- Уже привык способ связи
- Синтаксический разбор предложения
- Что такое синтаксический разбор предложения?
- Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
- Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
- Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
- «Словосочетание. Способы подчинительной связи».10 класс. методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Синтаксический разбор предложения в тексте
- Характеристика предложения
- О инструменте
- Какой вариант разбора выбрать?
- Часть речи сверху слова
Уже привык способ связи
ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ,
Как вы знаете, в словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Т.е. зависимое слово ПОДЧИНЯЕТСЯ главному. Поэтому связь слов в словосочетании называют ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ.
Существует три вида подчинительной связи слов в словосочетании: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ПРИМЫКАНИЕ. Особенности каждого из них в общем-то понятны из названия.
СОГЛАСОВАНИЕ — это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово употребляется в ТЕХ ЖЕ ФОРМАХ ПАДЕЖА, числа и рода, что и главное. ( Иногда — только падежа, этого достаточно.)(Согласуется прилагательное и причастие в полной форме, местоимения, заменяющие прилагательное, числительные)
УПРАВЛЕНИЕ — это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым, т.е. ТРЕБУЕТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЗАВИСИМОГО В ОПРЕДЕЛЁННОМ ПАДЕЖЕ. (Управляются прежде всего имена существительные, а кроме того, слова любых частей речи, изменяющиеся по падежам, если они заменяют собой существительное (прежде всего — местоимения, заменяющие существительные).
ПРИМЫКАНИЕ — это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором НЕИЗМЕНЯЕМОЕ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (наречие, деепричастие, инфинитив, простая сравнительная степень прилагательного) присоединяется к главному ТОЛЬКО ПО СМЫСЛУ.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ?
1. Вид связи определяется ПО ЗАВИСИМОМУ СЛОВУ. Т.е. прежде всего вы должны НАЙТИ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО. (От главного к зависимому ставится смысловой вопрос. По этому вопросу определять вид связи не следует.)
2. Дальше смотрим на ЗАВИСИМОЕ слово.
1) Если зависимое слово не изменяется, то связь — только смысловая. Это ПРИМЫКАНИЕ. Примыкают НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА: наречия, деепричастия, инфинитивы, притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ (которые имеют только одну форму, т.е. являются неизменяемыми словами), простая форма сравнительной степени прилагательного:
ОДНАЖДЫ встретил, стремление ВЫЖИТЬ, шёл ПОДПРЫГИВАЯ, ТАК
старался, УЖЕ уходите, ИХ ответы, ЕГО мнение, ЕЁ внешность, стала ВЕСЕЛЕЕ
(выделены зависимые слова).
3.Если зависимое слово изменяется по падежам и главное может потребовать
употребления его в определённом падеже, т.е. управляет зависимым словом, — это УПРАВЛЕНИЕ.
Управляются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и слова, их заменяющие:
объехал (что?) ПОЛМИРА, поговорит (с кем?) с ТОБОЙ, смотрел (на кого?) на ТАНЦУЮЩИХ, слушался (кого?) СТАРШИХ, книга («кого?» — не слишком красиво, конечно. )КАТИ, разговор (с кем?) с УЧИТЕЛЕМ, отдашь (кому?)МНЕ, справился (с кем?) с СЕМЕРЫМИ
От главного слова к управляемому зависимому можно поставить падежный вопрос (правда, в случае с Катей он звучит не вполне корректно))).
4. Если зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, то оно СОГЛАСУЕТСЯ с ним. Вид связи — СОГЛАСОВАНИЕ. Самый простой способ убедиться в том, что перед нами именно согласование,- изменить ПО ПАДЕЖАМ главное слово. Если вместе с ним изменится зависимое, значит так оно и есть.))
ТАНЦУЮЩИЕ пары — ТАНЦУЮЩИХ пар — ТАНЦУЮЩИМ парам
ОБА друга — ОБОИМ друзьям — ОБОИХ друзей
ОДИННАДЦАТЫЙ класс — в ОДИННАДЦАТОМ классе
КАКОЙ-ТО человек — КАКИМ-ТО человеком — КАКОГО-ТО человека
И СОВСЕМ ПРИМИТИВНО:
1. Определяю главное слово.
2. Смотрю на ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (главное меня больше не волнует: тип связи определяется по зависимому!)
1) прилагательное или слово, которое изменяется, как прилагательное, — СОГЛАСОВАНИЕ. (При изменении главного по падежам зависимое тоже меняется по падежам)
2) существительное или слово, его заменяющее, – УПРАВЛЕНИЕ.
3) наречие, деепричастие, инфинитив, простая сравнительная степень прилагательного или местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, если они отвечают на вопрос: ЧЕЙ? (т.е. неизменяемые слова!) — ПРИМЫКАНИЕ
(проще уже невозможно)
Источник
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Источник
«Словосочетание. Способы подчинительной связи».10 класс.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Урок русского языка в 10 классе, построенный по технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_slovosocht..doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме
« Словосочетание. Способы подчинительной связи».
познавательные: 1) актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
2) формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
3) учить выделять словосочетания из предложения; 4) учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;
воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;
развивающие: 1) развивать логическое мышление; 2) развивать языковое чутьё;
3) развивать умение работать в группе; 4) развивать умение систематизировать изученный материал.
1. Объединившись в группы по четыре человека, вспомните, что называется словосочетанием, что не является словосочетанием, выполните в тетрадях задание 1.
Выпишите из предложенных слов только словосочетания:
1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
19) весело и быстро;
2. Выступления от групп, обсуждение затруднений.
В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.
Учитель не даёт готового ответа, сочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются вопросительным знаком.
3. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Словосочетание —это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение лета, пусть расскажет и др.;
2) сочетания слов в составе фразеологизмов: обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
3) подлежащее и сказуемое: мальчик умён, начался дождь;
4) составные словоформы: менее красивый, будешь знать;
5) однородные члены: снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.
4. После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.
5. Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.
Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание , рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.
6. Выполните самостоятельно, а затем обсудите в группах задание 2.
Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях из задания 1.
7. Выступления от групп.
При определении способа подчинительной связи затруднения вызывают словосочетания с количественными числительными ( две подруги, четырёх мальчиков, восьми карандашей ) В словосочетаниях типа улыбающийся нам, радуясь встрече, мини юбка, каждый из нас ученики могут неправильно определить главное и зависимое слово.
В ходе обсуждения учитель не даёт готового ответа, словосочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются знаком вопроса.
8. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Новую для вас информацию подчеркните и отметьте знаком V.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование —такая связь, при которой зависимое слово—имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.
При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого : весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен .
Управление —такая связь, при которой зависимое слово—имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).
При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся : напишу письмо, написал письмо, напишем письмо .
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах—согласование. ( 1. С. 5)
Примыкание —такая связь, при которой зависимое слово—неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж .
При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно .
Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, её слова, их дети . Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их . (1. С.6)
9. Что нового вы узнали из этой статьи? Обсуждение, выступление учеников.
10. Исправьте допущенные ошибки.
Правильный ответ должен выглядеть следующим образом:
красивую тетрадь— согласование
вышли из дома— управление
две подруги— управление
четырёх мальчиков— согласование
улыбающийся нам— управление
радуясь встрече— управление
восьми карандашей— согласование
желание спеть— примыкание
то дерево— согласование
второй дом— согласование
каждый из нас— управление
мини юбка— примыкание
видеть это— управление
петь громко— примыкание
11 . Создайте в группах кластер или таблицу, в которых отразите всю важную информацию о способах связи слов в словосочетании.
12. Презентация групповых работ. Обсуждение преимуществ каждого кластера и таблицы.
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник