- Конспект урока русского языка на тему: «Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах».
- «Цитата как способ передачи чужой речи» 8 класс
- Презентация по русскому языку «Цитата как способ передачи чужой речи» (8 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Конспект урока русского языка на тему: «Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах».
Автор: Раджабова Калимат Магомеднуриевна
МКОУ «Цудахарская СОШ»
Конспект урока русского языка на тему: «Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах».
Цель: углубить знания учащихся о прямой и косвенной речи, ознакомить с понятием цитата, научить правильно вводить цитаты в высказывания и расставлять знаки препинания; развивать умение отличать цитаты от слов автора, добиваться правильного интонирования, использования цитат в высказываниях; воспитывать культуру речи и общую культуру.
Оборудование: учебник, словарь, книга афоризмов, раздаточный материал.
Слово — одно из величайших орудий человека.
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какие существуют способы передачи чужой речи?
2) Что называется косвенной речью?
3) Из каких частей состоят предложения с косвенной речью?
4) Какие существуют правила замены прямой речи косвенной?
5) Что такое косвенный вопрос? Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса?
3. Анализ языковых явлений (можно использовать эпиграф).
• Прочитайте предложения; укажите, в каком из них изречение А. Кони передается полностью, а в каком включается в авторскую речь частично.
1) А. Кони очень бережно относился к слову. Он писал: «Слово — одно из величайших орудий человека».
2) А. Кони очень бережно относился к слову. Он называл его «одним из величайших орудий человека».
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Цитаты — это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. «Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием»,— указывал К. С. Станиславский.
Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы. К. Д. Ушинский справедливо писал, что «воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, мы непременно будем иметь слабые мускулы и слабую волю».
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. К. Д. Ушинский справедливо писал, что «воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности. ».
Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся. Анна Ахматова вспоминает:
О, это был прохладный день
В чудесном городе Петровом!
Лежал закат костром багровым,
И медленно густела тень.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Лингвистическое реконструирование.
• Запишите предложения, поместив слова автора в середину прямой речи.
1) «Справедливый к себе относится строго, к другим — снисходительно»,— отмечает японская пословица.
2) Ф. М. Достоевский пишет: «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой».
3) Пословица гласит: «Кто за счастье борется, к тому оно и клонится».
4) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— советует И. С. Тургенев.
3. Индивидуальная работа.
• Введите в высказывания слова автора, используя различные способы цитирования; выполните синтаксический разбор одного предложения.
1) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. Ключевский)
2) Подчинение правде, независимо от личных интересов и желаний,— в этом вся честность, вся нравственность. (Н. Огарев)
3) Правда — это общая совесть людей. (М. Пришвин)
4) Не мудрено, что у такого хозяина, как Манилов, довольно пусто в кладовой. (Н. Гоголь)
4. Творческая работа.
• Составьте предложения, в которые входили бы следующие цитаты:
1) Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
2) «Нет сомнений, что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением».
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Что называется цитатой?
2) Какие вы знаете способы цитирования?
3) Как цитируется стихотворный текст?
Вывод. Цитаты — это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Цитаты могут стоять при словах автора (прямая речь) или вводиться в авторскую речь как часть предложения и тоже выделяться кавычками. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. С помощью энциклопедии афоризмов, процитировать 5 высказываний о языке, о литературе, об искусстве, о музыке, используя различные способы цитирования.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.
Источник
«Цитата как способ передачи чужой речи» 8 класс
Конспект к уроку русского языка «Цитата как способ передачи чужой речи» 8 класс
Цель: объяснить учащимся особенности строения предложений с цитатой и правила расстановки знаков препинания в предложениях с цитатой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Прослушивание нескольких докладов учащихся на тему «Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык».
III. Словарный диктант .
Идеал, идеальный, выделены, употреблены, использованы, панорама, углубленный, углублена, углубить, кооператив, продал, продала, электрификация, отнял, отняла, придать, придал, придала, принять, принял, приняла, оригинальный, подлинник, репродукция, копия, красивее, едва, до тех пор пока, в то время как, как будто, во что бы то ни стало, коммуникация, эскиз, занял, заняло, заняла, прообраз, этимология, этимологический, понять, понял, поняла, перспектива, реактивный, реакция, источенные, источен, источена, источено, колонна, колонка, совершенный, совершеннейший, тысячелетие.
IV. Изучение нового материала.
Беседа с классом.
Вопросы:
1) Что такое чужая речь? (Это речь другого лица, включенная различными способами в речь говорящего.)
2) Какие вы знаете способы передачи чужой речи? (Прямая речь, косвенная речь,цитата,диалог.)
3) Что такое прямая речь? (Это дословное воспроизведение чужой речи, при котором сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. Прямая речь всегда представлена говорящим или пишущим как точно, дословно переданная чужая речь. Особенности структуры предложений с прямой речью – авторские слова и прямая речь.)
