- Особенности проведения реорганизации путем выделения
- В каких случаях осуществляется реорганизация
- Пошаговая инструкция по выделению
- Какие бумаги нужны для реорганизации
- Особенности баланса
- Бухучет реорганизации
- Пример
- Налоговый учет
- Тема 2. Субъекты хозяйственных отношений
- Ознакомившись с данной главой, Вы будете:
- Оглавление
- 2.1. Понятие субъектов хозяйственного права. Граждане и юридические лица
- Граждане как субъекты хозяйственных правоотношений
- Понятие и порядок создания юридических лиц
- Порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц
- 2.2. Предприятие, биржи, фонды, трудовые коллективы как субъекты хозяйственного права
- Предприятие как субъект хозяйственного права
- Биржи как субъекты хозяйственного права
- Фонды как субъекты хозяйственного права
- Основные права и обязанности фондовой биржи:
- Порядок допуска ценных бумаг к биржевой торговле
- Трудовой коллектив как субъект хозяйственного права
Особенности проведения реорганизации путем выделения
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Реорганизация бизнеса осуществляется по разным причинам: изменение масштабов бизнеса, необходимость в его оптимизации, альтернативная ликвидация, вывод активов. Существуют разные формы реорганизации. Одна из них – выделение. Это один из самых удобных способов реорганизации. Рассмотрим подробнее этот метод.
В каких случаях осуществляется реорганизация
Выделение – это форма реорганизации, предполагающая возникновение нового субъекта. Этому субъекту передается часть прав основного субъекта. Возможно появление сразу нескольких организаций. Компания, из которой выделились новые субъекты, продолжает свое функционирование. Реорганизация в форме выделения актуальна при наличии этих обстоятельств:
- Фирма специализируется сразу на нескольких направлениях деятельности. К примеру, она занимается строительством домов и продажей мебели. Сочетание направлений работы – это не очень эффективно. А потому имеет смысл разделить субъект на строительную компанию и фирму, продающую мебель. Выделение в рассматриваемом случае поможет оптимизировать деятельность. Кроме того, значительно упростится учет.
- Необходимо провести реструктуризацию задолженностей. Новому субъекту переходит часть долгов. Это позволит оптимизировать задолженности.
- Между учредителями организации возникли существенные противоречия. Выделение в рассматриваемом случае поможет и сохранить дело, и обеспечить соблюдение интересов управленцев.
- Есть необходимость в расширении быстроразвивающегося бизнеса. Расширение легче провести через передачу активов другой фирме.
- Требуется быстро ликвидировать фирму.
- Потребность в финансовом оздоровлении компании.
Реорганизация в форме выделения может вызвать подозрения со стороны налоговых структур. Связано это с тем, что разделение субъекта может осуществляться с целью ухода от налогов.
Пошаговая инструкция по выделению
Реорганизация в форме выделения – это образование одного или нескольких новых субъектов. Осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим алгоритм проведения процедуры:
- Собрание участников. В процессе утверждается постановление о проведении мероприятия. Также устанавливаются дополнительные положения: распределение обязанностей, сроки процедуры, раздел капитала. Принятые решения фиксируются в Протоколе.
- Инвентаризация. Нужна для установления общей стоимости фирмы.
- Формирование разделительного баланса. Этот баланс представляет собой документ, нужный для разделения активов, финансов и прав между субъектами, возникающими в процессе мероприятия.
- Уведомление ФНС. Отправить его нужно в течение 3 суток с даты появления решения о реорганизации.
- Уведомление кредиторов. Кредиторы являются заинтересованными лицами, а потому их нужно уведомлять о реорганизации. Сделать это требуется не позднее 5 дней с даты отправки уведомления в ФНС.
- Размещение объявления. Публикуется оно в «Вестнике госрегистрации» в течение 60 суток с даты принятии соответствующего решения.
- Создание устава для каждого возникающего субъекта. Этот устав нужно утвердить. Кроме того, на этом этапе назначаются органы контроля и управления новых субъектов.
- Регистрация субъектов. Необходимо также занести все корректировки в уставные документы.
- Организация деятельности нового субъекта. Нужно получить коды статистики для новой фирмы, заказать печать и открыть р/с в банке.
Процедура считается оконченной с даты госрегистрации нового субъекта. Обычно она занимает 2-3 месяца. Однако этот срок может растянуться при возникновении затруднений. Наиболее распространенные проблемы: споры из-за раздела имущества или разделения долгов перед кредиторами.
К СВЕДЕНИЮ! Иногда выделение выполняется по судебному решению. Последнее обычно связано с антимонопольным законодательством.
Какие бумаги нужны для реорганизации
В ФНС предоставляются эти документы:
- Заявка.
- Изменения в учредительных бумагах, уставе.
- Протокол о выделении.
- Бумага, подтверждающая, что кредиторы уведомлены о реорганизации.
- Разделительный баланс.
Для регистрации ЮЛ потребуются эти бумаги:
- Заявка.
- Устав.
- Разделительный баланс.
- Подтверждение того, что в СМИ было размещено объявление о мероприятии.
- Подтверждение того, что кредиторы уведомлены о реорганизации.
Иногда могут потребоваться другие документы.
Особенности баланса
Разделительный баланс – это главный документ, на основании которого осуществляется реорганизация в форме выделения. В нем фиксируется распределение активов, передача их новой фирме. Законом не установлена форма этого документа. То есть она может быть свободной. Но в балансе должны содержаться эти существенные условия:
- Наименование основного и возникающего субъекта, их организационные формы.
- Дата реорганизации.
- Размер активов, пассивов и прочих элементов финансовой структуры.
- Порядок распределения активов и обязательств между субъектами.
- Приложение к балансу отчетности за период, предшествующий реорганизации.
Перед оформлением разделительного баланса осуществляется инвентаризация. Нужна она для учета и оценки стоимости имущества.
Бухучет реорганизации
В абзаце 7 пункта Указаний, установленных Приказом Минфина №44н от 20 мая 2003 года, указано, что реорганизация в форме выделения не предполагает внесение записей в бухучет. Однако на практике записи вносятся. Нужно это для сопоставления данных бухучета до и после выделения. Для учета применяется вспомогательный счет. Обычно это счет 00. По ДТ00 фиксируется передача активов, по КТ – пассивов. Новый субъект, который принимает собственность и обязательства, фиксирует в своем бухучете обратные записи. Правильность учета можно проверить. Для этого обороты по ДТ и КТ соотносятся. Они должны совпадать друг с другом.
В законах нет нормы о том, что общая цена передаваемых активов должна быть равной общей стоимости передаваемых пассивов. В абзаце 4-5 пункта 39 Указаний прописано, что, если стоимость чистых активов субъекта, появившегося в процессе выделения, ниже или выше размера уставного капитала, разница регулируется во вступительном балансе.
Пример
Есть организация с капиталом 10 тысяч рублей. Учредители приняли решение о том, что из нее будет выделена организация с капиталом 10 тысяч рублей. Он образован из нераспределенной прибыли первого субъекта. По балансу второй организации передается сырье стоимостью 20 тысяч рублей, дебиторский долг в размере миллиона рублей, обязательство в размере полмиллиона рублей. В учете фиксируются эти проводки:
- ДТ00 КТ10. Передача сырья в размере 20 тысяч рублей.
- ДТ00 КТ62. Передача дебиторской задолженности.
- ДТ67 КТ00. Передано обязательство по покрытию долга в размере 500 тысяч рублей.
- ДТ84 КТ00. Списание прибыли на создание капитала.
То есть в учете отражается переход активов и обязательств реорганизуемой фирмы.
Налоговый учет
Передача ОС, активов и прочего имущества не считается реализацией или безвозмездной передачей. То есть, в рамках процедуры не образуется объектом обложения НДС (пункт 3 статьи 39 НК РФ, пункт 2 статьи 146 НК РФ).
Источник
Тема 2. Субъекты хозяйственных отношений
Ознакомившись с данной главой, Вы будете:
- Иметь представление о субъектах хозяйственной деятельности.
- Знать правовой статус гражданина-предпринимателя.
- Разбираться в стадиях создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
- Знать правовое положение товарных, фондовых бирж и трудовых коллективов.
Оглавление
2.1. Понятие субъектов хозяйственного права.
Граждане и юридические лица
Субъектами хозяйственных правоотношений являются конкретные участники, стороны правоотношения, наделенные правами и обязанностями в сфере хозяйствования. Для возникновения субъекта необходимо три условия:
- Предпринимательско-правовая норма, устанавливающая права и обязанности субъекта;
- Предпринимательская право- и дееспособность субъекта;
- Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт).
Субъекты хозяйственного права, являющиеся носителями хозяйственных прав и обязанностей, обладают совокупностью следующих признаков:
- наличием обособленного имущества, которое принадлежит субъекту: на праве собственности, на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления;
- наличием имущественной ответственности по своим обязательствам: самостоятельной, полной;
- регистрацией в установленном законом порядке или легитимации иным образом;
- наличием хозяйственной компетенции (общей, ограниченной, специальной, исключительной), как совокупности прав, которыми субъект наделяется на основании закона и учредительных документов.
Хозяйствующие субъекты классифицируются по следующим критериям:
Основная характеристика коммерческих организаций содержится в табл. 1, 2.
Организационно-правовые формы
Виды коммерческих организаций
хозяйственные товарищества
хозяйственные общества
Организационно- правовая основа
Объединение лиц, предполагающее личное участие каждого учредителя (участника) в делах предпринимательской деятельности товарищества (общества)
Объединение капиталов, не требующее личного участия учредителей (участников) в делах общества
Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели. Каждый из участников может быть членом только одного товарищества. Государственные и муниципальные органы не вправе выступать в качестве участника
Граждане (не зарегистрированные в качестве предпринимателей), индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации. Каждый из участников может быть участником и других обществ. Государственные и муниципальные органы не вправе выступать в качестве участника- вкладчика
Число учредителей (участников)
Права учредителей (участников)
- Участие в управлении делами организации (не распространяется на вкладчиков коммандитного товарищества и акционеров, обладающих безголосыми акциями).
- Получение необходимой информации о деятельности организации, знакомство с бухгалтерскими книгами и другой документацией.
- Участие в распределении прибыли (пропорционально долям в уставном (складочном) капитале).
- Получение ликвидационной квоты (пропорционально долям в уставном (складочном) капитале)
Обязанности учредителей (участников)
- Внесение имущественного взноса.
- Неразглашение конфиденциальной информации о деятельности организации
Ответственность учредителей (участников)
Неограниченная ответственность полных товариществ по долгам товарищества всем своим имуществом
Риск убытков (утраты внесенных вкладов)
Учредительный договор (кроме АО); устав
Организационно- правовые формы
Виды коммерческих организаций
кооперативы
государственные и муниципальные унитарные предприятия
Организационно- правовая основа
Объединение лиц, предполагающее личное трудовое участие каждого. Объединение имущественных взносов (паев) на основе равенства всех участников
Это коммерческие организации, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Это имущество не может быть распределено во вкладам. долям, паям, в том числе между работниками предприятия.
В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежат предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления.
Собственник имущества, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, но и предприятие не отвечает по долгам собственника имущества.
Уставный фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда – 1000 МРОТ.
Унитарное предприятие может создавать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйственное ведение.
Собственник сам решает вопросы:
- создания, реорганизации и ликвидации предприятия;
- определения предмета и целей его деятельности;
- контроля за использованием и сохранностью имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли.
В составе государственных предприятий могут быть такие предприятия, которые образованы на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления — федеральные казенные предприятия. Эти предприятия выполняют следующие функции:
владеют и пользуются имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;
распоряжаются имуществом лишь с согласия собственника;
самостоятельно реализуют продукцию, если иное не установлено правовыми актами.
Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование
Граждане, не являющиеся предпринимателями
Число учредителей (участников)
Не менее пяти
Права учредителей (участников)
- Участие в управлении делами кооператива наравне с другими участниками (у каждого участника – один голос).
- Участие в распределении прибыли (в соответствии с трудовым участием).
- Получение ликвидационной квоты (в соответствии с трудовым участием).
- Передача своего пая (его части) другим лицам
- Внесение паевого, вступительного и других взносов.
- Личное участие в деятельности кооператива.
- Соблюдение трудовой и производственной дисциплины
Ответственность учредителей (участников)
Субсидиарная ответственность по обязательствах кооператива, его членов в размерах и порядке, предусмотренных законом и уставом
Учредительные документы
Устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления
Граждане как субъекты хозяйственных правоотношений
Граждане (физические лица) выступают участниками самых всевозможных гражданско-правовых отношений. Однако не каждый гражданин является субъектом хозяйственного права, так как, чтобы самостоятельно участвовать в них, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность – это способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности, которая возникает в момент рождения и прекращается со смертью и не зависит от возраста, состояния здоровья и других обстоятельств (ст. 17 ГК РФ). При этом все граждане обладают одинаковой правоспособностью.
Содержание правоспособности граждан состоит в том, что они имеют право:
- иметь имущество на праве собственности;
- наследовать и завещать имущество;
- заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
- создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
- совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
- на иное предусмотренное законом (ст. 18 ГК РФ).
Дееспособность гражданина – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность), которая возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста (кроме других случаев, предусмотренных законом) (ст. 21 ГК РФ).
Государство гарантирует правоспособность и дееспособность граждан (ст.22 ГК РФ). Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом; полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Предпринимательская деятельность граждан – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицом, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданин вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме запрещенных законом, например: деятельностью по производству оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, наркотических и лекарственных препаратов (кроме заготовки лекарственных трав), алкогольных напитков, отдельные виды лечебной деятельности и некоторые другие.
Глава фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
Правовой статус предпринимателя приобретается путем государственной регистрации. Порядок государственной регистрации предпринимателей определен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей». С 1 января 2004 года регистрация предпринимательской деятельности граждан осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (в ред. 2003 г).
Отказ в регистрации предпринимателя и юридического лица допускается только (в случаях, предусмотренных ст. 23 указанного закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.
Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании его банкротом либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации.
Предпринимательская деятельность без регистрации не допускается, и доходы, полученные от этой деятельности, могут быть изъяты по решению суда. Для осуществления деятельности, требующей лицензирования, должна быть получена лицензия.
Предприниматель наделен такими же правами и обязанностями, как и юридические лица, с учетом специфики индивидуальной деятельности. Он вправе: заключать гражданско-правовые договоры, заключать трудовые договоры с гражданами, т. е. использовать наемный труд, соблюдая при этом все нормы трудового законодательства, регулирующего труд наемных работников, совершать сделки; устанавливать цены и тарифы на свою продукцию, товары и услуги и т. д. Вместе с тем предприниматель несет множество обязанностей. Он должен соблюдать Конституцию и российское законодательство; осуществлять свою деятельность в рамках закона, не нарушая прав и законных интересов других лиц, соблюдая требования морали и нравственности, правила общежития. Он отвечает за результаты своей деятельности, за качество товаров, работ и услуг. Предприниматель обязан платить установленные налоги и выполнять многие другие обязанности, вытекающие из законодательства.
По всем своим обязательствам предприниматель отвечает своим имуществом, т. е. при необходимости взыскание может быть обращено на личное имущество предпринимателя. Закон допускает признание несостоятельности (банкротства) предпринимателя по решению суда, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с его предпринимательской деятельностью. При банкротстве предпринимателя свои требования вправе предъявлять также его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Законом установлена последовательность удовлетворения требований кредиторов за счет имущества предпринимателя. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, касающиеся ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, а также о взыскании алиментов. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда наемных работников, выплате вознаграждения по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего предпринимателю имущества. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми он несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также иные требования личного характера.
Понятие и порядок создания юридических лиц
Юридическое лицо – это коллективный субъект права. Это организация, т. е. коллектив людей, объединенных для осуществления определенной деятельности, которое, как правило, имеет определенную организационную структуру (подразделения, отделы, цехи и др.) и возглавляется органом юридического лица.
Орган юридического лица – это одно лицо или группа лиц, выступающие от имени юридического лица, представляющие его во внешних и внутренних отношениях. Оно обладает обособленным имуществом, которое обеспечивает ему экономическую самостоятельность. Имущество находится либо в собственности (у негосударственных юридических лиц), либо в хозяйственном ведении (у государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме казенных), либо в оперативном управлении (у казенных предприятий и учреждений). Кроме этого, юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, и может самостоятельно, от своего имени, заключать договоры, совершать сделки, выступать в качестве истца и ответчика в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Учредительными документами юридического лица являются: устав (для акционерных обществ), учредительный договор (для полных товариществ и товариществ на вере) или устав и учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью). Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителем. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом РФ от 13.07.01 г. (в ред. «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:
1) если представлен не весь перечень документов;
2) заявитель обратился не в свой регистрирующий орган. За необоснованный отказ в регистрации предусматривается штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Правоспособность и дееспособность юридического лица, объединенные понятием правосубъектность , возникают одновременно в момент регистрации юридического лица.
Законодательство устанавливает способы создания субъектов хозяйственного права, которые представлены в табл. 3.
Способы создания юридических лиц
Используется при создании государственных и муниципальных предприятий путем издания актов государственных органов и регистрируется в Государственном реестре
Применяется при создании предприятий с частной формой собственности по решению собственника имущества
Применим при 2-х и более учредителей предприятия, согласованно определивших условия деятельности в учредительном договоре
Предусматривает, что при создании предприятия на основе государственной и муниципальной формах собственности необходимо решение трудового коллектива, так как его создает не учредитель – собственник, а трудовой коллектив, не располагающий собственной имущественной базой, а только соответствующим разрешением собственника
Процесс создания субъектов предпринимательского права состоит из следующих стадий:
Принятие решения и его оформление.
