Способы съемки местности
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Я выбираю местность для будущей съемки – определяю ее размеры ,учитываю насколько она « насыщена» объектами( не будет ли будущей план пуст или наоборот , перегружен информацией. Исходя из этого, решу, какой вид съемки( полярная или маршрутная) предпочтительнее. Затем готовлю к съемке учащихся. Каждый ученик должен заранее подготовить необходимое оборудование и научиться им пользоваться. Еще до выхода на местность учащихся научу держать планшет, ориентирую его по сторонам горизонта.
Упражняю в определении направлений на объекты. Проведу своего рода «репетицию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_semki_mestnosti.doc | 925 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока подготовил:
Мухамедьянов Талгат Аксановтч
Я выбираю местность для будущей съемки – определяю ее размеры ,учитываю насколько она « насыщена» объектами( не будет ли будущей план пуст или наоборот , перегружен информацией. Исходя из этого, решу, какой вид съемки( полярная или маршрутная) предпочтительнее. Затем готовлю к съемке учащихся. Каждый ученик должен заранее подготовить необходимое оборудование и научиться им пользоваться. Еще до выхода на местность учащихся научу держать планшет, ориентирую его по сторонам горизонта.
Упражняю в определении направлений на объекты. Проведу своего рода «репетицию».
До 18 века в России существовали «чертежи»- нечто вроде карт отдельных частей России, составленные без какой- либо математической основы и непохожие на настоящие карты. Царь Петр Первый был первый русский, который по научному заинтересовался не как-нибудь по теоретически, по-книжному,- нет, он сам стал в 1696году за треногу и производил съемки по реке Дон.
Чтобы принять решение, где строить новые заводы, жилые дома, проводить дороги, чтобы планировать размещение посевов, пастбищ, нужно иметь изображение местности.
Местность можно снять не только из космоса или с самолета, но и находясь на поверхности Земли.
Тема урока: «Способы съемки местности»
география, 6 класс
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.
Образовательные: познакомить учащихся с полярной, маршрутной и азимутальной съемкой; закрепление понятий: план местности, условные знаки, масштаб, стороны горизонта, азимут;
Воспитательные: формирование самостоятельности и активности в учебном процессе; использование информационных технологий с целью привития интереса к географии; развитие коммуникативных способностей учащихся;
Развивающие: формулирование выводов по результатам работы с электронными схемами, формирование интерактивного мышления, информационной культуры.
Оборудование: графические рисунки «Способы съемки местности», технологические карты к уроку.
Методы и приемы;
Продолжительность этапа урока
1. Организационный этап
Формулируются цели и задачи урока, учащиеся настраиваются на сотрудничество
2. Актуализация знаний
Учитель организует воспроизведение ранее усвоенных знаний (самостоятельная работа по топографическим знакам.)
3. Организация исследовательской деятельности учащихся
I. Работа по группам:
1-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «маршрутная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете;
2-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «полярная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете.
3-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «азимутальная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете
II. Все группы участвуют в обсуждении результатов самостоятельной работы (беседа)
Источник
Тема урока: «Способы съемки местности»
Проект урока подготовили:
учитель географии сош №22 г. Уссурийска
учитель географии сош №10 г. Находки
Тема урока: «Способы съемки местности»
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.
Образовательные: познакомить учащихся с полярной, маршрутной и азимутальной съемкой; закрепление понятий: план местности, условные знаки, масштаб, стороны горизонта, азимут;
Воспитательные: формирование самостоятельности и активности в учебном процессе; использование информационных технологий с целью привития интереса к географии; развитие коммуникативных способностей учащихся;
Развивающие: формулирование выводов по результатам работы с электронными схемами, формирование интерактивного мышления, информационной культуры.
Оборудование: мультимедийный учебник «Начальный курс географии 6 класс», графические рисунки «Способы съемки местности», технологические карты к уроку.
План урока
Методы и приемы;
Продолжительность этапа урока
1. Организационный этап
Формулируются цели и задачи урока, учащиеся настраиваются на сотрудничество
2. Актуализация знаний
Учитель организует воспроизведение ранее усвоенных знаний (самостоятельная работа по топографическим знакам.)
3. Организация исследовательской деятельности учащихся
I. Работа по группам:
1-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «маршрутная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете;
2-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «полярная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете.
3-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «азимутальная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете
II. Все группы участвуют в обсуждении результатов самостоятельной работы (беседа)
4. Анализ результатов
Учащиеся оценивают результаты своих самостоятельных работ, формулируют выводы
5. Рефлексия. Домашнее задание
Учащиеся высказывают свое отношение к уроку. Учитель поясняет домашнее задание
Примечание: на уроке класс делится на три группы по 6 человек; допускается, что за одним компьютером работают 2 человека.
3 этап урока. Организация самостоятельной работы учащихся
Организация самостоятельной работы учащихся
Ставит перед учащимися учебные задачи, делит класс на три группы
Слушают учителя, вырабатыва-ют способы решения поставлен-ных задач.
Самостоятельная работа учащихся с электронными схемами
1-я группа работает с компьютер-ной схемой «маршрутная съемка местности» выполняет задания технологической карты №1
работает с компьютер-ной схемой «полярная съемка местности» выполняя задания технологической карты №2
работает с компьютер-ной схемой «азимуталь-ная съемка местности», выполняя задания технологической карты №3
1. Маршрутная съемка местности – способ изображения участка поверхности из одной точки в другую.
2. На план местности наносятся объекты по обе стороны от наблюдателя в пределах видимости
3. При маршрутной съемке объекты обозначаются условными топографическими знаками.
1. Полярная съемка местности — способ изображения участка поверхности с одной точки, в пределах видимости объектов.
2. Полюс съемки выбирают в середине участка так, чтобы с него были видны все объекты снимаемой территории.
3. Планшет при полярной съемке ориентируют по сторонам горизонта с целью определения части света наблюдаемых объектов.
1. Азимутальная съемка проводится из любой точки местности, но обязательно с использованием главной ее составляющей – компаса.
2. Азимутальная съемка производится только при ориентировании стрелки компаса на север.
3. Все объекты при съемке местности наносятся на план поочередно по часовой стрелке, начиная с севера.
Обсуждение работы групп учащихся, формирование общего вывода
Выясняет уровень усвоения материала, помогает формулировать выводы
Обсуждают результаты работы, формулиру-ют выводы
Существуют разные методы съемки местности, у которых есть общие приемы работы
Технологическая карта №1
Работа с мультимедийным учебником «Начальный курс географии 6 класс».
1. Выберите рисунок «План и карта».
2. Активизируйте вставку «Составление и чтение топографического плана».
3. Проследуйте по гиперссылке «Составление плана».
4.Выберите схему «Маршрутная съёмка».
5. Сформулируйте определение «Маршрутная съёмка».
6. Какие объекты можно нанести при маршрутной съёмке?
7. Как отображаются наблюдаемые объекты на данном плане местности?
Технологическая карта №2
Работа с мультимедийным учебником «Начальный курс географии 6 класс».
1. Выберите рисунок «План и карта».
2. Активизируйте вставку «Составление и чтение топографического плана».
3. Проследуйте по гиперссылке «Составление плана местности»
4. Выберите схему «Полярная съемка».
5. Сформулируйте определение «Полярная съемка».
6. Где и почему выбирается полюс съемки местности?
7. Зачем необходимо ориентировать планшет по сторонам горизонта при полярной съемке?
Источник
Краткосрочный план урока по естествознанию на тему: «Съемка местности. Правила оформления планов. Практическая работа №1» (5 класс)
5.1 В Человек. Земля. Вселенная
Саркина Асель Какимжановна
Съемка местности. Правила оформления планов.
Практическая работа №1
Цели обучения в соответствии
с учебной программой
5.2.5.3 осуществлять съемку местности по одному из способов (глазомерная, полярная, маршрутная)
5.2.5.4 составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов
Учащиеся составляют план местности на основе текста с описанием территории. Оформляют план в соответствии с требованиями к оформлению планов и представляют свою работу всему классу и поясняют отдельные положения своей работы.
Этап урока/ Время
Проверка присутствующих учащихся.
Пояснение что, необходимо для урока
Психологический настрой на урок. Тренинг
Возьмите в руки карандаш ( любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Похвала учителя, через демонстрацию экрана
Опрос домашнего задания: (карточки)
Задание 1. Какой масштаб крупнее?
А) 1:20 000 или 1:70 000
Б) 1:700000 или 1: 20000
В) 1:400000 или 1: 1500
Задание 2. Выразить численные масштабы — именованными:
Задание 3. Ранней весной по шоссе шла группа туристов. Слева на склоне балки, по которой проходило шоссе местами лежал снег, а справа его уже не было. Определите: на запад или на восток двигались туристы, если известно, что шоссе тянулось с востока на запад. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу шли по азимуту 45 ? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу шли по азимуту 90?
Выполняют задания по карточке
Самооценивание 0-5 баллов
Объяснение нового материала
Чтобы определить тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет темой нашего урока.
Под стеклом сижу,
На север и юг гляжу,
Со мною пойдешь-
Эта звезда всегда указывает на север.
Определение своего местоположения относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…
Виден край, да не дойдешь.
О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?
А вам приходилось в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации).
Для чего они предназначены? И главный на сегодня вопрос: как чертят планы местности? Каким способом?
Записываем тему урока: Составление плана местности
Люди, каких профессий в своей деятельности используют планы, карты?
Демонстрирует фото (геодезисты. фото)
Геодезисты проводят топографические съемки, используя различные приборы: теодолиты, нивелиры, тахометры…
С помощью этих приборов, условных знаков и масштаба проводится съемка местности.
Полярная и маршрутная.
Учитель обеспечивает учащихся текстами о способах съемки местности и подтверждает имеющиеся в наличии ресурсы.
Работают с учебником
Предлагает ответить на вопросы: 1. Как проводятся подготовительные работы для съемки плана местности?
2. Как ориентируют планшет?
3. Какими способами проводят съемку местности?
4. В чем отличие полярной съемки местности от маршрутной съемки местности?
Предлагает назвать виды съемок местности, сравнить их и найти отличия.
Слушают объяснение учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы
Учащиеся в классе осваивают отдельные приемы работы с ресурсами для съемки местности.
Отвечают на вопросы.
1. Презентация «Съемка плана местности».
2. ресурс о способах съемки местности
3.в учебнике параграф 12, страница 40 – 41
Закрепление полученных знаний
Практическая работа №1.
Тема: Съемка плана местности.
Цель: научиться составлять план местности
Составление плана местности по описанию.
1. На листе бумаги, с краю обозначьте стрелкой направления «север-юг». На планах местности север соответствует верхней рамке.
2. Прочитайте текст описания местности.
3. Обратите внимание на расстояния, указанные в тексте. Выберите масштаб. План не должен быть очень мелким.
4. В ходе выполнения работы обращайтесь к образцу плана местности в атласе. Размер условных знаков должен соответствовать масштабу. Изображения знаков должны соответствовать общепринятым и быть выполнены аккуратно.
5. Сначала начертите план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту и начертите окончательный цветной вариант.
По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины поселка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг. Вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.
Учащиеся выполняют практическую работу, составляют план местности по описанию.
Источник