- Конспект занятия «СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА». план-конспект
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Разработка урока по ПБДД по теме: «Регулирование дорожного движения»
Конспект занятия «СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА».
план-конспект
Занятие с использованием учебно-методического комплекса, дидактического материала, наглядных пособий, методических материалов, учебного оборудования кабинета.
Образовательные программы:
«Пешеходная грамота» Раздел IY. Правила дорожного движения для пешеходов, пассажиров, водителей, тема 4.5 «Способы регулирования дорожного движения: светофор, регулировщик. Пешеходный и транспортные светофоры».
«Школьник – дорога – автомобиль». 1 год обучения, раздел III. «Правила дорожного движения для пешеходов», тема 3.6.1 «Способы регулирования дорожного движения: светофор».
Тема занятия: Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора.
Цель: Создать условия для получения и практического применения теоретических знаний по теме «Способы регулирования дорожного движения».
Задачи:
1. Выявление знаний о способах регулирования дорожного движения.
2. Знакомство с историей появления светофоров, типами и сигналами светофоров.
3. Отработка у обучающихся навыков безопасного движения по сигналам светофора. 4.Воспитание культуры взаимоотношений участников дорожного движения. 5.Развитие когниктивных способностей через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и решение ситуационных задач.
6.Развитие внимания, памяти, логического мышления и умения анализировать.
Материалы и оборудование:
1.Учебное пособие по Правилам дорожного движения . М.Л.Форштат.
2. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. М.Л.Форштат.
3. Дидактический материал: «Методические рекомендации к обучающему минимуму «Пешеход на дороге».
4. Комплект плакатов «Сигналы светофора».
5. Электронное обучающее табло «Типы светофоров».
5. .Интерактивная доска с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0
6. Мультимедийные презентации «История создания светофора», «Сигналы светофора и регулировщика».
Форма проведения: Теоретическое занятие с элементами практического.
Методы и формы:
Планируемый результат: получение теоретических знаний по теме «Способы регулирования дорожного движения» для последующего применения их на практике.
Занятие рассчитано на 2 академических часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА». | 836.9 КБ |
Презентация «Дорога полна неожиданностей» | 2.87 МБ |
Презентация «Сигналы светофора и регулировщика» | 644 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА далее
Содержание Сигналы светофора Сигналы регулировщика далее
В светофорах применяются световые сигналы цветов: ЗЕЛЕНОГО КРАСНОГО ЖЕЛТОГО БЕЛО-ЛУННОГО далее
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть: Х-образные Круглые с вертикальным расположением В виде стрелок Пешеходные светофоры Круглые с горизонтальным расположением далее
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала. далее
Круглые сигналы светофора имеют следующие значения: ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ РАЗРЕШАЕТ ДВИЖЕНИЕ; ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ РАЗРЕШАЕТ ДВИЖЕНИЕ И ИНФОРМИРУЕТ, ЧТО ВРЕМЯ ЕГО ДЕЙСТВИЯ ИСТЕКАЕТ И ВСКОРЕ БУДЕТ ВКЛЮЧЕН ЗАПРЕЩАЮЩИЙ СИГНАЛ; ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ ЗАПРЕЩАЕТ ДВИЖЕНИЕ, КРОМЕ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТОМ 6.14 ПРАВИЛ, И ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ СМЕНЕ СИГНАЛОВ; Пункт 6.14: Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению перед стоп-линией, а при ее отсутствии – перед пересекаемой проезжей частью, светофором или регулировщиком, разрешается дальнейшее движение. ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ РАЗРЕШАЕТ ДВИЖЕНИЕ И ИНФОРМИРУЕТ О НАЛИЧИИ НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ПЕРЕКРЕСТКА ИЛИ ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА, ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ОБ ОПАСНОСТИ; КРАСНЫЙ СИГНАЛ , В ТОМ ЧИСЛЕ МИГАЮЩИЙ, ЗАПРЕЩАЕТ ДВИЖЕНИЕ. СОЧЕТАНИЕ КРАСНОГО И ЖЕЛТОГО СИГНАЛОВ ЗАПРЕЩАЕТ ДВИЖЕНИЕ И ИНФОРМИРУЕТ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ВКЛЮЧЕНИИ ЗЕЛЕНОГО СИГНАЛА.
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипедиста), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов). далее
Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены. далее
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен. далее
Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено . далее
Круглый бело – лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело – лунном и красных сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающего поезда (локомотива, дрезины). далее
Сигналы регулировщика имеют следующие значения : Руки вытянуты в стороны или опущены: со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. далее
Сигналы регулировщика имеют следующие значения : Правая рука вытянута вперед: со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено ; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. далее
Сигналы регулировщика имеют следующие значения : Рука поднята вверх : движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил. Пункт 6.14: Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению перед стоп-линией, а при ее отсутствии – перед пересекаемой проезжей частью, светофором или регулировщиком, разрешается дальнейшее движение. далее
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным световозвращателем. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном месте. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения. далее
При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика, водители должны остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии: на перекрестке – перед пересекаемой частью, не создавая помех пешеходам; перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил; Пункт 15.4 : Если движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака STOP или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при его отсутствии – не ближе 10 м до ближайшего рельса. в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено. далее
Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжений регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий пешеходов о запрещении движения через переезд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для учащихся 5 класса по теме «Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения»
Урок ОБЖ по теме «Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения» в разделе «Безопасность и защита в опасных ситуациях» для учащихся 5 класса.
Конспект внеклассного занятия: «Азбука дорожного движения. Красный, жёлтый, зелёный».
Внеклассное занятие для учащихся 1-3 классов специальной ( коррекционной ) школы по правилам дорожного движения. Весело и непринуждённо дети изучают сигналы светофора.
Регулирование дорожного движения
Тестовая работа по ОБЖ для учащихся 5-6 классов.
Конспект занятия «Способы выражения чувств»
Занятие для младших подростков.
Конспект игровой программы для воспитанников детских садов «Светофор — твой друг»
Данная игровая программа будет интересна воспитанникам и педагогам ДОУ, Для закрепления знаний детей правил безопасного поведения на дороге.
Конспект НОД по правилам дорожного движения в старшей группе Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»
учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.Задачи:Образоват.
Презентация по подготовке юных инспекторов дорожного движения «Регулирование дорожным движением. Сигналы светофора»
Презентация по подготовке юных инспекторов дорожного движения «Регулирование дорожным движением. Сигналы светофора»Цель: изучение материала по теме “ Регулирование дор.
Источник
Разработка урока по ПБДД по теме: «Регулирование дорожного движения»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
Методическая разработка урока
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
по теме : «Регулирование дорожного движения»
Профессия 23.01.03 «Автомеханик»
Использованы педагогические технологии – урок практических навыков.
Тип урока : комбинированный.
Цель урока : Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена.
— развить навыки пользования сигналами светофора и регулировщика;
— развить умение определять очередность проезда различных транспортных средств при регулировании движения;
— совершенствовать знания ПДД для развития способности уверенно действовать в нештатных ситуациях;
— развить способность предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
— развить умение организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.
— применять имеющиеся знания в конкретной профессиональной ситуации;
— формировать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
— совершенствовать навыки использования образовательных возможностей сети Интернет;
— формировать умения анализировать и обобщать учебный материал.
— развивать инициативу учащихся, мышление;
— развивать интуицию, основываясь на полученных знаниях;
— формировать навыки и умения межличностного общения.
— развивать ответственность за работу и выполнение задания;
— способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оснащение урока : компьютер, проектор, плакаты с дорожными знаками, раздаточный материал, творческие проектные работы учащихся (презентации).
В учебном процессе данная тема девятая. Урок по этой теме является объемным и важным для последующего изучения материала. Урок по теме: «Регулирование дорожного движения» представляет собой комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео — трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, оказывает эмоциональное воздействие на студентов, и, тем самым, повышает эффективность обучения. Урок п одготовлен с учетом современных образовательных технологий. Развивает необходимые навыки и умения, предусмотренные программой; умения рационального подхода при решении комплексных задач и разборе типичных дорожно – транспортных ситуаций; отрабатывает умения применять стратегии выполнения заданий. Формирует алгоритм эффективной коммуникации при изучении дисциплины «Правила безопасности дорожного движения». В результате студент обладает ОК (ОК 3, ОК 9).
В целях лучшего управления учебной деятельностью, побуждения к целенаправленной активной деятельности студентов заранее было дано домашнее задание — подготовка презентации по теме. Это позволило обеспечить состояние заинтересованности, увлечённости, а также стимулировать интеллектуальность, активность студентов (ОК 1, 2, 3, 4, 5, 8). Формированию интеллектуальных качеств личности студента помогает необычность, нестандартность формы изложения материала.
Организационная часть (3-5 мин):
— Проверить количество учащихся;
— Проверить готовность к уроку.
Преподаватель приветствует аудиторию, знакомит с формой проведения урока (комбинированный урок), выводит аудиторию на тему урока, ставит цель урока, мотивирует к предстоящей учебной деятельности. При этом делается акцент на связь между изучаемой темой и современным рынком труда, акцентируется внимание на использовании современных технологий.
Формулировка темы урока, постановка цели и задач (2 мин).
Цель урока : Освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена.
Формировать умения рационального подхода при решении комплексных задач при разборе типичных дорожно – транспортных ситуаций .
Актуализация знаний. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению задания (12 -15 мин).
Дать определение следующим понятиям:
— участник дорожного движения
4. Изучение новой темы (15-20 мин).
Проверка уровня овладения навыками применения правил по теме (выполнение контрольного задания) (40-45 мин).
Проверка уровня овладения навыками применения правил по
теме (выполнение контрольного задания — теста).
Светофор регулирует движение при помощи цветовых сигналов. Применяются сигналы трёх разных цветов. И цвета выбраны не случайно!
Плакат: «Регулирование дорожного движения».
Красный сигнал , запрещающий движение, выбран потому, что это цвет опасности. А ещё потому, что он хорошо виден днём и ночью, в тумане и во время дождя.
Зелёный сигнал , разрешающий движение, выбран потому, что он резко отличается от красного. Зелёный цвет невозможно спутать с красным, и виден он тоже хорошо.
Жёлтый сигнал – промежуточный между основными – запрещающим красным и разрешающим зелёным сигналами. Выбран он потому, что заметно отличается от них. Его не спутаешь с красным и зелёным, и он тоже хорошо виден.
Каждый сигнал светофора имеет своё строго определённое место. Красный сигнал расположен сверху, чтобы он был хорошо заметен.
Жёлтый сигнал разделяет запрещающий и разрешающий сигналы, является промежуточным сигналом между ними и горит не продолжительное время. Так, где же ему находиться, если не посередине между ними!
Зелёному сигналу досталось место внизу светофора. Если зелёный сигнал мигает, это означает, что время его действия истекает, вскоре будет включён запрещающий сигнал. Сочетание красного и жёлтого сигналов предупреждает о предстоящем включении зелёного сигнала.
Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
Зеленый сигнал разрешает движение;
Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
Красный сигнал , в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
Светофор с тремя сигналами называют трёхсекционным транспортным светофором. Это самый распространённый транспортный светофор. Его сигналам подчиняются все транспортные средства и пешеходы.
Кроме трёхсекционного светофора, есть светофоры с дополнительными секциями, специальные светофоры для велосипедистов, светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды и другие. Всё это транспортные светофоры, и их сигналы на пешеходов не распространяются.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
В зависимости от назначения светофоры подразделяются на транспортные и пешеходные. Транспортный светофор с круглыми сигналами, состоящий из трех секций (красный, желтый, зеленый), регулирует все направления: движение прямо, направо, налево и на разворот (в обратном направлении).
Такие светофоры с круглыми сигналами (красный, желтый, зеленый) могут в своей конструкции иметь дополнительные секции, расположенные на уровне зеленого сигнала. Стрелки или комбинации стрелок на этих дополнительных секциях указывают направления, отличные от основной зеленой секции светофора (чаще всего это стрелка налево в левой секции, и стрелка направо в правой секции).
Цикл работы светофоров настраивается таким образом, чтобы исключить пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе. Это значит, если для одного направления горит разрешающий сигнал, то на пересекаемом направлении будет гореть запрещающий сигнал.
Зеленый сигнал светофора без дополнительной секции разрешает движение во всех направлениях, если знаками и (или) разметкой не вводятся дополнительные ограничения. Например, когда светофор установлен перед перекрестком, рядом может быть установлен запрещающий знак 3.19 «Разворот запрещен» или, например, один из предписывающих знаков 4.1.1-4.1.6 , которые разрешают движение только в направлении, обозначенном стрелкой на знаке.
Желтый сигнал светофора предупреждает о смене сигналов и запрещает движение, кроме случаев, указанных в пункте 6.14 ПДД (об этом — ниже).
В ночные часы светофоры трехцветной сигнализации часто отключают и переводят в режим желтого мигающего сигнала. В этом случае участок дороги, который регулирует светофор, считается нерегулируемым. Если светофор регулирует движение на перекрестке, и работает в режиме желтого мигающего сигнала, то перекресток считается нерегулируемым, и водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и требованиями установленных на перекрестке знаков приоритета .
Красный сигнал, в том числе мигающий, сочетание красного и желтого сигналов запрещают движение. Сочетание красного и желтого сигналов информируют водителей, что скоро загорится зеленый сигнал. Красный мигающий сигнал обычно применяется в светофорах, установленных перед железнодорожным переездом.
Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
У светофоров направлений на всех трех линзах основных сигналов изображены стрелки. С помощью этих светофоров регулируют движение по полосам, над которыми они расположены. Сигналы светофоров направлений аналогичны сигналам обычного светофора, только действуют они на конкретную полосу или группу полос одного направления.
По сигналам в дополнительной секции светофора двигаться в направлении стрелки можно, только если она включена. При этом важно соблюдать правило: если зеленая стрелка в дополнительной секции включена одновременно с красным сигналом основной секции светофора, то, двигаясь в направлении зеленой стрелки, необходимо уступить дорогу ТС, едущим с других направлений. Это правило отражено в пункте 13.5 ПДД .
Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора с одной дополнительной секцией.
Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора с двумя дополнительными секциями .
Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Днем дополнительную секцию у светофора видно хорошо, а ночью ее корпус может сливаться с окружающим темным фоном, и пока сигнал (стрелка) в дополнительной секции не зажжется, участники дорожного движения могут не увидеть, что светофор оборудован дополнительной секцией. А ведь секция у светофора установлена не случайно — она регулирует одно из направлений движения.
Для этих целей на линзу основного зеленого сигнала наносится черная контурная стрелка (стрелки), чтобы в темное время суток водители могли понять, что светофор имеет дополнительную секцию.
Светофор для пешеходов и велосипедистов
Для регулирования движения пешеходов и велосипедистов применяются пешеходные и велосипедные светофоры. На линзы этих светофоров наносят изображение силуэтов пешехода и велосипеда, соответственно. Эти светофоры двухсекционные: верхняя секция – красный сигнал, запрещающий, нижняя секция – зеленый сигнал, разрешающий движение.
Такие светофоры регулируют движение пешеходов через пешеходный переход. Сами сигналы имеют различную форму. Чаще всего используют сигналы в виде силуэта человека: красный — стоящего, зелёный — идущего.
Изображены они на сигналах светофора так: красный человечек стоит, зелёный – идёт. Сразу всё становится понятно: светится красный пешеход – стой, светится зелёный – иди. Предупреждением для пешеходов об окончании горения зелёного сигнала служит его мигание в течение 3 – 5 секунд.
Светофор для пешеходов
Современные светофоры для пешеходов дополнительно оборудуют также звуковыми сигналами, предназначенными для слепых пешеходов, а иногда и табло обратного отсчёта времени (впервые появились во Франции в 1998 г.).
В отсутствие пешеходного светофора пешеходы руководствуются показаниями автомобильного светофора.
Для регулирования движения велосипедов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трёхцветный светофор, снабжённый специальной табличкой. Как правило, такие светофоры имеют меньший размер, чем автомобильные, и устанавливаются на удобной для велосипедистов высоте.
Х-образные светофоры регулируют движение по реверсивной полосе (полоса на проезжей части, на которой направление движения может изменяться на противоположное и обратно). Реверсивная полоса на проезжей части обозначается дорожной разметкой 1.9 .
Светофоры для маршрутных транспортных средств
В России Правилами дорожного движения для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы “Т”. Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
Разрешенные направления движения трамваев при различных сигналах светофора с одноцветной сигнализацией.
Движение прямо разрешается только при одновременном включении нижнего и верхнего среднего сигналов; поворот направо — только при одновременном включении нижнего и верхнего правого; поворот налево, а также разворот — только при одновременном включении нижнего и верхнего левого. Если включены три верхних сигнала, а нижний выключен, то движение запрещено. Также в тех случаях, когда направление движения на линии только одно, применяют иногда светофор в виде обычной одиночной круглой секции со светящейся буквой «Т» жёлтого цвета, разрешающий движение, когда освещён, и запрещающий, когда не освещён.
Трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовыми ТС имеют преимущество ( пп. 13.6 и 13.11 ПДД ). Поэтому, если этот светофор разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, водитель последнего уступает трамваю.
Это же правило работает, когда бело-лунный Т-образный светофор установлен совместно с обычным трехцветным светофором. При одновременном праве на движение, трамвай пользуется преимуществом. Поэтому водителям безрельсовых ТС знание сигналов «светофора для трамваев» обязательно.
На некоторых светофорах предусмотрен один лунно-белый или несколько лунно-белых огней для специальной автотранспортной полосы, допускающих маршрутное движение автотранспортных средств. Лунно-белый сигнал ставится, как правило, на нестандартных перекрёстках, на дорогах со второй двойной сплошной или в случае, когда одна полоса меняется местами с другой (например, когда трамвайная линия, идущая по центру магистрали, переходит на обочину).
Встречаются и односигнальные трамвайные светофоры с желтой буквой «Т» (хотя они не упомянуты в ПДД). Смысл их очень простой: светофор горит – трамвай может ехать, не горит – не может.
Помимо этого, используются и цветные светофоры. Трамвайные светофоры такого типа имеют 2 сигнала: красный и зелёный. Устанавливаются, в основном, либо справа от трамвайного пути, либо по центру над ним выше контактного провода. Светофоры такого типа работают в автоматическом режиме.
Основное предназначение трамвайных светофоров состоит в том, чтобы сигнализировать водителям трамваев о занятости следующей за светофором части трамвайного пути. Действие трамвайных светофоров распространяется только на трамваи.
Светофоры на железнодорожных переездах
На железнодорожном переезде могут применяться светофоры со следующими комбинациями огней:
Мигающий одиночный красный сигнал – движение через ж/д переезд запрещено;
Два попеременно мигающих красных сигнала, расположенных горизонтально — движение через ж/д переезд запрещено;
Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
Когда сигналы в любой из перечисленных комбинаций не горят (выключены), то светофор, несмотря на его присутствие, считается не работающим, и ж/д переезд в данный момент считается нерегулируемым. Поэтому, проезжать через него следует с повышенным вниманием. Если перед ж/д переездом установлены знаки приоритета (обычно это знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» ), то в случае с неработающим светофором следует выполнить требование знака.
В пустых клетках укажите стрелками направления разрешенные для транспортных средств данным сигналом светофора.
Источник