Индивидуальный стиль деятельности
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.
Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности, но мы сознательно ограничиваем свою задачу и в дальнейшем, без специальных оговорок, будем рассматривать лишь те особенности стиля деятельности, которые обусловлены какими-либо типологическими свойствами нервной системы.
Итак, в узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. При этом, говоря о способах, не обязательно иметь в виду только исполнительные и тем более двигательные акты — это и гностические, ориентировочные действия и смена функциональных состояний, если они выступают как средство достижения цели (например, «самовозбуждение» у некоторых ораторов, актеров). Иначе говоря, индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Наиболее общая структура индивидуального стиля сводится к следующему. Прежде всего существуют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности можно обозначить как ядро индивидуального стиля, они-то и обусловливают первый приспособительный эффект и, таким образом, существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы, а значит, и такая особенность деятельности, которая может быть осмыслена как своеобразный способ эффективного уравновешивания со средой как доведение действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным образом и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.
Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке (обозначим их литерой «А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»), При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т. е. одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований. Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в категории «А», например при ручной полировке изделия, и в категории «Б», если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при удержании равновесия на неустойчивой опоре.
Если мы имеем дело с особенностью, противодействующей успешному осуществлению деятельности, то рано или поздно, стихийно или сознательно она «обрастает» компенсаторными механизмами. Так, условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Обусловленная подвижностью снижения сопротивляемость действию монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность и т. д.
Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности. Так, например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются здесь наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность часто переключаться с одной ситуации на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две их категории: особенности, имеющие компенсаторное значение («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).
Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей степени сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей категории «Б».
Если бы индивидуальный стиль деятельности в труде, учении, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной структуры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы и относительно простой и актуальной. Однако думается, что такого индивидуального стиля просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная задача, а именно мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая (не обязательно всеобъемлющая) система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи (будет ли задача двигательной или гностической, будет ли она предполагать взаимодействие с вещами или людьми, будет ли связана с однократными или повторяющимися разнообразными или монотонными действиями, потребует ли отдельных реакций или сложного иерархического плана поведения — все это зависит от стечения обстоятельств). Наиболее общий путь, ведущий нас к ситуациям, где есть или возможен индивидуальный стиль, состоит в следующем.
Необходимо выделить, определить конкретную систему «субъект—объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе говоря, указать цель управления).
Выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (т. е. указать определенную группу входных воздействий, как управляющих, так и возмущающих).
Выделить такие (из упомянутых в предыдущем пункте) управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором (например, частому переключению внимания противодействует инертность, быстроте реагирования, длительному поддержанию внимания в монотонной обстановке — подвижность и т. п.). Кроме того, выделить и такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.
После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру (см. общую схему основных этапов научно-практической работы по организации индивидуального подхода). Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям».
Могут сказать, что мы рекомендуем слишком хлопотный способ (разбираться в каждом, буквально отдельном, единичном случае индивидуального стиля), и спросить: где же представление о детальной типовой структуре индивидуального стиля? Спросим и мы: а почему она должна быть, если стиль действительно индивидуальный?
Если астроном изучает Солнце, то вполне допустимо, что его может занимать вопрос, как познать именно это конкретное светило и предсказать его поведение. Думается, что факт неповторимости каждой личности дает аналогичное право и психологу. В идеале мы должны уметь быстро, оперативно конструировать программу воспитательных, формирующих воздействий, адресуемых не просто к представителю типа, группы, а именно к конкретному человеку. В этом, вероятно, и состоит одна из специфических черт психологии: началом и концом проблемы для нее может быть познание данного человека.
Источник
Индивидуальный стиль
Введение
Жизненный успех человека в целом напрямую зависит от его полноценной самореализации в жизни и эффективного использования им своих достоинств, при возможном компенсировании своих недостатков. Это достигается с помощью формирования и применения им оптимального для него индивидуального стиля деятельности. Стабильность его профессиональной деятельности и служебная карьера тесно связаны с его полноценной самореализацией в избранной профессии. Важнейшим условием для этого является эффективность его стиля профессиональной деятельности. Проблема индивидуального стиля и его эффективного применения изучается в дифференциальной психофизиологии. Рассмотрим это важное понятие.
