Устная форма существования языка является первичной способ изложения

Словари

У́стная речь — звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется некоторыми структурными особенностями и меньшей регламентированностью.

УСТНАЯ РЕЧЬ — У́СТНАЯ РЕЧЬ, звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей регламентированностью.

УСТНАЯ речь — звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей регламентированностью.

УСТНАЯ РЕЧЬ — речь звучащая, произносимая. У. р. является первичной формой существования языка, более ранней по времени возникновения, чем речь письменная. Для языков, не имеющих письменности, это единственная форма их существования. Устной речи, в отличие от письменной, свойственны такие характеристики, как неподготовленность, линейность, необратимость, связь с физическим временем осуществления речи. Все это повышает автоматизм и случайность в употреблении языковых средств, снижает возможность сознательного их отбора, требующего времени на поиск, что неизбежно отразилось бы на непрерывности речевого акта и потому нежелательно. Информативность и действенность У. р. повышается за счет средств интонации, жестов и мимики.

В обиходном общении используется устно-разговорная речь. Она обладает рядом синтаксических, морфологических, лексических, фонетических особенностей (см. Разговорный стиль; Литературно-разговорный стиль, или тип, речи). Напр., в синтаксисе для нее характерны построения с нереализованными валентностями (что обусловлено опорой разг. речи на конситуацию и общностью апперцепционной базы участников речевого акта), разного рода повторы (как экспрессивное средство и как прием актуализации тех или иных элементов высказывания), конструкции с именительным темы (позволяющие уже в самом начале высказывания дать понять собеседнику, о чем пойдет речь) и т.п.

Применяемая гл. обр. в частно-бытовом, обиходном общении, устная форма речи реализуется и в других сферах функционирования языка — в виде публичной (общественно адресованной) речи (см. Устная публичная речь): в науч. сфере (доклад, лекция), общественно-политической (выступления на митингах, собраниях, заседаниях, по радио, телевидению и т.д.), правовой (судебные речи).

Высокая степень соотносительности устной публичной речи с функц. стилями письменного лит. языка — научным, публицистическим, оф.-деловым — дает некоторым исследователям основание относить устную публичную речь к книжной кодифицированной речи (Е.А. Земская, Д.Н. Шмелев, М.В. Панов).

Согласно другой точке зрения, ведущие характеристики устной публичной речи определяются ее устностью, в связи с чем в данной форме речи возникает некодифицированное соединение книжно-письменных функционально-стилевых, общелитературных, устно-литературных и разговорных элементов (О.А. Лаптева). Устная публичная речь существенно отличается от письменной, функционирующей в соотносительных жанрах (ср.: доклад — статья, лекция — раздел в учебнике и т.п.). Различия обусловлены спецификой устно-речевой коммуникации, особенностями порождения и восприятия У. р. Последней противопоказаны многие яркие черты письменной речи: употребление многокомпонентных сложных предложений, обилие вводных и вставных конструкций, причастных и деепричастных оборотов. Для У. р. характерны повторы, уточнения, ассоциативные вставки, употребление предложений неусложненной структуры, использование тропов и сравнений, приемов адресации речи, языковых средств субъективно-модального и эмоционально-оценочного характера, разг. элементов. Употребление в У. р. книжно-письменных, нейтральных и разг. единиц регулируется ситуативно-тематическими условиями, а также предпочтениями автора. Устная публичная речь индивидуализирована в большей степени, чем письменная, подвергающаяся редакторской правке и подчиняющаяся более регламентированным правилам отбора языковых средств и построения высказываний. Устная публичная речь, как и устная бытовая, обладает спонтанной формой осуществления (момент подготовленности заключается обычно лишь в продуманности логико-композиционной стороны речи). Нельзя считать разновидностью У. р. чтение вслух написанного текста, например: чтение худож. произведений актерами, театральные спектакли (в эстетической сфере У. р. представлена фольклором), чтение готового текста науч. доклада и т.п.

У. р. может быть монологической (рассказ о событиях, публичные выступления — на митинге, собрании, конференции и т.п.) и диалогической (беседа, дискуссия, обсуждение) в зависимости от коммуникативных задач. Преобладание функции общения способствует усилению диалогичности речи, преобладание функции сообщения — монологичности. Совмещение функций сообщения, общения и воздействия в устной публичной речи обусловливает насыщенность монологической формы элементами диалога.

Лит.: Земская Е.А. Рус. разг. речь. — М., 1968; Ее же: Устная речь // Рус. язык: Энциклопедия. — 2-е изд. — М., 1998; Рус. разг. речь / Под редакцией О.Б. Сиротининой. — Саратов, 1970; Рус. разг. речь / Под редакцией Е.А. Земской. — М., 1973; Сиротинина О.Б. Совр. разг. речь и ее особенности. — М., 1974; Лаптева О.А. Рус. разг. синтаксис. — М., 1976; Ее же: Совр. рус. публичная речь в свете теории стиля. — ВЯ. — 1978. — №1; Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Устная публичная речь: разг. или кодифицированная? — ВЯ. — 1980. — №2; Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Рус. разг. речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. — М., 1981; Рус. разг. речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест / Под редакцией Е.А. Земской. — М., 1983; Совр. рус. устная науч. речь. Т. 1, Общие свойства и фонетические особенности / Под редакцией О.А. Лаптевой. — Красноярск, 1985; Рус. язык / Под редакцией Е.Н. Ширяева. — Opole, 1997; Горшков А.И. Рус. стилистика. — М., 2001.

Источник

§1. УСТНАЯ ФОРМА РЕЧИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Устная речь является первичной формой существования языка, а для языков, не имеющих письменности, это единственная форма их существования. Русский литературный язык имеет две основные формы существования: устную и письменную.

Долгое время письменная речь была посредником между человеком и миром, осуществляя с помощью текстов культурную связь поколений. В XX столетии устная речь может фиксироваться и сохраняться в виде магнитофонных записей, передавая индивидуальные, социальные и национальные особенности звучащего слова. Она “не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество — моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов ХХ века. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроиз­водиться” (Костомаров, 1965:176).

Выделяются два вида устной литературной речи: разговорная и публичная. Что в них общего?

“В устной речи в любой обстановке допускается, а иногда и нормативно узаконивается, не всегда безупречный выбор лексических единиц, нарушение логики изложения, отход от начатого сюжета и т. п., не говоря уже об отклонениях от кодифицированного синтаксиса. Обычно это проходит незаме­ченным для слушателя и не фиксируется им как недопустимое нарушение нормы, если слишком очевидно не противоречит ей” [Лаптева, 1976:44]. Такие небезупречные построения характерны как для разговорной, так и для пуб­личной речи. Примеры можно обнаружить в речи самых культурных носителей языка и исследователей литературного языка. Вот примеры речевых ошибок из выступлений академика Льва Владимировича Щербы перед учителями:”. в известных мне славянских языках е будет значительно шире.” — почему “будет”, если уже есть и всегда было? [Колесов, 1987:141].

Итак, речевые погрешности и неправильности характерны для всех видов устной речи. Однако публичная речь имеет не только черты сходства с разговорной речью, но и черты отличия от нее. Существуют также черты сходства и отличия у публичной и письменной речи. Рассмотрим их.

Источник

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения

Содержание:

Предмет: Русский язык
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.09.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Читайте также:  Чаванпраш дабур способ применения

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Прежде чем рассматривать устную и письменную речь, необходимо дать общую концепцию речи, интерпретируемую лингвистическими словарями и справочниками.

Речь — это особая речь, текущая во времени и облеченная в звук (включая внутреннее произношение) или письмо. Речь понимается как сам процесс речи (речевая деятельность), так и его результат (речевые произведения, записанные по памяти или письму).

Характеристика речи обычно дается путем противопоставления ее языку (коду), понимаемому как система объективно существующих, социально фиксированных признаков, которые соотносят концептуальное содержание и типичный звук, а также систему правил их использования и совместимости.

Введение термина «речь» в науку признает тот очевидный факт, что общее (язык) и отдельное, частное (речь) — это одно и то же время. Средства коммуникации, взятые в абстракции от какого-либо конкретного приложения, мы называем языком. Те же средства общения, конкретно применяемые, то есть вступившие в контакт с конкретным содержанием (мысли, чувства, настроения человека), мы называем речью. Средством общения в возможности (потенции) является язык. То же самое в действии (реализации) — речь. Общее (язык) выражается и реализуется в отдельном, частном (речь). Отдельное, частное (речь) является одной из многих конкретных форм общего (языка).

Язык и речь не могут быть оторваны друг от друга, не могут быть противопоставлены, забывая об их единстве. Но в то же время не следует забывать об их различии.

Речь и язык (код) образуют единое явление человеческого языка и каждого конкретного языка, взятых в определенном состоянии. Речь — это воплощение, реализация языка (кода), который оказывается в речи и только через него выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык является инструментом (средством) общения, то речь является формой общения, производимой этим инструментом.

Речь вводит язык в контекст использования. Он конкретен и уникален в отличие от абстрактности и воспроизводимости языка; это актуально, но язык потенциальн. Будучи событием, действием, речь разворачивается во времени и реализуется в пространстве, но язык (код) отвлекается от этих параметров мира; речь бесконечна, система языка конечна.

Речь материальна. Он состоит из четко выраженных признаков, воспринимаемых органами чувств (слух, также зрение, осязание). Язык (языковая система) включает абстрактные аналоги единиц речи, сформированные их отличительными и общими чертами. Другими словами, речь существенна, а язык формален. Речь активна и динамична, а языковая система более пассивна и статична. Речь мобильна, язык относительно стабилен. Речь субъективна, являясь разновидностью свободной творческой активности человека, язык является собственностью общества, которое ее использует, она объективна по отношению к носителям, речь произвольна, язык обязателен (обязателен). Речь отражает опыт человека, в то время как язык в выраженной им системе ценностей отражает опыт коллектива, «картину мира» людей, которые говорят на нем. Речь носит обдуманный характер и направлена ​​на достижение конкретной цели, в отличие от недостаточной концентрации внимания на языке. Речь контекстуально и ситуативно определяется, язык не зависит от среды общения. Вышеуказанные различия в языке и речи, которые играют большую или меньшую роль в разных концепциях, иногда рассматриваются как противоположность сущности и явления, общего и особенного.

Общая характеристика речевых форм

Речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое по своему значению место. В сфере производства, в области управления, образования, юриспруденции, искусства и в средствах массовой информации имеют место как устные, так и письменные формы речи. В условиях реального общения наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, то есть прочитан вслух, а устный — записан с использованием технических средств.

Существуют такие жанры, например, драма, ораторское искусство, которые предназначены специально для последующего озвучивания. И наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации для «оральности»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить черты характера, спонтанная устная речь, монологическое мышление персонажей от первого лица и т. д. Практика радио а телевидение привело к созданию особой формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речь постоянно сосуществуют и взаимодействуют — телевизионное интервью.

Основой письменной и устной речи является литературная речь, которая выступает ведущей формой существования русского языка. Литературная речь — это речь, предназначенная для осознанного подхода к системе средств коммуникации, в которой осуществляется ориентация на определенные нормированные закономерности. Это такое средство общения, нормы которого закреплены как формы образцовой речи, то есть записаны в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствуют школа, учреждения культуры и средства массовой информации.

Литературная речь универсальна в сфере функционирования. На его основе создаются научные очерки, публицистические работы, деловые письма и т. д. Устные и письменные формы речи самостоятельны, имеют свои особенности и особенности.

Устная речь

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность раскрыть человеку свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение — это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Проблемами общения занимаются представители разных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др.

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна ни какая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Устная речь — это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.

Читайте также:  Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок какими способами

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени — одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него». С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: «Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной разговор, беседа.

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но в то же время говорящий, как правило, стремится к тому, чтобы его речь была расслабленной, а не «запомненной», как прямое общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется стихийностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичное предложению в письменной речи) формируется постепенно, по частям, по мере того, как вы начинаете осознавать, что говорится, что следует сказать дальше, что необходимо повторить, прояснить. Следовательно, в неподготовленной устной речи есть много пауз, и использование заполнителей для пауз (таких слов, как «гм») позволяет говорящему думать о том, что следует.

Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, то есть следит за тем, чтобы его речь была логичной и связной, подбирает подходящие слова для адекватного выражения мысли. Фонетические и морфологические уровни языка, то есть произношение и грамматические формы не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому разговорный язык характеризуется меньшей лексической точностью, более короткой длиной предложения, ограниченной сложностью фраз и предложений, отсутствием предложений с участием и участием, разделением одного предложения на несколько коммуникативно независимых.

Устная речь, как и письменная, нормализуется и регулируется, однако нормы устной речи совершенно иные. «Многие из так называемых недостатков в устной речи — функционирование неполных высказываний, введение прерываний, автокомментаторов, контакторов, повторений, элементов вибрации и т. д. — является предпосылкой успеха и эффективности метода устного общения. «Слушатель не может сохранить в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен это учитывать; тогда его речь будет понята и понята. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается через ассоциативные привязанности.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет преимущество в разговорно-повседневном стиле речи. Различают следующие функциональные разновидности устной речи: устная научная речь, устная публицистическая речь, виды устной речи в сфере делового делового общения, художественная речь и разговорная речь. Следует сказать, что разговорная речь затрагивает все разновидности разговорной речи. Это выражается в проявлении авторского «Я», личного принципа в речи, чтобы усилить воздействие на слушателей. Поэтому в устной речи используются эмоционально и выразительно окрашенный словарь, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже разговорные элементы.

Письменная речь

Письмо — это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо — это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, — это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми , когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения — телефона — уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.

Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса.

Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.

Письменная речь отличается тем, что условия и цель общения находят определенное отражение в самой форме речевой деятельности, например, в произведении искусства или в описании научного эксперимента, в заявлении об отпуске или в информационном сообщении в газета. Следовательно, письменный язык имеет функцию формирования стиля, что отражается в выборе языковых инструментов, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, служебно-деловом и художественном стилях.

Таким образом, говоря о том, что словесное общение происходит в двух формах — устной и письменной, мы должны учитывать сходства и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу — литературный язык и на практике занимают примерно одно и то же место. Различия часто сводятся к средствам выражения. Устная речь ассоциируется с интонацией и мелодией, невербализмом, она использует определенное количество «своих» языковых средств, она больше привязана к разговорной манере. В письме используются буквенные, графические обозначения, чаще всего книжный язык со всеми его стилями и возможностями.

Читайте также:  Способы поиска информации с помощью разных браузеров

Культура устной и письменной речи

Культура речи в традиционном смысле — это степень владения литературным языком, его стилистические, лексико-грамматические и грамматические и семантические нормы для наиболее эффективного общения в различных условиях общения. А поскольку литературный язык имеет устную и письменную формы выражения, необходимо помнить культуру речи обеих форм.

Культура речи понимается как совокупность таких качеств, которые оказывают наилучший эффект с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленной задачей. Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Речевая культура развивает навыки регулирования выбора и использования языковых инструментов в процессе речевого общения, помогает сформировать осознанное отношение к их использованию в речевой практике.

Культура речи человека является показателем профессиональной пригодности учителей, дипломатов, юристов для ведения различных видов передач на телевидении, радио, для вещателей и журналистов. Важно иметь культуру речи для всех, кто связан с людьми своей позицией, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, обучает, заботится о своем здоровье и предоставляет людям различные услуги.

“Прямое выполнение коммуникативных операций в устной речи, — замечает Б.Г. Ананьев, — требует культуры, развития обращенности и поддерживаемости устной речи в ситуации общения. Именно поэтому психологически весьма важным является воспитание способности к активному слушанию, которое есть одно из условий коммуникаций”.

В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения (ортоэпия). Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, изложения ударения в словах, а также правильностью интонации предложения.

Соблюдение норм литературного произношения и ударения, или орфоэзии, свидетельствует об общем культурном уровне носителя языка и не менее важно, чем отношение к письменным нормам, тем более что устная речь играет в жизни более значительную роль, чем многие писатели. Все или почти все говорят чаще и чаще, чем пишут. Причем навыки письма формируются на основе навыков устной речи и зависят от них. Даже при чтении «для себя» речевой аппарат человека не является неактивным. Устная речь служит не только повседневному общению, но и сфере книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, конференциях, конгрессах, из театров, с экранов кинотеатров, многократно усиливается СМИ — телевидение и радио.

Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отклонения от правил произношения и ударения воспринимаются как отклонения от точной передачи мысли, усложняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи, переключают внимание слушателей на ее фонетические особенности, которые отличаются от общепринятых из них. Как справедливо заметил советский поэт Н. Асеев, «чтобы передать свои мысли другому человеку, нужно не только обладать лучшим словарным запасом, но и наилучшим воспроизведением звуков, слов, которые составляют. В противном случае неточность произношения становится ошибкой, которая искажает смысл сказанного. Конечно, звуковая сторона структуры речи является лишь вспомогательным смыслом, но оставить ее без внимания было бы невозможно».

Умение правильно писать является основным атрибутом письменной культуры человеческой речи.

Говоря о культуре устной и письменной речи, важно помнить, что она достигается не только путем усвоения определенных, твердо установленных правил, но и путем соблюдения стилистических норм. Можно говорить и писать весьма правильно, но слушать и читать эту «правильность» будет скучно и неинтересно. Недаром в народе так высоко ценится «красное» слово: «чиста, личиста, да и говорить речиста», «говорит, как река льется, «с тобой разговориться, как меду напиться», «говорит, что рублем дарит», «хорошую речь хорошо и слушать».

Устная речь использует разговорный, разговорный и даже диалектный словарь и фразеологию. В письменной речи широко используется книжная лексика: служебная, научная, общественная журналистика. Синтаксис разговорного языка характеризуется частым использованием простых и неполных предложений, слов предложений, обилием неполных или прерванных синтаксических конструкций, самоуничтожением. Порядок слов не всегда обычный. Иногда здесь используются такие предложения, которые в отрыве от контекста вообще не могут быть поняты. Из сложных предложений составные предложения часто используются. Используются несложные сложные предложения. Почти причастные и причастные повороты не используются. Синтаксис письма характеризуется сложными и сложными предложениями. Среди сложных предложений используются сложные. В этой форме речи важен порядок слов, строгая логическая последовательность последовательных утверждений и гармония в изложении мыслей. Как устные, так и письменные формы речи реализуются с учетом норм, характерных для каждого из них: ортоэпический — для устной речи, орфография и пунктуация — для письменного. Именно в этой последовательности наш курс осветит нормы русского литературного языка: сначала для устной формы его реализации: орфоэпической и лексической, а затем для письменной формы языка, синтаксической, орфографической и пунктуации

Конечно, перечисленные различия в устной и письменной форме языка не могут быть поняты абсолютно. Отличительные признаки относительны, а не абсолютны: они говорят только о преобладании определенных признаков в одной языковой форме, в отличие от другой. И книжная, и разговорная речь имеют письменную и устную форму своего проявления. В результате социальная и функциональная дифференциация русского языка может быть представлена ​​схематично: национальный русский язык, литературный язык, народная речь, народный язык, народный язык, разговорный язык, разговорная речь, официально научный официальный журналистский стиль деловой деловой стиль».

Заключение

Основой устной и письменной речи является литературный язык. Поэтому обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, связанная с разговорным стилем речи, свободнее от нормирования и регулирования, чем письменная. Обе формы на практике занимают примерно одинаковое по важности место, проникая во все сферы человеческой жизни, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, СМИ и т. д.

Различия между ними часто сводятся к средствам выражения. Устная речь ассоциируется с интонацией и мелодией, невербальная, она использует определенное количество «своих» языковых средств, она привязана к разговорной манере. В письме используются буквенные, графические обозначения, чаще всего книжный язык со всеми его стилями и возможностями, стандартизация и формальная организация.

В настоящее время обе формы речи неразрывно связаны и, переплетаясь в одно целое, составляют полное общение. С развитием мобильной связи люди имеют возможность общаться по телефону, как в устной, так и в письменной форме. С развитием интернет-технологий люди имеют возможность преодолевать пространство и время, общаясь посредством устной и письменной речи по своему выбору. Трудно представить современное общение только через устную или только письменную речь — это то же самое, что лишить себя одного из чувств (осязание, обоняние и т. д.).

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью
Разные способы