- Конспект урока, построенный по модульному принципу «Приставочный и суффиксальный способы образования слов» план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Конспект урока, построенный по модульному принципу «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов.
Целевой план действий для учащихся:
· добиться усвоения учащимися знаний по теме «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»;
· научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;
· обобщить сведения о морфемах;
· развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему;
· воспитывать интерес к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_postroennyy_po_modulnomu_principu.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Тема урока : «Приставочный и суффиксальный способы образования слов».
2. Интегрирующая дидактическая цель : дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов.
3. Целевой план действий для учащихся:
- добиться усвоения учащимися знаний по теме «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»;
- научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;
- обобщить сведения о морфемах;
- развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
4. Банк информации:
а) входной контроль
Расставьте приставки и суффиксы по местам.
Для чего служат приставки и суффиксы в слове?
Придумайте слова, используя корень -лёт- и приставки: пере- , по- , на- , с- , при- .
б) объяснение нового материала
Адаптировано для всех
Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова называется словообразованием. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Словообразовандии. И в гости к нам придет сказка. Любите сказки? А какие?
Сказка часто начинается с присказки. В качестве присказки возьмем слова А.С.Пушкина
“ Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!”.
Эти слова будут девизом нашего урока. Как вы их понимаете?
Подберите однокоренные слова к слову “сказка”. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова? ( Составом основы ).
– А что показывает эта схема?
Сегодня на уроке пойдет речь о том, как образуются слова, какие основные способы образования слов существуют. Мы должны научиться графически показывать способ образования слова. Это наша задача на сегодняшний урок.
“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки и суффикса, заинтересовывается строением слова, положением его в речи, в предложении…Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.
Как вы понимаете эти слова?
А вот и сказка стучится в двери нашего автобуса-путешественника.
Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.
Сказывают, было это давно. Но и тогда в удивительной стране Морфемике жили маленькие морфемы. Они были разными, и у каждой был свой характер. И даже в те давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители на другие роли. Корень – и все!
– Вы знаете такие слова? Назовите их.
Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить. Они, действительно, приставучие: облюбуют слово, приставят себя к нему – готово: ехать – по ехать, при ехать, за ехать…
Так слово РИСОВАТЬ устало,
Решило отдохнуть.
Вдруг прилетели приставки, как стая птиц.
Приставка – раз, приставка – два!
Совсем новые у нас получаются слова.
Приставки на-, при-, за-, с-, пере-
Какие слова у нас получились? Можно ли говорить, что это каждая приставка образует новое слово? Докажите.
Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.
Сначала Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом : “Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать”. Приставки и Суффиксы пробовали–пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: “За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок ¬ , а у Суффиксов ^ . А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .
Именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!
Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются .
– А почему? А у некоторых слов вообще окошечка не было. Почему?
- Так какую же роль отвели окончанию?
Ту часть слова, к которой присоединяется приставка или суффикс, или те части слова, которые складываются, мы будем обозначать Называется она производящей основой.
Обратите внимание! Приставка присоединяется к о всему слову в целом (такое слово называется производящим). Приставочным способом образуются слова той же части речи, что и производящие.
Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.
Вот такие удивительные морфемы живут в этой стране.
Приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Иногда корень зовет на помощь одновременно и приставку и суффикс , такой способ словообразования назвали приставочно-суффиксальным.
Не рассказали нам приставки и суффиксы еще об одном способе словообразования — сложении. С ним мы встретимся в нашем следующем путешествии.
в) закрепление нового материала
Цель: проверить усвоение теоретического материала, научить определять способы словообразования.
Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы
Каким способом словообразования образованы все эти слова?
/мечтатель/ + суффикс — ниц- + (а)
/счастлив/ + суффикс — чик- + ( )
/жемчуж/ + суффикс — инк- + (а)
Цель: научить вычленять морфемы в словах, определять способ словообразования, повторить грамматическую основу предложения.
Методический комментарий для учащихся : 1. Найдите в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.
2. Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
Кушай яблочко, мой свет –
Благодарствуй за обед.
Цель: научить составлять слова по заданной схеме, определять значение морфем.
Методический комментарий для учащихся: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача
образуйте новые по схеме
Какие слова имеют значение предмет? Какое значение имеют все остальные слова?
Цель: научить образовывать слова по заданным признакам, развить умение определять значение суффиксов.
Методический комментарий для учащихся : о т глаголов образуйте названия человека (лица по действию).
Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.
Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, косить, печь, налетать, погонять, читать.
Цель: научить определять значения приставок, повторить правописание приставок.
Методический комментарий для учащихся:
1. Обозначьте приставки в приведенных словах. 2.Какие новые значения придают они каждому из однокоренных слов?
Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, взлететь, полететь, перелететь, облететь; летная – нелетная.
Может ли в одном слове встретиться более одной приставки?
Приведите примеры.
Цель: научить вычленять морфемы в словах, определять способ словообразования, повторить грамматическую основу предложения.
Методический комментарий для учащихся : 1. Найдите в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. 2. Обозначьте грамматическую основу первого предложения.
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Бабушка, постой немножко, –
Ей кричит она в окошко,–
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.
Цель: научить образовывать слова по определенным признакам, определять значения морфем.
Методический комментарий для учащихся: К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.
Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть.
Цель: научить составлять слова по схемам.
Методический комментарий для учащихся : составьте слова, соответствующие данным схемам.
Цель: научить образовывать новые слова по заданным признакам.
Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопрос
С помощью каких суффиксов можно от данных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи?
Красный, соленый, слабый.
Костюм, скрипка, голубь.
Цель: научить составлять схемы слов.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте слова. 2. Не записывая слов, составьте их схемы.
Грибника, хохотушка, засветит, комариный.
Цель: формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав.
Методический комментарий для учащихся : 1. Внимательно прочитайте слова. 2.Определите, от каких слов образованы данные.
горюшко
выгореть
пригорок
Какие морфемы участвовали в образовании слов?
Цель: научить выделять приставки в словах и определять их значение.
Методический комментарий для учащихся : 1. Внимательно прочитайте слова. 2. Определите, от каких слов они образованы , определите способ словообразования.
староватый — старый
вырасти — расти
дачный — дача
подруга — друг
подснежник — снег
подберезовик — береза
5. Выходной контроль
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Самым трудным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: укажите ошибки в образовании производных слов.
- Пойдем в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня все ухаживаешь?
– Ты же пил чай.
– Да не пил я. Я только пивнул капельку.
- Какой песок песучий!
- Зубовный врач.
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: укажите ошибки в образовании производных слов.
– Стрелка на часах ходнула разок.
– Я только немножко откуснул от пирожка.
– Пойдем в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня все ухаживаешь?
- Смотри, какая жукашечка ползет!
Деревенской девочке сказали, что мы собираемся в лес. Она спросила:
– Всколькером?
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Сегодня на уроке я узнал/а …
Методический комментарий для учащихся:
Вова Бутузов увлеченно строгал доски рубанком: решил построить своему Шарику добротную конуру. Настя Кувшинчикова стояла рядом и время от времени собирала стружки. Как все девочки, она не могла долго молчать и поэтому через 81 секунду после начала работы сказала:
– Вова, теперь ты у нас плотник. Значит, и плот можешь сделать, чтобы на озере покататься.
– А при чем здесь плот?
– Ну как же: плоты делает плотник, поэтому он так и называется. Так же, как пашет пахарь, косит косец!
Вова выпрямился, вытер со лба капельки пота и произнес.
Как вы думаете, что сказал Вова? Действительно ли плотник делает плоты ? То есть, выражаясь лингвистически, плотник – производное от слова плот ?
Источник
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник