Вдали каким способом образовано

Словообразование наречий в русском языке

Словообразование наре­чий — это при­ста­воч­ный, суф­фик­саль­ный, приставочно-суффиксальный спо­соб, а так­же сло­же­ние и сли­я­ние. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на спо­со­бом пере­хо­да слов дру­гих частей речи.

Словообразование наречий

В рус­ском язы­ке наре­чие сфор­ми­ро­ва­лась на базе дру­гих само­сто­я­тель­ных частей речи. Наречия воз­ник­ли от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и их грам­ма­ти­че­ских форм. Укажем основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий в рус­ском языке:

  • при­ста­воч­ный
  • суф­фик­саль­ный
  • приставочно-суффиксальный
  • пост­фик­саль­ный
  • сло­же­ние
  • сли­я­ние
  • пере­ход из одной части речи в другую.

Рассмотрим подроб­но, с помо­щью каких спо­со­бов обра­зу­ют­ся наречия.

Приставочный способ

Приставочный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния харак­те­рен для всех само­сто­я­тель­ных частей речи рус­ско­го язы­ка. Слова одной и той же части речи обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки, или префикса.

Понаблюдаем, какие наре­чия обра­зо­ва­ны этим способом:

  • нель­зя → до нель­зя;
  • ныне → до ныне;
  • все­гда → на все­гда;
  • про­тив → на про­тив;
  • сквозь → на сквозь;
  • вне → из вне;
  • всю­ду → ото всю­ду.

Отрицательные место­имен­ные наре­чия обра­зо­ва­ны от отно­си­тель­ных наре­чий с помо­щью при­став­ки не- и ни-:

  • куда → не куда;
  • когда → не когда;
  • зачем → не зачем;
  • отку­да → ни отку­да;
  • где → ни где;
  • как → ни как.

Суффиксальный способ образования наречий

Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван при сло­во­об­ра­зо­ва­нии наре­чий от при­ла­га­тель­ных и числительных.

С помо­щью суф­фик­сов и обра­зу­ем наре­чия от пол­ных форм каче­ствен­ных прилагательных:

  • радост­ный → радостн о смеяться;
  • внят­ный → внятн о объяснить;
  • внут­рен­ний → внут­ренн е расслабиться;
  • скри­пу­чий → скри­пуч е прошептать.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс обра­зу­ет наре­чия от слов с осно­вой на шипя­щий или мяг­кий согласный.

С помо­щью суф­фик­са обра­зу­ем наре­чия от прилагательных:

  • сати­ри­че­ский → опи­сать сати­ри­ческ и ;
  • коми­че­ский → изоб­ра­зить коми­ческ и ;
  • мастер­ский → изго­то­вить мастерск и .

От коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных суф­фик­саль­ным спо­со­бом были обра­зо­ва­ны наречия:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды посолить;
  • три → три жды перекреститься;
  • четы­ре → четы­ре жды переписать.

Приставочно-суффиксальный способ образования наречий

С помо­щью сра­зу двух мор­фем, при­став­ки и суф­фик­са, обра­зу­ем наре­чия от существительных:

  • верх → с верх у ;
  • нача­ло → в начал е ;
  • нут­ро → из нутр и ;
  • век → во век и ;
  • даль → в дал и .

От крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- и суф­фик­са обра­зо­ва­ны наречия:

  • из далек а
  • ис кос а
  • до сух а
  • с лев а

Аналогично при­став­ки в-, на-, за- и суф­фикс обра­зу­ют сло­ва этой же части речи:

Весьма про­дук­тив­но сло­во­об­ра­зо­ва­ние наре­чий от при­ла­га­тель­ных и место­име­ний с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -ому-/-ему, -и:

  • домаш­ний → по -домашн ему приготовить;
  • новый → по -нов ому сделать;
  • при­я­тель­ский → по -при­я­тельск и общаться;
  • муж­ской → по -мужск и ответить;
  • свой → посту­пить по -сво ему ;
  • вся­кий → делать по -всяк ому .
Читайте также:  Все способы получения гидроксид кальция

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в- и на- и суф­фик­са -ую:

  • тем­ный → сыг­рать в тёмн ую ;
  • кру­го­вой → занять обо­ро­ну в кру­гов ую ;
  • сухой → раз­гро­мить в сух ую ;
  • руко­паш­ный → драть­ся в руко­пашн ую ;
  • пря­мой → идти на прям ую .

Порядковые чис­ли­тель­ные обра­зу­ют наре­чия с помо­щью при­ста­вок в-/во- и суф­фик­са -ых/-их:

  • вто­рой → во -втор ых ;
  • седь­мой → в -седьм ых ;
  • тре­тий → в -треть их .

Собирательные чис­ли­тель­ные явля­ют­ся про­из­во­дя­щей осно­вой для ряда наречий:

  • чет­ве­ро → в чет­вер о сло­жить лист;
  • двое → в дво ем работать;
  • шесте­ро → в шестер ом справились;
  • трое → на трое раз­ру­бить.

Постфиксальный способ

Постфиксальный спо­соб ука­жем в обра­зо­ва­нии неопре­де­лен­ных место­имен­ных наре­чий с помо­щью частиц -то, либо, -нибудь:

  • где → где- то ;
  • куда → куда- либо ;
  • как → как- нибудь .

Частица -таки обра­зу­ет новые сло­ва этой части речи от одно­ко­рен­ных наречий:

  • совсем → совсем- таки ;
  • так → так- таки ;
  • нако­нец → наконец- таки ;
  • слиш­ком → слишком- таки .

Сложение

Способом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные наречия:

Слияние

Способ сли­я­ния двух слов в одно обра­зо­вал наречия:

  • сей час → сейчас;
  • тот час → тотчас;
  • сего дня → сегодня.

Переход из одной части речи в другую

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны путем пря­мо­го пере­хо­да слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм.

Существительные в фор­ме вини­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го паде­жа попол­ни­ли кате­го­рию наречий:

  • потер­пи капельку;
  • помо­ги чуточку;
  • спу­стить­ся с лест­ни­цы бегом;
  • отпра­вил­ся следом;
  • катать­ся на сан­ках зимой.

Часть наре­чий воз­ник­ла спо­со­бом пере­хо­да гла­голь­ных форм:

Таблица

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ
Мотивирующая осно­ва Способ сло­во­об­ра­зо­ва­ния Примеры
1. при­ла­га­тель­но­го суф­фик­саль­ный при­вычн о , вызы­ва­ющ е , твор­ческ и , бос ик ом
приставочно-суфф. по — делов ому , по ровн у , в рас­сыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а
2. суще­стви­тель­но­го суф­фик­саль­ный дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , вре­мен ами
приставочно-суфф. в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по бли­зост и , из дал и , на утр о
слож.-пр.-суффикс. в пол сил ы , в пол голос а
3. чис­ли­тель­но­го суф­фик­саль­ный одна жды , два жды
приставочно-суфф. в дво ем , на дво е
4. гла­го­ла суф­фик­саль­ный стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи
приставочно-суфф. в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях
слож.-суффикс. мимо + ход ить ← мимо­ход ом
слож.-пр.-суффикс. в пол у леж а
5. при­ча­стия суф­фик­саль­ный утвер­жда­ющ е , ожи­да­ющ е
6. наре­чия
при­ста­воч­ный на все­гда, ото всю­ду, не зачем, по за вче­ра
приставочно-суфф. внутрь → во внутрь ø

Видеоурок

Источник

Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 7 классе Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края Словообразование наречий

Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, — со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).

Читайте также:  Способы транспорта веществ через мембрану клетки

Время образования наречий Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость Пример: здесь, там, так, тогда Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку, а также от старых форм ныне существующих имён Пример: поделом, справа, слева. Другие наречия более поздние по своему образованию Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.

Лексико-морфологические разряды наречий: Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий: 1) наречия, соотносительные с местоимениями; 2) наречия, соотносительные с именами существительными; 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными; 4) наречия, соотносительные с именами числительными; 5) наречия, соотносительные с глаголами.

Способы образования наречий — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха; — суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь; — приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра; — сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией) морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.

Сложение разных видов: сложение слов: еле, еле – еле-еле; сложение с первым элементом полу-: полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.

Задание 1. Определите способ образования наречий: 1) четырежды – … 2) засветло – … 3) назавтра – … 4) давным-давно – …

Задание 1. Проверьте: 1) четырежды – … (суффиксальный); 2) засветло – … (приставочно-суффиксальный); 3) назавтра – … (приставочный); 4) давным-давно – … (сложение слов).

Задание 2. Определите способ образования наречий: вдали – медленно – мягко – быстро-быстро – тише – когда-то –

Задание 2. Проверьте: вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный); когда-то – (суффиксальный).

Задание 3. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно. Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное. Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

Читайте также:  Арбитраж посредничество как способы разрешения конфликтов

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом. Образец записи: не + мало – немало. Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

Спасибо за урок!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской содержит не только подробный теоретический материал о словообразовании наречий, но и практические задания для закрепления темы.

Цели и задачи урока

Знать: способы образования наречий

Уметь:

— определять способ образования наречий;

— образовывать наречия разными способами;

— правильно употреблять наречия.

Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением

наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа

(дважды, вдвое, вдвоем);

наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества

(тепло, красиво, ласково, угрюмо);

наречия, образованные от глаголов, — со значением действия

(лежа, нехотя, шутя, немедля).

Номер материала: 132988

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы