Уроки русского языка приставочно суффиксальный способ образования

Конспект урока, построенный по модульному принципу «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов.

Целевой план действий для учащихся:

· добиться усвоения учащимися знаний по теме «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»;

· научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;

· обобщить сведения о морфемах;

· развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему;

· воспитывать интерес к изучению русского языка.

Скачать:

Вложение Размер
urok_postroennyy_po_modulnomu_principu.doc 91 КБ

Предварительный просмотр:

1. Тема урока : «Приставочный и суффиксальный способы образования слов».

2. Интегрирующая дидактическая цель : дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов.

3. Целевой план действий для учащихся:

  1. добиться усвоения учащимися знаний по теме «Приставочный и суффиксальный способы образования слов»;
  2. научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;
  3. обобщить сведения о морфемах;
  4. развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему;
  5. воспитывать интерес к изучению русского языка.

4. Банк информации:

а) входной контроль

Расставьте приставки и суффиксы по местам.

Для чего служат приставки и суффиксы в слове?

Придумайте слова, используя корень -лёт- и приставки: пере- , по- , на- , с- , при- .

б) объяснение нового материала

Адаптировано для всех

Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова называется словообразованием. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Словообразовандии. И в гости к нам придет сказка. Любите сказки? А какие?

Сказка часто начинается с присказки. В качестве присказки возьмем слова А.С.Пушкина

“ Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!”.

Эти слова будут девизом нашего урока. Как вы их понимаете?

Подберите однокоренные слова к слову “сказка”. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова? ( Составом основы ).

– А что показывает эта схема?

Сегодня на уроке пойдет речь о том, как образуются слова, какие основные способы образования слов существуют. Мы должны научиться графически показывать способ образования слова. Это наша задача на сегодняшний урок.

“Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки и суффикса, заинтересовывается строением слова, положением его в речи, в предложении…Про такого человека говорят, что он знает язык до корня”.

Как вы понимаете эти слова?

А вот и сказка стучится в двери нашего автобуса-путешественника.

Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.

Сказывают, было это давно. Но и тогда в удивительной стране Морфемике жили маленькие морфемы. Они были разными, и у каждой был свой характер. И даже в те давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители на другие роли. Корень – и все!

– Вы знаете такие слова? Назовите их.

Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить. Они, действительно, приставучие: облюбуют слово, приставят себя к нему – готово: ехать – по ехать, при ехать, за ехать…

Так слово РИСОВАТЬ устало,
Решило отдохнуть.
Вдруг прилетели приставки, как стая птиц.
Приставка – раз, приставка – два!
Совсем новые у нас получаются слова.

Приставки на-, при-, за-, с-, пере-

Какие слова у нас получились? Можно ли говорить, что это каждая приставка образует новое слово? Докажите.

Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.

Сначала Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом : “Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать”. Приставки и Суффиксы пробовали–пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: “За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок ¬ , а у Суффиксов ^ . А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .

Именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!

Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются .

– А почему? А у некоторых слов вообще окошечка не было. Почему?

  1. Так какую же роль отвели окончанию?

Ту часть слова, к которой присоединяется приставка или суффикс, или те части слова, которые складываются, мы будем обозначать Называется она производящей основой.

Обратите внимание! Приставка присоединяется к о всему слову в целом (такое слово называется производящим). Приставочным способом образуются слова той же части речи, что и производящие.

Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.

Вот такие удивительные морфемы живут в этой стране.

Приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Иногда корень зовет на помощь одновременно и приставку и суффикс , такой способ словообразования назвали приставочно-суффиксальным.

Не рассказали нам приставки и суффиксы еще об одном способе словообразования — сложении. С ним мы встретимся в нашем следующем путешествии.

в) закрепление нового материала

Цель: проверить усвоение теоретического материала, научить определять способы словообразования.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

Каким способом словообразования образованы все эти слова?

/мечтатель/ + суффикс — ниц- + (а)

/счастлив/ + суффикс — чик- + ( )

/жемчуж/ + суффикс — инк- + (а)

Цель: научить вычленять морфемы в словах, определять способ словообразования, повторить грамматическую основу предложения.

Методический комментарий для учащихся : 1. Найдите в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.

2. Обозначьте грамматическую основу первого предложения.

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.

Кушай яблочко, мой свет –
Благодарствуй за обед.

Цель: научить составлять слова по заданной схеме, определять значение морфем.

Методический комментарий для учащихся: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача

образуйте новые по схеме

Какие слова имеют значение предмет? Какое значение имеют все остальные слова?

Цель: научить образовывать слова по заданным признакам, развить умение определять значение суффиксов.

Методический комментарий для учащихся : о т глаголов образуйте названия человека (лица по действию).

Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.

Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, косить, печь, налетать, погонять, читать.

Цель: научить определять значения приставок, повторить правописание приставок.

Методический комментарий для учащихся:

1. Обозначьте приставки в приведенных словах. 2.Какие новые значения придают они каждому из однокоренных слов?

Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, взлететь, полететь, перелететь, облететь; летная – нелетная.

Может ли в одном слове встретиться более одной приставки?
Приведите примеры.

Цель: научить вычленять морфемы в словах, определять способ словообразования, повторить грамматическую основу предложения.

Методический комментарий для учащихся : 1. Найдите в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. 2. Обозначьте грамматическую основу первого предложения.

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.

Бабушка, постой немножко, –
Ей кричит она в окошко,–
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.

Цель: научить образовывать слова по определенным признакам, определять значения морфем.

Методический комментарий для учащихся: К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.

Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть.

Цель: научить составлять слова по схемам.

Методический комментарий для учащихся : составьте слова, соответствующие данным схемам.

Цель: научить образовывать новые слова по заданным признакам.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопрос

С помощью каких суффиксов можно от данных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи?

Красный, соленый, слабый.

Костюм, скрипка, голубь.

Цель: научить составлять схемы слов.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте слова. 2. Не записывая слов, составьте их схемы.
Грибника, хохотушка, засветит, комариный.

Цель: формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав.

Методический комментарий для учащихся : 1. Внимательно прочитайте слова. 2.Определите, от каких слов образованы данные.
горюшко
выгореть
пригорок

Какие морфемы участвовали в образовании слов?

Цель: научить выделять приставки в словах и определять их значение.

Методический комментарий для учащихся : 1. Внимательно прочитайте слова. 2. Определите, от каких слов они образованы , определите способ словообразования.
староватый — старый
вырасти — расти
дачный — дача
подруга — друг
подснежник — снег
подберезовик — береза

5. Выходной контроль

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Самым трудным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: укажите ошибки в образовании производных слов.

  1. Пойдем в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня все ухаживаешь?

– Ты же пил чай.
– Да не пил я. Я только пивнул капельку.

  1. Какой песок песучий!
  2. Зубовный врач.

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: укажите ошибки в образовании производных слов.

– Стрелка на часах ходнула разок.

– Я только немножко откуснул от пирожка.

– Пойдем в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня все ухаживаешь?

  1. Смотри, какая жукашечка ползет!

Деревенской девочке сказали, что мы собираемся в лес. Она спросила:
– Всколькером?

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Сегодня на уроке я узнал/а …

Методический комментарий для учащихся:

Вова Бутузов увлеченно строгал доски рубанком: решил построить своему Шарику добротную конуру. Настя Кувшинчикова стояла рядом и время от времени собирала стружки. Как все девочки, она не могла долго молчать и поэтому через 81 секунду после начала работы сказала:
– Вова, теперь ты у нас плотник. Значит, и плот можешь сделать, чтобы на озере покататься.
– А при чем здесь плот?
– Ну как же: плоты делает плотник, поэтому он так и называется. Так же, как пашет пахарь, косит косец!
Вова выпрямился, вытер со лба капельки пота и произнес.

Как вы думаете, что сказал Вова? Действительно ли плотник делает плоты ? То есть, выражаясь лингвистически, плотник – производное от слова плот ?

Источник

Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

  • читать → про читать;
  • чер­ный → черн е ть;
  • кто → кто- либо .

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

  • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
  • гулять → раз гулять ся ;
  • луна → при лун и ть ся ;
  • шутить → пере шуч ива ть ся .

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем:

  • шко­ла → при школь н ый;
  • обла­ко → за облач н ый;
  • верх → на верх у .

Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

  • цик­лон → анти цик­лон;
  • крыть → за крыть;
  • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

  • школь­ный — при школь­ный;
  • облач­ный — за облач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • звук → без звуч н ый (без звука);
  • бере­за → под берез ов ик (под березой);
  • палец → на пальч ник (на палец).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
  • коле­но → на колен ник ;
  • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
  • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → при кро­ват н ый;
  • окно → за окон н ый;
  • листва → без листв енн ый;
  • лоб → на лоб н ый;
  • бровь → над бров н ый;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → за земл и ть;
  • вод­ный → на водн и ть;
  • глу­бо­кий → за глуб и ть;
  • милый → у мил и ть;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по -хорош ему ;
  • доб­рый → по -добр ому ;
  • бели­чий → по -беличь и ;
  • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
  • низ → в низ у ;
  • дале­кий → в далек е ;
  • век → на век и ;
  • встре­ча → на встреч у ;
  • вто­рой → во -втор ых ;
  • пятый → в -пят ых .

Источник

Читайте также:  Получение alcl3 всеми способами
Оцените статью
Разные способы