Усыновление adoptio способ усыновления

Узаконение и усыновление. Формы усыновления

Узаконение – признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Способы узаконения:

  1. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;
  2. путем последующего брака родителей внебрачного ребенка;
  3. путем издания специального императорского указа (рескрипта);
  4. путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери – выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление – способ установления отцовской власти (patria potestas) над чужими детьми.

Формы усыновления:

  1. arrogatio – усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных комициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено;
  2. adoptio – усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Процедура adoptio:
  3. освобождение подвластного от власти отца семейства (patria potestas), под которой он находился, для чего была необходима троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. Досрочное освобождение из-под отцовской власти в древнюю эпоху могло быть и при посвящении дочери в весталки, а сына – во фла-мины, в период империи – при назначении на высшие государственные либо церковные должности;
  4. вступление под власть отца семейства (patria potestas) усыновителя путем иска vindicatio in patriam potestam (виндикационного иска, возникающего из отцовской власти).

После того как продажа ребенка совершалась в третий раз, мнимый покупатель не отпускал его на свободу и выступал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель. Усыновитель вместе с подвластным являлись к претору, где позитивно или путем молчания признавали иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio, будучи, в отличие от arrogatio, частноправовым актом, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной «продажи».

При Юстиниане описанная процедура была заменена заявлением перед судом: adoptio совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. А усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

Условия усыновления:

  • усыновлять могли только мужчины (женщины – лишь для возмещения потери сына);
  • усыновитель должен быть persona sui iuris (семейно самостоятельным лицом). Подвластные не могли быть усыновителями в связи с тем, что в то время за все совершаемые сделки ответственность за них нес их домовладыка;
  • усыновитель должен быть старше усыновляемого на 18 лет;
  • при arrogatio усыновитель должен быть не моложе 60 лет.

В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия.

Источник

Усыновление adoptio способ усыновления

АДО ́ ПЦИЯ

Adop­tio, сокр. из adop­ta­tio, раз­ли­ча­ют:

a) adop­tio в тес­ном смыс­ле сло­ва, когда лицо, кото­рое хотят усы­но­вить, нахо­дит­ся само еще под оте­че­ской вла­стью;

b) ar­ro­ga­tio, если усы­нов­ля­е­мый достиг уже граж­дан­ской само­сто­я­тель­но­сти, есть чело­век sui iuris. Дей­ст­вие соб­ст­вен­но так назы­вае­мой adop­tio совер­ша­лось пре­то­ром посред­ст­вом трое­крат­ной man­ci­pa­tio и соеди­нен­ной с ней ma­nu­mis­sio (Gell. 5, 19. Cic. fin. 1, 7. Gai. 1, 134), напро­тив, ar­ro­ga­tio совер­ша­лось в кури­ат­ских коми­ци­ях посред­ст­вом lex cu­ria­ta, после наведен­ных жре­ца­ми спра­вок отно­си­тель­но того, не постра­да­ют ли от усы­нов­ле­ния обряды семей­но­го бого­по­чи­та­ния и есть ли доста­точ­ное осно­ва­ние (ius­ta cau­sa) для ar­ro­ga­tio (без тако­во­го арро­га­ция не доз­во­ля­лась, Tac. Ann. 15, 19 упо­ми­на­ет о SCon­s. про­тив adop­tio­nes fic­tae и si­mu­la­tae). Gell. 5, 19. Suet. Oct. 65. Cic. Sest. 7. ad Att. 2, 12. pro dom. 13 слл. Посред­ст­вом того и дру­го­го спо­со­ба усы­нов­ле­ния усы­нов­ля­е­мый вполне пере­хо­дил в семью усы­но­ви­те­ля; при­ни­мал и име­на сво­его ново­го отца, обо­зна­чая толь­ко преж­нюю свою при­над­леж­ность к дру­го­му роду (gens) посред­ст­вом вто­ро­го cog­no­men, обра­зу­е­мо­го в таком слу­чае с окон­ча­ни­ем -anus, напр. P. Cor­ne­lius Sci­pio Aemi­lia­nus; име­на неко­то­рых gen­tes пред­став­ля­ли, впро­чем, исклю­че­ние. Ино­гда пат­ри­ции домо­га­лись усы­нов­ле­ния со сто­ро­ны пле­бе­ев для того, чтобы сде­лать­ся народ­ны­ми три­бу­на­ми, напр. Кор­не­лий Дола­бел­ла (Dio Cass. 42, 19) и П. Кло­дий (см. Cor­ne­lii 24 и Clau­dii 20). Жен­щи­ны не име­ли пра­ва усы­нов­лять ни посред­ст­вом adop­tio, ни посред­ст­вом ar­ro­ga­tio, не мог­ли и сами под­вер­гать­ся арро­га­ции, но adop­tio, конеч­но, мог­ло про­сти­рать­ся и на несо­вер­шен­но­лет­них жен­щин (Gell. 5, 19);

