- Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового
- Похожие презентации
- Презентация на тему «Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте»
- Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
- Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
- Сравнение сериация классификация
- Основным звеном является- сравнение
- Сравнение — один из основных логических приёмов познания внешнего мира
- Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает
- Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что
- Так, установление сходства и различий по цвету является результатом
- Установление сходства и различия по форме -зрительного и
- Установление сходства и различия по размеру — зрительного, тактильного
- Установление сходства и различия по количеству -зрительного и
- Постепенно ребенок открывает для себя, что не только отдельные
- Сравнивать предметы можно «на глаз»
- Одним из первых дети осваивают прием наложения
- Приложение — более сложный прием сравнения
- Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда
- Самые сложные способы сравнения, которыми овладевают дети дошкольного
- Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет: — выявить
- Для выполнения сериации необходимо: выявить основание сериации, т. е
- Усложнение сериационных заданий обеспечивается путем: — постепенного
- Дети осваивают сериацию через систему следующих игровых упражнений:
- Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет: — выявить
- Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым
- Первый этап — развитие совершенствование умения классифицировать
- Например, на одной клумбе посадить все жёлтые цветы, на другой — все
- Или на первую полянку должны слетаться все синие бабочки, на вторую —
- более сложные варианты игры — классификацию предметов по
- На этом этапе используются игры, в которых блоки с заданными
- Второй этап — совершенствование умения классифицировать предметы на
- Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового
- Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового
Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового способа познания свойств и отношений — сериации. В процессе сериации дошкольники открывают для себя отношения порядка, познают свойства упорядоченного множества (неизменность и равномерность нарастания или убывания величины). Овладение сериацией — основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества. Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции.
Слайд 30 из презентации «Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте.pptx» можно в zip-архиве размером 2942 КБ.
Похожие презентации
«Степени сравнения прилагательных» — Осенью в лесу очень красивее, чем зимой. От данных прилагательных образуйте возможные формы сравнительной и превосходной степени. Образуйте простую и сложную форму сравнительной степени от следующих имен прилагательных. Образуйте, по возможности, от данных в скобках прилагательных сравнительную или превосходную степень.
«Решение задач на разностное сравнение» — Во сколько раз меньше…? Составь задачу по краткой записи: На сколько единиц меньше…? Тигрята питаются молоком матери в 2 раза меньше, чем ослята. Решение задачи: Разностное сравнение. 7 шт. На сколько единиц больше…? Разностное. Ослята питаются молоком матери 16 недель, а тигрята – 8 недель. Ответ: Кратное.
«Сравнение множеств» — Множество Птиц. Практическая работа на компьютере. Графический диктант. Работа в тетради. Информатику мы учим Много знаний мы получим Думай, думай голова Изучаем множества Руки вверх и раз ,два, три А теперь наклоны вниз Ну-ка рыбка, покажись Повороты вправо, влево Сели и взялись за дело. Множество Насекомых.
«Урок сравнение дробей» — Найти равные числители или равные знаменатели. Отгадай ребус. Расположи дроби в порядке убывания. Дробь три четвёртых записывается следующим образом: Дроби. Расположи дроби в порядке возрастания. Алгоритм сравнения дробей. Сравнение дробей.
«Сравнение десятичных дробей» — Разряды десятичных дробей. Уравняйте число знаков после запятой. Сравните числа: Работа на числовом луче. Диктант. Сравнение десятичных дробей. Прочитайте дроби: 41,1 ; 77,81; 21,005; 0,0203. Из истории дробей. Урок закрепления в 5 классе. Устный счет. План урока. Цель урока.
«Задачи на разностное сравнение» — Ну, скорей, пускайтесь в пляс! (Включаю музыку) VI. Ну-ка, милый, не робей! (Полина читает детям.) -С добрым утром первоклашки! А подарки принимай! Заморил сегодня вас! ТЕМА: Задачи на сравнение. Задача «ароматная», «Вкусная», приятная! Про размер шара не забывал. -Дружно в теме разберитесь, На 5 все учитесь! (Дед Мороз).
Источник
Презентация на тему «Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте»
Презентация на тему: «Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте». Автор: WORK. Файл: «Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте.pptx». Размер zip-архива: 2942 КБ.
Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
Выполнила : Шуралева Елена Владимировна МБДОУ № 46 Невинномысск
Сравнение сериация классификация
Основные способы познания свойств предметов (форма,цвет, величина)
Основным звеном является- сравнение
Сравнение — один из основных логических приёмов познания внешнего мира
познания любого предмета. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходство и отличие.
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает
существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что
лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.
Так, установление сходства и различий по цвету является результатом
зрительного обследования объектов,
Установление сходства и различия по форме -зрительного и
Установление сходства и различия по размеру — зрительного, тактильного
осязательно-двигательного обследований и измерения
Установление сходства и различия по количеству -зрительного и
тактильного обследований счета.
Постепенно ребенок открывает для себя, что не только отдельные
предметы могут быть похожими или не похожими по каким-либо признакам друг на друга, но и одна группа предметов может быть похожей на другую или отличаться от нее. В результате развивается способность выделять свойство группы и сравнивать между собой группы предметов. Такая способность является необходимым условием для перехода к познанию существенных признаков предметов и явлений. Ребенок стремится найти такой признак, благодаря которому один класс объектов отличается от другого (например, деревья — от кустов, автобусы — от троллейбусов, треугольники — от квадратов и т.д.).
Сравнивать предметы можно «на глаз»
Дети первоначально прибегают к этому самому простому, но не всегда результативному приему сравнения. Более эффективными являются приемы непосредственного сравнения <наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения с помощью предмета-посредника. В основе этих приемов лежит установление соответствия между элементами двух множеств.
Одним из первых дети осваивают прием наложения
Этот прием позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету и другим признакам.
Приложение — более сложный прием сравнения
Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов друг к другу (при этом изначально предметы пространственно разделены). В этом случае ребенку сложнее обнаружить сходство или различие между группами предметов.
Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда
вышеперечисленные приемы применить нельзя (сравниваемые предметы находятся на большом расстоянии и их нельзя перемещать). Для того чтобы узнать, одинаковые ли длины имеют стол воспитателя и детская кроватка в спальне, дети используют третий предмет — посредник (веревку, палку, ленту). Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает предмет-посредник к сравниваемым протяженностям и фиксирует на нем карандашом длину каждого предмета.
Самые сложные способы сравнения, которыми овладевают дети дошкольного
возраста, — это счет и измерение. Они относятся к опосредованным способам сравнения. При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размер или количество объектов.
Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет: — выявить
отношения порядка; — установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий — меньше следующего (или наоборот: каждый следующий объект меньше предыдущего, каждый предыдущий — больше следующего); -установить взаимнообратные отношения: любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего); — открыть закономерности следования и порядка.
Для выполнения сериации необходимо: выявить основание сериации, т. е
выделить признак (конкретную величину), по которому необходимо упорядочить предметы (размер, длина, масса и пр.); определить направление ряда (по нарастанию или по убыванию величины); выбрать из всех имеющихся предметов (в соответствий с направлением ряда) начальный элемент (самый маленький или самый большой);для продолжения ряда каждый раз из оставшихся предметов выбирать самый маленький (большой).
Усложнение сериационных заданий обеспечивается путем: — постепенного
увеличения числа объектов, которые необходимо упорядочить; — уменьшения величинных различий между соседними элементами ряда; -увеличением числа различительных признаков в предметах сериации (что способствует развитию умения абстрагировать свойства не только от самих предметов, но и от других свойств).
Дети осваивают сериацию через систему следующих игровых упражнений:
-построение сериационного ряда по образцу; -продолжение начатого ряда; -построение сериационных рядов по правилу с заданными крайними элементами; -построение рядов по правилу от начальной точки; -построение по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда; -построение ряда от любого элемента; поиск пропущенных элементов ряда.
Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет: — выявить
отношения порядка; — установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий меньше следующего (или наоборот: каждый следующий объект меньше предыдущего, каждый предыдущий — больше следующего); -установить взаимнообратные отношения: любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего); — открыть закономерности следования и порядка. Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность сравнения.
Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым
свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции.
Первый этап — развитие совершенствование умения классифицировать
предметы на «абстрактном» дидактическом материале.
Например, на одной клумбе посадить все жёлтые цветы, на другой — все
не толстые, на третьей — все маленькие.
Или на первую полянку должны слетаться все синие бабочки, на вторую —
все треугольные. Не синие и не треугольные бабочки будут между полянками, а не на полянках.
более сложные варианты игры — классификацию предметов по
самостоятельно выделенным свойствам. В таких играх дети сами определяют основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те или иные блоки. Например, «Я построю город, в котором на одной улице будут, стоять все большие дома, на другой — все некрасивые, а на третьей все четырёхугольные».
На этом этапе используются игры, в которых блоки с заданными
свойствами ребёнок отбирает на ощупь, а затем визуально проверяет правильность выполнения задания, например, в игре «Чудесный мешочек» детям предлагается мешочек с набором блоков и две корзинки. Даётся задание типа «Найди и положи в одну корзинку все большие фигуры, в другую все треугольные».
Второй этап — совершенствование умения классифицировать предметы на
«жизненном» дидактическом материале.
Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового
способа познания свойств и отношений — сериации. В процессе сериации дошкольники открывают для себя отношения порядка, познают свойства упорядоченного множества (неизменность и равномерность нарастания или убывания величины). Овладение сериацией — основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества. Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции.
Источник
Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
Основными способами познания таких свойств, как форма, размер и количество, которые ребенок осваивает уже в дошкольном возрасте, являются сравнение, сериация и классификация.
Классификация как способ познания свойств и отношений
Классификация — один из важнейших способов познания окружающей действительности. В ее основе лежит разбиение. Разбиение является логическим действием, суть которого состоит в разбивке непустого множества на не пересекающиеся и полностью покрывающие его подмножества. Образованные подмножества именуются классами. При этом в каждый класс входит хотя бы один элемент множества и ни один из элементов множества не может входить сразу в два или более классов. Классификация — распределение элементов множества по классам. В процессе классификации выявляются и устанавливаются отношения эквивалентности по определенным свойствам. Классификация позволяет познать общие характеристические свойства классов и отношения между классами.
Классификация по совместимым свойствам как способ развития предпосылок логико-математического мышления детей старшего
Дошкольного возраста
Классификация по совместимым свойствам является доступным способом развития у старших дошкольников способности к логико-математическому мышлению. В основе такой классификации лежит разбиение множеств по совместимым свойствам, т. е. таким свойствам, которые одновременно присутствуют в объекте. Доступным для старших дошкольников данный вид классификации делает специально сконструированный для этих целей дидактический материал (который мы уже упоминали ранее) — логические блоки: Набор логическик блоков обеспечивает выполнение классификации по совместимым свойствам в плане внешних предметных действий группировки; т. е. распределения предметов по группам. Процесс и результаты группировки логических блоков отражают характер протекания умственного действия классификации.
Выполнение классификации по совместимым свойствам всегда требует устойчивого абстрагирования заданных свойств, анализа и объединения объектов в группы на основе наличия (или отсутствия) этих свойств в каждом из объектов классификации. Анализ свойств осуществляется с помощью логических операций «не» (отрицание), «и» (конъюнкция), «или» (дизъюнкция). Так, чтобы классифицировать логические блоки на основе свойств быть круглым и быть желтым, необходимо:
• провести анализ каждого блока (круглый или не круглый, желтый или не желтый);
• обнаружить все возможные варианты сочетания этих свойств (круглые и желтые, круглые и не желтые, желтые и не круглые, не желтые и не круглые);
• объединить (сгруппировать) вместе все круглые и желтые блоки, все круглые и не желтые блоки, все желтые и не круглые блоки, все не желтые и не круглые.
Эффективным средством развития у детей способности классифицировать объекты по совместимым свойствам являются игры с блоками и обручами, разработанные профессором А. А. Столяром. В современной практике логико-математического развития дошкольников успешно применяются «жизненные» логические материалы, сконструированные по принципу логических блоков (наборы бабочек, листьев, цифр и др.), и разнообразные варианты методически реконструированных игр с обручами.
Освоение классификации по совместимым свойствам осуществляется поэтапно. На первом этапе дети разбивают множество на классы на основе одного свойства. Для выполнения этого действия ребенку необходимо вычленить обозначенное свойство в предметах классификации; абстрагировать его от других свойств; установить, присутствует ли указанное свойство в каждом предмете; объединить в одну группу все предметы, обладающие указанным свойством, в другую — все предметы, не имеющие данного свойства. Важнейший результат освоения детьми классификации по одному свойству — развитие представлений о логической операции отрицания.
Освоение детьми классификации по одному свойству происходит в игровых упражнениях с одним обручем. Для этого на полу размещается обруч.
Предварительно определяются область, которая находится внутри обруча, и место, которое не попадает в обруч (за обручем, вне обруча). Дети получают, например, такое задание: разложить все блоки на полу так, чтобы в обруче оказались все красные блоки. Выполнение такого предметного действия для детей старшего дошкольного возраста не составляет труда. Дети с легкостью называют, какие блоки оказались в обруче (все красные). Однако сложнее всего обозначить общее свойство тех блоков, которые оказались за обручем, так как именно здесь требуется включение логической операции отрицания. Общее свойство всех блоков, оказавшихся вне обруча (все не красные), не имеет сенсорного образца (эталона). Более того, в эту группу могли бы попасть блоки любого другого цвета, кроме красного. Встав перед необходимостью назвать все блоки за обручем одним словом, дети находят для этого разные, но не точные слова (другие, разные, всякие). Решение задачи оказывается невозможным на уровне оперирования образами предметов или сенсорными эталонами свойств. Самостоятельный, достаточно длительный и сложный поиск правильного слова для характеристики группы блоков, оказавшихся за обручем, связан с переходом ребенка на логический уровень мышления. Взрослый помогает сделать этот шаг с помощью вопросов «Какие блоки попали в обруч?», «Есть ли среди блоков за обручем хотя бы один красный?», «Чем они все отличаются от тех, что находятся в обруче?»
Показателем перехода на логический уровень мышления является включенная в действие логическая операция отрицания. Ребенок самостоятельно с ее помощью указывает общее свойство блоков за обручем (не красные, не крупные, не синие и т. д.). В каждом новом игровом упражнении обязательно меняется свойство — основание классификации (квадратные, желтые, треугольные, круглые, синие и т. д.).
Обруч и блоки в игровых упражнениях могут образно «опредмечиваться». Так, обруч может быть планетой, блоки — обитателями вселенной; обруч — морем, блоки — рыбами; обруч — блюдом, блоки — конфетами; обруч — машиной, блоки — строительным материалом. В соответствии с игровым действием обруч можно заменить другим предметом (машинкой, игрушкой, платком и пр.). Образное «опредмечивание» материала уместно при слабо выраженной познавательной мотивации детей и способствует активизации мыслительной деятельности.
Технология организации игровых упражнений на освоение классификации по одному свойству включает следующие шаги:
• предъявление задачи (разложить все блоки так, чтобы. );
• характеристика каждого образованного класса.
На втором этапе дети осваивают классификацию по двум совместимым свойствам. Варианты совместимых свойств (основа
ний классификации) могут быть самыми разными: красные квадратные, синие круглые, прямоугольные красные, желтые большие, треугольные толстые и др. Одно из эффективных средств освоения детьми классификации по совместимым свойствам — игры с двумя обручами и блоками.
На полу — два разноцветных обруча, например синий (слева) и красный (справа).
Вначале дети должны познакомиться с месторасположением и названием всех областей, которые образуются в результате такого расположения обручей (место внутри обоих обручей, место внутри синего, но вне красного обруча; место внутри красного, но вне синего обруча; место вне обоих обручей). Затем получают задание, например разложить все блоки так, чтобы в синий обруч попали все синие блоки, в красный — все круглые.
Для решения этой сложной задачи (выполнение классификации по двум свойствам) ребенку необходимо:
• абстрагировать два свойства (быть синим, быть круглым);
• объединить вместе все синие и круглые блоки, все синие и не круглые, все круглые и не синие, все не синие и не круглые. Процесс выполнения практических действий детьми наглядно
демонстрирует включенность логических операций в решение задачи. Логические операции бездействуют, если дети сначала выбирают все синие блоки и помещают их в синий обруч, затем из оставшихся выбирают все круглые и помещают в красный обруч. При этом место внутри обоих обручей остается пустым. Если задействован логический анализ, ребенок поочередно берет блоки, смотрит на них и определяет, каковы они с точки зрения заданных свойств.
Первоначально некоторые дети решают задачи на классификацию по совместимым свойствам на дологическом уровне. Основной путь помощи этим детям — предоставление им возможности самим увидеть свои ошибки и самим их исправить. Процесс самостоятельного поиска направляется взрослым. После того как дети разложили все блоки в обручи, а место внутри обоих обручей осталось пустым, взрослый предлагает проверить:
• все ли синие блоки попали в синий обруч (и исправить ошибки);
• все ли круглые блоки попали в красный обруч (и исправить ошибки).
Дети быстро находят «ошибочные» блоки и перекладывают их в другую группу. При этом место внутри обручей остается пустым. В результате многократного перекладывания дети обнаруживают, что таким образом нельзя исправить ситуацию, и находят самое подходящее место для «ошибочных» блоков — внутри обоих обручей.
Подтверждением действенности логических операций у детей является умение выделить и назвать общее (характеристическое) свойство образованных классов. С этой целью взрослый предлагает детям назвать каждую группу блоков так, чтобы их нельзя было спутать с другими:
• внутри обоих обручей: все синие и круглые блоки;
• внутри синего, но вне красного: все синие и не красные блоки;
• внутри красного и вне синего: все круглые и не синие блоки;
• за обручами (вне обручей): все не круглые и не синие блоки. Включению в действие логических операций «не», «и», «или»
в упражнениях с обручами способствуют также вопросы:
• каким должен быть блок, чтобы попасть сразу в оба обруча? (Синим и круглым.);
• какими должны быть блоки, чтобы попасть хотя бы в один из обручей? (Синими или круглыми.)
Технология организации игровых упражнений с обручами на освоение классификации по двум совместимым свойствам включает следующие шаги:
Подготовительный: выделение и называние всех областей, которые образуются при пересечении двух обручей.
Основные:
• предъявление задачи (разложить все блоки так, чтобы. );
• проверка решения задачи;
• характеристика каждого образованного класса (формулировка их характеристических свойств).
Как и на предыдущем этапе, здесь возможно образное «опредмечивание» обручей и блоков, использование вместо обручей других предметов. Благодаря этому создаются разнообразные игровые ситуации, для разрешения которых дети должны выполнить классификацию по совместимым свойствам. Например, разделить конфеты между Винни-Пухом и Пятачком так, чтобы Пуху достались все желтые конфеты, а Пятачку — все прямоугольные конфеты; разделить строительный материал для постройки дома между Ниф-Нифом и Наф-Нафом так, чтобы у Ниф-Нифа были все квадратные блоки, а у Наф-Нафа — все толстые. В каждом новом игровом упражнении задается новая пара совместимых свойств. В процессе классификации дети продолжают познавать отношения между классами.
Резюме
В дошкольном возрасте дети осваивают важнейшие способы познания формы, размера и количества: сравнение, сериацию, классификацию.
Сравнение —самый первый способ познания свойств и отношений, которым овладевают дети, и один из основных логических приемов познания мира. Он позволяет ребенку обнаружить сходство или различие как между отдельными предметами, так и между группами предметов по форме, размеру, количеству, пространственному расположению.
В дошкольном возрасте дети осваивают с помощью взрослого сначала непосредственные (наложение, приложение, соединение линиями), а затем и опосредованные (с помощью предмета-посредника, счета, измерения) приемы сравнения предметов по размеру и групп предметов — по количеству.
Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового способа познания свойств и отношений — сериации. В процессе сериации дошкольники открывают для себя отношения порядка, познают свойства упорядоченного множества (неизменность и равномерность нарастания или убывания величины). Овладение сериацией — основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества.
Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции.
Способность к абстрагированию — важнейшая особенность логико-математического мышления. Она успешно развивается в дошкольном возрасте в процессе сравнения, упорядочивания, классификации. Однако для ее развития требуется тщательный отбор дидактических материалов: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и другие аналогичные материалы.
Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
Основными способами познания таких свойств, как форма, размер и количество, которые ребенок осваивает уже в дошкольном возрасте, являются сравнение, сериация и классификация.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник