- Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.
- Итак, что же такое веб-квест?
- Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
- Этапы работы над квестом
- Формы web-квеста :
- Web-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
- W eb-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.
За время своей педагогической деятельности мы изучили и применяем много педагогических технологий, но в последнее время столкнулись с проблемой, что большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, но это мало используется в учебном процессе. В результате чего на сегодняшний день в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций
Цель: активизация учебной деятельности учащихся через создание веб – квеста
Развить компетенции учащихся:
• использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;
• самообучение и самоорганизация;
• работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
• умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
• навык публичных выступлений.
Итак, что же такое веб-квест?
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности , использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.
Веб-квест ( webquest ) в переводе с английского — проблемное задание c элементами ролевой игры , для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства.
«Образовательный веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
кратковременные — для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия;
долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок — может быть, на четверть или учебный год.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результат работы с веб-квестом — публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре — создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде — на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста . Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц и др.).
Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Критерии оценки работ учащихся
Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.
В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
Формы web-квеста :
Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство
Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Наиболее приемлемыми на уроках физики являются следующие виды заданий для веб-квестов:
Пересказ – создание презентации, плаката, рассказа на любом этапе урока.
Планирование и проектирование – разработка плана – конспекта научной статьи или проекта на основе заданных условий.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание банка задач по темам ,биографий ученых, самодельных приборов, домашних экспериментов, занимательных опытов и т.д., виртуальной выставки, капсулы времени «Атомный век», «Век пара», «Водородные двигатели», «Способы выхода из энергетического кризиса», капсулы культуры – физическая картина мира в разных эпохах.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре — создание пьесы, стихотворения, песни, рисунков, видеоролика, кроссворды, сканворды, ребусы.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
Источник
Web-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
W eb-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентационных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:
повышение мотивации к самообучению;
формирование новых компетенций;
реализация креативного потенциала;
повышение личностной самооценки;
развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как web-квест , разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
самообучение и самоорганизация;
работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Итак, что же такое web-квест ?
«Образовательный web-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Различают два типа web-квестов : для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок — может быть, на семестр или учебный год).
Особенностью образовательных web-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с web-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)».
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде — на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста . Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц и др.).
Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Работа над web-квестом включает в себя следующие этапы:
1. Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на одну роль.
2. Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По завершению каждого этапа web-квеста команда подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся соревнование команд участников данного web-квеста.
Задания web-квеста могут быть различными:
Задание-загадка. Такие задания делают игру наиболее интересной, они требуют синтеза информации из множества источников.
Дизайн-задание, требующие создания предмета или продукта или плана-схемы как достичь ту или иную цель.
Творческие задания: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, ролевые игры, письмо в будущее, создание кластера, нарисовать плакат, создать презентацию, посетить виртуальный музей, разработать проект.
3. Заключительный этап
По результатам проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
Примеры W eb-квестов, посвященные 70-летию Великой Победы «Здесь тыл был фронтом», в котором принимали участие мои ученики:
Воспитание гражданских и патриотических качеств у учащихся города.
Приобщение к изучению истории города Самары, истории своего Отечества.
Повышение ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.
Создание социально значимого общедоступного ресурса на сайте.
Организация творческого взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, общественности города через участие в проекте.
В ходе проекта участники ищут ответы на проблемные и фактографические вопросы, связанные с жизнью г. Куйбышева во время Великой Отечественной войны.
Учащихся 6-11-х классов. Участникам предлагается выбрать роли: видеооператор, веб-мастер, журналист, историк, специалист по видеомонтажу, дизайнер.
1 этап — создание страниц-визиток команд.
2 этап «Прикосновение ко времени» — пр осмотр доступного в Сети Интернет документального сериала ВГТРК «Хроники закрытого города» о городе Куйбышеве во время Великой Отечественной войны. Обсуждение сериала. Разработка эмблемы Интернет-проекта.
3 этап «Война глазами очевидцев» — з апись видеоинтервью с жителями города, пережившими Великую Отечественную войну в городе Куйбышеве, в рамках тем «Дети войны»,«Труженники куйбышевского тыла», «Ветераны Второй мировой».
4 этап «Сохранѐнная память» — разработка вики-страниц на сайте СамВики http://wiki.edc-samara.ru. Страницы размещаются в разделах: «Дети войны». Интервью с жителями, пережившими войну в г. Куйбышеве в детском возрасте. «Труженики куйбышевского тыла» . Интервью с горожанами, которые трудились на предприятиях нашего города в войну.
«Ветераны Второй мировой». Интервью с воевавшими на фронтах войны.
5 этап «Поиски и находки» — Разработка вики-страниц на сайте СамВики в разделах: «Архивы памяти». Рассказы-эссе о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, с использованием материала из свободно доступных в Интернете электронного архива «Мемориал», базы данных «Победители», с помощью других официальных архивов. Обязательный раздел для всех команд. «Реликвия времени». Рассказы об уникальных предметах военного времени, хранящихся в семье или школьном музее.
6 этап «Взаимопомощью сильны» — рецензирование командами страниц друг друга, проверка статей экспертами проекта, доработка своих вики-страниц с учѐтом предложений команд и экспертов, итоговая проверка статей экспертами проекта.
Заключительный этап «Внуки победителей» — общественная презентация проекта, награждение участников.
У чащихся 6-11-х классов.
Условия проведения веб-квеста:
1. При прохождении каждого этапа квеста команда получает ссылку на следующий этап и фрагмент ОТКРЫТКИ со стихотворением, посвященным Великой Победе 1945 года, на адрес электонной почты, указанный при регистрации.
2. Необходимо собрать ОТКРЫТКУ из фрагментов полностью и разместить ее в сборнике поздравлений «НАША ПОБЕДА» .
3. На прохождение всех этапов квеста отводится определенное время (строго по плану проекта! Раньше можно, позже — нельзя!).
4. Учитывается время прохождения квеста.
5. Победителем web-квеста (в группе «6-8 классы» и в группе «9-11 классы») станет команда, которая правильно и с наименьшими затратами времени смогла пройти все этапы квеста, собрать открытку и разместить её в альбоме «Наша Победа».
6. Команды-участницы квеста, которые выполнили все его этапы, собрали открытку и разместили её в коллективном продукте проекта альбоме «Наша Победа», становятся Лауреатами.
1 этап – регистрация
2 этап – «Убежище на Волге»
3 этап «Посольский город»
4 этап – «Марш к победе»
5 этап – «Здесь тыл был фронтом»
6 этап – «Пушки стреляют, а музы не молчат»
7 этап – подведение итогов.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Николаева Н. В. Образовательные веб-квесты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Николаева Н. В. // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7.
Бондаренко Т.Н. Использование веб-квест технологии в процессе организации самостоятельной деятельности студентов. // Материалы VII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». – Екатеринбург, 2014.
Источник