Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.
методическая разработка (обществознание ) по теме
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения. Могут представлять практический интерес не только для учителей истории и обществознания, но и для педагогов, работающих с молодежью, школьниками.
Содержат описание технологии применения формы групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания которые можно использовать в работе с целью формирования ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_organizacii_gruppovoy_deyatelnonesterova_met_rekom.docraspechatat_kak_broshuru.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Балейский филиал ГОУ СПО « Читинский педагогический колледж»
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.
Нестерова Марина Георгиевна,
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения. Могут представлять практический интерес не только для учителей истории и обществознания, но и для педагогов, работающих с молодежью, школьниками.
Содержат описание технологии применения формы групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания которые можно использовать в работе с целью формирования ключевых компетенций.
Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит разделение функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
Равноправное участие каждого в работе группы.
Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:
Определить цели и задачи урока:
какие знания учащиеся должны усвоить;
какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
какими компетенциями должны овладеть;
какие качества будут проявлять;
какие чувства будут выражать;
как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
Продумать методы создания групп.
Выбрать помощников (руководителей групп).
Определить этапы работы групп.
Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Взаимооценка работы в группе
Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте учащихся в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были учащиеся с разными учебными возможностями.
Рекомендации по созданию групп.
Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности, уровня обученности и обучаемости, наличия учебных материалов, специфике задания.
Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые учащиеся находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.
Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников.
Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж.
Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке.
Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.
Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
Необходимо выдерживать график работы групп.
Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
Что удалось сделать?
Что не удалось сделать?
Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия учащихся , отмечает успехи и просчеты урока.
Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.
С овладением учащимися умениями коллективной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.
Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
Изучая на 1 курсе на уроках обществознания тему «Цивилизации прошлого» , были подготовлены уроки с использованием групповой работы учащихся. Были созданы 4 группы, каждая из них получила предварительно задание, в соответствии со своей темой:
1 группа – Древние цивилизации Востока
2 группа – Древние цивилизации Европы
3 группа – Цивилизация эпохи средневековья
4 группа – Индустриальная цивилизация.
Определение темы и основных заданий для группы происходит за 2-3 недели до начала работы на уроке. Каждая группа получает инструктаж учителя и консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания. Все материалы оформляются в специальную папку.
Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал, например: характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока), и практику (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные тесты, кроссворды)
Творческие задания , например: рассказ от имени представителя цивилизации Древнего Востока о наилучшем их достижении (костюм, стиль выступления, оформление класса и т.д.), игры, которые помогают запомнить и закрепить новый материал (например, историческое лото).
На уроке выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1 группа), а остальные группы учащихся слушают их выступление и оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному), который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).
Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей в тетрадях.
Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты, кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.
Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой группой, проверяют, консультируют, оценивая их работу.
Каждая группа подводит итоги по теме урока, тезисно их записывает, а затем выступает.
Так формулируется общий вывод, итог урока.
В конце урока учащиеся высказывают свое мнение, анализируя «плюсы» и «минусы» своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной группы.
Если позволяет время демонстрируют творческие задания.
В конце урока слово предоставляется учителю, который подводит итоги и оценивает работу не только экспертной группы, но и каждого на уроке.
В ходе урока руководители групп заполняют «рабочий лист», где отмечается личное участие каждого члена группы в работе на уроке.
Анкетирование учащихся показало, что такие уроки им интересны, надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в команде единомышленников.
Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и результативности использования групповой формы деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Во-первых , на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
Во-вторых , коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих , меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых , в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых , использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых , в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности учащихся опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности, сплочению и развитию коллектива.
Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений, сотрудничества друг с другом, быть готовыми помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности, развития ключевых и базовых компетенций, формирования гуманистического мировоззрения.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.
Источник
Уроки по обществознанию при коллективном способе обучения
Автор: Чуева Надежда Сергеевна
Организация: МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
Населенный пункт: Забайкальский край, Нерчинский район, с.Знаменка
В методической копилке каждого учителя есть много способов, методов и технологий для разнообразия своей деятельности. Но не секрет, что нынешнее поколение детей уже гораздо сложнее заинтересовать, увлечь. Поэтому все мы- педагоги находимся в постоянном поиске новых способов, которые помогут нам, не только научить ребенка, но и постараться объяснить значимость умения учиться самому.
Впервые с технологией коллективного взаимного обучения, о котором хочу рассказать, я познакомилась, когда участвовала в школьном конкурсе открытых уроков молодых специалистов в 2012 году. На тот момент времени, материала по данной теме было немного . Но для победы в конкурсе необходимо было владеть современными технологиями и я решила попробовать. К счастью, она оказалась универсальной и ее можно было применить практически на любом уроке — при изучении нового материала, расширении знаний по теме, при повторении.
Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте , где прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.
У истоков создания технологии стоял- Ривин Александр Григорьевич (1878-1944) – русский педагог, изобретатель особой формы диалогического общения людей в парах сменного состава, при которой происходит усиление интеллектуальной мощи участников, и развиваются навыки содержательного общения.
Он разработал модель самостоятельной творческой коллективной и в то же время глубоко индивидуализированной работы учащихся с информацией. Важной его заслугой явилось изобретение метода сочетательного диалога( содиалога) и построение на его основе обучающей гуманистической системы образования.
КВО создаёт наиболее благоприятные условия для развития у учеников таких качеств, как общение и речь, что является основой коммуникативной компетентности, а знания, полученные в результате совместной деятельности по какой-либо проблематике, глубже осваиваются и затем легче переносятся в ситуации реальной жизни. В учебных сообществах, создаваемых Ривиным и его учениками, каждый обучает всех, и все обучают каждого, происходит коллективное взаимное обучение (КВО), отличающееся от учебного процесса школ ВО ХIХ века. Это отличие состоит в большей свободе учеников, в разнообразии форм кооперации при обучении, в большем проявлении самоорганизации, в качественном изменении самих учащихся, а именно – в усилении их «интеллектуальной мощи», в приобретении ими возможности более качественно и быстро получать, обрабатывать и передавать информацию, налаживать коммуникационные связи на уровне диалогического общения.
Согласно методике Ривина, работу я провожу по следующему плану: одновременно в классе изучается несколько разных вопросов. Школьники имеют свою отдельную тему, которую они прорабатывают по очереди с товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя)
- Объём текста для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы);
- С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данного текста так, чтобы уметь его рассказать, ответить на все вопросы;
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.
Для организации работы я использую подготовленный учебный материал (в виде карточек, схем, таблиц и пр.), которые получает каждая пара , или они записываются на доске . изучив свой текст, учащиеся выполняют практическую работу. Это могут быть задания, часто используемые при работе с текстом: составьте схему, ответьте на вопросы, заполните таблицу, составьте план, исправьте текст ( найди ошибку). Далее один из пары меняется с другим участником пары, где один уже выступает в роли обучающего и проверяющего. За один урок можно разобрать несколько вопросов. Удобнее использовать данную технологию, где на изучение материала отводится 2 часа. Проверка усвоения материала хорошо просматривается на 2 уроке , где можно использовать нетрадиционные задания.
Для слабых ребят или школьников, занимающихся по адаптированным программам, для создания ситуации успеха, можно использовать задания- дорисуй, раскрась.
При коллективном взаимном обучении, обязательными становятся такие виды учебной деятельности –совместное изучение, обсуждение ( где каждый ребенок имеет право высказать свое мнение) и выполнение заданий на маршрутном листе. Участники работают друг с другом в паре, состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.
При такой форме организации учебного занятия , преподаватель перестает играть роль источника знаний: он здесь играет роль консультанта, дающего справку, разъясняющего карточку и т. д.
Эта технология может быть использована как для начальной школы, так и для старшей. Такая организация работы подходит для подготовки учащихся к сдаче экзаменов, так как иногда ученик может не спросить учителя, если ему что-то не понятно, а к однокласснику обращается без стеснения. Мой опыт работы показывает, что коллективная форма обучения является эффективной по результатам и помогает развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Технология коллективного взаимообучения позволяет развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативные умения, необходимые при современном ритме жизни, именно они помогают быстро перестраиваться вместе с меняющимися потребностями общества.
Источник