Освоение деятельности
Процесс освоения деятельности имеет две стороны: содержательную (знания) и процессуальную (упражнения, навыки, умения и привычки).
Упражнения – это целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия. Благодаря упражнениям происходит закрепление способа действий. Они необходимы не только для выработки умений и навыков, но и для их сохранения. Без специальных систематических упражнений умения и навыки разрушаются и исчезают.
Навык– это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Благодаря навыкам сознание освобождается от функции контроля за выполнением деятельности или поведения и полностью может быть направлено на достижение поставленной цели.
Существуют различные виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные, поведенческие, гигиенические.
Этапы формирования навыков:
1. Ознакомительный этап. Создаётся ориентировочная основа для создания навыка. Обучающийся узнаёт где, когда и с какой целью будет применяться навык, знакомится с приёмами и способами его выполнения.
2. Подготовительный (аналитический) этап. Происходит овладение отдельными элементами навыка, сопровождающегося неумелыми действиями, лишними движениями, напряжением внимания, слабым контролем за его выполнением.
3. Стандартизирующий (синтетический) этап. Отдельные элементы объединяются и совершаются слитно как единое действие, устраняются лишние движения, происходит автоматизация и совершенствование навыка.
4. Варьирующий (ситуативный) этап. Характеризуется пластичным и гибким применением навыка в новых ситуациях.
Выполнение автоматизированных действий всё же сопровождается контролем. Особенно это ощутимо если приходится выполнять действия, доведённые до автоматизма, в изменившихся условиях (например, ходьба в темноте). Следовательно, всякое доведённое до автоматизма действие «берёт на себя долю сознательного контроля».
Выполнение деятельности всегда предполагает взаимодействие навыков:
1. «положительный перенос навыка» — положительное влияние, выражающееся в более лёгком и быстром овладении новым навыком (например, овладение игрой на втором музыкальном инструменте; изучение второго иностранного языка);
2. интерференция навыка – обратное, отрицательное влияние одного навыка на овладение другим (например, переучивание).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе может произойти деавтоматизация – утрата лёгкости, быстроты, плавности выполнения действия (например, письмо после каникул; езда на автомобиле после длительного перерыва).
Умения– это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Всегда опираются на знания. Умения бывают учебные, гигиенические, трудовые, спортивные, профессиональные и др. Умения образуются в результате координации навыков, объединения их в системы.
НАВЫК УМЕНИЕ УМЕНИЯ = ЗНАНИЯ + НАВЫК
Например: грамотное письмо = правила + навык письма
культурное поведение = нормы, принципы + поведение
Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надёжный планируемый результат. Отличительной особенностью умений является способность изменить последовательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата. Умелый человек в разных, даже изменившихся ситуациях способен достичь высокого результата деятельности.
Привычка — это та часть деятельности человека, которая выполняется им механически, не преследует осознанной цели и зачастую не имеет продуктивного результата, т. е. не предполагает получение какого-то продукта. Привычками называют закрепившиеся в процессе деятельности и поведения движения, действия, приёмы и способы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребностью. Если умение — автоматизированное действие, выполняемое с минимальным уровнем контроля сознания, то привычка — это внутреннее побуждение (потребность) индивида поступать (действовать, вести себя) определенным образом.
Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, формируемый как система условнорефлекторных связей в ответ на повторяющиеся условия.
Динамический стереотип – это достаточно устойчивое образование, и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно.
Привычки могут быть полезными и вредными. Они могу возникнуть как на основе специальных упражнений, так и случайно в результате подражания. Привычки могу быть деловыми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.
Положительные привычки помогают человеку успешно выполнять деятельность, правильно вести себя в обществе, соблюдать моральные нормы, вести здоровый образ жизни. Отрицательные привычки, такие как курить, пить спиртные напитки, употреблять наркотики, сквернословить и т.п., пагубно влияют на человека, разрушают его психику и здоровье. Положительные привычки, чаще всего, приобретаются сознательно и целенаправленно. Отрицательные – случайно, непреднамеренно в результате подражания другим людям. Приобрести отрицательную привычку очень легко, а избавиться очень трудно.
Источник
Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки.
Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. Умение — владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Также умение — это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит многолетний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психологической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.
Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия. Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.
Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.
В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на части и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встречаясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдельным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.
В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная. По мере совершенствования навыка письма человек начинает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 —3 коротких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека.
Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.
Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анализаторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двигательным. Зрительный анализатор, а также сознание освобождаются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.
Контроль одной чувствующей кинестезической системы понижает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирующей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) тактильно различаемыми знаками повышает качество набора.
Привычка— способность живых существ сохранять и воспроизводить ранее приобретённые изменения. Привычки — результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже — стихийного. Привычки бывают: полезными и вредными, временными и постоянными, индивидуальными и коллективными (общественными). У сознательных существ привычка имеет активный характер: непрерывность или повторение какого-нибудь изменения создаёт стремление самостоятельно воспроизводить его. Физическая привычка обусловливается часто повторяющимися мускульными сокращениями; умственная привычка — повторяющимися ассоциациями; нравственная привычка — повторяющимися действиями.
По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспитании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отмечал, что необходимо воспитывать правильные привычки поведения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.
Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.
Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в отличие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.
Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность.
Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, необходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.
Таким образом, навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хорошо отработанные навыки и полезные привычки дают возможность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.
Источник
Соотносящие действия в психологии — Характеристики действий
Человек активен по природе. Без активности, проявляющейся в деятельности, невозможно раскрыть: глубину ума и эмоций, силу воображения и воли, способности и черты характера. Деятельность является очень сложным и многомерным явлением. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, объединенных в единый комплекс, необходимый для работы в любой сфере общественного производства. Человеческие поступки субъективны, они реализуют социальные, физиологические и культурные цели.
Деятельность связана с движениями, не имеет значения, является ли это мышечно-мышечным движением руки в письменной форме, при выполнении рабочей операции или движением речевого аппарата в произнесении слов. Человеческое движение — это осуществление действия, направленного на решение конкретной задачи. Характер или содержание задачи определяет движение. Наша задача в данной работе — выделить основные черты действия, рассмотреть его виды, структуру и способы реализации.
Характеристики действий
Концепция действий была разработана А. Бергсоном и П. Жане. Она играет ключевую роль в генетической психологии и физиологии деятельности. Работа К. Левина дала толчок к изучению мотивации человеческой деятельности. При изучении движений в психологической области, он был обеспокоен действиями. Работа Э. Толмана имела большое значение при разработке концепции действий. При изучении поведения животных он ввел понятие когнитивной карты — обозначать пространственный опыт.
Важной частью психологической теории деятельности, разработанной известными отечественными психологами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожецем, П.Я., является экстренное исследование, которое является важной частью психологической теории деятельности, разработанной на национальном уровне. Был разработан Гальперин и др. В российской психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), которая коррелирует со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — состояние), были изучены практически все психологические феномены, что стимулировало возникновение и развитие новых отраслей психологии. В качестве логического развития этой концепции Леонтьев рассматривал возможность создания целостной системы психологии как «науки о поколении, функционировании и структуре психической рефлексии реальности в процессе деятельности».
Давайте рассмотрим определения:
Действие — структурная единица деятельности, определяемая направлением достижения цели. Действия — это движения, направленные на объект с определенной целью. Набор действий, связанных общей целью и выполняющих определенную социальную функцию, представляет собой деятельность.
В центре этой иерархической структуры находится действие, являющееся базовой единицей анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Сразу же следует отметить, что целью в данном случае является сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно помнит об этом образе. Таким образом, действие является сознательным проявлением человеческой деятельности. Исключениями являются случаи, когда по определенным причинам или обстоятельствам нарушается адекватность психической регуляции поведения человека, например, при болезни или в состоянии аффекта.
Действие (англ. action, performance) — произвольное действие, действие, процесс, подчиненный идее результата, образу будущего, то есть процессу, подчиненному сознательной (сознательной) цели. В терминологии А.А. Ухтомского действие — это функциональный орган, развитый в течение всей жизни, имеющий свой биодинамический, сенсорный и аффективный организм. Как и другие функциональные органы человека, это виртуальный механизм, предоставленный внешнему наблюдателю только в его исполнении. Носитель действия может переиграть его во внутренней плоскости, чтобы выполнить действие перед действием, что полезно в сложных ситуациях, так как сводит к минимуму возможные ошибки. Действие, как и поступок, является истинной сущностью человека, в нем действует индивидуальность (Гегель). Действие может быть относительно самостоятельным, или же оно может быть компонентом более крупных структур деятельности. Само действие может служить внешним объектом для субъекта, который его изучает. Действие развивается и инволюция развивается; оно обладает свойствами реактивности, чувствительности и первых элементов рефлексии. Ч. Шеррингтон обнаружил элементы памяти и предвидения в действии, а А. В. Запорожец осветил практическую и теоретическую части действия. С.Л. Рубинштейн рассматривал его как исходную единицу, «клетку» — неразвитое начало развитого целого, всего психологического анализа. Действие имеет генеративные свойства. Благодаря дифференциации она является источником возникновения и развития многих трансформируемых форм (ориентационных, перцептивных, мнемических, викарных, психических, эмоциональных и т.д.), в том числе и внутренних действий, которые автономны, оторваны и освобождены от своей внешней оболочки. После такой автономии внутренние формы действия могут быть интернализированы в другие формы сенсорно-объективного действия и агентуры и преобразованы в рациональные, свободные, «умные дела».
Действия не могут быть только исполнительными (в самом широком смысле). Он может выполнять функции знака и даже символа, т.е. графические, коммуникативные функции. Для человека, который ассимилирует действие, оно служит целью, в то время как для человека, который ассимилировал его, его производительность становится необходимостью, мотивом. Таким образом, «внутренняя картина», «внутренняя драма» действия постоянно обогащается, что является предпосылкой для повышения не только своей внешней эффективности, но и творческого потенциала.
Виды действий
Человеческая деятельность осуществляется посредством действий различных типов и уровней. Обычно различают рефлексивные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия.
Действия делятся на импульсивные и волевые в зависимости от степени осознания своих целей («зачем я это делаю») и последствий («к чему это может привести»). Основное различие между импульсивным и волевым действием заключается в отсутствии сознательного контроля в первом и наличии сознательного контроля во втором. Импульсивное действие возникает, прежде всего, тогда, когда привод отделен от инстинктивного действия, а волевое действие еще не организовано или уже дезорганизовано. Импульсивные действия характеризуются низкой осведомленностью о целях и возможных последствиях. Изображение, слово или команда, которые появляются в голове немедленно запускает действие. Волевые действия подразумевают взвешивание целей и возможных последствий. В импульсивном действии важную роль играют динамические отношения. Импульсивное действие — это аффективный разряд. Это связано с аффективным опытом. Импульсивно-аффективное действие — это страстный всплеск возбужденного человека или аффективный всплеск раздраженного человека, неспособного подчинить свое действие контролю; в чистейшей, обнаженной форме импульсивное действие наблюдается в патологических случаях или состояниях, в которых нормальное волевое действие невозможно.
Волевые действия испытывает субъект как внутреннее усилие. Они характеризуются подчиненностью одного мотива другому, два мотива имеют противоположные знаки.
Каждое действие состоит из системы движений или операций, разделенных на внешнее (субъективное) и внутреннее (умственное, духовное). В зависимости от того, какие психические действия доминируют в режимах действия, различают следующие компоненты действия: сенсорную (сенсорную), центральную (мыслящую) и двигательную (движущуюся).
К внешним относятся двигательные действия человека, действия на движущиеся объекты, движения речевых органов, мимика и пантомима; к внутренним относятся перцептивные действия, с помощью которых формируется полная картина объектов и явлений, мнемические движения, включенные в деятельность по запоминанию любой информации и ее последующему извлечению, а также мыслительные действия.
Сенсорные действия — это действия по восприятию объекта, например, определение размера объекта, его положения и движения в пространстве, его состояния. Сенсорные действия также включают в себя оценку настроения человека по его мимике. Действия с двигателем — это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем перемещения его непосредственно (руками, ногами) или с помощью инструментов (изменение скорости при движении автомобиля). Моторные и сенсорные действия обычно группируются в бумаге как сенсомоторные действия, но для тренировочных целей (особенно упражнений) они выделяются как отдельные виды действий. Действия сенсоримотора, направленные на изменение состояния или свойств внешних объектов, называются действиями субъекта. Каждое действие субъекта состоит из конкретных движений, связанных в пространстве и времени. Психические действия — это разнообразные действия человека, выполняемые на внутреннем уровне сознания. Экспериментально доказано, что психическое действие обязательно содержит моторные компоненты.
Исследования советских психологов показали, что психические действия сначала формируются как внешние субъективные действия и постепенно переносятся на внутренний уровень. Передача внешнего действия на внутренний уровень называется интернационализацией.
Освоение умственной деятельности приводит к тому, что перед выполнением внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек совершает действие в сознании, оперируя образами и языковыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и осуществляется на основе выполненной умственной деятельности. Реализация ментального действия извне, в виде действий с объектами, называется экстериоризацией.
Действие является основной единицей анализа деятельности и имеет сходную с деятельностью структуру: цель — мотив, метод — результат. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели, где целью является осознанное представление о желаемом результате. Можно сказать, что действие — это процесс решения проблемы, включающий в себя процессы целеполагания и процессы поиска средств. Действие отличается от действия тем, что объект, на который оно направлено, не является тем же самым, что и его мотив. Мотивы вызывают действия. Воспринимаемым отношением объекта деятельности к его мотиву является чувство действия; формой переживания чувства действия является сознание его цели. Действие всегда осуществляется косвенно, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого действия, которое напрямую определяется ситуацией субъекта. В качестве средств могут быть использованы различные знаки, роли, ценности, нормы и т.д.; через их применение субъект владеет действием, превращает его в нечто личное, что принадлежит ему.
В зависимости от режима их работы, действия могут быть добровольными и преднамеренными. Намеренность действия возникает из того, что субъект решает, что образ будущего результата действия соответствует его мотиву действия; тогда этот образ действия приобретает для него личный смысл и действует как цель действия. С намерением, предмет предназначен для достижения ожидаемого результата действия. Это связано с образом ожидаемой цели, который дает только общее направление построения действия, в то время как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.
Структура действия
Структура действия чрезвычайно сложна.
Макроанализ идентифицирует в нем 3 основных компонента:
- принятие решений (формирование программы или активация);
- реализация;
- контроль и корректировка.
Микроструктурный и микродинамический анализ позволяет выделить в 1-й компонент картину ситуации (оперативную картину), картину действия, интегральную и дифференциальную программы, питающуюся из памяти прошлых действий. В компонентах реализации и управления разработаны волновые и квантово-сберегающие свойства целого. Все макро- и микрокомпоненты пронизаны сетью прямых и обратных связей, формирующих «схемную систему» всего действия и обеспечивающих комплексное сочетание программных и афферентных методов его регулирования и реализации (Н.Д. Гордеева). Сложность структуры действия объясняет ее уникальность. По словам Н.А. Бернстайна, упражнение — это повторение без повторения. При принятии решений мы наблюдаем конкуренцию, конкуренцию ее консервативных свойств, которая определяется новизной ситуации, целями и значениями возникающей моторной задачи. При принятии решений картина ситуации, картина действий, а также интегральная и дифференциальная программы взаимосвязаны. Реализация и контроль носят циклический характер. В каждом из них используются как изученные, так и индивидуально разработанные средства и инструменты.
Таким образом, каждое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентирующей (управляющей), выполняющей (рабочей) и управляющей-корректирующей.
Ориентировочная часть действия отражает набор объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Выполняющая часть выполняет указанные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сравнивает полученные результаты с заданными шаблонами и при необходимости корректирует как индикаторную, так и исполнительную части действия.
Способы выполнения действия
Действие — это произвольное, преднамеренное действие, направленное на достижение конкретной цели. Действие выполняется человеком с использованием определенных средств и приемов, которые коррелируют с конкретной ситуацией и условиями, в которых оно выполняется.
Операция — это особый способ выполнения действия. Как много различных способов выполнения действия, так и много различных операций можно различить. Характер действия зависит от условий выполнения действия, от навыков и способностей, доступных человеку, от имеющихся инструментов и средств выполнения действия. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действия, они мало или не реализуются человеком, т.е. это уровень автоматических способностей. Операции могут осуществляться посредством адаптации, прямой имитации или автоматизации действий.
Операция отличается от действия тем, что определяется не целью, а условиями, при которых дается цель. Способами различения действий и операций является сознание и использование объективных поведенческих и физиологических показателей.
В зависимости от степени сознания существуют такие возможности для действий, как способности и умения.
Умение — это действие, которое формируется повторением и доводится до автоматизма. Любое новое действие, которое изначально проходит как самостоятельное, расширенное и осознанное действие, может быть выполнено в результате повторных повторений уже как автоматически выполняемый компонент действия.
Проводится различие между перцептивными, интеллектуальными и двигательными способностями.
Моторные навыки — это автоматические действия на внешнем объекте с движениями по его преобразованию, ранее выполненные многократно. Интеллектуальные способности — автоматизированные техники, методы решения ранее возникших умственных проблем. Перцептивная способность — автоматические сенсорные отражения свойств и характеристик знакомых, многократно воспринимаемых ранее. Психология действия сознательная деятельность
В формировании навыка есть три основных этапа: аналитический, синтетический и автоматический.
Для поддержания навыка необходимо его систематическое использование, в противном случае происходит деавтоматизация, при которой они теряют скорость, легкость, текучесть и другие свойства, характерные для автоматического действия. Человек должен вновь обратить внимание на каждое своё движение и сознательно контролировать его исполнение.
Очень важным для правильного понимания и рациональной организации развития способностей является вопрос их взаимодействия. Он содержит два вопроса — о помехах и передаче. Вмешательство — это ингибирующее взаимодействие навыка, когда существующие навыки препятствуют или делают менее эффективным развитие новых навыков. Передача — это расширение и применение навыков от одного вида деятельности к другому. Для того чтобы такая передача происходила нормально, навык должен быть обобщен, стать универсальным, соответствовать другим навыкам, действиям и видам деятельности, осуществляться автоматически.
Навыки — это способ выполнения действия, которым субъект овладел и который обеспечивается набором приобретенных знаний и навыков. Способность — это способность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых человек должен действовать. Навыки в первую очередь подразумевают экстериоризацию. Способность формируется путем тренировки и создания способности выполнять действие не только в знакомой, но и в измененной среде. Главное в управлении навыками заключается в том, что каждое действие достаточно гибко и безошибочно. Одним из важнейших свойств, связанных с навыками, является то, что человек способен менять структуру навыков — навыки, операции и действия, являющиеся частью навыков, порядок их выполнения, в то время как конечный результат остается неизменным.
Навыки делятся на несколько типов: двигательные, когнитивные, теоретические и практические. Моторные навыки включают в себя различные движения, сложные и простые, которые являются внешними, моторные аспекты деятельности. Когнитивные навыки включают в себя навыки, связанные с поиском информации, ее восприятием, запоминанием и обработкой. Они относятся к основным психическим процессам и предполагают формирование знаний. Теоретические способности связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать материал, подводить итоги, формировать гипотезы и теории, переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник