Методическая разработка по методике усложнения предметного рисования в разных возрастных группах
Евгения Александровна Сайкевич
Методическая разработка по методике усложнения предметного рисования в разных возрастных группах
Для ребенка изобразительная деятельность имеет очень большое значение. Через изобразительную деятельность осуществляется умственное воспитание – развивается речь, мышление, память, воображение, внимание, цветоразвитие. ; эстетическое и нравственное воспитание – любовь к прекрасному, любовь к Родине.
Возрастные особенности.
— младший дошкольный возраст: в этом возрасте ребенок постепенно начинает находить сходства получившихся линий и штрихов с предметами. В процессе рисования ребенок испытывает радостные открытия, когда начинает узнавать в своих каракулях предметы. В этом возрасте сходство рисунка с предметом для ребенка основано на признаке цвета или характера производимых в процессе рисования движения. В этот период задача педагога состоит в обогащении детского опыта. Помочь ему сравнить нарисованное с реальным предметом. В этом возрасте усидчивость ребенка очень низкая, внимание рассеянное, память кратковременная, плохо развита моторика.
— средний дошкольный возраст: дети становятся более усидчивыми, внимательными, различают разные виды изобразительной деятельности, лучше развита память. Появляется интерес не только к процессу рисования, но и к результату своей работы.
— старший дошкольный возраст: у детей шире развит кругозор, воспринимают большее количество информации, т. к. они стали усидчивее и внимательнее, значительно развита моторика рук.
В первой младшей группе одной из главных задач является формирование у детей понимания образного характера деятельности интереса к этой деятельности. Внимание педагога и малышей сосредоточенно на элементарной технике рисования красками и карандашом. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основное средство выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы. Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы, явления, продолжают осваивать линию как средство выразительности. Дети усваивают способы рисования предметов округлой и прямоугольной формы. В средней группе дети продолжают осваивать рисование предметов округлой и прямоугольной формы, учатся изображать предметы овальной и треугольной формы. Продолжают осваивать цвет как средство выразительности. Учатся обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая соотношения между ними. В старшем дошкольном возрасте ставят задачу создания у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете. Постепенно детей подводят к передаче индивидуальных особенностей предметов. Дети легко и уверенно проводят концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, круги, дуги, точки и т. п.
Методы и приемы.
— младший дошкольный возраст:
Игровой приём – сюрпризный момент, чтоб привлечь внимание детей.
Обследование — обследователькие действия (выделять форму и цвет)
Показ – полный с проговариванием всех действий, т. к. у детей рассеянное внимание.
Индивидуальная работа – показываем ещё раз как выполнять действие либо на мольберте, либо на своём листочке, приём “пассивного рисования”.
Анализ детских работ – похвала всем детям, чтоб сохранить интерес к рисованию, но к концу года выделять достоинства и недостатки каждой работы.
— средний дошкольный возраст:
Игровой приём — чаще использовать художественное слово (загадки, стихи).
Обследование – особое внимание уделять строению и пропорциям (определять длину конечностей и их схожесть).
Показ – полный при знакомстве с новой формой, с новым приемом рисования; частичный – предложить ребенку самому показать, или с помощью вопросов активизировать детей.
Индивидуальная работа – работа на своем листе. Вопросы, уточнения направленные на изображения предмета.
Анализ детских работ– постепенно привлекать к анализу самих детей, обращая внимание на качество выполнения работы, на проявления творчества, обращать внимание на пропорции.
— старший дошкольный возраст:
Игровой приём — включают словесные методы (загадки, стишки, рассказы).
Обследование — выявляем характерные особенности с помощью вопросов или сравнения.
Показ — частичный, обращать внимание на отдельные элементы, которые сложны для детей, если знакомим с новой техникой (по мокрому и сухая кисть) то показ полный.
Индивидуальная работа — словесные приемы (объяснение, вопросы, напоминания).
Анализ дет работ — обращать внимание на технику выполнения, на проявление творчества, передачу характерных особенностей,учить анализировать самостоятельно.
Роль рисования в воспитании и обучении дошкольников Рисование — одно из любимых видов деятельности дошкольника. Оно глубоко волнует детей и внём можно увидеть очень много, если правильно.
Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка. Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой.
Источник
Обучение детей дошкольного возраста способам изображения
Сердитых Анна
Обучение детей дошкольного возраста способам изображения
Одно из важных условий развития творчества у детей дошкольного возраста-овладение способами изображения в рисунке, лепке, аппликации. Любой деятельностью ребенок может овладеть,усваивая от взрослого те или иные способы. Для успешного осуществления творчества ему нужно овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения.
Как же воспитателю надо строить обучение, чтобы обеспечить у детей формирование обобщенных способов изображения?
Ребенок в рисовании стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни, но ему это не всегда удается, так как у ребенка еще отсутствуют соответствующие умения. Вот почему важно, чтобы дети овладели такими изобразительными движениями, которые позволят им передать форму разнообразных предметов в рисунке.
Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно рисовать предметы и явления окружающей жизни?
Все предметы по форме можно разделить на три группы: которые состоят из линий, круглой и овальной формы и прямолинейной формы-квадратной, прямоугольной, треугольной.
Как же обучать детей, чтобы они, овладевая ими, могли свободно изображать любые предметы и явления окружающей жизни?
При обучению рисованию детей в детских садах, на каждом занятии дети приобретают умение изображать какой-то один конкретный предмет,яблоко или шар, флажок или дом, воспитатель видя,что дети затрудняются-сам показывает способ изображения. Современные требования,предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия. Решение этой задачи возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Говоря другими словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и тоже рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт.
Начинать формирование обобщенного способа изображения (в рисунке, лепке, аппликации) надо с момента организации восприятия предмета (движения руки по форме). Движение, которым воспитатель, а потом дети обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления, и движение, воспроизводящее контур изображаемого предмета в рисунке, сходны по своей направленности. Это сходство и специфичность движений для каждой группы форм и позволяет ставить вопрос о возможности формирования у детей обобщенных рисовальных движений (способов рисования, необходимых для передачи в рисунке предметов,относящихся к определенной группе.
От уровня овладения обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группе детского сада зависит уровень развития рисования и детского изобразительного творчества в будущем. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение решать любую изобразительную задачу.
Во второй младшей группе занятия, на котором дети изображают предмет, требуют нового формообразующего движения, его следует начинать с обследования, определения формы предмета.
Точному формообразующему движению и зрительному контролю детей надо учить. Но не в сухой назидательной форме,а эмоционально,учитывая особенности дошкольного возраста. Важное значение для формирования обобщенных способов изображения имеет методика последующих занятий, на которых изображается предмет той же формы. Все занятия начинаются с обследования предмета, определения его формы. Потом дети вспоминают, какой предмет они рисовали на прошлом занятии. Затем в воздухе дети показывают, как следует рисовать. Показ рисовального движения педагог сопровождает объяснением.При этом важно учесть : не только формообразующее движение ребенок должен делать верно ; он должен правильно держать и карандаш, правильно пользоваться красками.
На следующих занятиях педагог продолжает учить детей устанавливать взаимозависимость между формой предмета и способами его передачи в рисунке, пониманию того,что все предметы (или их части) одинаковой формы рисуются одним и тем же способом. При этом педагог обращается к опыту детей, приобретенному ранее, активизируя его. Когда педагог просит детей нарисовать предмет уже знакомой им формы, состоящий из нескольких частей, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. По обследованию предмета, определенной формы его частей. величины и расположения воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части и показывает у доски. Если предмет несложный, воспитатель прибегает к показу жестом в воздухе.
Вся работа по обучению обобщенным способам изображения-это не сама цель. Она необходима для того, чтобы подвести детей к осознанному рисованию. Усваивая обобщенный характер исполненных изобразительных действий, дети легко применят их при создании любых изображений.
О настоящем творческом характере можно говорить тогда, когда дети легко и свободно изображают любой предмет, который им понравился, независимо от того, изображали ли они его ранее или нет.
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Альбом «Технические приемы изображения» Добрый день, уважаемые коллеги! В своих предыдущих публикациях я рассказывала об альбоме «Художественные материалы» для рисования с детьми.
Мастер-класс «Нетрадиционные техники изображения» 1. Интересный вариант для детишек которые не хотят рисовать по каким-либо причинам, или просто интересный вариант рисования с малышами Наливаем.
Нетрадиционные техники рисования в старшей группе для изображения колорита осени Вот и закончилось весёлое тёплое лето,на смену ему спешит красавица осень. Золотая осень. Снова осень на пороге, Листья пожелтели, Закружились.
Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.
Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.
Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Источник