Учет дистанционных услуг и работа с платежами по ним
Больше материалов по теме «Говорит бухгалтер» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Дистанционной торговлей уже никого не удивишь. Ей занимаются и «оффлайн» магазины и специализированные площадки, но в период коронавирусной пандемии в 2020 году оказались чрезвычайно востребованы дистанционные услуги, к тому же многие организации были вынуждены перевести сотрудников на удаленную работу. Поэтому возникла мысль обсудить эту тему.
Чаще всего дистанционно оказывают следующие услуги:
- Консультационные.
- Юридические.
- Бухгалтерские.
- Консалтинговые.
- Инвестиционные, брокерские.
- Образовательные.
- Банковские.
- Посреднические.
- Диспетчерские.
- Маркетинговые.
- В сфере IT-услуг.
Иногда заманчивые сайты предлагают пройти удаленно аудит или спецоценку условий труда, но это категорически противоречит законодательству. Аудит или, точнее, проверку и анализ, можно провести для отдельных сфер деятельности. Например, дать проверяющему доступ к облачной бухгалтерии, чтобы определить правильность настроек учета и его ведение, хотя при этом он не сможет сравнить введенные данные с первичными документами (конечно, если вся документация не ведется электронно). А вот проводить так ежегодный обязательный аудит точно нельзя.
По спецоценке тоже понятно – это не просто составление каких-то бумажек, а оценка условий рабочей среды, проведение замеров освещенности, уровня шума, осмотр оборудования и т.д. Удаленно физически нереально выполнить все требования, специалист должен присутствовать очно, иначе результаты СОУТ могут оспорить и сами работники, и проверяющие.
Дистанционные услуги оказываются двумя способами:
- Полностью удаленно. Когда весь процесс организован с помощью сети интернет, телефона, электронной почты и через другие средства связи, аналогично происходит передача и подписание документов (ЭДО) и оплата.
- Частично удаленно. В этом случае иногда контрагентам придется вживую пересекаться или обмениваться бумажными экземплярами документации. Оплата тоже происходит как удаленно, так и наличными (картой) с личным присутствием плательщика. Бывает, что личного присутствия («живой» документ) требует закон или условия договора.
Целая компания теоретически может работать исключительно дистанционным способом. Это выгодно экономически: не нужно арендовать помещение, персонал на дому обычно обходится дешевле, работа с клиентами ведется по всей стране и за рубежом – нет ограничений. С другой стороны, в части налогообложения и расчетов есть много моментов, которые нужно продумать до начала работы, чтобы не получить серьезные штрафы.
Дистанционные сотрудники
Трудовой кодекс предусматривает возможность нанимать сотрудников на удаленную работу, особенности такого труда описаны в главе 49.1 ТК. Не достаточно просто написать в трудовом договоре про удаленку, учтите, что к такой работе предъявляются определенные требования:
- Работодатель не контролирует ни прямо, ни косвенно рабочее место. Т.е. им не может быть офис, снятый для сотрудника компанией или даже временное место в подразделении (к примеру, если бухгалтер на дому составляет отчетность, переводит платежи, отвечает на требования, но приходит в офис ввести в программу первичку, то это уже не удаленная работа).
- Обмен данными и документами происходит в электронном виде, в том числе с использованием ЭДО, кроме отдельных случаев (больничные листы нужно отправлять в оригинале, как и справки, необходимые для получения иных пособий, трудовая книжка также высылается в оригинале, если работник не писал заявления на ЭТК).
- Режим работы и отдыха работник устанавливает для себя самостоятельно, если иное не указано в договоре.
Кстати! Благодаря введению электронных трудовых книжек нанять персонал удаленно стало проще, а работнику легче контролировать его официальное оформление – сведения можно запросить из личного кабинета на Госуслугах.
Некоторые организации стали переводить своих сотрудников в самозанятые или предлагают зарегистрировать ИП для оказания услуг бывшему работодателю. Что это сулит организации:
- Самозанятые не могут оказывать услуги текущему или бывшему работодателю (если уволились менее двух лет назад, пункт 8 статья 6 Федерального закона № 422-ФЗ от 27.11.2018). Заключенные договора могут переквалифицировать в обычные трудовые, значит, придется доплачивать взносы, платить пени и штрафы, сдавать уточненную отчетность. Физическому лицу насчитают НДФЛ, а возможно и оштрафуют за незаконную предпринимательскую деятельность.
- ИП платят взносы, сдают отчеты и отвечают по обязательствам всем своим имуществом – не каждый работодатель сообщает об этом будущему предпринимателю, не предупредили работника – ждите претензий. К таким сделкам, скорее всего, будет внимание со стороны любых проверяющих: налоговой, ПФР, ФСС. Опять же возможна переквалификация в трудовой договор.
Лучший выход, если оказание услуг носит эпизодический характер, – заключать гражданско-правовой договор на каждый случай, если речь о временном проекте (например, составление сметной и поэтапной сдаточной документации по объекту строительства) – срочный трудовой, при регулярной востребованности услуг – принять работника на постоянную работу или совместительство (в зависимости от наличия другого места работы).
Принуждать к регистрации ИП или в качестве самозанятого точно не стоит. Если сотрудник решит, что действительно хочет организовать собственное дело – честно сообщите плюсы и минусы, предложите помощь с расчетом налогов и отчетностью (хотя бы в зачет оплаты будущих услуг), обратите внимание на соблюдение ограничений по НПД (налогу на профессиональный доход).
Обратите внимание! Выручка за год по НПД не должна превышать 2,4 миллиона рублей. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы (как ИП), поэтому период такой деятельности (если отсутствует другое место работы) не будет включен в пенсионный стаж.
Самозанятые на удаленке
Количество регионов, где введен НПД, выросло с начала 2020 года и, скорее всего, еще расширится. В закон с 1 апреля 2020 г. внесены изменения, и теперь регионы, еще не участвующие в эксперименте, могут принять решение о введении у себя этого режима, правда, не раньше 1 июля (региональный закон должен быть принят не позднее чем за месяц до этого или другой, более поздней, даты введения НПД).
Появится больше возможностей для использования услуг самозанятых граждан, в том числе дистанционных. Как таковых конкретных списков видов услуг, как при патенте или ЕНВД, нет, но есть ограничения. В части услуг, они касаются:
- Посредничества (комиссия, поручение, агентские договора).
- Доставки с приемом платежей за доставляемые товары.
Исключение – доставщики, которые используют ККТ продавцов товаров (п. 5 и п. 6 статьи 4 закона 422-ФЗ).
Наиболее востребованы бухгалтерские, консультационные (в различных сферах), юридические услуги. Для подтверждения расходов необходимо получить от исполнителя чек (формируется в приложении «Мой налог») со следующими реквизитами:
- Дата и время.
- ФИО исполнителя.
- ИНН исполнителя и заказчика.
- Отметка о применении НПД.
- Название услуг.
- Сумма.
- QR-код.
- ИНН и наименование уполномоченной кредитной организации (в основном это крупные банки) или оператора электронной площадки (сервисы-такси, доставки, логистики и т.д.), если они участвуют в расчетах (при этом чек пробивает оператор, а не самозанятый, результаты расчетов можно посмотреть в приложении).
- Уникальный номер чека в налоговой системе.
Чек – главный документ, подтверждающий расход. Плательщик НПД не обязан заключать договор и выставлять акты (ведь наименование услуги будет в чеке), но в то же время они дают больше оснований для принятия расходов заказчику.
В договоре прописываются условия расчетов, периодичность, другие ключевые моменты. Акт расшифровывает услугу подробно.
Пример: в чеке указываются «бухгалтерские услуги за апрель», а в акте перечисляется конкретный объем обработанных документов, составленной отчетности и т.п. Если исполнитель допустит ошибку, приведшую к штрафам, будет возможность доказать, что этот ошибочный документ подготовил конкретный исполнитель, и взыскать с него убыток (а тут пригодится договор).
Особенности налогообложения и учета расходов
С точки зрения заказчика важно подтверждение расходов для целей налогообложения. Немного об этом уже было сказано выше – в теме самозанятости. Для работы с другими исполнителями – ИП или организациями, оказывающими услуги дистанционно, потребуется организовать правильный обмен информацией и документами:
- Заключить договор, в котором определить периодичность и способ передачи документов – через систему ЭДО (согласовать оператора), почтой (простым, заказным, ценным письмом или бандеролью, экспрессом), курьером (какими службами или с помощью штатных сотрудников), через уполномоченных лиц.
- При необходимости подписать соглашение с оператором для обмена электронными документами, с почтой, курьерской службой и т.д. Эти затраты можно будет принять в расходы.
- Если для оказания услуги заказчик должен давать доступ к системе учета, предоставлять данные или документы, то настроить удаленный доступ (особенно обратить внимание на права пользователя) или договориться, как именно будут отправляться документы. Например, первичку в оригинале вряд ли кто-то захочет пересылать, придется делать фото или сканы.
Обратите внимание! В договоре можно указать, что предварительно стороны обмениваются сканами или факсами документов, а оригиналы направляются позже, при этом копии действуют до момента их получения. Однако для целей налогового учета можно принимать или оригиналы, или электронные документы (с ЭЦП).
Работа с сотрудниками
Если вы организуете работу дистанционного сотрудника, то кроме всего вышесказанного нужно договориться о том, кто будет предоставлять оборудование (телефон, компьютер и т.д.) и как будут компенсироваться затраты работника на связь, канцтовары и прочее. Компенсации можно учесть в расходах только при условии подтверждения.
Можно предоставить сотруднику корпоративную сим-карту, а интернет подключить за счет компании (у работника будет собственная линия + предоставленная работодателем) с условием использования исключительно в рабочих целях.
Учет у исполнителя
Если ваша компания сама оказывает услуги дистанционно, то появляются такие расходы, как:
- Создание сайта.
- Оплата услуг платежных систем.
О том, как вести учет расходов на создание сайта, вы можете прочитать в статье в разделе бухгалтерского учета. В зависимости от исключительности прав на ресурс, сайт учитывается как нематериальный актив или как прочие расходы.
Бухучет поступлений через платежные системы ведется с помощью счета 55. Типовые проводки будут выглядеть следующим образом:
- Д 62 К 90.1 – учтена выручка от оказанных услуг.
- Д 90.3 К 68 – отражен НДС по операции (если исполнитель – плательщик НДС).
- Д 55 К 62 – при поступлении денег на счет электронного кошелька организации или ИП (за минусом комиссии) от физических или юридических лиц.
- Д 91.2 К 76 – отражена комиссия системы по договору.
- Д 76 К 62 – удержана комиссия из средств, перечисленных покупателем.
- Д 51 К 55 – средства перечислены с электронного счета на расчетный счет в банке.
Если средства поступают через платежного агента, операции будут аналогичными, но отличается применение ККТ. При поступлении на электронные счета, кошельки исполнитель должен пробить бумажный чек или электронный и передать/отправить его покупателю. Есть возможность подключить специальные сервисы для формирования чеков в автоматическом режиме, они отправляются на электронную почту или на мобильный заказчика. При расчетах через платежного агента чек пробивает агент.
На общей системе затраты на комиссию учитываются как прочие или внереализационные расходы (как пропишете в учетной политике). Расходы признаются при методе начисления (как правило, на ОСНО применяется именно он) в периоде, к которому относятся. Например, если система взимает комиссию раз в день, значит, отражаем ежедневно, если за месяц, на последнее число месяца и т.д.
Важно! На УСН учитываем комиссию в составе прочих расходов на дату удержания (перечисления).
Исполнитель может применять ЕНВД и патентную систему при оказании дистанционных услуг, при условии, что соответствует другим требованиям. При этом регион оказания услуг не имеет значение для ИП-обладателя патента, как неоднократно разъясняли Минфин и ФНС, т.е. ИП, зарегистрированный, например, в Москве, может оказывать услуги по всей России.
Иностранные компании
В одной из прошлых статей я рассказывала об особенностях экспорта и импорта. При оказании услуг важно место их реализации. Определяем его с помощью статьи 148 и 174.2 НК РФ.
Например, консультационные, юридические, рекламные, маркетинговые, бухгалтерские услуги (кроме услуг в электронной форме) не связаны с определенным местом и местом их реализации считаемся место деятельности покупателя (пп. 4 п. 1 статьи 148 НК РФ). Услуги в сфере образования и обучения учитываются по месту оказания (пп 3 п. 1 статьи 148). Услуги, связанные с перевозками (пп. 41 и пп. 4.2 статьи 148 НК) в зависимости от пункта отправления и прибытия.
В статье 174.2 описан особый вид услуг – в электронной форме. К ним относятся – предоставление доменов и хостинга, администрирование сайтов, поиск и предоставление информации о потенциальных покупателях и т.д.
Если местом реализации не признается РФ, то не возникает объекта обложения НДС и налоговым агентом заказчик не является. То же в отношении услуг в электронной форме, если их вам оказывает иностранная компания – не возникает обязанности рассчитывать и перечислять налог как агенту. Иностранная компания обязана встать на учет и сделать это сама.
По налогу на прибыль в случае, если вы приобретаете услуги у зарубежной организации, вы остаетесь налоговым агентом (независимо от того, стоит ли компания на учете в России или нет).
Источник
Услуга оказанная дистанционным способом
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007,
от 30.11.2019 N 1542, от 16.05.2020 N 697)
1. Настоящие Правила, устанавливающие порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
1(1). Продажа лекарственных препаратов для медицинского применения (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов) дистанционным способом осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, установленных Правилами выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом».
(п. 1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 697)
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
«покупатель» — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
«продавец» — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом;
«продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
Продавец должен сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.
4. Перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом.
5. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 N 1542)
6. Настоящие Правила не применяются в отношении:
а) работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом;
б) продажи товаров с использованием автоматов;
в) договоров купли-продажи, заключенных на торгах.
7. Продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.
8. Продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
9. Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров — на русском языке):
а) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
б) сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
в) цена в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);
г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
ж) место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара;
(пп. «ж» в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
к) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
л) информация, предусмотренная пунктами 21 и 32 настоящих Правил;
м) информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
(пп. «м» введен Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
10. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
11. Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров представляются в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
12. Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.
Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
13. Продавец обязан информировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом.
14. В случае если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны:
а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
г) обязательства покупателя.
15. Предложение покупателя о пересылке товаров почтовым отправлением в адрес «До востребования» может быть принято только с согласия продавца.
16. Продавец должен обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
17. Организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.
18. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор.
19. Продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже.
Не допускается передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об оплате товаров.
20. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
21. Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества, за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения, возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 697)
(см. текст в предыдущей редакции)
Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
22. В случае если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то в место его жительства.
Для доставки товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).
23. Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.
Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.
За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
24. В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.
25. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю соответствующие принадлежности, а также относящиеся к товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законодательством Российской Федерации.
26. Доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя — любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.
27. В случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.
Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
28. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
29. Покупатель вместо предъявления требований, указанных в пункте 28 настоящих Правил, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований покупателя.
30. При отказе продавца передать товар покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
31. При возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца.
32. Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:
а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
б) режим работы продавца;
в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 настоящих Правил;
г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;
д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
33. При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:
а) полное фирменное наименование (наименование) продавца;
б) фамилия, имя, отчество покупателя;
в) наименование товара;
г) даты заключения договора и передачи товара;
д) сумма, подлежащая возврату;
е) подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).
Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.
34. В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется неодновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:
а) наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
б) почтовым переводом;
в) путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.
35. Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.
36. Оплата товара покупателем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной покупателем суммы при возврате покупателем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
37. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007, от 16.05.2020 N 697)
Источник