Урок способы словообразования для спо

Конспект урока по русскому языку на тему «Способы словообразования»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

Иркутский региональный колледж педагогического образования

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

2015 ПЛАН УРОКА.

Тема урока: Понятие морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной сононимии.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о морфемах; решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ); учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.

Воспитательные задачи: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей студентов.

Развивающие задачи: с помощью разнообразных упражнений развивать у студентов логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Образовательные задачи: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении способов образования слова.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Самостоятельная деятельность студентов: анализ текста.

Вид контроля: текущий, беседа по вопросам.

Оборудование: компьютер, УМК, раздаточный материал (с текстами)

Оргмомент . Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Оформление записи в тетради.

Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений.

Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает?

Что такое морфема? ( Значимая часть слова ). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).

А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем .

«Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов» ( Корень )

«Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.( Приставка )

«Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении» ( Окончание )

«Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» ( Суффикс )

Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? ( определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню ).

Запись в тетрадях учащихся:

– образуют новые слова

– образует формы слов

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания; б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

Что такое основа?

Как называются слова с одним и тем же корнем?

Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? ( лексическое значение слова )

Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? ( омонимичными )

Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить . А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход , проход , проход ).

С помощью кластера составьте таблицу «Способы словообразования»

2. Беспорядок
10. Соавтор

Переход слова из одной части речи в другую

4. Лесничество
6. Героизм

11. Чебуречная
12. Столовая

3. Безветрие
8. Бескозырка

1. Говор
7. Сторож

5. Сложение
а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией
г) Аббревиация

Читайте также:  Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя способы пуска

5. Языкознание
9. Лесопарк

Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).

Подведение итогов. Работа с целями урока.

1) Связный ответ ученика

Что изучается в разделе «Словообразование»?

Какие способы словообразования существуют?

На какие группы делятся способы словообразования?

2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!

Словообразование
Сложное, неоднозначное
Привлекает, завораживает, развивает
Ясным становится слова суть!
А это главное!

Словообразование
Сложное, но очень важное
Манит, влечёт, зовёт
Во всём разобраться хочется
Справиться с этим хочу!

Способы словообразования
Морфологический, неморфологический
Запутывают, волнуют, страшат
Очень трудно всё это понять!
Но я обязательно справлюсь!

Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

основные способы словообразования.

морфемный и словообразовательный разбор.

производные и производящие основы

словообразовательные и формообразовательные морфемы

– Какой можно сделать вывод?

Вывод : Сегодня мы повторили способы словообразования. Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

1. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).

2. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)

Домашнее задание. Выполнить упражнение № 36

Источник

Конспект урока по русскому языку по теме: «Способы словообразования» для СПО

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шахтинский профессиональный лицей № 33»

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ТЕМА: «СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»

Категория участников: обучающиеся 1-х курсов

Преподаватель: Шабунина Марина Владимировна

Тема урока: «Способы словообразования»

— изучить способы образования слов в русском языке;

— научить правильно определять способ образования слов;

— определить роль способов словообразования в речи

-способствовать повышению лингвостилистической культуры обучающихся, сознательному отношению к явлениям русского языка;

продолжить развитие познавательных интересов, памяти, внимания;

Читайте также:  Какие способы есть покрасить волосы

— продолжить развитие навыков работы в коллективе;

— продолжить развитие интеллектуальных умений обучающихся – умения анализировать и сравнивать, излагать кратко и обобщенно (в виде кластера) материал, обобщать и делать выводы;

— продолжить развитие устной и письменной речи обучающихся;

— продолжить работу по обогащению словарного запаса обучающихся.

— продолжить воспитание любви к русскому языку, его красоте, многозначности;

— поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

— продолжить воспитание любви к выбранной профессии;

— продолжить воспитание любви к «братьям нашим меньшим»

Тип урока: комбинированный

Вид урока : урок теоретических и практических работ

Методы обучения : методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся (словесные — беседа; наглядные – демонстрация, наблюдение); проблемно-поисковые (исследование, сопоставление), методы стимулирования учебной деятельности (мотивация, кроссворд); методы контроля и коррекции (тест, работа с текстом регионального содержания)

Приемы обучения : демонстрация, классификация, заполнение кластера, выписывание изучаемых единиц из текста, синквейн

Средства обучения: дидактический материал – презентация по теме урока; раздаточный материал – текст с пропущенными словами, кроссворд, кластер «Способы словообразования», текст регионального содержания «Словообразование диалектизмов», бланки оценивания деятельности обучающихся; ТСО – телевизор, ноутбук.

Место проведения: учебная аудитория

Время проведения: 45 минут

-личностные: самоопределение – экологическая культура — ценностное отношение к природному миру (к «братьям нашим меньшим»); смыслообразование — мотивация учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях.

регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения, выполнять учебные действия в разных формах, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения преподавателя и одногоруппников по исправлению допущенных ошибок, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

познавательные – общеучебные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать приемы решения задач, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, осуществлять смысловое чтение, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием дисциплины; информационные — поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, таблица), сбор информации, обработка информации, анализ и передача информации (устно и письменно), интерпретация информации (структурировать, презентовать информацию), применение и представление информации, оценка информации; логические – анализ, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение.

коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы для организации своей деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, вести устный диалог в соответствии с нормами русского литературного языка, слушать собеседника, определят общую цель, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оформление и обеспечение урока

Записи на доске

Бланк с системой оценивания на уроке;

текст с пропущенными словами;

кроссворд; кластер «Способы словообразования»;

текст с заданиями «Словообразование диалектизмов»

Слова для сравнения

Эпиграф к уроку

4-16. Сообщение по теме: «Способы словообразования»

17. Вопросы к сообщению

18. Ответы к упражнению

Читайте также:  Свойства пихтового масла способы применения

19. Слова для устной работы

20. Вопросы к тексту

21. Ответы к тесту

22. Лист оценивания

Число, тема и цели урока, эпиграф, алгоритм определения способа образования слов, домашнее

Преподаватель: Сравните слова, изображенные на слайде (слайд 1) Что в них общего, а что — различного?

Белый, беленький, беловато, светло-белый, беленый, забелить, забелка

Что дает такое изменение слов?

Обращает внимание на эпиграф на доске (слайд 2): «Каждая часть слова что-то выражает, несет какой – то смысл, для чего-то служит»

Как вы понимаете высказывание А.Н.Тихонова?

Подтвердить правильность высказывания А.Н.Тихонова нам и поможет тема сегодняшнего урока.

Сформулируйте тему урока (слайд 3 -«Способы словообразования»). Запишите число и тему урока в тетрадь

Попробуйте определить цели урока ( с обратной стороны доски):

Изучить способы словообразования;

Отработать умения определять способ образования слов;

Определить роль способов образования в русском языке

В течение урока вы будете заполнять оценочный лист, лежащий у вас на столах. Выведите общее количество баллов по каждому виду деятельности и поставите себе оценку ( приложение 1)

Сравнивают слова и отвечают на вопрос: общее: корень-бел-, разное: разные части речи, разное лексическое значение, разный морфемный состав

Образуются новые слова с помощью морфем

Отвечают на вопрос

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь

Формулируют цели урока

Знакомятся с оценочным листом.

Организует работу с текстом (приложение 2) с пропущенными ключевыми словами.

Преподаватель: Вспомнить, что такое словообразование нам поможет текст у вас на столах с пропущенными ключевыми словами. Прочтите и вставьте необходимые по смыслу слова:

.- раздел языкознания, который изучает…. образования слов, т.е. как и от чего …. то или иное слово, при помощи каких…

Дайте определение словообразованию.

-Что такое морфема?

Проверить, какие вы знаете морфемы поможет кроссворд, который лежит у вас на столах. Разгадайте кроссворд (приложение 3).

Преподаватель: Поменяйтесь листами и посчитайте баллы. Все ответы верные – 1 балл, одна ошибка – 0 баллов. Занесите в оценочный лист.

Читают текст и вставляют:

«Словообразование — раздел языкознания, который изучает способы образования слов, т.е. как и от чего образовано то или иное слово, при помощи каких морфем»

Разгадывают кроссворд и оценивают друг друга

Организует изучение нового материала

Преподаватель: Так как эта тема изучалась вами еще в школе, то ваши одногруппники подготовили теоретический материал по теме в виде презентации (слайды с 4 по 16). Прослушайте внимательно их сообщения и заполните кластер, лежащий у вас на столах, примерами способов словообразования из сообщений обучающихся (приложение 4).

Преподаватель: В рубрике «Возьми на заметку! Запомните и запишите формообразующие морфемы частей речи, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов.

Дайте ответ на вопросы (вопросы на слайде 17):

Приведите примеры слов, образованных приставочным и суффиксальным способами.

Озвучьте примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным и бессуффиксным способами.

Какой морфологический способ не был назван?

Приведите примеры слов, образованных способом сложения

Озвучьте примеры слов, образованных неморфологическим способом

Поставьте в лист оценивания по 0,5 балла за правильный ответ

Попробуйте составить алгоритм действия для определения способа словообразования ( на скрытой доске).

Источник

Оцените статью
Разные способы