4) Что такое авторские слова? (Это конструкции с глаголом речи – сказать, проговорить, промолвить, спроситьи т. п., к которому непосредственно относится прямая речь. Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные. Характерными особенностями прямой речи являются обращения, формы повелительного наклонения, междометия, эмоционально-экспрессивные частицы, личные местоимения и глагольные формы от первого лица.)
5) Что такое косвенная речь? (Предложения с косвенной речью – это один из способов изложения чужой речи от лица говорящего. В предложениях с косвенной речью чужая речь передается не дословно, а с сохранением ее содержания. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей – слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение. Вопрос, переданный в косвенной речи, называют косвенным. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.)
6) Что такое несобственно-прямая речь? (Это такой способ передачи чужой речи, при котором чужая речь сливается с авторской речью. Несобственно-прямая речь совмещает свойства прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь, как и прямая речь, сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужой речи и, как косвенная речь, не оформляется на письме кавычками, ведется от имени автора повествования. Чужая речь может быть оформлена как цитата. Чужая речь может быть передана простым предложением, при этом часто указывается лишь тема речи. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, неопределенной формой глагола.)
7) Что такое цитата? (Это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.)
V. Закрепление изученного материала.
1. Объяснительный диктант (работа у доски).
Когда герою дали слово,
Он всему собранию сказал:
«Ничего не сделал я такого,
Лишь свою Отчизну защищал».
Е. Долматовский
2. Выполнение задания .
Записать предложения, расставить знаки препинания, разобрать синтаксически.
1) Профессор спросил Мересьева: «А верно, ты больше двух недель полз из немецкого тыла?» (Б. Полевой.)
2) Справедливейшая надпись есть в горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг». (Ш. Руставели.)
3) И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький.)
3. Работа по вариантам.
Вариант I. Заменить, где возможно, прямую речь косвенной.
1) «Надо достать лодку», – промолвил, наконец, Ермолай.
2) «Лодка сесть, – сказал Сучок глухим и разбитым голосом, – да больно плоха».
3) «Где же вожатый?» – спросил я у Савельича.
4) «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший.
Вариант II. Заменить косвенную речь прямой.
1) Игнатьева сказала Сереже, что она познакомит его с Устинович.
2) Валя набросилась на Сергея и говорила, что стыдно ему так вести себя, что он совсем отрекся от дома.
3) Сергей успокаивал ее и сказал, что домой ему идти некогда, что он и сегодня не придет, а что вот с ней ему поговорить нужно.
4) Сережа начал сразу без обиняков говорить Вале, чтобы она шла в комсомол, что она будет вести агитацию среди девушек, а он возьмется за ребят. (По Н. Островскому.)
4. Самостоятельная работа.
Составить предложения по схемам:
1) А : «П».
2) А : «П?(!)»
3) «П», – а.
4) «П?(!)» – а.
5) «П, – а, – п».
6) «П, – а. – П».
7) «П, – а. – П?(!)»
8) «П?(!) – а. – П».
9) «П?(!) – а. – П?(!)»
VI. Итог урока.
Домашнее задание.
Записать предложения, определить способ передачи чужой речи.
Охарактеризовать предложения.
1) Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы – поздно, к обеду не поспеет. (И. Гончаров.)
2) Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. (М.
Источник
Презентация по русскому языку «Цитата как способ передачи чужой речи» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цитата как способ передачи чужой речи Урок усвоения новых знаний 8 класс Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 17» г. Архангельска Шелкунова Екатерина Аркадьевна первая квалификационная категория
Цели урока знакомство с понятием «цитата» как со способом пере-дачи чужой речи; знакомство со способами введения цитаты в авторский текст, правилами пунктуационного оформление цитат; научиться распознавать цитаты в тексте; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте; научиться исправлять речевые недочеты при цити-ровании; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Актуализация опорных знаний Расскажите о постановке знаков препинания в пред-ложениях с прямой речью. Что мы называем косвенной речью? Что представляет собой предложение с косвенной речью? Используют ли в косвенной речи частицы и вводные слова? Какая форма речи (прямая или косвенная) более выра-зительна?
Практическая работа Запишите предложения, заменяя прямую речь кос-венной. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 1. Ваня подош..л ко мне и тихо сказал : «Вы, Вера Матвеевна, не зад..вали нам то, о чём спраш..вали». 2. «Что (то) случилось?» – спр..сила мать, как (бы) пр..держивая сер(?)це рукой. 3. «Меня потр..сает гнев человека, к..торый гневает(?)ся раз в году», — сказал кто (то) из тех, чьи изр..чения стоит запом..нать. 4. «На две м..нуты… Ост..новитесь, пожалу(?)ст..», — опять попр..сил я таксиста. 5. «Пам..тники надо ставить при жизн. — включился в разг..вор папа. – Пусть не из гр..нита, не из бронзы, пусть «(не) рук..творные»… Но при жизн..». 6. «Деш..вое д..роже обходит(?)ся!» – огл..девшись по ст..ронам, открыл мне ж..тейскую правду Владик. 7. «Красивые лица для художника (не) интересны, — ответила Оля. – А внутре(н,нн)ей красоты я в Антонине не заметила». (По А. Г. Алексину)
Изучение нового материала Цитата – дословно приведенная выдержка из высказывания или сочинения какого-либо автора. Приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитаты оформляются кавычками. Цитаты и знаки препинания при них 1.Цитаты могут стоять при словах автора (представляют собой прямую речь – знаки препинания такие же, как и в предложениях с прямой речью) В. Г. Белинский писал:«Рус-ский язык необыкновеннобо-гат».
Изучение нового материала 2. Можно цитировать и часть предложения (цитатавыде-ляетсякавычками, но пишется со строчной буквы). К. Г. Паустовский говорил, что «для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». 3.Если цитируется фраза не полностью, то на местепропу-щенных слов ставится много-точие. М. В. Ломоносов считал: «Язык, которым Российская держава великой части светаповеле-вает…ни единому европейскому языку не уступает». 4. Если цитируетсястихо-творныйтекст (строки и строфы подлинника соблюдаются), то кавычки не ставятся. У Л. Татьяничевойесть красивые строки о Родине: И в самом обычном наряде Мила ты, Отчизна, до слёз. К лицу тебе русые пряди Твоих ненаглядных берёз.
Изучение нового материала Оформление цитат Предложения с прямой речью: А. С. Пушкин говорил: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» Предложение с косвенной речью: Генрик Ибсен писал о том, что «чистая совесть – самая лучшая подушка». Предложение с вводными конструкциями: Как сказал Цезарь, «разделяй и властвуй». Самостоятельное предложение: «Да, я вернусь, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!»
Обобщение и систематизация знаний и умений Укажите, в каких примерах цитат: а) представляет собой прямую речь; б) включается в высказывание с помощью вводных слов, указывающих на источник мысли; в) вводится в авторскую речь как часть предложения. 1. «Недовольство собой есть необходимое условие разумной жизни», — считал Л. Н. Толстой. 2. Пришвин сказал замечательные слова, что « величайшее счастье писателя – не считать себя особенным, одиноким, а быть таким, как все люди». 3. Есть глубокий смысл в утверждении А. П. Чехова о том, что «ничто так не захватывает человеческого духа, как начало какой-нибудь науки». 4. Как говорил Сергей Есенин, «постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант». 5. Слова В. О. Ключевского: «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства», — имеют глубокий смысл.
Обобщение и систематизация знаний и умений Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Назовите способы включения цитат в текст. 1. Помните у Рыленкова Здесь мало увид..ть, Здесь нужно всмотрет(?)ся, Что (б) ясной любовью наполн..лось сердце… 2. Москва… Как много в это звуке для сердца русско..о сл..лось! Как много в нём отозв..лось! писал А. С. Пушкин. Ему вторил М. Ю. Лермонтов Москва, Москва! Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламе(н,нн)о и нежно. 3. Мы (в) первые слыш..м имя Пушкина в самом ра(н,нн)ем дет..тве и ещё (не) умея читать уже повт..ряем (на) изусть со слов матери Ветер по морю гуляет и к..раблик под-г..няет. (А. Л. Лозицкая)
Обобщение и систематизация знаний и умений Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 1. Говоря строго, язык (ни) когда не уст..навливается ок..нчательно: он (не) преста(н,нн)о живет и движ..т(?)ся разв..ваясь и сов..ршенствуясь… (В. Г. Белинский). 2. Гра(м,мм)атика не пр..дписывает законов языку но из..ясняет и утв..рждает его обычаи (А. С. Пушкин). 3 …Сам (не) обыкнове(н,нн)ый язык наш есть еще тайна (Н. В. Гоголь). 4. В лингв..стическом смысле народ сост..вляют все люди говорящие одним языком (Н. Г. Чернышевский. 5. Краткость – сестра т..ланта (А. П. Чехов).
Тестовые задания 1. Какое предложения с цитатой оформлено верно? А) Лев Толстой писал, что «музыка – высшее в мире искусство». Б) «Музыка – высшее в мире искусство», считал Лев Толстой. В) Лев Толстой утверждал: «Что музыка – высшее искусство». Г) Лев Толстой утверждал – «музыка – высшее в мире искусство». 2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А) А. С. Пушкин писал: «Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы». Б) «Мудрёно пишут только о том, чего не понимают», утверждал В. Ключевский. В) М. Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека». Г) Своё восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строчках: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…
Тестовые задания (продолжение работы) 3. Найдите неправильный способ цитирования. А) А. Т. Твардовский говорил: «Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего – есть еще смех радости, дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства». Б) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего – есть еще смех радости…». В) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного – есть еще смех радости». Г) А. Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только «гневным, саркастическим и непрощающим, «есть еще смех… озорства».
Рефлексия Посмотрите на картинку. Сформулируйте отве-ты.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-150323
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник