- Статья 7. Условия применения способов закупки
- ГАРАНТ:
- Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков
- Отличие от 44-ФЗ
- На кого распространяется закон 223-ФЗ
- Подготовка к закупочной деятельности
- Публикация сведений в ЕИС
- Самое важное для заказчика
- Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
- 223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.
- Кто работает по 223-ФЗ
- Заказчики
- Поставщики
- Электронные торговые площадки
- Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ
- Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ
- Что не регулирует 223-ФЗ
- Правовая основа 223-ФЗ
- Ответим на вопросы
Статья 7. Условия применения способов закупки
Статья 7. Условия применения способов закупки
1. Заказчик при осуществлении закупок использует конкурентные способы закупок или осуществляет закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Заказчик выбирает способ закупки в соответствии с положениями настоящей статьи.
3. Закупка продукции путем проведения конкурса может проводиться Заказчиком в случае, если стоимость продукции не является единственным критерием выбора поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Закупка продукции путем проведения аукциона может проводиться в случае, если стоимость продукции является единственным критерием выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в случае если закупаются товары, работы, услуги, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.
5. Запрос котировок может проводиться в случае, если стоимость продукции является единственным критерием выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и возможно точное описание требований к продукции и условиям исполнения договора. При этом запрос котировок проводится в случае, если закупка должна быть осуществлена в короткие сроки и стоимость закупаемой продукции не превышает 3 000 000 (трех миллионов) рублей*(2).
6. Запрос предложений может проводиться в случае, если стоимость продукции не является единственным критерием выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом запрос котировок проводится в случае, если закупка должна быть осуществлена в короткие сроки и стоимость закупаемой продукции не превышает 3 000 000 (трех миллионов) рублей*(2).
7. Конкурентные способы закупки могут быть открытыми и закрытыми. При проведении открытой закупки, информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) извещения о проведении такой закупки, документации о закупке и к участникам закупки предъявляются единые требования.
8. Закрытые конкурсы, закрытые двухэтапные конкурсы, закрытый аукцион проводятся, если осуществляется закупка:
1) сведения о которой составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке и (или) в проекте договора;
2) сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе (на официальном сайте) в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ.
9. Двухэтапный конкурс может быть проведен в следующих случаях:
1) конкурс проводится для заключения договора на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного договора, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения как результата интеллектуальной деятельности;
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки, в том числе при закупках, не позволяющих однозначно описать требования к объекту закупки;
3) риска неприемлемо больших финансовых потерь от неисполнения или ненадлежащего исполнения заключаемого договора, в том числе многократно превосходящих цену закупаемой продукции.
При проведении двухэтапного конкурса применяются положения настоящего Положения о проведении конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 23 настоящего Положения.
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «статья 24»
10. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в соответствии и в случаях, предусмотренных Главой 9 настоящего Положения.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП
Срок для прочих участников
Источник
223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.
Мы делали цикл статей по 44-ФЗ и «расшифровывали» его сложный юридический язык. Теперь беремся за 223-ФЗ. Рассмотрим его основные положения и отметим существенные для поставщиков моменты. Мы переписали текст закона понятными словами. Итак…
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики
Закон устанавливает правила закупок для определенных заказчиков — отдельных видов юридических лиц. Это:
- госкомпании с долей участия государства больше 50%, их «дочки» и «внучки»;
- естественные монополии;
- организации, которые занимаются энергетикой, газо-, тепло- и водоснабжение и др.;
- бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если закупаются за счет грантов, пожертвований, средств субподряда или тратят самостоятельно заработанные деньги;
- ФГУПы, имеющие важное значение для безопасности России и обеспечения прав ее граждан (перечень устанавливает Правительство);
- компании, реализующие с господдержкой инвестиционные проекты дороже 500 млн рублей;
Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Оно базируется на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке.
Читайте положение о закупке каждого конкретного заказчика — в нем основные правила, которые регулируют закупки компании на всех этапах: от планирования тендеров до заключения договора, приемки товаров, работ или услуг.
Заказчики должны следовать следующим принципам: прозрачность и открытость закупок, развитие конкуренции среди участников, эффективное расходование денег, равноправие и неизменяемые требования к участникам.
Поставщики
Поставщиками могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые . На стороне одного участника могут выступить несколько юридических или физических лиц.
Требования к участникам определяют заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Но заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию.
Электронные торговые площадки
Большинство закупок проходит в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой — свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки обычно берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках.
Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).
На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.
Оператор ЭТП обеспечивает:
- непрерывную работу площадки и надежность ПО;
- обмен электронными документами между заказчиком и поставщиками, неизменность подписанных электронных документов;
- равный доступ участников к закупкам и конфиденциальность содержания их заявок.
Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).
Требования к сертификатам ЭП поставщиков определяет каждая конкретная площадка. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или КЭП со специальным расширением для определенной площадки — OID-ом.
Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ
Закон дает заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП).
Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ
Закон дает ряд преимуществ отдельным участникам. Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов.
Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).
Для малого и среднего бизнеса — это льготы и преференции .
В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличится до 25 %.
Что не регулирует 223-ФЗ
Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:
- куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных кооперативах;
- покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров;
- закупки в области военно-технического сотрудничества;
- закупки товаров и услуг по международным договорам;
- отбор организаций для бухгалтерского аудита;
- обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности;
- лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»;
- деятельность владельцев облигаций;
- банковское сопровождение государственных оборонных заказов;
- закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц;
- закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств;
- отбор субъектов оценочной деятельности;
- совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества;
- закупки услуг по договорам синдицированного кредита;
- инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».
Правовая основа 223-ФЗ
Закон опирается на положения Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации . Заказчик утверждает свое положение о закупке в соответствии с ними. Некоторые заказчики — учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий — могут утвердить типовое положение о закупке.
Мы рассмотрели первые 3 статьи 223-ФЗ. В следующей публикации цикла подробнее поговорим о видах закупок и основных документах закупочного процесса по 223-ФЗ.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .
Источник