Устойчивые способы решения управленческих задач это

Методы принятия управленческих решений

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Бизнес требует регулярных выборов — от простых и рутинных до стратегических. Расскажем о методах принятия управленческих решений и практических инструментах, которые помогают руководителю.

Типы управленческих решений

Личные и организационные. Пример личного решения — арендовать офис поближе к дому, чтобы было удобнее приходить туда. Или закупить для бизнеса технику любимого бренда, чтобы получать удовольствие от работы. Это влияет на деятельность косвенным образом, такие задачи сложно делегировать. Организационные же решения прежде всего продвигают интересы компании, учитывают выгоду всех заинтересованных сторон: клиентов, поставщиков, руководителя, сотрудников. Они влияют на деятельность организации прямым образом, их можно делегировать. Это, например, правильная оценка продукции, исключение бракованных товаров из партий на продажу, выбор рекламного агентства.

Индивидуальные и групповые. Индивидуальные решения принимает руководитель, бухгалтер или менеджер лично. Они касаются повседневных действий: сдать отчет сегодня, а не завтра, выставить счет сейчас, а не после выходных. Групповые решения принимает группа людей, которые собрались специально для этого. Например собрание учредителей постановляет открыть новое направление в бизнесе или определяет размер дивидендов. Такие действия имеют далеко идущие последствия и влияют на работу организации в целом, требуют обсуждения и согласования.

Запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения повторяются: вы выплачиваете зарплату, делаете отгрузку покупателю, регулярно сдаете отчеты. Для легкости и точности выполнения таких действий есть протоколы, правила, договоры, они помогают выполнить действия. Незапрограммированные решения касаются уникальных или необычных ситуаций, для которых нет готовых формул. Приходится собрать все данные и хорошо их обдумать, чтобы выбор принес хороший результат, но часто приходится действовать в ситуации неопределенности. Такие выборы, в отличие от запрограммированных, принимаются руководителями высокого уровня.

Стратегические, административные и рутинные. Стратегические решения принимает руководитель, они самые важные, касаются жизни всей организации. Административные могут принимать менеджеры среднего звена, эти выборы касаются в том числе реализации стратегии. Рутинные — повторяются, не требуют долгих размышлений, касаются краткосрочных процессов, мало влияют на работу организации. Такие задачи можно передать специалистам и менеджерам более низкого уровня.

Основные методы принятия решений

В управлении есть четыре базовых метода принятия решений. Они подходят для разных ситуаций, требуют разных инструментов и компетенций.

Авторитарный метод – самостоятельный выбор. Чаще всего это делает руководитель бизнеса или направления, беря на себя всю ответственность. Этот метод самый быстрый, он не требует согласования с другими людьми и обсуждения вариантов. Но он самый рискованный: если у руководителя недостаточно знаний или данных, он может выбрать проигрышный путь.

Консультативный метод – руководитель делает выбор после совещания с другими людьми — консультантом, бухгалтером, партнером. Этот метод займет больше времени, но он снимает часть рисков, потому что руководитель пользуется чужими знаниями и компетенциями.

Метод голосования – обсуждение вариантов в группе с последующим голосованием. Это помогает выбрать вариант, благоприятный для большинства. Метод подходит для вопросов, которые затрагивают многих людей: например, инструменты и технику выбирают вместе с сотрудниками, которые будут с помощью этих инструментов работать. Его называют демократическим, потому что учитывается мнение каждого.

Читайте также:  Одуванчик способ распространения семян

Метод консенсуса – обсуждение тоже проходит в группе: все обсуждают варианты и рекомендации, пока не выберут один путь. Это самый трудоемкий метод, он требует долгого обсуждения, аргументации, включения всех членов группы. Он также подходит для вопросов, которые касаются большинства: например, для обсуждения стратегического развития компании на собрании учредителей.

Инструменты для принятия управленческих решений

Чтобы руководитель делал грамотные выборы, он должен опираться на надежные знания и сведения. Такие данные он может получить от ключевых сотрудников, а также взять из управленческого учета.

Управленческий учет — это система отчетов, в которые собираются данные о бизнесе. Руководитель анализирует, сличает отчеты и понимает, на что тратятся деньги, есть ли долги и должники, какова себестоимость товаров и услуг, какие из них приносят больше прибыли, есть ли убыточные направления в бизнесе. Так предприниматель контролирует деньги предприятия, избегает кассовых разрывов, когда на счетах нет денег для уплаты налогов или зарплаты. Он вовремя выполняет обязательства, знает, когда можно выводить деньги из бизнеса или открывать новое направление, а когда нужен срочный займ.

Управленческий учет можно вести самостоятельно или с помощью специальных программ. Первый вариант обычно подходит начинающим предпринимателям, потому что с развитием бизнеса данных становится слишком много, и учет лучше автоматизировать.

  • Самостоятельный учет можно вести в Excel или Гугл-таблицах. Три самых важных документа для финансового учета — это Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах), Отчет о движении денежных средств и Управленческий баланс. В сети много шаблонов этих отчетов с настроенными формулами для разных типов бизнеса. Вы можете найти подходящий шаблон и настроить его под себя. Придется регулярно заносить данные в таблицы и анализировать результаты расчетов.
  • Управленческий учет в бухгалтерском сервисе удобен тем, что финансовые отчеты уже не требуют ваших специальных действий. Бухгалтерский сервис получает данные о продажах, покупках, выдаче зарплаты, налогах и прочих операциях. На основе этих данных система строит бухгалтерские отчеты и отдельно — отчеты для руководителя. При выборе сервиса для бухучета уточняйте, есть ли у него блок управленческих отчетов. В этом случае вы платите за учетную систему, а бонусом к ней получаете инструменты для финансового контроля.
  • Специализированные сервисы для управленческого учета. Если вы уже работаете в бухгалтерской системе без управленческого блока, можно подобрать отдельный сервис для принятия управленческих решений. Его придется интегрировать с интернет-банком или бухгалтерской программой, чтобы сервис мог автоматически собирать данные для управленческих отчетов. Плюс такой системы — в гибкости: вы можете настраивать отчеты под себя, добавлять несколько расчетных счетов, строить отчеты на будущее.

Веб-сервис для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия умеет строить 7 управленческих отчетов и проводить финансовый анализ для оценки рисков бизнеса. Система строит отчеты на основе банковской выписки и первичных документов бухгалтерского учета:

  • контроль за продажами и поступлениями средств;
  • оценка себестоимости товаров и услуг, прибыльности каждого направления в бизнесе;
  • сверка с контрагентами по оплатам и долгам;
  • ведение учета отдельно по каждому проекту в бизнесе, чтобы видеть прибыльность проекта, затраты на него и аналитику по нему;
  • сумма выручки и объем продаж по всем проданным товарам, услугам или продукции;
  • остатки товаров и материалов;
  • финансовый анализ, который прогнозирует вероятность банкротства и выездных проверок.
Читайте также:  Лечение диареи народными способами

Начните строить отчеты и посмотрите, подходит ли вам Бухгалтерия. В системе легко вести бухгалтерский и налоговый учет, платить налоги и зарплату, сдавать отчетность через интернет. В ней есть электронный документооборот, валютный учет, разные уровни доступа для коллег и чат для общения. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей.

Источник

Управленческое решение

Управленческие решения входят в любой процесс управления. Они — важная часть управленческой деятельности, связанной с достижением целей. Причем они пронизывают каждый этап — от постановки цели и выработки стратегии до подведения итогов.

Управленческие решения можно назвать главным продуктом, созданным менеджерами. От их эффективности зависит, будет достигнута цель или нет. Особое значение имеет обоснованность решений и своевременность их принятия. Решения должны соответствовать ситуации, подчиняться законам страны и внутренним законам компании, быть совместимыми с условиями развития компании и сферы в целом. Также важно, чтобы решения не шли вразрез с экономией ресурсов — иначе получается, что ради достижения одной цели ухудшается ситуация в других областях.

Что такое управленческие решения

Исходя из информации, представленной в предыдущем параграфе, можно сформулировать определение. Управленческое решение — это выбор развития событий для достижения цели. Его осуществляет руководитель. Это альтернатива, позволяющая решить проблему или конфликтную ситуацию.

Управленческие решения — это логически связанные действия, позволяющие решить поставленные перед руководством или коллективом задачи. Это также действия со стороны менеджмента или другого руководящего звена, которые основываны на анализе ситуации или теоретических аспектов деятельности. Действия тесно связаны с выбором цели и выбора вариантов работы коллектива по ее достижению.

Управленческие решения имеют форму приказа, распоряжения или инструкции. Также они могут доноситься до коллектива в рамках личной или деловой беседы.

Классификация управленческих решений

  1. По характеру вводных данных:
    — решения, принимаемые в условиях полной определенности — менеджер знаком со всеми аспектами и готов ответить наверняка, как лучше поступить;
    — в обстановке риска или неопределенности — здесь управленец вынужден действовать на удачу, полагаясь на интуицию и свою удачу: это может привести к потере материальных и кадровых ресурсов, а также утрате благоприятного имиджа компании.
  2. По принципам принятия:
    — запрограммированные: решения принимаются стандартным способом, так как ситуации типичные, повторяющиеся, а проблема изучена;
    — незапрограммированные: ситуация абсолютно новая, поэтому управленец вынужден разрабатывать новые алгоритмы поведения, продумывать новые этапы решения проблемы и оценивать риски.
  3. По методам устранения препятствий:
    — интуитивные: руководитель без долгих раздумий принимает решение, не оценивая его плюсы и минусы;
    — основанные на расчетах: специалист анализирует имеющиеся знания и опыт, а потом выбирает вариант, что уже однажды привел к успеху;
    — рациональные: никак не связаны с опытом управленца, в их основе — анализ внутренних процессов компании;
    — комбинированные: сочетают опыт, интуицию и научный подход: такой способ принятия решений предпочтительней других.
  4. По сфере деятельности:
    — технические;
    — снабженческие;
    — финансовые;
    — кадровые и т.д.
  5. По количеству участников:
    — единоличные: главный менеджер решает все сам, не советуясь с другими сотрудниками отдела и руководством;
    — коллегиальные: проводится общее обсуждение, но решение принимает руководитель;
    — коллективные: проводится голосование, на основании которого принимается решение, ответственность при этом лежит на каждом участнике.
  6. По решаемым задачам:
    — информативные: необходимы для оценки информации;
    — организационные: помогают в формировании управленческой структуры;
    — оперативные: помогают ответить на вопрос «как поступить в сложившейся ситуации?».
  7. В зависимости от степени регламентации:
    — контурные: примерно намечают курс действий, а дальше подчиненные сами ищут способ их реализации;
    — структурированные: действия жестко регламентированы, отхождение от установленных границ возможно лишь при решении вопросов являющихся не главными.
    алгоритмические: инициатива сотрудников при этом полностью исключается.
Читайте также:  Как солить грибы волжанки горячим способом

Требования к управленческим решениям

  1. Работа на достижение конкретной, четко установленной цели.
  2. Обоснованность — решение не должно противоречить правилам развития объекта, находящегося в фокусе. В противном случае, развитие компании застопорится и на его раскачку потребуется много дополнительных ресурсов.
  3. Возможность компромиссов. Иногда непринятие решение лучше, чем ошибка, произошедшая из-за недостатка информации или каких-либо других факторов. Поэтому решение может быть как принято руководителем, так и возникнуть само, благодаря способности компании к саморегуляции.
  4. Своевременность принятия. Решение должно быть принято сразу после развития проблемы. В противном случае может произойти что-то, что сделает принятие решения неактуальным.
  5. Соответствие полномочиям. Решение должно приниматься лицом, которое впоследствии понесет за него ответственность. При этом глава компании не должен решать проблемы за нижестоящих руководителей — это делает их безинициативными и медленно, но верно, ведет компанию к краху.
  6. Отсутствие противоречий. Новое решение должно хорошо согласовываться с ранее принятыми. Если они работают в связке, справиться с задачей будет гораздо проще.
  7. Эффективность. Намеченные цели должны быть достигнуты. При этом важно максимально сократить издержки и экономить ресурсы.

Рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений

Руководитель вправе выбирать самостоятельно, каким способом ему принимать решения. Методологически можно выделить следующие рекомендации, повышающие эффективность принимаемых мер:

  • Применение научного подхода из области управления.
  • Анализ экономических законов и выявление наиболее эффективных из них.
  • Предоставление полной и подробной информации лицу, на которое возлагается ответственность за принятие решения.
  • Использование основ моделирования, анализа и прогнозирования.
  • Подробное описание проблемы и формирование структуры ее решения. На данном этапе также важно составить список целей для достижения.
  • Сравнение нескольких вариантов решений и их исхода.
  • Подготовка вариативности решений.
  • Определение обоснованности решения, а также его соответствия нормам законодательства и корпоративному уставу.
  • Использование систем автоматизации для сбора информации и реализации плана по устранению проблемы.
  • Создание системы мотивации и наказания для ответственных лиц.
  • Обеспечение работы системы, разработанной в ходе принятия решения.

Эффективность управленческого решения: главные параметры

Эффективное решение должно соответствовать хотя бы 80% параметров из списка:

  1. Оно связано с реальными целями, достижение которых приводит к решению проблемы.
  2. Для него есть необходимое время и ресурсы.
  3. Оно подходит для организации и ее потребностей.
  4. До принятия решения произведена оценка рисков и вероятность возникновения конфликтов.
  5. Решение подразумевает наличие изменений в деловой среде или бизнес-направлении.
  6. Качество его исполнения может быть проконтролировано, а по итогам — дана оценка.

Заключение

Управленческие решения — важная часть жизни компании. Они определяют ее судьбу и помогают выжить в условиях жесткой конкуренции и кризисного времени. При умелом подходе к их разработке можно избежать больших трудностей и ускорить достижение общих целей компании. Решения должны приниматься теми, кто готов нести за них ответственность. При этом принятие решений может производиться на всех уровнях работы компании.

Источник

Оцените статью
Разные способы