Устройство черного щебня по способу пропитки

Устройство оснований и покрытий из черного щебня и смесей, обработанных битумными эмульсиями в смесителе

9.22.Для приготовления черного щебня следует применять битумы ма­рок БНД 40/60, БНД 60/90, БН 60/90, БНД 90/130, БН 90/130, БНД 130/200, БН 130/200,БНД 200/300, БН 200/300,МГ 130/200,МГО 130/200, СГ 130/200, МГ 70/130, МГО 70/130, СГ 70/130и дегти марок Д-6,Д-5.

Черный щебень следует приготавливать в смесителе принудительного перемешивания. Продолжительность перемешивания щебня с вяжущим в смесителях с циркуляционной схемой движения материалов 20—40с. В смесителях с противоточной схемой движения материалов время переме­шивания должно быть увеличено в 1,6—2раза.

9.23.Для приготовления черного щебня следует применять также эмуль­сии прямые ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБА-1, ЭБА-2 и обратные эмульсии, а также об­ратные в сочетании с прямыми. Перемешивание щебня с прямой эмульсией следует прекращать после полного введения в мешалку необходимого ко­личества эмульсии.

Время перемешивания щебня с обратной эмульсией определяется проб­ными замесами.

9.24.Для обработки смесей применяют анионные и катионные эмульсии ЭБА-2, ЭБА-3, ЭБК-2, ЭБК-3. При обработке смесей анионными эмуль­сиями (ЭБА-2 и ЭБА-3) необходимо вводить активные добавки (1—2% извести к массе минерального материала или 3—4 %цемента) в минераль­ный материал перед смешением его с эмульсией. Минеральные материалы и эмульсию не нагревают. Время перемешивания определяют пробными замесами.

9.25. Температура черного щебня при выпуске из смесителя и укладке его в конструктивный слой должна соответствовать указанной в табл. 12.

9.26.Покрытия и основания из горячего и холодного черного щебня на битумах следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5°С. Черный щебень, приготовленный с дегтем Д-5 и Д-6, следует укладывать при тем­пературе не ниже 0°С.

9.27.Свежеприготовленный черный щебень и смеси, обработанные анион­ной эмульсией, следует укладывать при температуре воздуха не ниже 10°С, катионной —не ниже 5°С, обратной совместно с прямой или одной обрат­ной —не ниже минус 5°С. Черный щебень и смеси из штабеля следует укладывать при температуре воздуха не ниже минус 5 °С.

Источник

Bau-enginer

Июнь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Строительство щебеночных слоев способом пропитки

Пропитка — это технологический процесс строительства или восстановления усовершенствованного облегченного типа дорожного покрытия путем последовательной послойной россыпи и уплотнения каменных материалов (щебня, гравия разной крупности) с расклинцовкой основного слоя и пропиткой их органическими вяжущими. В зависимости от толщины конструктивного слоя пропитку осуществляют на глубину 4-10 см. Пропитку глубиной 4-7 см часто называют полупропиткой.

Покрытия по способу пропитки устраивают преимущественно из щебня изверженных пород марки не ниже 800 или осадочных и метаморфических марки не ниже 600. Для оснований используют щебень марки не ниже 600. Щебень (гравий) должен отвечать требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

Для пропитки используют щебень, разделенный на фракции, например, размером 40-70, 20-40, 10-20 (или 15-20), 5-10 (или 3-10) мм. При глубине пропитки менее 8 см первую фракцию (40-70 мм) не применяют. Последнюю, наиболее мелкую фракцию, предназначенную для защитного слоя, не применяют при устройстве оснований.

Объем щебня основной (первой) фракции размером 40-70 мм или 20-40 мм следует определять с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине конструктивного слоя и увеличения этого объема в 1,25 раза на уплотнение. Объем каждой последующей фракции щебня принимают равным 0,9-1,2 м 3 на 100 м 2 основания или покрытия.

В качестве вяжущих для пропитки используют вязкие органические вяжущие с глубиной проникания иглы от 90 до 200×0,1 мм или битумные эмульсии классов ЭБК-2, ЭБК-3 и ЭБА-2.

Вяжущие, используемые для пропитки, должны выдерживать испытания на водоустойчивость пленки по изменению № 2 к ГОСТ 12801-98. При необходимости улучшить сцепление битума с поверхностью щебня в битум вводят соответствующие поверхностно-активные вещества.

Расход вязкого вяжущего и эмульсии в пересчете на битум принимают равным 1,0-1,1 л/м 2 на каждый сантиметр толщины слоя. При использовании эмульсии концентрация битума в ней составляет 50-55 % при применении известнякового щебня и 55-60 % при применении гранитного щебня.

Покрытия и основания по способу пропитки устраивают преимущественно в теплое время года при отсутствии дождя и температуре воздуха весной и летом не менее 5°С, осенью не ниже 10°С. Последовательность выполнения работ при устройстве щебеночных покрытий и оснований по способу пропитки (полупропитки) приведена в табл. 1 и 2.

Последовательность выполнения работ при строительстве покрытий и оснований толщиной 8-10 см

Последовательность работ Покрытие Основание
Распределение основной фракции щебня размером 40-70 мм, м 3 /100 м 2 9-11 9-11
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 5-6 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 6-8 8-10
Распределение расклинивающей фракции щебня размером 20-40 мм, м 3 /100 м 2 1-1,1 1,1-1,4
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 2-4 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 2-3
Распределение второй расклинивающей фракции щебня размером 10-20 мм (15-25 мм), м 3 /100 м 2 1-1,1
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4
Розлив вяжущего, л/м 2 1,5-2
Распределение замыкающей фракции щебня размером 5(3)-10 или 5(3)-15 мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4

Последовательность выполнения работ при строительстве покрытий и оснований толщиной 5-7 см

Последовательность работ Покрытие Основание
Распределение основной фракции щебня размером 20-40 мм, м 3 /100 м 2 5,5-8,0 5,5-8,0
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 4-5 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 5-7 5-7
Распределение расклинивающей фракции щебня размером 10-20 (15-20) мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1 1.0-1,2
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 1,5-2,0
Распределение замыкающей фракции щебня размером 5 (3)-10 или 5 (3)-15 мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4

Щебень распределяют механическим распределителем, вяжущее разливают автогудронаторами. В исключительных случаях для распределения основной фракции щебня можно использовать автогрейдер.

Протяженность одновременно обрабатываемого участка (длину захватки) назначают такой, чтобы в течение одного дня выполнить весь цикл работ или по крайней мере распределить и уплотнить первую расклинивающую фракцию щебня.

Основную фракцию щебня равномерно распределяют по всей ширине проезжей части, соблюдая требуемые ровность и поперечный профиль. В отдельных случаях, например, при невозможности обеспечения объезда строящегося участка допускается устройство покрытия поочередно по половинам проезжей части.

Распределенный щебень сначала уплотняют легкими катками (5-6 т) за 2-3 прохода по одному следу, начиная уплотнение от края проезжей части. Затем уплотнение продолжают тяжелыми катками (10-12 т). Щебень невысокой прочности (марки 600) во избежание дробления уплотняют только легкими катками массой до 6 т. При уплотнении следят за тем, чтобы не происходило дробления щебня.

Число проходов катка по одному следу устанавливают пробным уплотнением. При уплотнении постоянно контролируют плотность поверхности и поперечный профиль с помощью поперечной рейки и шаблонов. Все неровности должны быть устранены в самой начальной стадии уплотнения. Щебень, как правило, уплотняют без поливки водой. Когда температура воздуха выше 20°С, щебень невысокой прочности целесообразно поливать по норме 8-10 л воды на 1 м 2 поверхности. После уплотнения основной фракции разливают вяжущее, при этом эмульсию можно разливать по влажному щебню, а битум — только после его высыхания.

