- Урок 5. Светотень.
- Светотень в рисунке.
- Упражнение 1.
- Упражнение 2.
- Упражнение 3.
- Упражнение 4.
- Упражнение 5.
- Упражнение 6.
- Дополнительное упражнение 1.
- Дополнительное упражнение 2.
- Основы построения падающих теней в перспективе.
- Построение тени от естественного источника света.
- Дополнительное упражнение 3
- Построение тени от искусственного источника света.
- Дополнительное упражнение 3
- Урок 4. Светотень. Как нарисовать дом
- Из чего складывается светотень
- Факторы, влияющие на светотень
- Штриховка
- Рисуем дом
- Рисуем куб
Урок 5. Светотень.
Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.
Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.
Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.
Светотень в рисунке.
Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.
При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:
- На поверхности каждого освещенного предмета есть:
- свет с бликом
- полутон
- тень
- рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)
И этот предмет отбрасывает падающую тень.
- Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.
- Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
- Рефлекс всегда темнее полутона.
- Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.
- Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
- Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
- Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно
- Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.
Давайте отработаем эти правила на практике.
Упражнение 1.
Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.
Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:
- Прямые солнечные лучи.
- Рассеянный свет (когда не четко видны границы между светом и тенью)
- Тусклый свет, полумрак.
- Направленный свет лампы. Поэкспериментируйте с направлением света и расстоянием до натуры. Попробуйте снять против света, с источником света совсем близко к натуре и т. д.
Отберите три самые выразительные фотографии.
Упражнение 2.
Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.
Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
- Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
- Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.
- Строим на просвет
- Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
- Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
- Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
- Разбираем по тону тени
- Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.
Упражнение 4.
Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.
Упражнение 5.
Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
Упражнение 6.
Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.
Дополнительное упражнение 1.
Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.
Дополнительное упражнение 2.
Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.
Основы построения падающих теней в перспективе.
Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.
Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.
Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.
Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.
Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.
На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.
Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).
Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.
Построение тени от естественного источника света.
Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.
Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.
Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.
Построение тени от искусственного источника света.
При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.
Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.
Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.
Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.
На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.
Источник
Урок 4. Светотень. Как нарисовать дом
На предыдущих уроках мы изображали предметы линиями, занимались построением формы. Теперь уделим внимание передаче объема через светотень, будем работать штриховкой.
Содержание:
Благодаря свету мы видим предметы вокруг себя и можем считывать их объем. Чем слабее освещение, тем меньше выражен объем предметов. Сравните две фотографии. Одна и та же мельница в сумерках и в лучах дневного солнца. На первой она выглядит довольно плоско, а на второй хорошо видны ее освещенная и затененная стороны.
Лучи света падают на поверхность, отражаются от различных ее участков с силой, которая зависит от степени обращенности этих участков к свету. И чем сильнее отражаются лучи, тем светлее участок. Наши рисунки выглядят объемными, когда мы воспроизводим эту разницу в светлоте и темноте частей поверхности одного и того же объекта, то есть светотень. Светотень – это распределение света и тени по поверхности предмета. С ней тесно связано понятие «тон». Он определяет, сколько света содержится в цвете, то есть насколько он светлый или темный. Для теней мы используем более темные тона, для освещенных областей – более яркие.
Из чего складывается светотень
- Свет – поверхность предмета, которая в наибольшей степени обращена к источнику освещения. Самый светлый участок области света – блик. Блики – обычно наиболее яркие пятна в рисунке, они отражают лучи, падающие под прямым углом.
- Полутень – часть поверхности предмета, которая несколько отвернута от света, то есть лучи падают на нее под меньшим углом.
- Собственная тень – поверхность предмета, параллельная лучам света, они проскальзывают по ней, то есть не могут отражаться.
- Рефлекс – более светлый участок тени, на который падают не прямые лучи света, а отраженные от окружения (например, от поверхности стола, на котором расположен предмет, или от соседних объектов). Важно запомнить, что рефлексы не могут быть светлее полутени.
- Падающая тень – область, куда не попадают лучи. Она образуется на поверхностях рядом с предметом в результате того, что он преграждает собой путь свету. Форма падающей тени зависит от формы самого предмета и от поверхности, на которую она ложится. Например, в горах можно наблюдать, как постоянно меняется форма падающей тени движущегося облака в зависимости от рельефа гор под ней в данный момент.
Факторы, влияющие на светотень
Фактор 1. Расположение источника света относительно объекта:
а) Если источник света расположен за предметом (это называется контровым светом), мы видим его теневую сторону. Фронтальное освещение (перед предметом) несколько уплощает форму. А боковое – больше подчеркивает объем и рельеф.
б) Чем ниже расположен источник света, тем длиннее тени. Это можно наблюдать в природе: по мере того как солнце из зенита опускается к горизонту, тени вытягиваются.
в) Чем ближе и ярче источник освещения, тем более жесткий свет, в нем темнее тени и ярче свет, переходы между ними более выразительные. Такие тени можно видеть в ясный солнечный день. Если источник света расположен дальше, свет менее интенсивный, тогда тональная разница между светом и тенью убывает. Тени не такие темные, свет не столь яркий, а границы теней более размыты. Такую светотень можно наблюдать при облачной погоде, когда свет рассеян.
Фактор 2. Количество источников света и их взаимное расположение. Мы рассматриваем здесь наиболее распространенную и естественную ситуацию с одним источником света. Такое освещение помогает научиться видеть, понимать и передавать на плоскости объемную форму предмета. Практикуясь таким образом, потом вы сумеете справиться с более нестандартными условиями освещения в рисунке.
Фактор 3. Поверхность предмета. Матовая или глянцевая, гладкая или фактурная – свойства поверхности определяют, как она отражает лучи света, и, соответственно, как выглядит на ней светотень. Чем более гладкая поверхность, тем более яркие блики и рефлексы, границы между светом и тенью более заметны. На матовых поверхностях блики могут быть не видны, а переходы светотени плавнее.
Штриховка
Существует различные варианты штриховки. Например, плотная и более фактурная (классический вариант), когда заметны отдельные штришки острого грифеля, причем они могут быть параллельными друг другу или образовывать сетку.
Штриховка может быть более сглаженной, в которой менее заметны (или совсем не заметны) отдельные штрихи. Ее можно добиться, например, работая не кончиком, а боковой поверхностью грифеля.
При работе тушью, линерами, ручками часто используется неплотная штриховка, как в гравюрах (например, «Благовещение» Альбрехта Дюрера, 1511).
Есть и другие варианты штриховки. Практикуясь, вы найдете что-то свое. Давайте для начала поработаем штриховкой подобной той, что в этой гравюре.
Рисуем дом
Мы немного упростим дом с фотографии, отбросим часть деталей. В этом упражнении самое главное – разобраться со светотенью и потренировать руку в штриховке. Будем рисовать тонким линером или черной гелевой ручкой. Но перед этим сделаем набросок твердым карандашом. Построение в перспективе на этот раз выполним без линии горизонта и точек схода. Воспользуемся методом визирования, измеряя углы наклона и длины карандашом. Приступим:
Шаг 1. Начинаем с общих пропорций: соотношение высоты к ширине. Поставим отметки краев дома на листе. Через боковые проведем вертикали.
Шаг 2. Теперь найдем положение ближнего к нам ребра, сравнив, сколько раз расстояние от левого края дома до него (меньшее расстояние) умещается во всей длине. Проведем вертикаль через эту отметку. Найдем на ближнем к нам ребре, где заканчивается стена и начинается крыша.
Шаг 3. Нарисуем верхние и нижние границы стен, предварительно измерив их углы наклона методом визирования. То же самое проделаем для боковых ребер крыши и для конька. Уточним форму дальней левой части стены.
Шаг 4. Найдем расположение труб и их пропорции. Начнем с левой. Удобно разбить нижний левый край крыши на три отрезка (до трубы, после нее и ширина ее левой грани). Найдя ширину левой грани трубы и ее положение, найдем ширину правой грани и наклон ее нижней границы. Чтобы определить высоту трубы, сравним ее со стеной. Для построения второй трубы сначала измерим на фото угол наклона направляющей, проходящей через верхние крайние точки труб. Проведем эту линию и построим вторую трубу, сравнивая ее по ширине с первой.
Шаг 5. Методом визирования найдем положение вертикальных границ оконных рам и двери. Эти вертикали должны быть строго вертикальными. При этом удобно для начала отложить центр правой стены (середина двери) в качестве ориентира. Он будет чуть-чуть сдвинут вправо из-за перспективного искажения.
Шаг 6. Также, используя метод визирования найдем, где проходят верхние и нижние границы окон и дверей. Проверяем угол наклона этих линий методом визирования.
Шаг 7. Скруглим верх окон и двери симметрично относительно их центров. Нарисуем ставни, линиями наметим ступеньки. Обозначим кусты. Смягчим ластиком лишние линии построения.
Шаг 8. Теперь разберемся с освещением. Солнце находится слева. Левая стена и левая грань крыши освещены. Правая сторона – в тени. При этом крыша в целом темнее стен. Перейдем к штриховке. Тонкими вертикальными линиями заштрихуем затененную правую стену. Штрихи можно прерывать, потому что довольно сложно провести ровную длинную линию (а поправить нельзя в данном случае). Для удобства можно перед штриховкой легко наметить карандашом направляющие для штрихов.
Шаг 9. Для правой грани крыши, довольно темной, подойдет более плотный перекрестный штрих. В данном случае удачно будет выглядеть диагональное направление штриха (первый слой в одном направлении, второй – в противоположном). Более подробно вопрос о выборе направления штриха разберем ниже. Чтобы получить более ровную диагональную штриховку, здесь сложно обойтись без нескольких направляющих, легко намеченных карандашом. Тоже работаем прерывистым штрихом. После этого обведем конек крыши.
Шаг 10. Перейдем к левой, более освещенной, грани крыши. Чтобы она была светлее, наносим лишь один слой штриховки, а зазор между штрихами можно чуть увеличить. Там, где на левую грань крыши падает тень от трубы, штрихуем вторым слоем в другом направлении. Перейдем к трубам: их затененную грань делаем темнее. Потом на левой освещенной стене можно передать неровности фактуры мелкими штрихами и точками.
Шаг 11. Финальный этап: черными квадратами обозначим стекла в оконных рамах. Наметиим несколько деталей на ставнях. Для кустов можно использовать редкие короткие и волнистые штрихи, чтобы показать фактуру листвы и обозначить контур. Их мы сделали светлыми, чтобы наиболее выразительно выглядели окна домика. Кое-где по нижней границе дома можно пройтись короткими штрихами и точками, имитирующими траву. Здесь можно было бы пройтись редким штрихом по двери, рамам, ставням, чтобы показать, что они находятся на затененной стороне. Но мы решили оставить их белыми, чтобы сильнее выделить фасад дома за счет контраста. Домик готов!
Что такое контраст? Это разница. В данном случае речь идет о тональном контрасте – разнице в тоне. Чем сильнее разница, сильнее контраст, тем более выразительно выглядят объекты или их части. Например, здесь сильная разница в тоне между стеклами и рамой, поэтом они притягивают взгляд. Также белые ставни и дверь довольно сильно отличаются по тону от стены, поэтому тоже выразительны. Контраст также используется при работе с объемом, для передачи ощущения пространства, о чем мы поговорим ниже.
Наше следующее задание мы будем делать более классической штриховкой карандашом. Но для начала рассмотрим основные принципы работы с ней:
Рисуем кончиком остро заточенного карандаша.
Нанося штриховку, держим карандаш, как ручку или всеми пальцами (как было показано в первом уроке). Второй способ особенно удобен при работе на наклонной поверхности. Он дает больший диапазон длины штриха, позволяет не смазывать нарисованное, так как рука держится на весу или опирается на мизинец. Когда держим карандаш как ручку, чтобы защитить рисунок от смазывания, под ладонь кладем лист.
Рисуем куб
Будет очень полезным опытом порисовать в этом упражнении с натуры. Куб можно изготовить из плотной бумаги (желательно белой – это упростит работу со светотенью). Освещение делаем боковым. Убедимся, что нет подсветки с противоположной стороны.
Шаг 1. Здесь удобно начать с общих габаритов – соотношение высоты к ширине вместе для куба и тени. Затем находим ширину куба и проводим через его боковые края вертикали.
Шаг 2. После определяем положение центрального ребра и проводим вертикаль. На ней найдем нижнюю границу верхней грани. Из этой точки проведем верхние ребра боковых плоскостей, направленных вдаль. При этом методом визирования проверяем их углы наклона. Важно перепроверять себя при этом, особенно на начальном этапе, когда еще недостаточно развит глазомер и точность движений руки. Делаем линии построения длиннее, чем требуется – так проще увидеть ошибки в построении. Повторим это же для нижних ребер этих плоскостей.
Шаг 3. Измерим наклон диагонали верхней грани, проведем ее до самой верхней точки куба. Построим дальние стороны этой плоскости, проверяя, верен ли их угол наклона, визированием. Попробуйте построить невидимые ребра куба, чтобы убедиться в точности своего рисунка. Намечаем тень легкими линиями, проверяя углы наклона отрезков, образующих ее контур. Затем смягчим лишние линии построения, уточним рисунок. Контур готов, перейдем к тональной проработке.
Шаг 4. Заштрихуем затененную грань. Пока не в полную силу. Важно набирать тон постепенно. Начинаем штриховать фон в вертикальном и диагональном направлении. Он темнее правой боковой и верхней грани и светлее левой. Не сосредотачиваемся на одном участке рисунка, когда работаем с тоном. Штрихуем параллельно по всей работе, чтобы была возможность сравнивать разные участки по светлоте и темноте.
Шаг 5. Покроем легкой штриховкой полутень на верхней грани. Штрих здесь может быть параллельным одной из ее сторон. Затем вернемся к фону. Чтобы штриховкой фона не заходить на предмет, удобно рядом с его границей, накладывать параллельные ей штрихи. Отдаляясь от границы, постепенно снижаем их частоту и нажим на карандаш, чтобы плавнее соединить этот участок с остальным фоном.
Шаг 6. Поработаем с падающей тенью, при этом ее ближнюю часть сделаем темнее дальней.
Шаг 7. Вновь вернемся к собственной тени. Прищурьте глаза, чтобы не отвлекали детали. Постарайтесь разглядеть, где лежат ее более темные, а где более светлые пятна. Вверху, на границе с более освещенными гранями, тень темнее. Внизу справа есть более светлый участок – рефлекс. Затем вернемся к работе с фоном. Для плоскости стола используем горизонтальные штрихи.
Шаг 8. На заключительном этапе усилим контраст, чтобы сильнее выделить ближнюю к нам часть куба. Так она будет казаться еще ближе, что увеличит ощущение трехмерного пространства в работе. Для этого сделаем еще темнее собственную тень справа вверху на границе с освещенными гранями. Сильнее подчеркнем темные полосы теней под кубом справа и слева, при этом они будут выглядеть живее, если их сделать не одинаковыми по толщине и тону. Заштрихуем темнее ближнюю часть падающей тени. Еще раз сравним рисунок и натуру на расстоянии и прищурив глаза. Уточним тональные отношения. Здесь надо немного усилить собственную тень внизу слева. Рисунок готов!
Источник