Устройство асфальтобетонного покрытия ручным способом

Ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона

В этой статье описаны все этапы ручной укладки асфальтобетона, включая подготовку основания.

В каких случаях целесообразна ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона.

Когда применима ручная укладка асфальта

Технология ручной укладки асфальтобетона применяется в тех случаях, когда невозможно использовать асфальтоукладчики и тяжелые катки – при асфальтировании пешеходных дорожек, тротуаров, мест парковки перед домом.

При ручной укладке традиционной горячей асфальтобетонной смеси(АБС) невозможно обеспечить качественное уплотнение смеси, поэтому ручная укладка не применяется для асфальтирования дорог общего пользования. При ручной укладке литой АСБ качество покрытия получается таким же, как при использовании асфальтоукладчика. Это вызвано свойствами литой АБС, которая не требует уплотнения.

Поэтому ручная укладка литой АБС хорошо подходит для ямочного ремонта на небольших участках любых дорог и настила нового асфальтобетонного покрытия. В этом случае прочность покрытия и максимальная нагрузка на дорогу зависит не от прочности асфальтобетонного слоя, а от прочности и качества основания.

Ручная укладка литой АБС при ямочном ремонте дорожного покрытия

Подготовка основания для укладки

Перед укладкой нового асфальтобетонного покрытия необходимо подготовить основание. Для пешеходных дорожек, и дорог с интенсивностью движения до 100 машин в час, достаточно подготовить земляное корыто глубиной 10-15 сантиметров. Для подготовки корыта необходимо использовать грейдер или бульдозер. После удаления лишнего грунта необходимо уплотнить дно корыта виброплитами или ручными катками.

На уплотненное дно насыпать достаточное количество песка, чтобы по всей площади корыта получился слой песка толщиной 5-10 см. На слой песка укладывается слой щебня фракций 15-25 мм. Слой щебня увлажняется водой с поливальной машины, и уплотняется виброплитами.

После уплотнения, слой щебня тщательно проливается водно-битумной эмульсией(ВБЭ). По бокам закрепляются бордюры. Основание готово к укладе асфальтобетона. Эта технология подходит для укладки как литой так и горячей АБС.

Подготовка к ямочному ремонту

Во время ямочного ремонта восстанавливаются повреждения покрытия дорожного полотна. Применение струйно-инъекционной технологии позволяет сократить время и стоимость ремонта, но подходит только для небольших по площади и глубине повреждений и не требует нарезки карт. Технология ремонта с применением горячей АБС позволяет устранять большие по площади повреждения, глубиной не более одного слоя асфальтобетонного покрытия.

Использование литой АБС позволяет ремонтировать повреждения любой глубины и площади. Главное условие – ширина карты должна быть такой, чтобы рабочие могли обеспечить выравнивание смеси и совпадение по уровню со старым покрытием.

Подготовка к ямочному ремонту

При ямочном ремонте рекомендуется прямоугольная нарезка карт и их расположение вдоль или поперек проезжей части. В этом случае адгезия АБС со старым покрытием будет полной. При использовании литых АБС прямоугольная форма позволит избежать появления трещин на границе старого и отремонтированного участков.

Читайте также:  Способы вмешательства третьей стороны

Нарезка карт. Для нарезки карт используют отбойные молотки, фрезы и грунторезы. При использовании горячей АБС карты нарезаются на глубину одного слоя. При использовании литой АБС карты нарезаются на всю глубину повреждения. Старый поврежденный асфальтобетон вывозят на свалку или пускают на приготовление новой АБС. Для этого необходимо наличие рециклера.

Обработка карт. После нарезки карты продуваются сжатым воздухом для очистки от пыли и воды, и обрабатываются ВБЭ. Эмульсия улучшит адгезию старого и нового асфальтобетонов.

Ручная укладка горячей АБС

Доставленная на самосвале горячая АБС высыпается на середине карты. В случае укладки нового покрытия, АБС Рассыпается равномерными кучами, достаточными для полного покрытия какого-то участка дороги. После этого рабочие лопатами планируют АБС по всей площади карты или участка и разглаживают швабрами-гладилками. Затем уплотняют покрытие виброплитами и ручными катками.

Ручная заливка литой АБС

Укладка литой АБС при ямочном ремонте и создании нового покрытия одинаковы. С асфальтобетонного завода смесь доставляется в кохерах. При этом обеспечивается подогрев и перемешивание смеси. АБС выливается порциями, достаточными для заливки карты или участка покрытия. После чего рабочие выравнивают слой, обеспечивая совпадение уровней.

Отремонтированный или настеленный участок присыпается черным щебнем фракции 10-15 мм и уплотняется, чтобы щебень погрузился в асфальтобетон. Черный щебень обеспечивает улучшение сцепных свойств покрытия. При использовании рециклера необходимо будет добавлять нужное количество битума, песка, щебня, полимеров, минеральных порошков. Количество добавок рассчитывается в лаборатории по результатам анализа поврежденного асфальта и имеющихся в наличии материалов.

Техника безопасности

Для обеспечения безопасности выполняются стандартные мероприятия – согласование ремонта с ОАТИ и ГИБДД, ограждение места ремонта, установка временных дорожных знаков и разметки. К месту проведения работ должна быть доставлена бытовка с запасом питьевой воды, в аптечке должны присутствовать кровоостанавливающие и противоожоговые препараты. Рабочие должны иметь одежду ярко оранжевого цвета с желтыми или белыми светоотражающими полосами и обувь на жесткой высокой подошве.

Соблюдая все нюансы, можно добиться хорошего качества асфальтобетона даже без использования асфальтоукладчика.

Источник

Ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона

В большинстве случаев для обеспечения высокого качества асфальтобетонных дорог и высокой продуктивности работ, укладка покрытий выполняется с использованием асфальтоукладчиков и другой дорожной спецтехники. Однако в определенных ситуациях такой процесс осуществляется вручную. Рассмотрим подробнее, когда целесообразна ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона, и основные этапы ее выполнения.

Особенности применения

Укладка асфальтобетона вручную чаще всего используется для участков небольшого размера: тротуаров, парковок, пешеходных дорожек). Это связано с тем, что там нельзя задействовать тяжелую технику для уплотнения.

Также ручную технологию целесообразно применять при малых объемах работ, когда привлечение спецтехники экономически не оправдано, например, при выполнении ямочного или другого незначительного ремонта.

Ограничения

Нужно учитывать, что классические горячие АБС не используются для ручного восстановления дорог общественного пользования, поскольку нормальное уплотнение этого материала без асфальтоукладчика невозможно. Для ямочного ремонта или прокладки новой дороги с применением ручной технологии оптимальным вариантом является литой асфальтобетон. Свойства этого материала обеспечивают высокое качество готового покрытия, не уступающее по свои характеристикам дороге, уплотненной асфальтоукладчиком. Прочностные характеристики полученной дороги и допустимая нагрузка напрямую зависят от правильно сделанного основания, заложенного перед обустройством асфальтобетонного слоя.

Читайте также:  Способы искусственного зачатия ребенка

Подготовка основания для укладки

Работы по обустройству основания являются обязательными при прокладке новой асфальтобетонной дороги. По отношению к автодорогам, на которых интенсивность автомобильного движения не превышает количество 100 машин за один час, а также для пешеходных и велосипедных дорожек достаточно обустройства небольшого земляного корыта, углубленного на 10-15 см. Выкопка корыта осуществляется при помощи бульдозера или дорожного грейдера. По завершению выкопки, когда лишний слой грунта перемещен, дно рытвины качественно уплотняют с использованием мобильных виброплит или катков.

На утрамбованное дно земляного корыта засыпается песок, распределяемый по всей площади рытвины. Песчаный слой должен иметь толщину от 5 до 10 см, а поверх него насыпается щебень (фракция материала 15-25 мм). Полученная щебневая прослойка увлажняется и эффективно утрамбовывается мобильными виброплитами.

Уплотненный щебневый слой хорошо пропитывается эмульсией водно-битумной, а с боковых сторон корыта устанавливаются бордюры. По завершению всех перечисленных работ, основание полностью готово для покрытия асфальтобетоном (классическая горячая смесь или литой асфальт).

Ручная укладка горячей АБС

Технология создания верхнего дорожного слоя с использованием горячей АБС зависит от того, какой тип работ выполняется. Например, с применением этого материала часто выполняют ямочный ремонт по отношению к довольно масштабным по размеру дефектам, глубина которых не превышает толщину одного слоя асфальтобетона.

В рамках подготовки к выполнению ремонта горячей АБС реализуются следующие работы:

Нарезка карт

Выбор горячей смеси для восстановления поврежденной области предполагает, что нарезка карт выполняется на глубину, не превышающую толщину одного слоя покрытия. Сам процесс нарезки идет при помощи фрез, швонарезчиков или отбойных молотков. По форме оптимальны прямоугольные карты. Они позволяют обеспечить максимально высокую адгезию ремонтной смеси со старым покрытием.

Очистка карт

Вырезанная карта хорошо продувается с использованием воздуходувки или теплового копья (второй вариант особо рекомендован при неблагоприятных погодных условиях), которые с потоком поступающего под давлением воздуха выдувают из полости различный мусор, загрязнения и излишки влаги. Очищенная карта обрабатывается ВБЭ с целью повышения сцепки между старым асфальтом и ремонтным материалом.

Засыпка АБС

Материал, привезенный на самосвале, аккуратно сгружается в полость карты, вручную разглаживается граблями для асфальта и уплотняется с использованием мобильных виброплит или катков ручного типа.

Ручная заливка литой АБС

Применение литой смеси позволяет выполнять ямочный ремонт по отношению к повреждениям любого размера и глубины, но при вырезке карты важно задать правильную ширину, чтобы ремонтная смесь после выравнивания полностью совпала по высоте с уровнем верхней части дорожных одежд. Соблюдение прямоугольной формы карт рекомендовано и при этой технологии, поскольку это позволяет предупредить возникновение растрескиваний на стыке старого покрытия и области, подвергшейся восстановлению.

Процесс нанесения литого асфальта при обустройстве новой дороги и выполнении ямочного ремонта абсолютно идентичен и предполагает выполнение работ в следующей последовательности:

  • Доставка материала с завода в кохере, который подогревает материал, сохраняет его температуру и обеспечивает перемешивание с целью упреждения пригорания и создания равномерной структуры.
  • Подготовленная смесь заливается порционно, чтобы материала было достаточно для заполнения необходимой карты или участка.
  • Слой литого асфальта разравнивается с обеспечением совпадения верхних уровней.
  • Полученное покрытие засыпается черным щебнем с фракционным размером 10-15 мм, что позволяет обеспечить более высокие адгезивные свойства покрытия. После засыпки выполняется утрамбовка, обеспечивающая заглубление щебня.
Читайте также:  Пушистая каким способом образовано

Если при создании литой АБС используется рециклер, нужно правильно рассчитывать объем битума, щебенки, минеральных порошков, песка и полимеров. Пропорции материалов определяются лабораторным способом по данным исследования поврежденного покрытия и с учетом материалов, которые есть у ремонтной компании в наличии.

Используемое оборудование

Отсутствие тяжелой дорожной техники при ручном ремонте или обустройстве новых дорог предполагает, что в ходе выполнения работ будет использовано специализированное оборудование для дорожного строительства.

К наиболее часто используемому оборудованию при ручной строительно-ремонтной технологии можно отнести:

  • Заливщики швов. Этот тип оборудования преимущественно применяется для заливки карт и швов битумными материалами во время выполнения ямочного ремонта. Установки обеспечивают плавление, перемешивание и нагрев смесей, и выполнение заливки со строгим контролем количества используемого материала.
  • Швонарезчики. Удобная и мобильная техника обеспечивает быструю и качественную нарезку карт.
  • Гудронаторы. Небольшие ручные установки обладают достаточной производительностью для того, чтобы выполнить равномерное нанесение ВБЭ на щебенчатый слой при подготовке основания и в полость карты на ремонтируемом участке.
  • Виброплиты. Одним из наиболее важных этапов при подготовке основания, прокладке покрытия и восстановлении поврежденных зон является качественное уплотнение, достигаемое за счет использования виброплит. В отдельных случаях, например, при ремонте небольших участков, виброплиту может с успехом заменить вибротрамбовка.
  • Тепловое копье. Этот тип установок применяется для очистки и просушки карт и трещин перед проведением ремонта.
  • Ручной дорожный инструмент. При закладке АБС вручную часто применяется вспомогательный инструмент: тележки для транспортировки литого асфальта, грабли для распределения и выравнивания материала и прочее.

Представленный спектр оборудования и инструментов, а также различные материалы для дорожного строительства можно по выгодным ценам купить у ведущей компании-производителя «РР-СИСТЕМС». Мы предлагаем клиентам широкий ассортимент высококачественных товаров и осуществляем отправку заказов во все регионы России.

Техника безопасности

С целью создания безопасных условий в зоне проведения ремонта или строительства обязательно выполняется ряд стандартных процессов. Под этим подразумевается согласование работ с ГИБДД и объединением административно-технических инспекций, установка заградительных конструкций и временных знаков в ремонтной зоне, нанесение разметки.

Рядом с местом выполнения работ размещается обустроенная бытовка, в которой есть в наличии аптечка, укомплектованная различными препаратами (обязательно наличие противоожоговых и кровеостанавливающих средств) и достаточный запас чистой питьевой воды. Работники, задействованные в ремонтно-строительном процессе, экипируются спецодеждой, которая для повышения заметности выполняется в ярко-оранжевом цвете и оснащается светоотражающими элементами. В качестве рабочей обуви используются удобные ботинки на прочной, высокой подошве.

Обустройство дорог из асфальтобетона требует использования различного оборудования, дорожного инструмента, знания и соблюдения различных аспектов технологии, при помощи которых можно добиться высокого качества покрытия без применения асфальтоукладчика и другой сложной дорожно-строительной техники.

Источник

Оцените статью
Разные способы