Определение понятия
Стиль — это предпочитаемая индивидом манера и форма проявления себя. © Сазонов В.Ф., 2014. © kineziolog.bodhy.ru, 2014.
Стиль индивида проявляется в его способе жизни и деятельности, в организации своей окружающей среды, в коммуникации, в эмоциоральном реагировании, в самопрезентации и самореализации, а также в саморегуляции.
Стиль — это универсальная характеристика способа жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты его бытия.
Стиль человека проявляется во всем — от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — это целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности её процесса для субъекта (Толочек В.А.).
Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия и приёмы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные для индивида). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль. Его приверженцы предпочитают бороться с обороняющимся, малоподвижным противником, используют атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику, направленную на атакующего, высокоподвижного противника, ведущего бой на дальней дистанции.
При относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться собственный эффективный ИСД.
В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.
К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности. К бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, лёгкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.
Индивидуальные стили деятельности (ИСД)
Феномен ИСД отражает целостный синдром «уравновешивания» индивидуальных особенностей субъекта с заданными условиями его труда. В более поздних исследованиях (Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Ильин Е.П., Мерлин В.С., Моросанова В.И., Толочек В.А., Щукин М.Р. и др.) было показано, что ИСД выполняют спектр разных функций — гармонизации в сочетаниях отдельных качеств, обеспечение становления «интегральной индивидуальности» работника и др. Сущность этого адаптационного синдрома заключается именно в «уравновешивании» (Климов Е.А.) и направлен он именно на стабилизацию системы «субъект – внешние условия деятельности (рабочее место)» по механизму гомеостаза. Стиль формируется с учетом оптимального функционирования психофизиологических особенностей субъекта. Стиль ориентироваан на поддержание эмоционального комфорта (Ильин Е.П., В.С.Мерлин). Стиль компенсирует слабо развитые способности, но не способствует их развитию (Ильин Е.П.). Примечательно, что стиль может быть как эффективным, так и неэффективным (Ильин Е.П., Толочек В.А., Щукин М.Р.), другими словами, стиль может не обеспечивать своих прямых функций.
Примечательно также, что ИСД как «устойчивые системы психологических средств» и как «устойчивые системы приемов и способов деятельности» (Климов Е.А и др.) могут обнаруживать удивительную пластичность и адаптивность при рефлексируемых субъектом кардинальных изменениях условий деятельности, а также в условиях направленного формирования стиля (см. работы под рук. В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина и др.). Другими словами, «устойчивая психологическая система» проявляет удивительную гибкость и реактивность когда внешнее воздействие направлено именно на саму систему, но часто характеризуется инертностью и даже неэффективностью когда она выступает как средство «уравновешивания индивидуальности субъекта и объекта». Стиль как система проявляет себя противоположными свойствами – инертностью в рамках системы «субъект – объект (рабочее место)» и пластичностью, если границы расширяются и в такую систему привносится третья составляющая.
Источник: Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // ПАСС МирПс 082006 ж. Мир психологии, 2006, № 3, с. 127 – 142. [ сайт ]
Иерархия стилей
Стиль жизни проявляется как совокупность моментов социализации, полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности (вступление и расторжение брака, рождение детей и т.п.). Такой механизм адаптации формируется по типу «больших систем» (Пригожин И., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Хакен Г., Файербаум М.) и оказывает косвенное и диффузное воздействие на профессиональную успешность человека [16]. Источник: [ сайт ]
2. Стиль поведения.
3. Стиль деятельности.
4. Стиль профессиональной деятельности
Стили профессиональной деятельности (СПД) как феномен согласования в стиле субъекта особенностей стилей и индивидуальности взаимодействующих с ним сосубъектов [13]. Четвертый адаптационный синдром принципиально отличается от ранее выявленного ИСД. СПД есть синдром совместной деятельности. Это – устойчивые комбинации приемов и способов индивидуальной деятельности — стили, в которых, однако, резко ослаблены связи ее компонентов с индивидуально-психологическими особенностями субъекта, а также видоизменяются и сохраняются связи между компонентами деятельности. Такая адаптационная система охватывает и интегрирует группу непосредственно взаимодействующих партнеров совместной деятельности (например, цепочки-диады «вышестоящий руководитель – руководитель», «спортсмен – тренер», «спортсмен – спортсмен»). Выступая как устойчивые системы психологических средств и устойчивые системы приемов и способов деятельности, в своем сущностном проявлении стили субъектов кардинально перестраиваются – до отрицания своих «стартовых особенностей» (связей компонентов деятельности и индивидуально-психологических особенностей субъекта), когда субъект органично включен в профессиональные взаимодействия с другими людьми, когда целесообразна интеграция их индивидуальностей, стилей, управленческих ресурсов в рамках корпоративной культуры организации. Другими словами, воздействие новых внешних, активных по своей природе условий (и прежде всего – поведения и деятельности других людей) на стиль субъекта приводит к утрате первоначальных ключевых, сущностных свойств индивидуального стиля (т.е., замкнутой психологической системы «субъект – объект»), который как устойчивая система при этом преобразуется и сохраняется в масштабе данных социально-психологических взаимодействий партнеров. Источник: [ сайт ]
5. Стиль коммуникации.
6. Стиль саморегуляции
Стиль саморегуляции. Под саморегуляцией произвольной активности понимают системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А. 1980, Морасанова В.И. 1998, Сперанский В.И., 1991). К стилевым или индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относят: 1) индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирования — выдвижения целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; 2) стилевые особенности целостной системы саморегилирования, выступающей в качестве личностных свойств (например, самостоятельность, надежность, гибкость) (Морасанова В.И., 1998). Источник: [ сайт ]
7. Стиль самопрезентации (самовыражения).
8. Стиль самоактуализации.
9. Стиль преобразования окружающей среды.
Психофизиологическая основа индивидуального стиля — это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.
Выбор определённого способа достижения успеха и эффективности зависит от задатков, качеств, склонностей, способностей и одаренности индивида, а также от влияния на него окружающей среды.
Адекватный адаптивный стиль позволяет наиболее эффективно приспособиться к конкретным условиям жизни и деятельности.
Адекватность реализуется по трем направлениям:
1. По отношению к собственному набору способностей.
2. По отношению к социальному окружению.
3. По отношению к деятельности, ее целям, задачам и способам достижения.
Способы достижения одной и той же цели могут быть разными, поэтому к совершенно одинаковым результатам могут приводить совершенно разные стили.
Формирование стиля опирается на систему внутренних ценностей, способностей и ресурсов.
По мере использования определенного стиля происходит адаптация человека к самому стилю, формируются соответствующие навыки, привычки, и данный стиль становится для него ещё более предпочтительным.
Группировка людей по стилю
1. Подготовительный стиль
Наибольшее внимание уделяется подготовительным действиям. У людей с таким стилем преобладают драйв-рефлексы. Наиболее важно для них – оказаться в нужное время в нужном месте в нужном состоянии и с нужными средствами. Соответственно, их действия направлены на упреждающее обеспечение всего этого. Подготовительному стилю соответствует слабый тип нервной системы.
2. Исполнительский стиль
Предпочтение отдается исполнительской деятельности в конкретной ситуации. Адаптация идёт в рамках самой этой ситуации и при её повторах. Исполнительскому стилю соответствует сильный тип нервной системы.
Ни у одного стиля нет явных преимуществ перед другим. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.
Дополнительные материалы
Стиль человека. Психологический анализ / Под ред А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. 310с. [скачать]
Источник