Температура вяжущего с глубиной проникания иглы от 130 до 200×0,1 мм должна быть 110-130°С; вяжущее с глубиной проникания иглы от 90 до 130×0,1 мм должно быть нагрето до 130-150°С. Эмульсии, как правило, используют без нагрева, однако при температуре воздуха ниже 10°С их следует применять в теплом виде (с температурой 40-50°С).

Вяжущее можно разливать по всей ширине проезжей части или по одной его половине, которое должно быть разлито равномерно, без пропусков.

До остывания разлитого горячего вяжущего рассыпают механическим распределителем следующую фракцию щебня для заполнения пор между щебенками основной фракции, не образуя самостоятельного слоя. Механические распределители движутся по рассыпаемому щебню.

После распределения щебень уплотняют катками за 5-7 проходов по одному следу при использовании одной расклинивающей фракции и за 3-4 прохода при двух расклинивающих фракциях. Щебень прочных пород уплотняют тяжелыми катками, а невысокой прочности сначала легкими, а затем тяжелыми.

Уплотнив расклинивающую фракцию, на покрытии устраивают замыкающий коврик. Для этого разливают вяжущее и до его остывания распределяют щебень размером 5 (3)-10 или 5 (3)-15 мм и уплотняют 3-4 проходами катка массой 6-8 т. В процессе уплотнения последней фракции щебня ее продолжают разметать жесткими метлами, заполняя оставшиеся поры. Поверхность покрытия после распределения и уплотнения последней фракции щебня должна быть плотной.

При использовании в качестве вяжущего битумных эмульсий устраивать защитный слой на покрытии из последней наиболее мелкой фракции щебня, а также устраивать слой покрытия по подготовленному основанию следует через 3-5 суток, чтобы обеспечить испарение воды из нижележащих слоев.

При распределении и уплотнении расклинивающих и замыкающих фракций продолжают контролировать ровность и поперечный профиль поверхности, одновременно устраняя отклонения от установленных требований. Ровность оценивается величиной просветов под трехметровой рейкой. Просветы под рейкой должны быть не более 10 мм.

Во время розлива вяжущего автогудронатор должен двигаться с постоянной скоростью. При розливе вяжущего поочередно по одной и другой половине проезжей части необходимо обеспечить правильное сопряжение обеих половин. Для этого полосу разлитого вяжущего у внутреннего края шириной 10-15 см не засыпают щебнем. При розливе вяжущего на второй половине рассыпают щебень, захватывая и оставшуюся незакрытой полосу на первой половине.

Во избежание появления неровностей из-за избытка вяжущего поперечные стыки смежных участков не должны перекрываться при розливе вяжущего. Для этого конец готового сопрягаемого участка на протяжении 2-3 м закрывают бумагой, толем. Автогудронатор должен набрать заданную скорость до подхода к закрытому концу готового участка. Во время прохода автогудронатора по закрытому месту открывают сопла распределительной трубы. Расход вяжущего регулируется заранее.

При строительстве покрытий и оснований способом пропитки контролируют качество щебня и вяжущих материалов, нормы их расхода, температуру вяжущих, качество уплотнения. Степень уплотнения слоев, устраиваемых способом пропитки, проверяют пробным проходом катка массой 10-13 т при этом не должно наблюдаться движения щебня или образования волн перед вальцом катка.

После окончания работ по устройству покрытий способом пропитки (полупропитки) в течение 20-25 дней нужно регулировать движение, обеспечивая равномерное формирование и уплотнение по крытия по всей ширине; при необходимости уплотнять покрытие катками для создания ровной поверхности; заметать метлой щебень, разбрасываемый проходящими автомобилями; присыпать мелким щебнем участки, где наблюдается избыток вяжущего.

В период формирования покрытия могут возникать отслаивание покрытия, местное разрыхление, замедленное формирование, выбоины; подобные дефекты должны быть устранены. Появившиеся в период формирования покрытия мелкие выбоины очищают от пыли и грязи, поливают битумом или эмульсией (0,8-1,2 л/м 2 ), присыпают мелким щебнем в количестве, необходимом для заполнения выбоин, и уплотняют.

Источник

Строительство покрытий из щебня по способу пропитки

Способ пропитки, применяемый при устройстве покрытий и ос­нований, состоит в том, что органическое вяжущее распределяют по поверхности щебеночного слоя. Вяжущее обволакивает щебень, создавая повышенное сцепление внутри слоя. В результате модуль упругости щебеночного слоя возрастает на 20—30%.

Данный способ является одним из простейших, так как позво­ляет сравнительно быстро, без применения сложного оборудования (смесительных агрегатов) построить устойчивый слой дорожной одежды. Однако обволакивание щебня вяжущим происходит нерав­номерно. Часть вяжущего собирается в крупных порах в виде сгу­стков, что обусловливает недостаточно рациональный расход его.

Повышенная влажность и низкая температура каменного мате­риала снижают сцепление с вяжущим и ухудшают степень обвола­кивания отдельных зерен. Способ пропитки нецелесообразен в районах с повышенными осадками и низкой положительной темпера­турой.

Покрытия рассматриваемого типа строят на дорогах III—IV ка­тегорий. При этом различают пропитку (толщина обрабатываемого слоя 8—10 см) и полупропитку (толщина слоя 5—7 см).

В качестве вяжущего применяют битумы БНД 130/200, БН 130/200, БНД 90/130 и БН 90/130, БНД 60/90 и БН 60/90, дегти Д-6, ДС-7, эмульсии, составленные дегтебитумные смеси.

Менее вязкие материалы лучше проникают в толщу обраба­тываемого слоя и полнее обволакивают щебень, но в меньшей сте­пени, чем вязкие вяжущие, создают прочное сцепление между зер­нами щебня. В связи с этим менее вязкие материалы, включая пря­мые и обратные эмульсии, целесообразно использовать в районах с прохладным и влажным климатом (II и III дорожно-климатических зонах), а также при применении щебеночных материалов, со­держащих много мелких зерен. В IV и V дорожно-климатических зонах и при крупном щебне рекомендуют вязкие вяжущие.

При повышенной влажности щебня можно также применять дег­тебитумные смеси, которые обладают лучшей способностью, чем би­тум, прилипать к поверхности минерального материала. Из дегте-битумной смеси не должен выпадать осадок после прогрева ее в термостате в течение 10 ч при температуре, соответствующей нагреву смеси при ее применении. Использование дегтя в верхнем слое на дорогах населенных пунктов запрещено.

Органические вяжущие должны соответствовать требованиям ГОСТ 22245—76, ГОСТ 11955—74, ГОСТ 4641—74, РСТ ЭССР 82— 72, а также Инструкции ВСН 123-77.

Для уменьшения вязкости органические вяжущие, кроме эмуль­сий, перед распределением нагревают: БНД 60/90 и БН 60/90 — до 130—150° С; БНД 90/130 и БН 90/130, БНД 130/200 и БН 130/200 — до 140—160°С; Д-6 —до 90—120°С; ДС-7 —до90—120°С. Поверх­ностно-активные вещества, улучшающие сцепление битума с минеральными материалами, добавляют в вяжущее на базе.

Минеральные материалы, применяемые при строительстве слоев минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими, в частности по способу пропитки, должны обладать физико-меха­ническими свойствами, указанными в табл. 41.

Щебеночные материалы, указанные в табл. 41, при испытаниях на морозостойкость должны выдерживать: для суровых и умерен­ных климатических условий (средняя температура наиболее холод­ного месяца ниже —5° С) —25 циклов, для легких условий (сред­немесячная температура наиболее холодного месяца до —5° С) — 15 циклов. При испытаниях гравия на морозостойкость во всех слу­чаях достаточно 15 циклов.

Для покрытий применяют щебень следующих размеров: круп­ный 40—70 мм, средний 20(25)—40 мм, мелкий 10(15) — 20(25) мм, каменную мелочь 5(3) —10(15) мм. При полупропитке можно применять смеси размером 5(3)—40 мм или 5(3) — 20(25) мм. Коэффициент сбега этих смесей должен быть 0,65—0,75.

Наибольший размер щебня не должен превышать 0,85—0,95 тол­щины устраиваемого слоя. Минеральные материалы должны соот­ветствовать требованиям ГОСТ 8267—75, ГОСТ 10260—74, ГОСТ 3344—73, ГОСТ 8268—74 и Инструкции ВСН 123-77.

Технология строительства слоев по способу пропитки включает следующие процессы: создание основного каркаса из крупного щебня, обработка каркасного слоя вяжущим с немедленной рас­клинкой.

Для создания основного каркаса из крупного щебня расход щеб­ня может быть определен по формуле (в м3):

где — коэффициент уплотнения щебня ( =1,25); h — тол­щина слоя в плотном теле (при пропитке h = 0,065÷0,080 м, при по­лупропитке h = 0,04÷0,06 м); F — площадь, на которой производят пропитку, ; В —ширина дорожной одежды, м; L — длина участ­ка,- м; — масса щебня, кг; — плотность обработанного щебня в неуплотненном состоянии ( = 1400ч÷2000 кг/м3).

Обработку каркасного слоя вяжущим с немедленной расклин­кой более мелким щебнем для повышения устойчивости каркаса при толщине слоя 8—10 см осуществляют в два приема, при полу­пропитке (толщина слоя 5—7 см) — в один.

Общий расход вяжущего по объему:

Показатели Щебень для покрытий, устраиваемых по способу пропитки и полупропитки Холодные смеси, при- готовленные способом смешения на дороге Щебень (горячий, теплый и холодный), обработан- ный вяжущим
Покры- тие Осно- вание Покры- тие Осно- вание Покры- тие Осно- вание
Марка по прочности или по дробимости не ниже: щебня из изверженных пород и керамдора щебня из осадочных и метаморфических пород гравия и щебня из гравия
Др12 Др16 Др16 Др24 Др12 Др16
Марка по износу в полочном барабане не ниже: щебня из изверженных пород и керамдора щебня из шлака устройчивой структуры И-III И-IV И- IV И-IV И-IV И-IV
щебня из осадочных и метаморфических пород гравия и щебня из гравия И-IV И-IV И-IV И-IV И-IV И-IV
Степень морозостойкости щебня (гравия) не ниже: в суровых климатических условиях Мрз25 Мрз25 Мрз25 Мрз25 Мрз25 Мрз25
в умеренных мягких Мрз25 Мрз15 Мрз25 Мрз15 Mps25 Мрз15 Мрз25 Мрз15 Мрз25 Мрч15 Мрз15 Мрз15

Удельный расход битума (в ):

где =hbL геометрический объем покрытия, ; — объемная доля вяжущего, % (при пропитке — 11÷12%, при полупро­питке — 10÷12%).

В случае применения эмульсии ее расход в пересчете на битум

Общий расход щебня для расклинки (в ):

где — количество щебня для расклинки, % от щебня, идуще­го на создание каркаса (при пропитке —22÷24%, при полупро­питке =15÷18%).

Общее число проходов катков по одному следу для уплотнения слоя h (в см), сооружаемого по способу пропитки, составляет:

,

где — осредненное число проходов на каждый сантиметр толщины слоя ( = 2,44÷2,6 проход/см).

Число проходов, полученное по формуле (136), нужно округ­лять до целых величин. Примерно проходов выполняют легким катком (6—8 т) и проходов тяжелым катком (12—15 т).

Пропитку производят с использованием всех четырех указанных выше размеров щебня (крупного, среднего, мелкого, каменной ме­лочи) или только трех. Основные операции при устройстве покры­тия и расход материалов приведены в табл. 42.

При полупропитке используют щебень трех или двух размеров. Для лучшего сцепления более тонкого слоя щебня с основанием по последнему вначале разливают (подгрунтовка) вяжущее (обыч­но разжиженный битум или битумную эмульсию). Перечень ос­новных операций и расход материалов дан в табл. 43.

В табл. 42 и 43 все обозначения взяты из формул (132—136). При пользовании таблицами число проходов катков на-разных эта­пах уплотнения нужно округлять до целых, а общая сумма прохо­дов должна быть равна по формуле (136).

При строительстве оснований применяют пропитку, но послед­ний розлив вяжущего и россыпь щебня можно не делать.

До начала постройки покрытия или основания по способу про­питки проверяют нижележащий слой: геометрические размеры, ровность, качество уплотнения, отсутствие загрязнения и влаж­ности.

Ровность кромок покрытия создают установкой упоров в виде временных или постоянных бордюров, брусьев и т. п. Эти упоры обеспечивают заданную ширину покрытия. Высота упоров соответ­ствует толщине слоя, на упорах делают пометки.

Щебень подвозят автомобилями-самосвалами. Для укладки щебня крупнее 20 мм применяют самоходные распределители, более мелкий щебень рассыпают навесными распределителями. Воз­можно применение автогрейдеров. Лучший эффект достигается автогрейдерами с автоматизированной установкой отвала.

Вяжущее разливают с помощью автогудронаторов. Для уплот­нения применяют самоходные катки обычно с гладкими вальцами. После каждого распределения и уплотнения щебня поперечный профиль проверяют шаблоном. Ровность в продольном направле­нии контролируют трехметровой или многоопорной рейкой (гото­вого покрытия).

При уплотнении щебень увлажнять не следует, чтобы не сни­зить качество сцепления с вяжущим. Исключение может состав­лять случай обработки эмульсией. В процессе уплотнения необхо­димо перекрытие проходов катка на 0,25—0,3 ширины укатки. Число проходов катков на каждом этапе уплотнения следует на­значать в соответствии с табл. 42 и 43. При уплотнении нельзя допускать излишнего дробления щебня и образования мест с за­полненными мелочью порами. Если появились такие места, щебень нужно немедленно разрыхлить, заменить новым и тщательно уплотнить сначала механическими трамбовками, а затем катками.

Таблица 42
Перечень операций Расход материалов и число проходов катков при использовании щебня
четырех размеров трех размеров
Россыпь щебня размером 40—70 мм, Уплотнение легким катком, проходов Уплотнение тяжелым катком, проходов Розлив вяжущего, Распределение щебня размером 20 — 40(25—40) мм, То же размером 10—20 (15—25) мм, Уплотнение легким катком, проходов То же тяжелым катком, проходов Розлив вяжущего, Россыпь щебня размером 10 — 20 (15—25) мм, То же размером 5(3) — 10 или 5(3)—15 мм, Уплотнение легким катком, проходов То же тяжелым катком, проходов Розлив вяжущего, . Россыпь щебня размером 5(3) — 10 или 5(3)-15 мм, Уплотнение тяжелым катком, проходов 0,6 0,12 0,15 0,4 0,4 — 0,1 0,15 0,33 0,53 0,1 0,2 0,27 0,47 0,18 0,15 0,15 0,7 — 0,53 0,15 0,25 0,3 — 0,47 — 0,3 — — —

Распределение вяжущего в зависимости от нормы розлива, ши­рины покрытия и необходимости открытия движения производят по всей ширине или по одной половине покрытия. Необходимо сле­дить за равномерностью распределения, пропущенные места нуж­но залить вручную из шланга, который имеется на автогудронато­ре, или из леек.

В поперечных стыках смежных участков при распределении вяжущего не должно быть перекрытия, так как оно может приве­сти к образованию местного избытка битума и появлению неровно­стей на покрытии вследствие сдвигов и других пластических дефор­маций. Место поперечного стыка нужно закрывать примерно на 2 м бумагой, толем, рубероидом или песком слоем в 1 см.

Перечень операций Расход материалов и число проходов катков при использовании щебня
трех размеров двух размеров
Предварительный розлив вяжущего, Россыпь щебня размером 20 — 40(25 — 40) мм, Уплотнение легким катком, проходов То же тяжелым катком, проходов Розлив вяжущего, 0,8—1 0,6 0,15 0,25 0,6 0,8—1 0,25 0,25
№ захватки
Длина захватки 100-300 100-300 100-300 100-300
Технологиче­ские процессы 1.Транспортировка щебня размером 40— 70 мм 2.Распределение щебня 3.Уплотнение легким катком 4.Уплотнение тяже­лым катком 5.Розлив вяжущего 6.Транспортировка щеб­ня размером 20—40мм 7.Распределение щебня 8.Уплотнение легкими катками 9.Уплотнение тяжелыми катками 10.Розлив вяжущего 11.Транспортировкащеб­ня размером 10—20 мм 12.Распределение щебня 13.Уплотнение легкими катками 14.Уплотнение тяжелыми катками 15.Розлив вяжущего 16.Транспортировка щеб­ня размером 5—10 мм 17.Распределение щебня 18.Употнение тяжелыми катками
Ресурсы Маши­ны 1Автомобили-само­свалы 2.Самоходные распределители щебня 3.Легкие катки 4.Тяжелые катки 5.Автогудронаторы М; №; №; ( ) 6.Автомобили-самосвалы М; №; №;[ ] 7.Самоходные распреде­лители щебня М; №• №;( ) 8.Легкие катки М; №; №;( ) 9.Тяжелые катки М;№; №; ( ) 10.Автогудронаторы М; №; №; ( ) 11.Автомобили-самосва­лы с навесными распредели­телями М; №; №; [ ] 12. Легкие катки М; №; №; [ ] 13. Тяжелые катки М; №;№; [ ] 14.Автогудронаторы М; №; №; ( ) 15.Автомобили-самосва­лы с навесными распредели­телями М; №; №; [ ] 16. Тяжелые катки М; №;[ ]
Материалы 1.Щебень размером 40-70 мм, 0,6 2. Вяжущие ,0,4 3.Щебень размером 20-40 мм, 0,4 4. Вяжущие ,0,33 5.Щебень размером 10-20 мм, 0,53 6. Вяжущие ,0,27 7.Щебень размером 5-10 мм, 0,47
Рабочие 1.Водители 2.Машинисты 3.Дорожные рабочие

Для розлива вяжущего по новому участку нужно предварительно набрать заданную скорость автогудронатора, заранее отрегулировав пода­чу вяжущего. Сопла распределительной трубки открывают при про­хождении закрытого места, чтобы избежать случайного пропуска. При применении каменноугольного дегтя или эмульсии, обла­дающих меньшей вязкостью, для предотвращения их стекания в нижнюю часть обрабатываемого слоя целесообразно после уплот­нения первой россыпи из крупного щебня распределить часть щеб­ня размером 10—20 мм из расчета 0,4—0,5 м3 на 100 м2 покрытия. Более мелкий щебень нужно распределять немедленно после роз­лива вяжущего. В случае применения эмульсии россыпь осуществ­ляют после распада эмульсии и образования черной пленки вяжу­щего на поверхности щебня предыдущей россыпи.

Лучшее заполнение мелким щебнем и каменной мелочью про­межутков между крупным щебнем обеспечивают разметанием же­сткими метлами. Мелкий щебень и каменная мелочь, не образуя самостоятельного слоя, должны заполнить пустоты.

Технологическая схема постройки покрытия по способу пропит­ки при использовании щебня четырех размеров состоит из ряда по­следовательно выполняемых операций (рис. 80). Работы должны быть организованы таким образом, чтобы не происходило загрязнение щебня первой россыпи, так как оно может существенно ухудшить сцепление щебня с вяжущим. Чтобы соблюсти указанное требование, в течение одних суток (не более, чем в течение двух смен) должен быть выполнен цикл, включающий первое распреде­ление щебня, его уплотнение, розлив вяжущего, следующую рос­сыпь щебня меньшего размера и его уплотнение. Последователь­ность укладки материалов приведена на рис. 81.

Для обеспечения большей во­донепроницаемости, морозо- и из­носостойкости по готовому покры­тию укладывают слой износа, ти­па поверхностной обработки. Осенью поверхностную обработку назначают с учетом состояния покрытия и погодных условий. Летом для лучшего фор­мирования покрытия до устрой­ства поверхностной обработки можно открыть движение в тече­ние 10—15 дней. При способе пропитки с применением щебня четырех размеров слой износа может быть сделан на следую­щий год. Объясняется это боль­шей плотностью и водонепро­ницаемостью такого покрытия.

Рис. 81. Схема расположения слоев .в дорожной одежде, построенной по способу пропитки:

1 — песчаный дополнительный слой осно­вания; г — щебеночное основание; 3 — подгрунтовка; 4 — основной слой для пропитки (6—8 см) щебня размером 40—70 мм; 5 — первый розлив вяжущего; 6 — россыпь мел­кого щебня размером 20—40 мм; 7 — вто­рой розлив вяжущего; 8 — россыпь камен­ной мелочи размером 10—20 мм; 9 — третий розлив вяжущего; 10 — россыпь каменной мелочи размером 5—10 мм

По окончании работ в течение 20—25 дней нужно вести наблю­дение за формированием покрытия, осуществляя: регулирование движения для равномерного дополнительного уплотнения и форми­рования слоя; дополнительную подкатку покрытия в течение пер­вых 10 дней, что способствует более равномерному распределению материала в слое износа и созданию ровной поверхности; система­тическое наметание мелочи, разбрасываемой колесами автомоби­лей, для ее втапливания в поверхность покрытия колесами транс­портных средств; досыпку мелочи на участках, где выступает из­лишний вяжущий материал.

Отслаивающийся материал на поверхности покрытия (если распределено вяжущее по загрязненному или влажному слою) не­обходимо вырубить и удалить, освободившуюся поверхность очи­стить, просушить и восстановить удаленный слой.

Образование на покрытии после выпадения дождя темных пя­тен или полос обычно вызвано недостатком вяжущего. В таких ме­стах после просыхания удаляют щебень, не связанный с покрыти­ем, разливают вяжущее в количестве 0,8—1 л/м2, рассыпают щебень 5—10 мм и уплотняют трамбовками или катками.

Замедленное формирование покрытия может происходить во влажную прохладную погоду. При этом после наметания и разравнивания материала последней россыпи и ее дополнительного уплот­нения катками следует разлить жидкий битум или деготь марок СГ 130/200, МГ 130/200, С-6 или Д-4 в количестве 0,6—1 л/м2 с до­полнительным распределением высевок (размер менее 5 мм) в количестве 0,5—0,8 м3 на 100 м2. Можно применять быстрораспадающуюся эмульсию с содержанием 55—65% битума в количестве 0,5—0,7 л/м2 из расчета на битум.

Эмульсию распределяют в два приема равными частями, после этого рассыпают высевки.

Контроль качества включает испытание материалов: битумов по ГОСТ 11501—78, ГОСТ 11512—65, ГОСТ 11505—75; каменно­угольных дегтей — по ГОСТ 4641—74; щебня ГОСТ 8268—74. Оценку ровности покрытия или основания следует производить многоопорной рейкой, но можно применить и трехметровую рейку, располагая ее параллельно оси покрытия.

По существующим требованиям просвет под трехметровой рей­кой не должен быть более 7 мм для покрытия и не более 10 мм

Учитывая большое значение ровности для автомобилей, в це­лях лучшего управления качеством работ целесообразно ввести дифференцированные требования к ровности покрытий и основа­ний, принимаемых с оценками «отлично», «хорошо» и «удовлетво­рительно». Поскольку показатели ровности являются случайными величинами, меняющимися в достаточно широких пределах, следу­ет рекомендовать допустимые проценты различных показателей ровности вплоть до максимально допустимого. Отклонение шири­ны покрытия от проектной не должно быть более 5 см, допустимое отклонение поперечного уклона ±5 °/оо.

Источник

Читайте также:  Способы отбелить капроновую тюль
Оцените статью
Разные способы