Узаконение детей от конкубины осуществлялось тремя способами

Правовое положение детей, родившихся в конкубинате.

От брака отличается конкубинат – дозволенное законом постоянное (не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла соц состояния мужа, дети не подлежали отцовской власти.

39 УСЫНОВЛЕНИЕ И УЗАКОНЕНИЕ

Patria potestas предполагала рождение ребенка в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, patria potestas могла быть установлена путем узаконе­ния legitimatio. Это понятие возникло лишь в период су­ществования империи и допускалось только в отноше­нии liberi naturales, т.е. детей, рожденных от конкубината. Конкубинат — неполноценный брак, внебрачное сожи­тельство лиц, между которыми брак воспрещен законом, но с намерением установить брачные отношения, если ни одна из сторон не состояла в законном браке. Су­ществовали три способа legitimatio:

legitimatio per oblationem curiae, т.е. внебрачного сына представляли в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;

legitimatio per subsequens matrimonium, т.е. путем последующего брака родителей;

3) издавался специальный императорский указ.

Patria potestas могла быть установлена и над чу­жими детьми путем усыновления. Виды усыновления:

arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris;

adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris. Arrogatio производилась в народном собрании при участии pontifex maximus, в присутствии усыновите­ля и усыновляемого. Происходило расследование обстоятельств дела pontifex maximus, далее предла­галось народному собранию rogatio об усыновлении. Каждая arrogatio была законом и была применима лишь к тем, кто имел право участвовать в народных собраниях. В период, когда народные собрания уже не имеют прежнего значения, arrogatio превращает­ся в публичное оформление соглашения усыновите­ля с усыновляемым.

Adoptio совершалась путем использования правила Законов XII таблиц о троекратной mancipatia Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatia Юстиниан ввел более упрощенную систему: заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом. Лицами нуждающимися в опеке, были несовершеннолетние^расточители, женщины и безум­ные, т.н. миноры (т.е. не достигшие 25 лет). Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формаль­ным актом согласия придает юридическую силу сдел­кам, ксовершению которых подопечный неспособен; по­печитель же выражает свое согласие неформально. _Изначально опека защищала интересы ближай­ших наследников подопечного, а не личные его инте­ресы. Опекун обладал определенной властью над имуществом и личностью. В случае, когда опекун не был назначен в завещании, порядок призвания к опеке совпадал с порядком призвания к наследованию. Опекун был ближайшим агнатом подопечного.Постепенно в связи с ослаблением родовых свя­зей права опекуна начинают пониматься как сред­ство для осуществления его обязанностей, а не власти, как это было раньше.Государство начинает контролировать деятельность опекунов, устанавливая особые основания, по которым можно отказать в назначении опекуном. От опекуна требуется постоянный отчет о ведении дел подопечно­го. В случае непредставления отчетов, в случаях не только растраты, но и нерадивого ведении дел опекуну предъявляется иск. Потом от опекуна стали требовать при вступлении его в должность представления обес­печения, а в период империи вводится законная ипоте­ка подопечного на все имущество опекуна.

Правоспособность подвластных детей.

Дети всегда находились под властью отца вне зависимости от формы брака. Эта власть первоначально безграничная, постепенно смягчалась. Осн причина: распад прежней крестьянск семьи, развитие в городах ремесел, Сыновья все чаще сами ведут хозяйство.

Подвластный сын имеет и libertas и civitas; в области публичного права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности (но не сенатор). Но в семье он всецело подчинен отцовской власти.

Уже в древнейшее время власть патер над личностью детей умерялась воздействием семейн совета. В конце республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав патер на личность детей. Указ 2 века н.э.: власти могли принудить отца освободить сына от patria potestas. Наконец, за подвластн детьми было признано право обращаться в магистратуру extra ordinem с жалобами на патер, а также право требовать алименты.

Имущ права. Рано были допущены к совершен сделок от своего имени, но права из сделок возникали для патер, а обязанности для него не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales против патер о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причинен им вреда.

Читайте также:  Способ двигаться солженицын сочинение

Постеп признание имущ право и дееспособности подвластн детей. Претор стал предоставлять против патер такие же actiones adiecticiae qualitatis из сделок подвластных, какие он предоставлял из сделок рабов. Но сами подвластные, после того, как становились personae sui juris, стали признаваться ответственными по этим сделкам не jure naturali, как рабы, а jure civili.

В период принципата, если пекулий (peculium profecticium), который нередко выделялся подвластному сыну, принадлежал патеру, то появ группы имуществ, кот принадлежали лично подвластному сыну (воен добыча, все имущ-во, связ со службой – мог свободно распоряжаться).Но в случае смерти сына – отцу без обязательств. В период империи подобные привилегии распространились и на др виды имущ-ва (приобретен на гос службе).

