Условия правонарушений способы предупреждения правонарушений

Вопрос № 42 Причины и условия правонарушений. Способы предупреждения правонарушений

Правонарушение – не только противоправное поведение, но и поведение социально вредное (общественно опасное), наносящее серьезный ущерб общественным отношениям.

Поэтому необходимым условием эффективности правовой охраны общественных отношений является своевременное выявление причин совершения правонарушений и применение мер по их предупреждению.

Следует различать такие понятия, как причины и условия правонарушений.

Причины правонарушений – это факторы, обусловливающие их совершение.

Условия правонарушений – это факты, которые непосредственно правонарушений не вызывают, но способствуют их совершению.

К общим причинам, характерным для правонарушений, относятся:

Юридическими причинами выступают, например, несовершенство законодательства, низкий уровень правовой культуры и правосознания населения, неэффективная работа юридических органов и т. д.

Каждый отдельный вид правонарушения порождается рядом причин. Так, террористические акты могут совершаться по причине национальной вражды, религиозных убеждений.

Для каждого отдельного правонарушения характерны конкретные причины его совершения. Так, нарушение договорных обязательств может быть осуществлено по причине отсутствия денежных средств.

К условиям, способствующим совершению преступлений, можно отнести безработицу, безнаказанность, социально-экономический кризис и т. д.

Поэтому важнейшей задачей общества и государства является деятельность по предупреждению и искоренению правонарушений. Предупреждение правонарушений – это совокупность различных способов, направленных на устранение причин и условий совершения правонарушений. Их целью является предотвращение возможности таких действий.

Такие общие способы характеризуются созданием условий, объективно способствующих предупреждению совершения правонарушений. К подобным можно отнести:

проведение социально-экономической политики, направленной на повышение уровня материального благосостояния населения;

совершенствование действующего законодательства, устранение пробелов, коллизий;

осуществление культурно-идеологической работы, нравственное воспитание населения, борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и др.

борьбу с правонарушениями, обеспечение неотвратимости наказания за их совершение.

Вопрос № 43 Понятие признаки отрасли права. Подотрасли и институты права

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений, это наиболее крупное подразделение системы права по сравнению со всеми иными ее элементами.

Признаки отрасли права:

— особые предмет и метод правового регулирования;

— специфические отраслевые принципы (например, для гражданского права характерны принципы всеобщности защиты гражданских прав, полного восстановления нарушенного положения субъектов гражданского права, презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений; для семейного права принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отношениях и т.п.);

— особые правовые режимы (например, для уголовного процессуального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейного права — договорный и законный; для финансового права — валютный, налоговый; для земельного права режим особого землепользования; для конституционного права режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

— обособленное, как правило, кодифицированное законодательство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном — УК РФ, в уголовно-исполнительном — Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в семейном — Семейный кодекс РФ и пр.).

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Существуют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

10) экологическое (природоохранное);

13) гражданское процессуальное и др.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, компьютерного, космического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, гражданского, административного и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного устройства. Нормы конституционного права содержатся в конституциях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о референдуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод — императивный, хотя используются и иные.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод — диспозитивный, хотя используются и иные.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т.д. Нормы административного права содержатся в соответствующих законах (например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях), указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, президентов и правительств республик, уставах, положениях; приказах и инструкциях министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п. Преобладающий метод — императивный, хотя используются и иные.

Читайте также:  Промышленные способы получения фосфорной кислоты

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государственную собственность, общественную безопасность и общественный порядок, здоровье населения и общественную нравственность, правосудие и порядок управления и т.п. Оно объединяет юридические нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы уголовного права содержатся в УК РФ. Основной метод – императивный.

Источник

Условия правонарушений способы предупреждения правонарушений

Статья 6. Основные направления профилактики правонарушений

1. Профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение правонарушений;

3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;

4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;

6) противодействие незаконной миграции;

7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

11) обеспечение экономической безопасности;

12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;

13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;

14) обеспечение пожарной безопасности;

15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

2. Реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством:

1) выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера;

2) правового регулирования профилактики правонарушений;

3) разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений;

4) совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений;

5) выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

6) выявления лиц, склонных к совершению правонарушений;

7) выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства);

8) использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом;

9) применения в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений;

10) проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

11) применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

3. Специальные меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктом 9 части 2 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.

4. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, применяют меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктами 5 — 8 части 2 настоящей статьи, в пределах прав, предоставленных им настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Источник

Предупреждение совершения административных правонарушений несовершеннолетними

В последние годы в Российской Федерации наблюдается неуклонный рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Одним из возможных способов решения этих проблем может быть применение правоохранительными органами возможностей педагогической профилактики, сущность которой заключается в использовании педагогических средств в предупреждении правонарушений. Такие средства разрабатываются в превентивной педагогике, направленной на профилактику данных деяний, совершаемых несовершеннолетними.

Помимо кражи (“Мелкое хищение”, статья 7.27 КоАП) и хулиганства (“Мелкое хулиганство”, статья 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями среди несовершеннолетних являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Читайте также:  Дрожжевое тесто для пирогов способ приготовления

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается свойственным именно молодым людям в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся: повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП).

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними:

– распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

– появление в общественных местах в состоянии опьянения;

– уничтожение или повреждение чужого имущества;

– управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

– незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

– проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1).

А также, по данным полицейской статистики, достаточно часто встречаемое:

– занятие проституцией (ст. 6.11).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

О привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение им административного правонарушения становится известно достаточно широкому кругу лиц: от родителей и учителей до сотрудников органов системы профилактики, поскольку в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Все эти упомянутые лица должны были принять меры к тому, чтобы подросток не совершал правонарушения. И здесь могут оказать существенное воздействие на личность потенциального правонарушителя возможности превентивной педагогики, которая рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений, педагогическими средствами.

Для достижения положительного результата необходимо оказывать на несовершеннолетних позитивное обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие. Такое воздействие осуществляется путем:

– формирования убежденности у несовершеннолетних в необходимости устранения недостатков своей обученности и воспитанности;

– выявления среди населения групп с повышенной аморальностью, а также отдельных граждан и организации более интенсивных педагогических воздействий на них;

– освещения с помощью средств массовой информации проблем преступности среди несовершеннолетних с показом их негативной роли;

– включения во всех образовательных учреждениях в особые разделы учебных дисциплин, темы, специальные курсы изучения профилактики совершения преступлений;

– усиления деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними, с теми, у кого наблюдается развитие отрицательных привычек, нарушение общественных норм поведения, увлечение алкоголем, употребление наркотиков, нахождение в асоциальных и аморальных группах;

– воспитания соответствующего нормам морали поведения у несовершеннолетних как в семье, так и в общественных местах;

– формирования у несовершеннолетних представлений о том, что совершение преступлений приводит к разложению в обществе нравственных ценностей, повышению преступности;

– массового издания недорогих и популярных книг о негативном влиянии вредных привычек на человека, пропаганды здорового образа жизни;

– проведения индивидуальной воспитательной работы сотрудников ОВД с лицами, отличающимися повышенной конфликтностью, аморальностью, агрессивностью.

В процессе предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних участвует множество субъектов.

Со стороны государства – это органы внутренних дел; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости. Со стороны близкого общения – семья, близкие родственники, педагог, друзья. Вышеперечисленные субъекты воспитательной работы оказывают различное воздействие на развитие, обучение и воспитание несовершеннолетних. Семья, по нашему мнению, является самым главным из них, так как она оказывает первостепенное влияние с момента рождения человека, помогает понять ему такие нравственные категории, как добро и зло, честь, достоинство, гуманизм, справедливость. Она формирует у человека морально-нравственные качества, уважение к старшим. Очень многое зависит от взаимоотношений в семье – если в ней между ее членами происходят постоянные конфликты, избиения, употребление спиртных напитков, то говорить о ее положительном влиянии на несовершеннолетнего не имеет смысла.

Читайте также:  Все способы применения скрепок

Субъекты воспитательной работы со стороны государства осуществляют следующую деятельность:

1) ограничивают влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействуют на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

3) непосредственно воздействуют на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

4) воздействуют на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию;

5) занимаются воспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.

Представляется, что если общие профилактические меры оказываются неэффективными, то субъектам воспитательной работы стоит использовать меры индивидуальной профилактики, которые должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить правонарушения и преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются воспитание подростка и изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, чье поведение, взгляды, мотивы поступков свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни, а также обязательный анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.

Субъекты воспитательной работы в своей деятельности используют различные методы и приемы профилактического воздействия на несовершеннолетнего:

а) методы и приемы обучения:

– пример: сотрудник органов внутренних дел рассказывает в образовательном учреждении о случаях совершения преступлений их сверстниками;

– объяснение и рассказ: сотрудник полиции поясняет несовершеннолетним, как нельзя себя вести, как нужно поступать в той или иной ситуации;

б) методы и приемы воспитания:

– рекомендация и совет (например, субъект воспитательной работы рекомендует несовершеннолетним заниматься спортом, вести здоровый образ жизни);

в) методы и приемы развития:

– активизация интереса и мышления, например сотрудники органов внутренних дел проводят в образовательных учреждениях различного рода спортивные мероприятия, игры.

Такая деятельность, как педагогическая превенция, предполагает формирование у несовершеннолетних доброжелательности, подлинного желания помочь человеку, душевности, сопереживания, искренности, доверительности, оптимизма, открытости.

В современных условиях нацеленности на гуманизацию всех сфер жизни общества основными направлениями совершенствования профилактики совершения преступлений несовершеннолетними являются:

1) гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;

2) профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

3) усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;

4) придание семье роли ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;

5) четкое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В заключение необходимо отметить, что правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, при значительных масштабах распространения требуют решительных, энергичных и целенаправленных мер по их предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также в недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. На наш взгляд, для совершенствования профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений субъектам воспитательной работы со стороны государства необходимо проводить воспитательную работу в образовательных учреждениях с целью пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств, досуга в аморальных группах, которые постепенно разлагают морально-нравственные качества человека, впоследствии приводящие к совершению правонарушений и преступлений. Положительный результат также приносит и проведение встреч и собраний с родителями несовершеннолетних для того, чтобы понять, чьи родители должным образом воспитывают своих детей, а чьи не оказывают им должного внимания.

Представляется, что такая системная деятельность в обозначенном направлении может и должна приносить положительные результаты.

Источник

Оцените статью
Разные способы