Подготовка учредительных документов.
Проверка фирменного наименования на неповторяемость (по желанию).
Формирование уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда в порядке, определяемом законодательством.
Подача документов для регистрации.
Оформление свидетельства о государственной регистрации и внесение юридического лица в Единый государственный реестр.
Регистрация в органах статистики.
Открытие расчетного счета в банке и внесение на него денежной части сформированного уставного капитала, складочного капитала, паевого фонда, уставного фонда.
Постановка на учет в налоговом органе.
Постановка на учет государственных внебюджетных социальных фондах.
Порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц
Прекращение деятельности юридического лица происходит посредством реорганизации или ликвидации.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, добровольно или принудительно.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. При необходимости реорганизация юридического лица поручается решением суда внешнему управляющему. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Документы, оформляющие правопреемство: передаточный акт и разделительный баланс, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемника к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:
- в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, например, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- в принудительном порядке по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Порядок ликвидации субъекта хозяйственного права предусматривает следующие стадии (ст.63 ГК РФ):
- принятие решения о ликвидации и его оформление, сообщение о принятом решении органу, осуществляющему государственную регистрацию, назначение ликвидационной комиссии;
- помещение в органе печати публикации о ликвидации субъекта с указанием порядка и срока предъявления требований кредиторами (срок не может быть менее 2-х месяцев);
- сообщения о ликвидации: налоговому органу, внебюджетным фондам;
- выход ликвидируемого лица из состава учредителей других юридических лиц;
- формирование активов и пассивов ликвидируемого лица;
- письменное уведомление кредиторов о ликвидации;
- составление промежуточного ликвидационного баланса;
- снятие с учета в налоговых органах и внебюджетных государственных фондах.
а) возбуждение процедуры банкротства при недостаточности имущества лица для полного удовлетворения требований кредиторов;
б) удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством;
в) представление в налоговые органы, с согласованием с органом, осуществляющим государственную регистрацию: ликвидационного баланса, распределение ликвидационной квоты, закрытие расчетного счета в банке, аннулирование статистических идентификационных кодов, уничтожение печатей, штампов и бланков, сдача документов по личному составу и финансово-хозяйственной деятельности в государственный архив, внесение записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь рассчитываются с другими кредиторами в соответствии с законом.
При ликвидации банков или других кредитных учреждений , привлекавших средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
2.2. Предприятие, биржи, фонды, трудовые коллективы как субъекты хозяйственного права
Предприятие как субъект хозяйственного права
В хозяйственном праве предприятием является субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, то есть предпринимательской деятельности.
Предприятие вправе пользоваться кредитом в иностранной валюте, приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц и граждан в соответствии с законодательством.
Виды предприятий многообразны, поэтому их правовое положение различается на основании определенных нормативно-правовых актов.
В качестве примера рассмотрим правовое положение казенного предприятия.
Казенное предприятие – это предприятие, имеющее определенные черты:
1) это государственное унитарное предприятие;
2) оно образовано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
3) основано на праве оперативного управления;
4) учредительный документ – устав, который утверждается Правительством РФ;
5) предприятие финансируется государством при недостаточности собственных средств для ведения хозяйственной деятельности;
6) при недостаточности его имущества по обязательствам субсидиарную ответственность несет Российская Федерация;
7) осуществляет свою хозяйственную деятельность в соответствии с обязательным планом, утверждаемым компетентным государственным органом;
8) перечисляет свободный остаток прибыли в доход федерального бюджета.
Биржи как субъекты хозяйственного права
Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.92 г. определяет биржи, которые бывают двух видов (товарные и фондовые), как организации с правами юридического лица, формирующие оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемые в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Биржи могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации совместных торгов. Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи, которое обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей. Ликвидация биржи может быть осуществлена по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Не допускается вмешательство высших и местных органов государственной власти и управления в деятельность бирж, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо, являющееся членом биржи. Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, кроме случаев, предусмотренных законом.
Биржевой деятельностью является система осуществляемых биржевых сделок, их организация и регулирование биржевой торговли. Гласность и публичность торгов обеспечивается участием посредников-брокеров, аукционным методом торговли, подчинением участников торгов особым правилам биржевой торговли и особыми правилами о биржевых сделках.
Понятие, виды, участники биржевой сделки представлены в табл. 4, 5.
Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Все биржевые сделки оформляются только через биржевых брокеров
Участниками биржевой торговли являются:
члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи либо внесшие членские или целевые взносы в ее имущество). Полные члены биржи имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях биржи, неполные члены только в соответствующих секциях
разовые и постоянные посетители биржевых торгов (лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок)
Вид сделки
Содержание сделки
Сделка, связанная со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара
Сделка, связанная со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки
Сделка, связанная со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара
Сделка, связанная с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара
Сделки, связанные в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли
Биржевым товаром является не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности. Совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле осуществляется биржевыми посредниками, биржевыми брокерами на основе лицензий, выдаваемых Комиссией по товарным биржам
|
Государственное регулирование деятельности товарных бирж осуществляется: Комиссией по товарным биржам и государственным комиссаром на товарной бирже.
Комиссия по товарным биржам: выдает лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; организует изучение деятельности и развития бирж; разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов; организует рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле.
Государственный комиссар на бирже осуществляет непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства, а также вправе: присутствовать на биржевых торгах; участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса; знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржей и их решения, в том числе конфиденциального характера; вносить предложения и делать представления руководству биржи; вносить предложения в Комиссию по товарным биржам; осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.
Комиссия по товарным биржам вправе применить к бирже санкцию в виде приостановки действия лицензии, а также аннулировать выданную бирже лицензию на организацию биржевой торговли и санкции в виде штрафа.
Фонды как субъекты хозяйственного права
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулирует правовой статус фондовых бирж. Организатором торговли на рынке ценных бумаг признается фондовая биржа , не совмещающая деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Она является некоммерческой организацией и создается в форме некоммерческого партнерства.
Основной целью ее деятельности является организация гласных и публичных торгов, которые проводятся только между членами биржи, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг – юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи. Порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее членов. Неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи, не допускаются.
Основные права и обязанности фондовой биржи:
- самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания: отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого ее членами за участие в биржевых сделках; взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые фондовой биржей; штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов фондовой биржи;
- самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуру листинга и делистинга;
- обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию;
- не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого ее членами за совершение биржевых сделок.
Порядок допуска ценных бумаг к биржевой торговле
К обращению на фондовой бирже допускаются:
Ценные бумаги в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную законодательством процедуру эмиссии и включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с ее внутренними документами.
Ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами; иные финансовые инструменты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Биржа обязана оповещать своих членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, о результатах торговых секций.
Федеральная комиссии по рынку ценных бумаг осуществляет государственное регулирование деятельности фондовых бирж. Споры, возникающие в связи с осуществлением торговли ценными бумагами на фондовой бирже между членами фондовой биржи, членами фондовой биржи и их клиентами, рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.
Трудовой коллектив как субъект хозяйственного права
Трудовой коллектив предприятия является особым субъектом хозяйственного права, так как, несмотря на то, что не принимает участия в предпринимательской деятельности или же ее руководстве, имеет экономический интерес и влияет на хозяйственную деятельность. Имущественной базой деятельности трудового коллектива являются фонды, сформированные в соответствии с коллективным договором с собственником предприятия или предпринимателем, это предприятие возглавляющим. Эти фонды используются трудовым коллективом с тем, чтобы в дальнейшем предоставлять определенные социальные льготы по оплате труда, предоставлению материальной помощи и т. п.
Особый статус в соответствии с Законом РФ от 19.07.98 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» имеет АО работников (народные предприятия), которое создается путем преобразования любой коммерческой организации (кроме государственных и муниципальных предприятий и открытых АО). Работникам принадлежат менее 49 % уставного капитала. Работники этих предприятий дают согласие на создание народного предприятия и создается общество на основе письменного договора между работниками и участниками (учредителями) коммерческой организации, подлежащей преобразованию.
Трудовой кодекс, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. регламентирует отношения по социально-трудовым отношениям.
К хозяйственной компетенции трудового коллектива вне зависимости от организационно-правовой формы относится:
- рассмотрение вопросов о необходимости заключения с работодателем предприятия коллективного договора, утверждение его проекта;
- рассмотрение и решение вопросов самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия;
- определение перечня и порядка предоставления работникам предприятия социальных льгот из фондов трудового коллектива, определение и регулирование формы и условий деятельности на предприятии различных политических партий и религиозных, и общественных организаций.
Трудовой коллектив государственного или муниципального предприятия, а также предприятия, в имуществе которого вклад государства или органа местного самоуправления составляет более 50 %, наделяются дополнительными полномочиями:
- совместно с учредителем предприятия определяет условия контракта при найме руководителя;
- принимает решения о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия.
Источник