;

реализация креативного потенциала;

повышение личностной самооценки;

развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как web-квест , разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);

самообучение и самоорганизация;

работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Итак, что же такое web-квест ?

«Образовательный web-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Различают два типа web-квестов : для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок — может быть, на семестр или учебный год).

Особенностью образовательных web-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с web-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)».

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам

Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Список информационных ресурсов (в электронном виде — на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста . Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц и др.).

Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Работа над web-квестом включает в себя следующие этапы:

1. Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на одну роль.

2. Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По завершению каждого этапа web-квеста команда подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся соревнование команд участников данного web-квеста.

Задания web-квеста могут быть различными:

Задание-загадка. Такие задания делают игру наиболее интересной, они требуют синтеза информации из множества источников.

Дизайн-задание, требующие создания предмета или продукта или плана-схемы как достичь ту или иную цель.

Творческие задания: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, ролевые игры, письмо в будущее, создание кластера, нарисовать плакат, создать презентацию, посетить виртуальный музей, разработать проект.

Читайте также:  Как его приготовить способ приготовления

3. Заключительный этап

По результатам проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.

Примеры W eb-квестов, посвященные 70-летию Великой Победы «Здесь тыл был фронтом», в котором принимали участие мои ученики:

Воспитание гражданских и патриотических качеств у учащихся города.

Приобщение к изучению истории города Самары, истории своего Отечества.

Повышение ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.

Создание социально значимого общедоступного ресурса на сайте.

Организация творческого взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, общественности города через участие в проекте.

В ходе проекта участники ищут ответы на проблемные и фактографические вопросы, связанные с жизнью г. Куйбышева во время Великой Отечественной войны.

Учащихся 6-11-х классов. Участникам предлагается выбрать роли: видеооператор, веб-мастер, журналист, историк, специалист по видеомонтажу, дизайнер.

1 этап — создание страниц-визиток команд.

2 этап «Прикосновение ко времени» — пр осмотр доступного в Сети Интернет документального сериала ВГТРК «Хроники закрытого города» о городе Куйбышеве во время Великой Отечественной войны. Обсуждение сериала. Разработка эмблемы Интернет-проекта.

3 этап «Война глазами очевидцев» — з апись видеоинтервью с жителями города, пережившими Великую Отечественную войну в городе Куйбышеве, в рамках тем «Дети войны»,«Труженники куйбышевского тыла», «Ветераны Второй мировой».

4 этап «Сохранѐнная память» — разработка вики-страниц на сайте СамВики http://wiki.edc-samara.ru. Страницы размещаются в разделах: «Дети войны». Интервью с жителями, пережившими войну в г. Куйбышеве в детском возрасте. «Труженики куйбышевского тыла» . Интервью с горожанами, которые трудились на предприятиях нашего города в войну.

«Ветераны Второй мировой». Интервью с воевавшими на фронтах войны.

5 этап «Поиски и находки» — Разработка вики-страниц на сайте СамВики в разделах: «Архивы памяти». Рассказы-эссе о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, с использованием материала из свободно доступных в Интернете электронного архива «Мемориал», базы данных «Победители», с помощью других официальных архивов. Обязательный раздел для всех команд. «Реликвия времени». Рассказы об уникальных предметах военного времени, хранящихся в семье или школьном музее.

6 этап «Взаимопомощью сильны» — рецензирование командами страниц друг друга, проверка статей экспертами проекта, доработка своих вики-страниц с учѐтом предложений команд и экспертов, итоговая проверка статей экспертами проекта.

Заключительный этап «Внуки победителей» — общественная презентация проекта, награждение участников.

У чащихся 6-11-х классов.

Условия проведения веб-квеста:

1. При прохождении каждого этапа квеста команда получает ссылку на следующий этап и фрагмент ОТКРЫТКИ со стихотворением, посвященным Великой Победе 1945 года, на адрес электонной почты, указанный при регистрации.

2. Необходимо собрать ОТКРЫТКУ из фрагментов полностью и разместить ее в сборнике поздравлений «НАША ПОБЕДА» .

3. На прохождение всех этапов квеста отводится определенное время (строго по плану проекта! Раньше можно, позже — нельзя!).

4. Учитывается время прохождения квеста.

5. Победителем web-квеста (в группе «6-8 классы» и в группе «9-11 классы») станет команда, которая правильно и с наименьшими затратами времени смогла пройти все этапы квеста, собрать открытку и разместить её в альбоме «Наша Победа».

6. Команды-участницы квеста, которые выполнили все его этапы, собрали открытку и разместили её в коллективном продукте проекта альбоме «Наша Победа», становятся Лауреатами.

1 этап – регистрация

2 этап – «Убежище на Волге»

3 этап «Посольский город»

4 этап – «Марш к победе»

5 этап – «Здесь тыл был фронтом»

6 этап – «Пушки стреляют, а музы не молчат»

7 этап – подведение итогов.

Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

Николаева Н. В. Образовательные веб-квесты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Николаева Н. В. // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7.

Бондаренко Т.Н. Использование веб-квест технологии в процессе организации самостоятельной деятельности студентов. // Материалы VII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». – Екатеринбург, 2014.

Источник

Оцените статью
Разные способы