Читайте также:  Способ сварки для углового соединения

c) свое­об­раз­ный вид усы­нов­ле­ния состав­ля­ло усы­нов­ле­ние по заве­ща­нию, состо­яв­шее в том, что кто-либо, назна­чая по заве­ща­нию извест­ное лицо сво­им наслед­ни­ком, делал в то же вре­мя и сво­им сыном, при­чем это лицо не теря­ло сво­их преж­них прав агнат­ства. Cic. ad Att. 7, 8. Plin. 35, 2. Dio Cass. 40, 51. Так, Юлий Цезарь назна­чил Авгу­ста себе сыном и наслед­ни­ком. Suet. Caes. 83. Liv. ep. 116. App. b. c. 3, 11. 14. 94. Во вре­ме­на Импе­рии часто слу­ча­лось, что импе­ра­то­ры усы­нов­ля­ли сво­их наслед­ни­ков без преж­них фор­маль­но­стей, в силу сво­его pon­ti­fi­ca­tus max., так, напр., Нер­ва усы­но­вил Тра­я­на, Адри­ан — Анто­ни­на Пия и т. д. В Афи­нах так­же усы­нов­ле­ние воз­мож­но было и при жиз­ни при­ем­но­го отца, и по его смер­ти, в силу его заве­ща­ния; кро­ме того, если заве­ща­ния не было и умер­ший не оста­вил сыно­вей, то род­ст­вен­ни­ки или государ­ство усы­нов­ля­ли умер­ше­му и вво­ди­ли в его семью того, кто имел бли­жай­шие пра­ва ( ἀγχισ­τεία ) насле­до­ва­ния ( ἵνα μὴ ἀνώ­νυμος γέ­νηται ὁ οἶκος ). Выра­же­ния, употреб­ляв­ши­е­ся об усы­нов­ля­ю­щих: εἰσποιεῖσ­θαι , ποιεῖθαι , θέσ­θαι υἱόν , υἱῶσαι ; усы­нов­лен­ный назы­вал­ся ποιητὸς , θε­τὸς υἱός , в про­ти­во­по­лож­ность к γνή­σιος . Усы­нов­лять мог толь­ко совер­шен­но­лет­ний, не состо­я­щий под опе­кой и не лишен­ный сво­бо­ды граж­да­нин, и при­том в том толь­ко слу­чае, если сам не имел детей муж­ско­го пола. Если были доче­ри, то обык­но­вен­но при­ем­ный сын обру­чал­ся с одной из доче­рей усы­нов­ля­ю­ще­го. Усы­нов­лять мож­но было толь­ко атти­че­ско­го граж­да­ни­на. Ср. He­re­di­tas, 1.

Источник

Усыновление (arrogatio, adoptio)

Усыновление представляет собой способ установления patria potestas над чужими детьми, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris.

Усыновление persona sui juris — arrogatio — первоначально производилось публично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины, в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшего совершеннолетия, было исключено. Поскольку «adoptio naturum imitatur» (усыновление подражает природе), между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо patria potestas могла принадлежать только ему. Arrogatio, утвержденное законодательным органом — народным собранием, тем самым приобретало публично-правовую окраску.

В последующем необходимость в санкционировании arrogatio народным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом. Важно лишь объявить об этом публично. В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, а само усыновление оформлялось императорским рескриптом.

Усыновление persona alieni juris — adoptio — означало по сути дела смену pater familias, которому подчинялся подвластный, и, следовательно, влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Соответственно такому ее назначению и сама процедура adoptio слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patria potestas, под которой он находился до сих пор, а на втором — его вступление под patria potestas усыновителя.

Для освобождения подвластного сына от patria potestas необходима была, как отмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластный лишь выходил из-под patria potestas, не становясь в то же время persona sui juris. Поэтому после того, как «продажа» сына совершалась в третий раз, «покупатель» не отпускал его «на свободу», а в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе с подвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя.

Adoptio, будучи в отличие от arrogatio частноправным актом с самого начала, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женцин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной продажи. При Юстиниане двухстадийный процесс adoptio был заменен заявлением перед судом. Кроме того, усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

Читайте также:  Самые надежные способы вложения денег

Глава II. Имущественные отношения. Брак

Источник

Шпаргалка по римскому праву (10 стр.)

25. Отцовская власть. Основания возникновения и прекращения patria potestas. Личное и имущественное положение подвластных

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) — специфический институт римского семейного права.

Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.

Основания возникновения отцовской власти:

— рождение детей в римском браке. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Муж мог оспорить отцовство;

— узаконение детей, рожденных вне брака;

— усыновление чужих детей.

Права отца семейства в отношении детей:

— право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;

— право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);

— право и обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

— право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание;

— право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей (похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).

Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом.

Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась:

— утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства;

— высвобождением, или добровольным актом домовладыки (mamimissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери не приобретали ни личной, ни имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, старшего родственника.

26. Узаконение и усыновление. Формы усыновления

Узаконение — признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Способы узаконения:

1) путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;

2) путем последующего брака родителей внебрачного ребенка;

3) путем издания специального императорского указа (рескрипта);

4) путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери — выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление — способ установления отцовской власти (patria potestas) над чужими детьми.

Формы усыновления:

1) arrogatio — усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных комициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio — усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Процедура adoptio:

— освобождение подвластного от власти отца семейства (patria potestas), под которой он находился, для чего была необходима троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. Досрочное освобождение из-под отцовской власти в древнюю эпоху могло быть и при посвящении дочери в весталки, а сына — во фламины, в период империи — при назначении на высшие государственные либо церковные должности;

Читайте также:  Уникальный способ полива томатов итоги первого применения

— вступление под власть отца семейства (patria potestas) усыновителя путем иска vindicatio in patriam potestam (виндикационного иска, возникающего из отцовской власти). После того как продажа ребенка совершалась в третий раз, мнимый покупатель не отпускал его на свободу и выступал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель. Усыновитель вместе с подвластным являлись к претору, где позитивно или путем молчания признавали иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio, будучи, в отличие от arrogatio, частноправовым актом, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной «продажи».

При Юстиниане описанная процедура была заменена заявлением перед судом: adoptio совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. А усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

Условия усыновления:

— усыновлять могли только мужчины (женщины — лишь для возмещения потери сына);

— усыновитель должен быть persona sui iuris (семейно самостоятельным лицом). Подвластные не могли быть усыновителями в связи с тем, что в то время за все совершаемые сделки ответственность за них нес их домовладыка;

— усыновитель должен быть старше усыновляемого на 18 лет;

— при arrogatio усыновитель должен быть не моложе 60 лет.

В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия.

27. Опека и попечительство

Опека (tutela) — установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении».

Формы опеки:

обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных;

завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом «своего права»;

наставленная опека, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам.

Опека — публичная повинность, от которой можно отказаться лишь при наличии уважительных причин (например, отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или государственным делам). Нельзя было брать на себя более трех опек.

Опека устанавливалась в отношении:

несовершеннолетних — до достижения опекаемым лицом определенного возраста. Несовершеннолетние: дети (infantes) — лица в возрасте до 7 лет; подростки (infantes raaj ores) — лица в возрасте от 7 до 12 лет, мальчики — до 14 лет; юноши — до 25 лет;

женщин — постоянно и не зависела от достижения какого-либо возраста. При этом опека устанавливалась как в отношении замужней, так и в отношении незамужней женщины, но ее назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины. Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам. Попечительство (cura) — особый вид законной опеки, устанавливаемой только по решению властей в отношении сумасшедших и безумных, а также расточителей.

Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности, тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков», тогда действия опекаемого, совершенные в — эти промежутки, имели полную правовую силу. В — отношении расточителей принималось решение об их ограниченной дееспособности: они не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и так далее, но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и другие.

Источник

Оцените статью
Разные способы