С признанием детей быть наследниками после матери, состоявшей в браке sine manu, в 4 в это имущ-во было объявлено принадлежащим детям с правом патера на пожизнен пользование и управление им.

В дальнейшем в такое же положение были последовательно поставлены имущ-ва, унаследованные от родственников с материнской стороны. Развитие завершилось постановлением, что патер сохраняет право сб лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое было либо приобретено на средства патера, либо получено от третьего лица, желающего создать выгоду для патера, а так же на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но кот оставалось сб отца вследствие недействительности сделок между ним и повластными детьми.

Эмансипация.

Patria potestas была пожизненной и нормально прекращалась смертью патера. Но патер мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем emancipatio. Ее формой служило использование правила ЗН XII таблиц о том, что троекратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть: патер трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало его на волю. После первых двух раз подвластный возращался под власть патера, после третьего он становился persona sui juris.

В 6 веке необходимость в этих формальностях отпала: были допущены emancipation per rescriptum principis (получение императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда (emancipatio Anastasiana), посредством заявления в суд (emancipatio Iustinianea), фактического предоставления в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному. После эманципации отец сохранял право на пользование половиой имущества отца.

Э. могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного (нанесение тяжких обид).

42. Понятие и содержание права собственности.

Пр сб во всякой системе права явл центральн пр интститутом, предопределяющим хар-р всех других инст частн права. Классич рим сб была высшим проявлением госопдства лица над землей и рабами.

В доклассич время не существовало общего определения сб. а давалось перечисление отд полномочий сбка= частн сб не обособлялась от владения.

С образованием гос-ва, оно стало наделять своих граждан 2мя югерами земли в наследственное пользование. Благодаря непрерывным завоеваниям и расширению рим терры, земел гос фонд (ager publicus) стал давать гос-ву возможность предоставлять своим гражданам обширные постранства. Возникшее таким образом землевладение имело юрид-кий хар-р публичного предоставления земли в пользование отдел членам рим общины. В аграрном ЗН 3 века до н.э. они постоянно называются старыми владельцами. Из этого владения развилось право частной сб на землю, предоставленную гос-вом первоначально лишь в пользование.

В древнейш праве – нет спец термина. Весьма древний термин dominium – «господство» и применялся ко всем случаям, когда какая-л вещь находилась в чьей-либо власти, применялся ко всему тому, что находится в хоз-ве, в доме. Лишь с 1 в н.э. юристы начали постепенно ограничивать значение термина dominium, но и тогда он все еще обозначал более шир круг явлений, чем сб. Юлиан во 2 в н.э. употреблял термин dominium для наименования вообще прав на вещь – in rem.

В конце классического периода 3 в н.э. разработка частноправового понятия сб была завершена, и обычным обозначением для сб явл с этого времени термин proprietas. Этот термин обозначал сб, как особо характерно еотнош господства над вещами, высшее среди других.

Итак, классич юриспруенция понимала сб, как неограниченное и исключительное правовое господство лица над вещью, как право, свободное от ограничений по своему существу и абсолютное по своей защите. В праве Юстиниана оно обозначалось уже как полная власть над вещью – plena in re potestas.

Читайте также:  Легочной сосальщик способ заражения

Основные правомочия сбка: 1. jus utendi право пользования вещью 2. jus fruendi право извлечения плодов 3. jus abutendi право распоряжения 4. jus possidendi право владеть вещью 5. jus vindicandi право истребовать у третьих лиц.

Право абсолютно, но есть ограничения – сервитуты.

Понятие вещного права.

Классификация имущ прав на вещные и обязательственные права не упоминается у римских юристов. Они говорили о различии actions in rem (иски вещные) и actions in personam (иски личные).

Разграничении же вещных и обязательственных прав выработано позднейшими учеными.

Вещное право регулирует отношения между людьми по поводу вещей: формы принадлежности вещей отд лицам или группам лиц и способы установления общезначимого господства над вещами. Модельным и наиболее полным правом на вещь явл право сб. Но возможные формы принадлежности не исчерпываются правом сб. Любая вещь обладает целым рядом свойств, и некоторые стороны полезности вещи могут стать предметом прав на чужие вещи, которые, будучи также основаны на непосредственной связи с объектом (данным свойством вещи). Являются реальными правами и значимы против всех.

Абсолютная правовая позиция, занимаемая субъектом вещного права, делает реальные отношения основой остальных (личных и процессуальных) правоотношений. Вещное право выявляет самостоятельность воли субъекта, ее способность господствовать над вещью.

Источник

Конкубинат, узаконение и усыновление лиц в римском семейном праве

В 18 г до нэ император Август издал закон, который легализовал внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Конкубинат — сожительство мужчины и женщины без заключения брака. Само понятие конкубинат возникло в Древнем Риме. В эпоху Империи конкубинат условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например, сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами. По свидетельству многих античных авторов, конкубинат был достаточно распространен, причем дети от такой формы брачного союза обладали определенными правами, могли наследовать землю. Если были законные дети, то преимущество отдавалось, конечно же, им. Но при отсутствии законных детей, дети от конкубината рассматривались как вполне дееспособные наследники и преемники.

Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т. е. детей, рожден­ных от конкубината (п. 136). Постепенно сложились три способа legitimatio:

a) legitimatio per oblationem curiae, т. е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цен­зом;

б) legitimatio per subsequens matrimonium, т. е. путем последующего брака родителей;

в) путем издания специального императорского указа.

Но patria potestas могла быть установлена и над чужими детьми путем усыновления.

Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: a) arrogatio, если усыновляемый был persona sui juris и б) adoptio, если усы­новляемый был persona alieni iuris.

(1) Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усы­новляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus пред­лагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была iussus populi, т. е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усы­новляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участво­вать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщи­ны, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio; она превращается в публич­ное оформление соглашения усыновители с усыновляемым. С окончатель­ным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum principis.

(2) Adoptio совершалась так же, как emancipatio, путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвласт­ный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекра­щавшей patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio lilii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усынов­ляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

Читайте также:  Дедовский способ увеличить размер

До Юстиниана adoptio так же, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право насле­дования усыновленного после усыновителя.

Некоторые указания дошедших до нас памятников позволяют думать, что существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании усы­новителя (adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ВОПРОС 2. Брак

«Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни». Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1) Классический юрист Модестин характеризует брак как «союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом» (D. 23.2.1). Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком. В Риме различали внебрачные связи. 1.Concubinatus – конкубинат 2.Contubernium – контуберниум.

Конкубинат – постоянное внебрачное сожительство свободных лиц, имевшее место в тех случаях, когда брак по каким-то причинам был невозможен, например, из-за социального неравенства. Но конкубинат не был чисто фактическим отношением, безразличным для права, он был формой союза, разумеется, уступающей браку, однако признаваемый правом. Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. Дети, рожденные в конкубинате (liberi naturales), приобретали статус матери, а не отца, хотя не становились для него юридически посторонними, как внебрачные дети (spurii). Последние считались вовсе не имевшими отца, поскольку согласно древнеримским воззрениям «pater vero is est, quern nuptia demonstrant» (отец—тот, на кого указывает факт брака). Между тем liberi naturales при известных условиях имели право на получение от отца содержания и могли наследовать часть его имущества, а будучи узаконены отцом, полностью попадали под его patria potestas.

Узаконение детей от конкубины (legitirnatio) осуществлялось одним из трех способов: 1) legitirnatio per subsequens matri-rnonium — последующее заключение брака с матерью детей. Этот способ мог быть применен в случае отпадения ранее существовавших препятствий к браку; 2) если упомянутые препятствия не поддавались устранению и брак с конкубиной оставался невозможным, отец мог прибегнуть к legitirnatio per obli-gationem curiae—узаконению путем выдвижения сына, предварительно наделенного известным имуществом, в сословие местных декурионов; 3) узаконение детей, рожденных в конкубинате, могло быть оформлено рескриптом императора — legitimatio per rescriptum principis.

Контуберниум – это длительное сожительство раба и рабыни или раба со свободным лицом. Особых правовых последствий не влечет, но естественное родство, возникающее из контуберниума, является как и цивильное родство, причиной, препятствующей заключению брака.

Условия вступления в брак. Для вступления в брак требовались:

1) согласие брачущихся. 2) Сверх того — для подвластных детей — согласие властелина (consensus parentis); несовершеннолетние дочери нуждаются в согласии отца даже в том случае, если они не состоят под его властью. В случае смерти отца право давать согласие переходит к опекуну, матери и ближайшим родственникам. Однако при отсутствии достаточных оснований к отказу в согласии со стороны отца он мог быть принужден магистратом дать свое согласие.

3) Способность брачующихся ко взаимному вступлению в брак. С этой точки зрения главными препятствиями для вступления в брак являлись: а) недостижение 14 лет для мужчины и 12 лет для женщины; b) известные степени родства и свойства; с) состояние в браке, так как римский брак был моногамический.

Источник

Оцените статью
Разные способы