- 5. Какие способы закупки заказчику необходимо включить в положение о закупке?
- Энциклопедия решений. Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения. Положение о закупке
- Внимание
- Внимание
- Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков
- Отличие от 44-ФЗ
- На кого распространяется закон 223-ФЗ
- Подготовка к закупочной деятельности
- Публикация сведений в ЕИС
- Самое важное для заказчика
- Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
5. Какие способы закупки заказчику необходимо включить в положение о закупке?
5. КАКИЕ СПОСОБЫ ЗАКУПКИ ЗАКАЗЧИКУ НЕОБХОДИМО ВКЛЮЧИТЬ
В ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ?
Данный материал НЕАКТУАЛЕН! Его обновление прекращено с 24.08.2021. Для просмотра актуального материала по этому вопросу перейдите по ссылке.
В положении о закупке необходимо предусмотреть следующие способы закупки (ч. 2 ст. 2, ч. 3.1, 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):
1. Конкурентные способы закупки:
— конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
— аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
— запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
— запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
2. Неконкурентные способы закупки, например, закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Учтите: при разработке положения о закупке не злоупотребляйте своим правом проводить закупки у единственного поставщика. Это может привести к нарушению норм Закона N 135-ФЗ и (или) Закона N 223-ФЗ. Минфин России указывает, что цели Закона N 223-ФЗ не выполняются, если большая часть закупок проводится у единственного поставщика (Письмо от 19.04.2019 N 24-04-07/28730). В связи с этим рекомендуем большую часть закупок осуществлять конкурентными способами.
В положении о закупке можно предусмотреть и иные способы закупки. Конкурентными из них будут те, что соответствуют требованиям ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
В положении о закупке необходимо учесть особенности проведения ряда закупок, в частности:
— закупка товаров (работ, услуг) из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616, осуществляется только в электронной форме, за исключением установленных случаев (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
— конкурентные закупки среди СМСП осуществляются только в электронной форме путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений с учетом требований ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Такие закупки допустимо проводить на электронных площадках из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ч. 2 ст. 3, ч. 1, 2, 11 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
— закрытые закупки в электронной форме, осуществляемые согласно ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, проводятся только на электронной площадке из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р и с учетом особенностей, установленных в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663 (ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).
За осуществление закупки, которая должна проводиться в электронной форме, в иной форме предусмотрена административная ответственность. Подробнее об этом см. разд. 16 настоящего материала.
Источник
Энциклопедия решений. Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения. Положение о закупке
Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения с 1 июля 2018 года. Положение о закупке
Редакция Закона N 223-ФЗ, действующая с 1 июля 2018 года, дает понятия «конкурентной закупки» через определения требований к таковой (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) и «неконкурентной закупки», как закупки, не соответствующей таким требованиям (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), а также перечисляет способы конкурентной закупки (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Однако перечень способов конкурентной закупки не является закрытым и заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке иные способы конкурентной закупки, соответствующие требованиям , установленным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), и различные способы неконкурентной закупки (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Также Закон N 223-ФЗ определяет некоторые рамки выбора способа, вида процедуры закупки, однако выбор того или иного конкретного способа, вида процедуры зависит, в основном, от условий положения о закупке .
Внимание
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля 2018 года , утверждены и размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) не позднее 1 января 2019 года . Положения о закупке, которые не будут приведены в соответствие с новой редакцией Закона N 223-ФЗ к указанной дате, после нее будут считаться не размещенными в ЕИС, что в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ повлечет обязанность применения заказчиком при закупках положений Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных указанной нормой. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с действующими с 1 июля 2018 года требованиями, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Определение закупки как таковой в Законе N 223-ФЗ по-прежнему отсутствует, однако системный анализ его норм, в частности, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ показывает, что под закупкой в нем понимается процедура выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагента) для заключения с ним договора на приобретение товаров, работ, услуг .
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.
Конкурентной закупкой является согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о ней сообщается заказчиком одним из следующих способов:
— путем размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения о ее осуществлении (далее — извещение), доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке (далее — документация) (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
— посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке не менее чем 2 лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
2) обеспечивается конкуренция между ее участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в ней, окончательных предложениях ее участников (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
3) описание ее предмета осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Эти требования рассмотрены в отдельном материале.
Для конкурентной закупки в электронной форме (далее — электронная конкурентная процедура) дополнительные требования вытекают из ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ:
— она должна проводиться на электронной площадке, соответствующей требованиям ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ (из ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ следует, что понятие «электронная площадка» употребляется в этом Законе в том же смысле, что и в Законе N 44-ФЗ — сайт в сети «Интернет», на котором проводятся конкурентные способы определения контрагентов);
— обмен информацией и документами между заказчиком и ее участниками должен осуществляться через оператора электронной площадки (ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).
В ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ перечислены некоторые способы конкурентных закупок, которые все определены как торги : конкурс; аукцион; запрос котировок; запрос предложений, тут же, однако, оговаривается, что положением о закупке могут быть предусмотрены и иные способы, соответствующие вышеописанным условиям. Из упоминания в скобках в перечислении форм торгов некоторых их разновидностей — открытый, закрытый, в электронной форме, и того, что определения этих форм торгов, данные в ч.ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ соответственно, их не учитывают, можно сделать вывод, что под каждым способом закупки понимается целая группа видов процедур закупки. В связи с этим полагаем, что виды процедур закупки, предусмотренные положением о закупке, подпадающие под вышеуказанные определения, могут быть квалифицированы как относящиеся к соответствующему способу закупки, даже если они будут поименованы иначе .
Вопросы определения конкурентных закупок и условий их применения подробнее рассмотрены в отдельных материалах.
Неконкурентной закупкой в силу ч.ч. 3, 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ признается не только закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), но любая закупка, не соответствующая вышеперечисленным требованиям . Способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке и закон не ограничивает заказчика в возможности их определения (см. также отдельный материал по данному вопросу). Причем при буквальном прочтении вышеуказанных норм неконкурентной будет признаваться и та закупка, условия проведения которой будут почти совпадать с условиями конкурентной закупки , в том числе предусмотренной законом, без соответствия хотя бы одному из указанных выше требований . Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Условия применения способов, видов процедур закупки
Условия применения способов, видов процедур закупки Закон N 223-ФЗ регламентирует только для отдельных случаев, только в отношении конкурентных процедур и только «рамочно» (см. также отдельный материал по данному вопросу).
Так, путем проведения электронных конкурентных процедур должны осуществляться закупки, проводимые только среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) (ч. 2, п. 2 ч. 8 ст. 3, ч. 2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352) и закупки товаров, работ и услуг, включенных в соответствующий перечень утвержденный на основании ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. В первом случае закупки осуществляются только путем проведения в электронной форме конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений с учетом требований ст. 3.4 Закон N 223-ФЗ, а во втором закупки могут проводиться в электронной форме любым конкурентным способом . При этом в первом случае выбор конкретной электронной конкурентной процедуры в конкретной ситуации регламентирован только рамочно, а во втором — не регламентирован вовсе. Соответственно, таковой выбор определяется положением о закупке, а во-втором случае, кроме того, установлены исключения, частично определяемые положением о закупке. Подробнее вопросы, связанные с закупками у МСП и «перечневых» ТРУ рассмотрены в отдельных материалах.
Внимание
В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ все прочие конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Иными словами, чтобы закупка в какой-либо ситуации проводилась каким-либо конкурентным способом, но не в электронной форме, положение о закупке должно содержать четкое, недвусмысленное указание об этом.
Закрытым способом конкурентная закупка может проводиться только (но не обязательно!) в предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях, когда сведения о ней не подлежат размещению в ЕИС . По нашему мнению, в таких случаях проведение закупки конкурентным закрытым способом либо у единственного поставщика по сути обязательно. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Требованиям Закона N 44-ФЗ относительно выбора способа закупки обязаны подчиняться только заказчики, которые не разместили в ЕИС свое утвержденное положение о закупке или положение о закупке которых признается не размещенным в силу закона (п. 2 ч. 8.1 ст. 3, п. 2 ч. 5.1, ч. 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
В остальном Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении в положении о закупке любых условий применения тех или иных способов закупки, в том числе никак не ограничивает сумму закупки у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным или неконкурентным способом по одной закупке или определенным периодом времени (хотя постоянная закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного контрагента может быть расценена как нарушение — см. отдельный материал по данному вопросу). Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке в ЕИС если ее сумма не превышает 100 тыс. руб. или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., — 500 тыс. руб., связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления, равно как и наоборот.
Таким образом, положение о закупке с учетом вышеописанных требований может устанавливать перечень видов процедур закупки, конкурентных и неконкурентных, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом, и условия их применения в зависимости от суммы закупки, видов товаров, работ, услуг, видов договоров об их приобретении, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и т.п. в том или ином сочетании по усмотрению самого заказчика (полагаем, что актуальными остаются письма Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, Минфина России от 17.09.2012 N 02-11-04/3751, раздел 6, п. 3 раздела 7 разъяснений, направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12, отражающие ту же позицию).
Одновременно из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющей положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в ЕИС заказчиком, обязательно для него . Соответственно, выбор конкретного способа закупки в любой конкретной ситуации должен соответствовать условиям положения о закупке.
Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика, указанными в ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (перечень этих органов рассмотрен в отдельном материале). Исключения составляют случаи обязательного применения типовых положений о закупке и присоединения к положениям о закупке «материнских» организаций, которые рассмотрены в отдельных материалах.
Общие требования к порядку проведения конкурентных закупок установлены ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, а к порядку проведения электронных конкурентных закупок — также ст.ст. 3.3, 3.4 Закона N 223-ФЗ и также рассмотрены в отдельных материалах. Требования к порядку проведения неконкурентных процедур законом не установлены совсем, такой порядок устанавливается исключительно положением о закупке.
Источник
Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП
Срок для прочих участников
Источник