Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Основные способы образования слов в русском языке
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Способы словообразования.
2. Словообразовательный анализ слова.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.
Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.
Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.
Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.
Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.
Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.
Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.
При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются
имена существительные:
к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.
имена прилагательные:
к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;
местоимения:
к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;
глаголы:
к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;
наречия:
к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.
Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.
Суффиксальным способом образуются: имена существительные
багаж + суффикс -ник- получается багажник
камень + суффикс -щик- получается каменщик
гитара + суффикс -ист- получается гитарист
учить + суффикс -тель- получается учитель
честный + суффикс -ость- получается честность
строить + суффикс -ени- получается строение
стул + суффикс -ик- получается стулик
имена прилагательные
забота + суффикс -лив- получается заботливый
осень + суффикс -н- получается осенний
гусь + суффикс -ин- получается гусиный
белый + суффикс -еньк- получается беленький
наречия, оканчивающиеся на О:
к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;
к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.
Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.
Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.
Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.
Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:
От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.
Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.
Вспомним план словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано.
3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
4. Указать средство словообразования.
5. Указать способ словообразования.
Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной
1. Прибрежный – образовано от слова берег.
Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.
2. Речной – образовано от слова река.
Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.
Разбор тренировочных заданий
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.
Правильный ответ: Пришкольный
Выделите цветом слова с приставкой при-.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Источник
Конспект урока по русскому языку «Образование слов при помощи суффиксов»
Тема: Образование слов при помощи суффиксов.
Цель: создать условия для определения значения суффиксов, овладения понятием «суффиксальный способ образования слов», осознания роли суффиксов при образовании новых слов; способствовать развитию и умению образовывать слова при помощи суффиксов.
Тип урока: применение знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные): определяют значение суффиксов. Владеют понятием «суффиксальный способ образования слов». Понимают роль суффиксов при образовании новых слов.
Личностные результаты: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; имеют адекватную позитивную самооценку; считаются с мнением другого человека; выполняют основные правила гигиены и чтения и письма.
Универсальные учебные действия (метапредметые): П- умеют действовать по алгоритму, образцу.Р- ориентируются в целях, задачах, средствах решения учебной задачи. К – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач.
I. Мотивационно-организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте?
Все ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Есть ли у нас девиз такой:
Все, что надо под рукой!
-Проверим готовность к уроку.
II. Актуализация знаний
— Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
— Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тайны русского языка. Вы сами сформулируете тему урока. Но сначала мы поработаем со словами.
Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки. (гриб)
-Если гриб маленький, как мы его назовем? ( грибок)
— Как называют человека, который собирает грибы? (грибник)
— Как называется суп из грибов (грибной)
— Какие слова получились?
— Ребята, давайте исследуем с вами эти слова.
— Что можете сказать о данных словах (родственные, одинаковый корень)
— От какого слова они образовались? (гриб)
— С помощью чего образовались новые слова? (с помощью суффиксов)
— Что такое суффикс?
— Для чего служат суффиксы? (суффиксы служат для образования новых слов) (Суффиксы имеют значение)
— Назовите суффиксы в этих словах, которые помогли образовать новые слова.
(Дети называют суффиксы)
— Как называется способ словообразования, при помощи суффикса? (суффиксальным)
— Какие суффиксы знаете?
— Итак мы с вами исследовали новые слова и пришли к такому выводу, что суффикс служит для образования новых слов.
III. Постановка целей и задач урока.
— Давайте, ребята, сформулируем тему урока ( Образование слов при помощи суффиксов )
Какую цель мы поставим на уроке? Чему будем учиться сегодня на уроке?
(Научиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)
— Верно. Сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.
— Попробуйте сформулировать задачи нашего урока, используя слова
1. уметь образовывать новые слова при помощи суффикса
2. уметь находить суффиксы в словах
3. повторить значения и правописание суффиксов
— Над этими задачами будем работать на уроке.
IV. Усвоение новых знаний и способ действия.
1 . Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.
— От данных слов образуйте новые слова используя суффиксы
-ик-, ушк-, -ник-, -н -,- ист-, -ок-
Зима – зимушка, зимний
лес — лесник, лесной, лесок
чай – чайник (это предмет, в котором заваривают чай)
пианино – пианист ( профессия, род занятий)
школа – школьник (это тот, кто учится в школе)
— Какое значение имеют эти суффиксы?(Выборочно называют слова и значения )
Какой вывод можем сделать выполняя данное задание?
Вывод: — какую из поставленных задач мы выполнили? образовывали новые слова при помощи суффиксов, определяли значения суффиксов
Раз, два, три, четыре, пять!
(Шагаем на месте)
Все умеем мы считать!
(Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже
(Прыжки на месте.)
Руки за спину положим,
(Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше
(Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим.
VI. Закрепление знаний.
1. Работа в учебнике
— Теперь выполним задания, которые предлагают нам авторы учебника.
Упр.2 (работа в парах);
Упр.3 (беседа по вопросам)
Упр.5 (индивидуальная работа)
Повторить значения, правописания суффиксов.
— А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно.
— У вас на партах лежат карточки.
— От данных слов при помощи суффиксов образуйте новые слова с данными значениями: Выделите суффиксы, которые помогли вам в образовании новых слов.
дождь – дождик (уменьшительно-ласкательное)
двор – дворник (профессия)
слон – слонёнок (название детёнышей животного)
Алексей – Алексеевна, Алексеевич (отчества людей)
— Обменяйтесь с соседом карточкой, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего соседа. Если есть ошибки – исправьте. На полях поставьте минус
На доске появляется слайд с выполненным заданием
— У кого есть минусы? Сколько.
-Что не получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
— Над какой темой мы работали на уроке? ( Образование слов при помощи суффиксов )
— Какова роль суффиксов в нашей речи? (служат для образования новых слов, придают словам различные смысловые оттенки)
— Какую цель мы сегодня ставили? ( Научиться образовывать слова с помощью суффиксов)
— Достигли мы цели? Научились образовывать новые слова при помощи суффиксов?
Источник
Урок русского языка «Образование имен существительных»
Описание разработки
Цель урока: Познакомить учащихся с основными способами русского словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно — суффиксальный, сложение основ.
Задачи:
1. Закрепить умение определять грамматические. морфологические признаки имени существительного
2. Развивать логическое мышление, память, речь. Развивать зрительную память, навыки слушания и понимания текста.
3. Воспитывать внимательность, аккуратность при выполнении письменных работ.
Оборудование: учебник, карточки, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. а) приветствие; б) психологический настрой. Здравствуйте ребята! Прежде чем мы начнем с вами урок я хочу чтобы вы посмотрели друг на друга, улыбнулись и весь урок поддерживали хорошее настроение.
2. Постановка целей и задач урока.
— Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными способами словообразования имен существительных.
3. Актуализация знаний. Сегодня мы будем говорить об имени существительном. Вспомните что обозначает и на какие вопросы отвечает имя существительное. (Ответы детей).
4. Объяснение нового материала.
Все на свете состоит из чего — то: лес — из деревьев, облака – из водяных капель. Для того чтобы образовывались новые существительные нужен «строительный материал», из которого создаются новые слова нашего языка. Сегодня мы рассмотрим три основных «кирпичика»: приставка, основа, суффикс. А теперь послушайте сказку. « Жил – был корень –уч — . Скучно ему стало жить на свете одному, вот и призвал он к себе приставки, суффиксы и основы. Объединился корень с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, ученица, обучение, ученый, учителя»
5. Первичное усвоение новых знаний.
а) Посмотрите на эти слова : круг, город, счет, погода. Но если к этим словам добавить приставки о, при , рас, не. Что у нас получится? Правильно совершенно другие слова с новым лексическим значением, т. е. смыслом. Это приставочный способ образования существительных.
Округ, пригород, расчет, непогода.
б ) Теперь рассмотрим второй способ суффиксальный. Возьмем три производных слова: ветер, двор, мяч, дед. Добавим к ним суффиксы –ок, — ец, — ик, — ушк у нас изменится значение слов. Посмотрите как интересно изменяются слова.
Ветерок, дворец, мячик, дедушка.
в )Когда в образовании слова участвуют и приставка, и суффикс этот способ называется приставочно — суффиксальный.
Переплетчик, переводчик, смазчик, подорожник, бездомный, запевала.
В образовании этих существительных участвуют, как приставки, так и суффиксы.
6. Релаксация. Ребята, вы много узнали, и чтобы работать дальше мы с вами немного отдохнем. Игра «Доскажи словечко».
Весь материал – смотрите документ.
Содержимое разработки
Образование имен существительных.
Цель урока: Познакомить учащихся с основными способами русского словообразования: приставочный , суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.
Задачи: 1.Закрепить умение определять грамматические. морфологические признаки имени существительного
2. Развивать логическое мышление, память, речь. Развивать зрительную память, навыки слушания и понимания текста.
3.Воспитывать внимательность, аккуратность при выполнении письменных работ.
Оборудование: учебник, карточки, раздаточный материал.
1.Организационный момент. а) приветствие; б) психологический настрой. Здравствуйте ребята! Прежде чем мы начнем с вами урок я хочу чтобы вы посмотрели друг на друга, улыбнулись и весь урок поддерживали хорошее настроение.
2.Постановка целей и задач урока.
— Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными способами словообразования имен существительных.
3. Актуализация знаний. Сегодня мы будем говорить об имени существительном. Вспомните что обозначает и на какие вопросы отвечает имя существительное. (Ответы детей).
4. Объяснение нового материала.
Все на свете состоит из чего-то: лес — из деревьев, облака – из водяных капель. Для того чтобы образовывались новые существительные нужен «строительный материал», из которого создаются новые слова нашего языка. Сегодня мы рассмотрим три основных «кирпичика»: приставка, основа, суффикс. А теперь послушайте сказку. « Жил – был корень –уч-.Скучно ему стало жить на свете одному, вот и призвал он к себе приставки, суффиксы и основы. Объединился корень с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, ученица, обучение, ученый, учителя»
5.Первичное усвоение новых знаний.
а) Посмотрите на эти слова : круг, город, счет, погода. Но если к этим словам добавить приставки о, при , рас, не. Что у нас получится? Правильно совершенно другие слова с новым лексическим значением, т.е. смыслом. Это приставочный способ образования существительных.
Округ, пригород, расчет, непогода.
б ) Теперь рассмотрим второй способ суффиксальный. Возьмем три производных слова: ветер, двор, мяч, дед. Добавим к ним суффиксы –ок,-ец, -ик, -ушк у нас изменится значение слов. Посмотрите как интересно изменяются слова.
Ветерок, дворец, мячик, дедушка.
в )Когда в образовании слова участвуют и приставка, и суффикс этот способ называется приставочно-суффиксальный.
Переплетчик, переводчик, смазчик, подорожник, бездомный, запевала.
В образовании этих существительных участвуют, как приставки, так и суффиксы.
6. Релаксация. Ребята, вы много узнали, и чтобы работать дальше мы с вами немного отдохнем. Игра «Доскажи словечко».
Каждый колосок хорош,
На полях созрела р……
В полдень или в полночь
Друг придет на п……
Над полем проносится кожаный мяч.
Верный товарищ спортивных у….
Темноту замкнув на ключ,
Вышел месяц из-за т….
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом м……
7 Продолжаем работу по теме.
— Мы познакомились с тремя способами образования слов, перечислите их. Нас ждет еще один способ – это сложение основ. Что такое основа слова? Это часть слова без окончания, т.е. без формообразующих аффиксов. В основе заключено общее лексическое значение слова. Посмотрите на примеры детский садик- детсад, лед колоть – ледокол, воду качать- водокачка. 8 Первичное закрепление Упражнение на закрепление. Прочитайте текст. Вот и скворцы летят. Прилетели, почистили крылышки и полетели осматривать родные места. Вот парочка скворцов подлетела к знакомой скворечнице. Посидели на веточке березы и слетели с нее на крышу избы. Один из скворцов перелетел опять на скворечницу и влетел в нее. Скоро он вылетел из домика, долетел до своей подруги, и оба запели радостную песенку. Выпишите выделенные слова, выделите корень и приставку.
— Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и прежде чем перейти к следующему заданию я хочу чтобы вы послушали небольшую сказку. Сказка про суффиксы. Живут в русском языке скромные волшебники – суффиксы. Скромные — потому что не лезут вперед, всегда становятся после корня. А волшебники – потому что способны на всякие чудесные превращения. Суффикс –ик большой дом превращает в маленький домик. Суффикс –ищ из топора делает топорище. А суффикс –ист трактор обратит в тракториста. И какой бы суффикс ни встал за корнем, он обязательно придаст слову новое значение или образует новое слово. Вот какие труженики есть в нашем языке! 9.Самостоятельная работа учащихся. Образуйте и запишите слова с суффиксами
10. Работа по карточкам. Перед вами лежат карточки со словами. Запишите сложные слова с данными корнями. Подбери все возможные пары корней.
Лист воз
Дым руб
Лес О пад
Итог урока. С какими способами образования имен существительных вы познакомились сегодня, перечислите их.
Домашнее задание. Упражнение 226 страница 87
Источник