Урок цитирование как способ передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека. Предлагаю вспомнить способы передачи чужой речи и способы цитирования. Материал будет полезен ученикам при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.docx 15.67 КБ
sposoby_tsitirovaniya.docx 13.78 КБ

Предварительный просмотр:

Способы передачи чужой речи.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

Речь другого лица (одно или несколько предложений) может быть передана словами автора:

1. Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ей руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло. (Н. Гоголь.)

Этот отрывок тематически состоит из двух частей. В начале отрывка описано поведение черта в хате у Солохи. Эта часть заканчивается словами охал и сказал напрямик . А дальше автор пересказывает слова черта, передает общий смысл того, что сказал черт. Это — косвенная речь . Между обеими частями отрывка — между авторской речью и косвенной речью — существует не только тематическая, но еще и грамматическая связь. Она выражается в том, что от слова сказал в авторской речи можно поставить вопрос к косвенной речи: сказал что? Значит, авторская речь — это главная часть, а косвенная речь — подчиненная часть, которая присоединяется к главной союзом что . Вместе они составляют сложноподчиненное предложение.

Речь постороннего лица (или нескольких лиц) может быть точным воспроизведением высказывания, например:

2. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года! » (К. Ушинский.)

3. « Славная погода завтра будет », — заметил я, глядя на светлое небо. (И. Тургенев.)

4. « Ну, барин , — закричал ямщик, — беда: буран! » (А. Пушкин.)

В примерах 2—4 есть точно воспроизведенная речь посторонних лиц, или иначе — прямая речь . Во всех этих примерах слова автора представляют собой простое предложение. Прямая речь располагается то после простого предложения, то перед ним, то даже простое предложение оказывается в середине прямой речи.

Способы передачи чужой речи

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения.

Он сказал: «Я хочу пойти с вами». – прямая речь.

Он сказал, что хочет пойти с нами . – косвенная речь в форме придаточного предложения

Он сказал о своем желании пойти с нами. – косвенная речь в форме второстепенных членов простого предложения.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменяясь другими лексическими средствами.

Брат сказал: « Я приду поздно». (прямая речь) — Брат сказал, что он придет поздно. (косвенная речь)

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» (прямая речь) — Она восторженно говорила мне, что я очень хороший. (косвенная речь)

Вопрос, переведенный в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я все думал, кто бы это был.
Я все думал: кто бы это был?

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.

1) прямая речь после слов автора:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

2) прямая речь до слов автора:

«Я остаюсь дома» , — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

3) слова автора разрывают прямую речь:

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжелый выдался день».

«Решено, — мечтательно добавил он про себя, — хоть в выходные я наконец высплюсь».

«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». (В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.)

4) прямая речь внутри слов автора:

Он бросил через плечо: «Иди за мной» , — и не оглядываясь зашагал по коридору.

Предварительный просмотр:

Основные способы цитирования.

Тема, о которой сегодня пойдет речь, очень важна для развития практических умений, прежде всего для умений выделять в письменных работах эпиграфы и поэтические цитаты-строфы в сочинениях на литературную или свободную тему, для написания сочинений на итоговой государственной аттестации в 9 и 11 классе ( часть С ГИА в 9 классе и часть С ЕГЭ в 11 классе), когда выпускнику необходимо грамотно использовать цитаты в письменных работах.

Для чего нужны цитаты в тексте? Прежде всего, в качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения, тем более что на экзамене сочинение без опоры на текст не оценивается.

Существуют специальные правила цитирования. Вот некоторые из них:

1. Цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.

2. Цитата должна быть уместной. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам.

3. Цитата должна быть короткой. Почему? Во-первых, короткая цитата легче запоминается и воспринимается, а во-вторых, короткая цитата показывает умение точно выражать свою мысль. (В связи с данным правилом вспоминается известная фраза русского писателя А.П.Чехова: « Краткость – сестра таланта ».)

Вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности. А это значит, что сегодняшняя тема направлена не только на развитие речи, но и повышение ее культуры.

Основные способы цитирования

Теоретические сведения

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.

Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитаты оформляются следующими способами:

• предложениями с прямой речью.

Например: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;

• предложениями с косвенной речью.

Например: А. П. Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою» ;

• предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль:

Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В Брюсов:

Быть может, все в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Способы передачи чужой речи»

Презентация при изучении темы «Способы передачи чужой речи» 8 класс. Может использоваться при изучении темы «Прямая речь » в 5 классе.

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Источник

«Цитата как способ передачи чужой речи» 8 класс

Конспект к уроку русского языка «Цитата как способ передачи чужой речи» 8 класс

Цель: объяснить учащимся особенности строения предложений с цитатой и правила расстановки знаков препинания в предложениях с цитатой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Прослушивание нескольких докладов учащихся на тему «Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык».
III. Словарный диктант .
Идеал, идеальный, выделены, употреблены, использованы, панорама, углубленный, углублена, углубить, кооператив, продал, продала, электрификация, отнял, отняла, придать, придал, придала, принять, принял, приняла, оригинальный, подлинник, репродукция, копия, красивее, едва, до тех пор пока, в то время как, как будто, во что бы то ни стало, коммуникация, эскиз, занял, заняло, заняла, прообраз, этимология, этимологический, понять, понял, поняла, перспектива, реактивный, реакция, источенные, источен, источена, источено, колонна, колонка, совершенный, совершеннейший, тысячелетие.
IV. Изучение нового материала.
Беседа с классом.
Вопросы:
1) Что такое чужая речь? (Это речь другого лица, включенная различными способами в речь говорящего.)
2) Какие вы знаете способы передачи чужой речи? (Прямая речь, косвенная речь,цитата,диалог.)
3) Что такое прямая речь? (Это дословное воспроизведение чужой речи, при котором сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. Прямая речь всегда представлена говорящим или пишущим как точно, дословно переданная чужая речь. Особенности структуры предложений с прямой речью – авторские слова и прямая речь.)
4) Что такое авторские слова? (Это конструкции с глаголом речи – сказать, проговорить, промолвить, спроситьи т. п., к которому непосредственно относится прямая речь. Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные. Характерными особенностями прямой речи являются обращения, формы повелительного наклонения, междометия, эмоционально-экспрессивные частицы, личные местоимения и глагольные формы от первого лица.)
5) Что такое косвенная речь? (Предложения с косвенной речью – это один из способов изложения чужой речи от лица говорящего. В предложениях с косвенной речью чужая речь передается не дословно, а с сохранением ее содержания. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей – слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение. Вопрос, переданный в косвенной речи, называют косвенным. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.)
6) Что такое несобственно-прямая речь? (Это такой способ передачи чужой речи, при котором чужая речь сливается с авторской речью. Несобственно-прямая речь совмещает свойства прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь, как и прямая речь, сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужой речи и, как косвенная речь, не оформляется на письме кавычками, ведется от имени автора повествования. Чужая речь может быть оформлена как цитата. Чужая речь может быть передана простым предложением, при этом часто указывается лишь тема речи. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, неопределенной формой глагола.)
7) Что такое цитата? (Это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.)
V. Закрепление изученного материала.
1. Объяснительный диктант (работа у доски).
Когда герою дали слово,
Он всему собранию сказал:
«Ничего не сделал я такого,
Лишь свою Отчизну защищал».
Е. Долматовский
2. Выполнение задания .
Записать предложения, расставить знаки препинания, разобрать синтаксически.
1) Профессор спросил Мересьева: «А верно, ты больше двух недель полз из немецкого тыла?» (Б. Полевой.)
2) Справедливейшая надпись есть в горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг». (Ш. Руставели.)
3) И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький.)
3. Работа по вариантам.
Вариант I. Заменить, где возможно, прямую речь косвенной.
1) «Надо достать лодку», – промолвил, наконец, Ермолай.
2) «Лодка сесть, – сказал Сучок глухим и разбитым голосом, – да больно плоха».
3) «Где же вожатый?» – спросил я у Савельича.
4) «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший.
Вариант II. Заменить косвенную речь прямой.
1) Игнатьева сказала Сереже, что она познакомит его с Устинович.
2) Валя набросилась на Сергея и говорила, что стыдно ему так вести себя, что он совсем отрекся от дома.
3) Сергей успокаивал ее и сказал, что домой ему идти некогда, что он и сегодня не придет, а что вот с ней ему поговорить нужно.
4) Сережа начал сразу без обиняков говорить Вале, чтобы она шла в комсомол, что она будет вести агитацию среди девушек, а он возьмется за ребят. (По Н. Островскому.)
4. Самостоятельная работа.
Составить предложения по схемам:
1) А : «П».
2) А : «П?(!)»
3) «П», – а.
4) «П?(!)» – а.
5) «П, – а, – п».
6) «П, – а. – П».
7) «П, – а. – П?(!)»
8) «П?(!) – а. – П».
9) «П?(!) – а. – П?(!)»
VI. Итог урока.
Домашнее задание.
Записать предложения, определить способ передачи чужой речи.
Охарактеризовать предложения.
1) Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы – поздно, к обеду не поспеет. (И. Гончаров.)
2) Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. (М.

Источник

Читайте также:  Функция основные способы задания функции виды функций
Оцените статью
Разные способы