Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя (конспект урока, 8 класс)
план-конспект урока по технологии (8 класс)
Конспект урока посвящен изучению технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka1.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии 8 класс
Учитель Фролова Т. С.
Тема урока: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя»
Тип урока: Комбинированный
Вид учебного труда: Работа с информацией
Цели: изучение технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара. Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кодов, информацией, которая в них заложена. Воспитывать грамотного покупателя.
1. Ознакомить учащихся с правилами покупки.
2. Ознакомить с источниками информации о товарах.
3. Сформировать представление о маркировке товаров, штриховом кодировании, торговых символах, их назначении.
4. . Учить разбираться в этой информации.
— облачные технологии (QR – коды)
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал: сертификаты, шаблоны этикеток, упаковок с нанесённым штрих- кодом, визуальные, QR – коды), презентация, ПК, мультимедийный проектор, таблица «Коды стран»; Учебник, с. 19-28.
Организационная структура урока
Формы, методы, методические приемы
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место
Постановка учебной задачи
Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями.
В ходе беседы определяют тему урока
Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя
Беседа по вопросам
Повторение пройденного материала
беседа, работа с учебником
— Что такое потребительская корзина?
— На какие категории можно распределить все вещи?
— Из каких источников можно получить информацию о товаре?
— Что такое потребительский портрет товара?
— Что такое сертификат товара?
-Расскажите о правилах покупки товара
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге
Рассуждают, слушают, и понимают партнера, правильно выражают свои мысли, делают умозаключения и выводы в словесной форме, извлекают нужную информацию из учебника
Беседа по вопросам
Усвоение новых знаний
Рассказ «Как определить качество товара». Что такое сертификат, какая информация содержится в паспорте, инструкции, этикетке?
Понятие «грамотный покупатель» включает умения защищать свои права. Закон «О защите прав потребителя»
Слушают выступления одноклассников, наблюдают, обсуждают отвечают на вопросы, рассматривают, слайды, этикетки, упаковки, штрих-коды, заполняют таблицу.
Умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, рассуждать, сравнивать, осуществлять поиск информации из различных источников.
Беседа по вопросам
Закрепление знаний и способов действий
Практическая работа в парах
Выполнение практической работы
- Определите страну — изготовителя товара по штриховому коду.
- Прочитайте с помощью QR – кода информацию о товаре.
- Разрабатывают этикетку на предполагаемый товар, производимый в домашних условиях.
Подготавливают свои рабочие места, выполняют предлагаемое задание. Расшифровывают штрих-коды.
Умеют работать с учебником, извлекают необходимую информацию, осуществляют самоконтроль
Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали на уроке?
— Нужны ли эти знания вам в жизни?
— Из каких источников можно получить информацию о товаре?
-Что такое маркировка товаров?
-Какие символы встречаются на упаковках товара?
-Что такое этикетка товара?
Дайте оценку урока
Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы.
Умеют подводить итоги урока, оценивают свою деятельность
Беседа по вопросам
1. Вы решили купить новый сотовый телефон. Перечислите последовательность ваших действий.
Формируют навыки самоорганизации
Рассказ «Как определить качество товара»
Сертификат качества — это документ, удостоверяющий качество продукции (или услуги) и ее соответствие требованиям международных и национальных стандартов или другой нормативно-технической документации. Получение сертификата качества на ряд товаров – необходимое для выполнения требование закона.
Обязательная сертификация необходима для тех видов товаров, использование которых сопряжено с риском для окружающей среды и здоровья людей. Чтобы такие продукты и изделия продавались на законных основаниях, необходимо получить сертификат качества.
Обеспечение безопасности услуг и товаров – задача государственного уровня, поэтому выдача сертификатов качества регулируется федеральным законом № 184. В качестве подтверждения осуществления контроля над выпускаемой продукцией выдаётся сертификат качества. Проверкой товаров на предмет их соответствия стандартам и нормам занимается специальный орган сертификации.
Сертифицируются многие товары. Но на один требуется гигиенический сертификат, а на другой – сертификат соответствия.
Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться.
К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.
Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.
Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?
Ученики предлагают варианты ответов.
Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Продавец — это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.
В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей» Этот закон довольно строг. Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?
А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:
— безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
— замены на товар аналогичной модели, марки;
— замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
— соразмерного уменьшения цены;
— расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)
В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли — продажи.
В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться. С юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы и услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ «О защите прав потребителя»). Почему в Законе говориться о потребителе как об отдельном лице, гражданине, и ничего не сказано об организации?
Интересы организации защищает юрист, а потребитель вынужден защищать себя сам.
Откуда можно получить информацию о товарах?
В торговой сети нашей страны существует около полумиллиона наименований товара.
Как же приобрести ту вещь, которая нужна семье, которая устроит вас по всем параметрам? Например, вы решили купить холодильник. Откуда можно почерпнуть информацию о его технических и эксплуатационных качествах: объёме его камер, потребляемой энергии, температуре в морозильной камере?
Такая информация содержится в технической документации к изделию: инструкции, паспорте, вкладышах.
Покупая товары в упаковке, вы обращаете внимание, что на них нарисованы различные символы: рюмочки, зонты, кружочки.
Знаете ли вы о том, какую информацию они несут? (ответы уч-ся)
По маркировке можно определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.
Этикетку все видели, все знают, что она информирует о предмете.
Этикетка – словно маленький представитель вещи.
А знаете ли вы, какая информация содержится на этикетке?
Да, по этикетке вы узнаёте название продукции, символ компании производителя, состав, инструкции для пользователя.
Вкладыш — детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции .
Торговые знаки на этикетках могут быть разнообразными. Есть знаки, удостоверяющие экологическую безопасность и знаки, подтверждающие стандарт качества . Но особенно большое внимание мы уделяем знакам, информирующим о правилах ухода за вещами .
Изобретение штрих – кода. Мы видим на товаре ряд цифр, а над ними – чёрные полосы разной ширины.
Что за загадочные штрихи?
Изобретение QR- кода . QR-код или Quick Response («быстрый отклик»), по сути, является такой же базой данных, только вместо уже знакомых полосок используются квадратики. Специальное приложение позволяет зашифровать в двумерные черно-белые «шашечки» информацию разного рода: номер телефона или электронной почты, просто текст для ознакомления, координаты, например, достопримечательности или навигации.
1.Учебник «Технология. 8 класс» /Авторы В. Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф, 2016
2. Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник
Конспект урока по технологии «Технология совершения покупок» (8 класс)
Конспект урока по технологии 8 класс
Тема урока: « Технология совершения покупок»
Форма урока: урок освоения новых знаний.
Воспитывать грамотного покупателя.
Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена.
Учить разбираться в этой информации
устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа в составе группы, работа с учебником.
Знания: о информации о товарах.
Умения: распознавать символы, на этикетках, вкладышах, упаковках.
Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации по работе со штрих кодами.
Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания, развивать практические навыки и умения решения повседневных задач, выбором качественного и законно произведенного товара.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
научиться анализировать, сравнивать, обобщать, определять затруднения и находить пути решения,
формирование желание выполнять учебные действия.
Организационно- подготовительная часть
Приветствие учителя, контроль посещаемости.
проверка готовности учащихся к уроку.
Изложение программного материала.
Каждый из нас не раз бывал в роли покупателя.
Существует притча о том, какую цену мы платим за свои покупки: владелец оптического магазина учит своего сына, как выжимать деньги из покупателей:
— Сынок, после того, как ты подберешь покупателю очки, и он спросит, сколько они стоят, ответь: «Десять долларов». Затем подожди немного и смотри. Если он не вздрогнет, говори: «Это за оправу. Стекла стоят еще десять долларов». Выжди еще, но поменьше, и если покупатель опять не вздрогнет, добавь: «За каждое».
Какие же правила покупки необходимо знать, приобретая вещи? Об этом и пойдет речь на уроке.
Где же мы можем покупать необходимые товары?
Схема пунктов приобретения товаров.
Магазины (супермаркеты, специальные, традиционные);
Рынки и ярмарки (розничные, оптовые, продовольственные, вещевые);
Вне магазина (посылочная торговля, Интернет-магазины, торговые агенты).
Вид ы товаров по частоте спроса и стабильности :
товары повседневного спроса (массовые) — это товары, наиболее часто покупаемые потребителями (продтовары, хозяйственные товары) с минимальными усилиями на их сравнение между собой из-за сложившихся привычек и предпочтений. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются на постоянной основе по долгосрочным договорам;
товары периодического спроса — когда спрос населения формируется при отсутствии товара в потреблении (электрические лампочки);
товары предварительного выбора — обычно товары длительного пользования, когда возникает необходимость замены товара (электротовары, мебель). Покупатели в процессе выбора сравнивают товары между собой по качеству, ценам, внешнему оформлению. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются по долгосрочным договорам с предоплатой и с нестабильной периодичностью;
товары редкого спроса (выборочного или особого спроса) — изделия из драгоценных металлов, антиквариат, электронная техника, меха). Такие товары практически не сравнивают, поскольку они характеризуются особыми уникальными свойствами. Ради приобретения таких товаров часть покупателей готова затратить дополнительные усилия.
товары сезонного спроса — одежда, обувь, спортивный инвентарь. Коммерческие операции по этим товарам осуществляются также по сезону.
И конечно когда мы покупаем тот или иной товар нам необходимо иметь некую информацию о товаре.
Информация о товаре- это совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления .
И конечно же в наибольшей степени нас интересует информация о качестве товара и его цене. Документ удостоверяющий качество товара, является СЕРТИФИКАТ (от лат. сертифико-«удостоверяю»).
Снртификат должен быть в наличии на все виды товаров. Он является свидетельством того, что данный товар прошел проверку на соответствие требованиям безопасности. Он выдается на каждую партию товаров.
Предприятие, продавец- обязан предоставить сертификат по первому требованию покупателя.
По мимо сертификата соответствия информацию о товаре мы можем получить со штрих кода на каждом товаре. Штрих код выполняет несколько функций но основные из них- контроль качества продукции и её соответствие заданному образцу.
Где применяется штриховой код? (Ответы учащихся.)
Раздаю информацию для тетрадей (вклеиваем)
Разбираем из чего состоит код.
Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара. Цифровой код: 4600433500175
1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах.
2. Полученную сумму умножить на 3:
3. Сложить числа стоящие на нечётных местах, без контрольной цифры:
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:
5. Отбросить десятки: 5
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:
Вывод: Если полученная после расчёта (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно и не гарантирует качества.
Практическая работа: Определите страну — изготовитель и гарантийность качества товара по штриховому коду
Анализ и оценка выполненной работы.
Установка на следующий урок.
Давайте вспомним тему урока…
Какова была наша цель…
Какую учебную задачу вы для себя ставили?
Для того, чтобы понять, справились ли мы с нашей задачей, давайте заполним рефлексивный лист.
Значение термина «сертификат»
Отстаивать свою точку зрения
Значение термина « штрих код»
Разбирать законность производства товара
Значение термина «информация о товаре»
Определять страну производителя товара
Пар. 4 (термины)- стр. 27 (значок- выполни, используй компьютер)
Источник