7 Устное представление научной информации
7.1. Виды и формы устных представлений научной информации
Значительную часть научных сведений ученые и специалисты получают из устных источников – докладов и сообщений на совещаниях, семинарах, симпозиумах, конференциях и бесед при личных встречах и т.д.
Совещание – это форма коллективных контактов ученых и специалистов одного научного направления (области). Состав участников совещания и длительность выступлений строго регламентируются.
Коллоквиум – это форма коллективных встреч, где, как правило, обмениваются мнениями ученые различных направлений. Все присутствующие являются участниками непринужденной дискуссии. На коллоквиумах официальные докладчики не назначаются.
Симпозиум представляет собой полуофициальную беседу с заранее подготовленными докладами, а также выступлениями экспромтом. Участники симпозиума могут посещать не все доклады, встречаться в кулуарах.
Конференция – самая распространенная форма обмена информацией. Одна часть участников (докладчики) сообщает о новых научных идеях, результатах теоретических и экспериментальных работ, о производственном опыте, отвечает на вопросы. Другая, гораздо большая часть (слушатели), воспринимает эту информацию. Слушатели могут задавать вопросы и участвовать в прениях. На докладчиков и слушателей ложится большая информационная нагрузка, поэтому устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях, организуется секционная работа.
Иногда на конференциях организуются стендовые доклады, при этом в определенном месте вывешивается иллюстративный материал к докладу и докладчик сразу же отвечает на вопросы. Задающие вопросы могли ознакомиться предварительно с основным содержанием, идеей доклада, прочитав сборник аннотаций докладов, включенных в программу конференции. Нередко конференции сопровождаются выставками книг, образцов, различного рода тематическими экспозициями.
В научных учреждениях и учебных заведениях конференции зачастую проводятся систематически (годовые, приуроченные к различным датам и т.д.). Конференции обычно принимают решения и рекомендации.
Съезды и конгрессы являются высшей и наиболее представительной формой общения и имеют национальный или международный характер. Здесь вырабатывается стратегия в определенной области науки и техники или в ряде смежных областей.
Дискуссия – это полезная форма коллективного мышления. Она представляет собой особую форму научной коммуникации. Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса. Дискуссия – это коллективное исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя (опровергая) мнение собеседника (противника), аргументирует (отстаивает) свою позицию (концепцию) и претендует на достижение цели (истины). О дискуссиях не говорят – плохая или хорошая. Они бывают результативными или безрезультатными. Их использование в качестве метода исследования оправдано > когда возникают затруднения в понимании теоретических положений, обнаруживаются противоречия в каких-либо областях знаний.
Рекомендуемые файлы
В науке дискуссия ассоциируется с логикой творческой деятельности и потому полезна в работе любого научного коллектива. Ученые в дискуссиях оттачивают свое диалектическое мышление. Организационными принципами дискуссии являются:
1. Содействие возникновению альтернатив.
Альтернатива – это одно их двух или нескольких возможных решений, необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.
Этот принцип способствует плюрализму мнений, предопределяет готовность людей к противоборству, к восприятию альтернатив, терпимому отношению к инакомыслящим.
2. Недопущение бездумного единодушия. Соглашательство, некритический подход ведут к научной апатии, шаблонному мышлению, к формированию стереотипов и догм.
3. Конструктивная критика. Критика и самокритика являются методом раскрытия противоречий. Этот принцип обязывает проверять на прочность любую альтернативу, ничего не принимать на веру, защищать истину.
Дискуссии проводятся с различными целями:
· стратегические (обменяться мнениями, прийти к согласию, разобраться в ситуации, приблизиться к истине);
конструктивные цели (систематизировать знание о предмете, сформировать устойчивый интерес к проблеме, защитить конструктивную идею и т.д.);
спекулятивные цели (создать препятствия, завести проблему в тупик, выхолостить ценность предложений, усугубить разногласия и т.д.).
Дискуссия состоит из следующих этапов:
1. Информирование – вступительное слово.
2. Аргументирование – выступление докладчиков.
3. Замечания – фаза возражений, сомнений и вопросов со стороны оппонентов.
4. Опровержение – на этом этапе докладчики нейтрализуют возражения и сомнения и осуществляют защиту своей альтернативы.
5. Критика. Проверка предложенной идеи.
6. Контраргументация. Защита альтернативы после критического анализа. «Контр» – означает усиление, противодействие другой или исключающей альтернативе.
7. Выработка решения. Выступают все желающие. Идет взаимная проверка предлагаемых решений, активное противоборство сторон, занимающих разные позиции.
8. Завершение. Конец дискуссии предполагает принятие решения и ориентацию участников на практическую деятельность.
Таким образом, проведение дискуссии нужно тщательно готовить. Подготовка предполагает разработку замысла, ориентацию докладчиков, подбор помещения. Заранее нужно продумать, как организовать дискуссию:
· как сделать вступление;
· кому выступать первому;
· в каком порядке обмениваться мнениями;
· как поддерживать интерес к спору; “ чем нейтрализовать демагогов;
· как оформить результат.
Обсуждение проблемы в ходе дискуссии можно представить в виде схемы, показанной на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Схема обсуждения проблемы (дискуссии)
7.2. Подготовка к выступлению. Постановка вопросов и формулирование ответов
Выполненная научная работа должна быть в необходимых случаях соответствующим образом представлена в виде доклада (защита курсовой, дипломной работы, диссертации, выступление на конференции, участие в дискуссии и т.д.).
Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научного исследования в мнениях других лиц, проверить сделанные выводы через оценки различных специалистов, преодолеть сомнения и разногласия. Особенно полезны в этом смысле выступления слушателей и научные дискуссии. Публичные выступления с докладами воспитывают привычку не бояться аудитории, умение быстро концентрировать внимание при ответах на вопросы, вести научную дискуссию.
Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко назвать основные вопросы, которые будут изложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). Однако записи не должны быть слишком подробными, так как это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.
Если есть необходимость пользоваться доской, следует обратить внимание на внешний вид выписываемого материала – текста, чертежей, схем и т.д. Они должны быть четкими, разборчивыми. Если рисунки сложны, то лучше пользоваться заранее подготовленными плакатами, слайдами или, в крайнем случае, цветным мелом.
В процессе доклада держаться следует свободно, не концентрировать своего внимания на отдельном слушателе, а обращаться ко всей аудитории. При подготовке доклада необходимо предварительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы – это сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д. Они включают изложение основных положений всей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.
Тезисы представляют собой развернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна–две фразы) обосновывается тема, характеризуется история вопроса, излагается методика исследования и указываются результаты исследования. Тезисы могут быть краткими или развернутыми, но они всегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой.
Выступление – это самопроверка и самоконтроль своих знаний. Поэтому нужно учиться готовить выступления. Схема подготовки устного выступления может быть следующей:
О чем говорить? Нужно сформулировать основной тезис, а это значит раскрыть тему и определить о чем говорить.
Зачем говорить? Необходимо осознавать цель своей речи. Цель речи должна соответствовать цели дискуссии.
Сколько говорить? Время публичной речи всегда строго ограничено. Принцип простой – лучше меньше, да лучше.
Кому говорить? Выбирать тактику выступления необходимо, оценив слушателей (узнав, какая аудитория).
Где говорить? Новая обстановка и новая аудитория влияют на характер выступления.
В процессе подготовки к выступлению необходимо продумать следующие моменты:
Какой самый интересный и короткий путь к намеченной цели?
Будет ли изложение простым и доступным?
Увлекут ли ваши рассуждения аудиторию?
Выступление должно строиться с исключительно конкретной целью и ясным представлением конечного результата речевого воздействия. Выступление должно быть убедительным, а убедить – это значит довести до понимания идею (тезис), так, чтобы аудитория не сомневалась в достоверности вывода, не испытывала неуверенности в том, что излагается в выступлении. Можно выделить четыре способа убеждения (воздействия), используемые в выступлении:
· воздействие на разум (логический);
· воздействие на рассудок (риторический). Риторика – наука о красноречии;
· воздействие на веру (подражательный). Верить – значит подражать в чем-либо;
· воздействие на чувства (психоэмоциональный).
Следовательно, к выступлению предъявляются следующие требования:
· быть понятным для аудитории;
Рис. 7.2. Схема композиции выступления
Выступление должно строиться по плану (следует разработать план выступления), который предусматривает перечень основных элементов речи согласно традиционной композиции. Композиция – это расположение материала в разрезе 3 блоков:
При этом следует располагать материал выступления согласно следующим принципам:
· последовательности (каждая мысль (фраза) должна вытекать из предшествующей, «мысли не должны перескакивать»);
· усиления (необходимо наращивать воздействие от начала речи к концу. Это достигается расположением материала по возрастанию значимости);
· органического единства (необходимо обеспечить соответствие основной мысли (тезиса) теме выступления);
· экономии (краткость, точность, ясность, отсутствие излишеств, минимальное количество аргументов, примеров и т.д.).
Композиция выступления представлена на рис. 7.2.
Для того, чтобы выступление было воспринято и понято слушателями необходимо соблюдать следующее:
· контролировать время выступления (не выпрашивать лишних минут и не затягивать выступление);
· иметь подробный план текста выступления, но не читать его (или по крайней мере делать вид, что не читаешь. Но можно и читать);
· использовать визуальный материал (доска, плакаты, слайды, раздача материалов);
· следить за чистотой языка и жестов (слова – паразиты, нестандартные слова и жесты);
· контролировать громкость голоса, поддерживать «глазной» контакт с аудиторией (видеть всех и каждого);
· в целях контроля внимания аудитории варьировать формами подачи материала;
· выступление не должно превращаться в развлекательное шоу;
· выступающий не обязан отвечать на все заданные вопросы, тем более делать это немедленно после постановки вопроса.
К наиболее часто встречающимся недостаткам в выступлениях относятся следующие:
· отсутствие зачина (вступления), резкое вхождение в тему и тоскливое однообразие изложения;
· неясность и нечеткость переходов от мысли к мысли, от вопроса к вопросу, что лишает изложение плавности и текучести;
· нарушение пропорций между частями (затянутое вступление, множество основных вопросов, слишком короткое заключение или вообще пренебрежение им);
· однообразие вариантов изложения вопросов;
· преобладание теоретических рассуждений и отсутствие эмоциональных разрядок;
· отсутствие связки конца с началом в заключении;
· хаос в рассуждениях, когда не выдержана логика развития мысли.
Выступления всегда связаны с вопросами, которые возникают в результате его обсуждения. Вопросы задаются с целью получения ответов, уточняющих определенную информацию.
Под вопросом понимается запрос, направленный на развитие, уточнение, дополнение знания, выраженный в форме вопросительного предложения.
Вопросы, которые возникают в процессе дискуссии, бывают различного типа. Одни из них задаются для выяснения исходной позиции соперника, уточнения сути его концепции. Другие – чтобы привлечь дополнительные аргументы для обоснования выдвинутого положения. Третьи – с целью проверки компетентности оппонента и т.д. Следовательно, вопросы используются как для выявления проблем, так и для их решения. Вопрос включает следующее:
· содержание предмета вопроса. Это некоторая информация об объекте (предмете) о свойствах, связях и отношениях, содержащаяся в вопросе. Содержание вопроса задает множество альтернатив, из которых необходимо произвести выбор, чтобы получить ответ, т.е. в вопросе обозначено, хотя и неопределенно, искомое.
· смысл вопроса. Смысл вопроса связан с областью поиска ответа. В нем содержится некоторое знание в виде предпосылок.
Это класс возможных ответов об известном предмете, из которых ответ выделяет конкретный элемент или несколько элементов. Все разнообразие вопросов можно разделить на 2 класса:
1. Уточняющие (ли-вопросы: так ли, верно ли).
2. Восполняющие (что-вопросы: что, кто, когда, как).
По составу вопросы обоих классов могут быть простыми или сложными.
Простой вопрос не включает других вопросов. Сложный вопрос включает ряд вопросов, объединенных логическим связками.
Обязательными требованиями к постановке вопросов являются следующие:
· логическая последовательность их постановки (для различных уточнений);
· связь с предметом обсуждения;
· краткость и ясность; “ определенность;
Правильно поставленный вопрос – это вопрос, базой которого является истинное и непротиворечивое знание.
Неправильно (некорректно) поставленный вопрос имеет ложный или противоречивый базис, т.е. вопрос, который умышленно ставится, чтобы запутать отвечающего. Не имея базисного проблемного знания некорректно задавать конкретные вопросы по существу проблемы.
Качество ответа во многом определяется качеством вопроса. «Уметь правильно задать вопрос – есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности» (Иммануил Кант). Поэтому вопросы важнее ответов, ибо ответ может быть ошибочным, вопрос всегда абсолютен. Только на точный и определенный вопрос может быть дан точный и определенный ответ. Говоря о точности и определенности, имеют ввиду логическую (понятийно-структурную) характеристику вопроса – ответа. Это точность употребляемых понятий, точность вопросительных слов, рациональное использование сложных вопросов.
Принцип правильного построения ответа заключается в том, что необходимо сначала дать ответы на вопросы самого низкого (последнего) уровня сведения и на основе этих ответов дать ответы на вопросы более высоких уровней вплоть до ответа на исходный вопрос. Такой ответ будет логически правильным. Иной ход ответа на вопрос будет логически неполноценным и фактически неоднозначным.
Различают следующие виды вопросов:
· по существу поставленного вопроса и не по существу;
Источник