Урок способы приемы методы формы

Методы, приемы и средства обучения

Арина Деркач
Методы, приемы и средства обучения

Понятие и сущность метода, приема и правила обучения

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.

С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.

Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.

На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.

Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

Читайте также:  Под криптографическим способом защиты информации подразумевается ее

Средства обучения

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства, и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. д.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:

визуальные (зрительные, к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п. ;

аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т. п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.

Простые средства:

словесные (учебники и другие тексты);

визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.

Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников Форма организации: Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Здоровьесберегающие методы и приемы для дошкольной группы Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Источник

Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля
методическая разработка на тему

В памятке систематизирован и концентрирован материал в табличной форме: различные формы уроков, методы обучения, виды, формы и средства контроля; основные задачи и структура разных типов уроков.

Читайте также:  Способы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными сложение подстановка

Скачать:

Вложение Размер
Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля 23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Типы, формы занятий, методы обучения.

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепление знаний

Информационный Репродуктивный Проблемный Частично-поисковый

Практическое занятие (Практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, Взаимопроверка)

Практическое занятие (Практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, Взаимопроверка)

Репродуктивный Частично — поисковый

Информационный, Эвристический Проблемный

Урок усвоения знаний

Важной задачей такого урока является сознательное овладение обучающимися системой научных понятий, законов или другими формами знаний, способами выполнения действий Основными критериями усвоения знаний является умение формулировать различные определения, объяснять их, приводить примеры, переводить материал своими словами, применять знания на практике (по образцу или в измененных условиях) Урок усвоения новых знаний имеет следующую структуру:

1 Актуализация и коррекция опорных знаний

2 Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

3 Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

4 Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях

5 Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

Урок закрепления знаний

Основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Обучающиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п.

Структурно такие уроки предполагают следующие этапы:

  1. проверка домашнего задания;
  2. выполнение устных и письменных упражнений;
  3. проверка выполнения заданий;
  4. задание на дом.

Особенность повторительно-обобщающих уроков состоит в точной оценке границ учебного материала, который может быть вынесен для повторения. Необходимо выделить основные идеи, понятия, положения и термины, подобрать соответствующие вопросы и задания. Урок повторения и обобщения также несет коррекционную нагрузку. При повторении, посредством изучаемых событий и фактов, усиливается внимание к воспитательной стороне обучения. Так же на этом уроке преподаватель мало объясняет, роль преподавателя сводится к направлению познавательной деятельности обучающихся. А это важно для коррекции форм мыслительной деятельности умственно отсталых детей, таких, как обобщение, абстрагирование, выявление закономерностей на основе отдельных явлений и фактов.

Повторительно-обобщающий урок состоит из следующих этапов:

1. Организация начала урока.

2. Постановка целей и задач.

3. Систематизация и обобщение учебного материала.

4. Итоги урока, оценка знаний.

5. Задание на дом.

Данный тип урока проводится после изучения крупных тем или разделов учебной программы. На них осуществляется не только контроль, но и корректировка и оценка знаний, умений и навыков.

Структура контрольно-проверочного урока:

  1. организационная часть, сообщение темы и цели,
  2. выдача задания на контрольную практическую работу,
  3. выполнение контрольной работы,
  4. подведение ее итогов и урока в целом.

Комбинированные уроки могут проводиться прежде всего в тех случаях, когда к хорошо усвоенному в предшествующие годы учебному материалу на уроке добавляется небольшая доза новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям похожи на ранее усвоенные знания.

Основные компоненты комбинированного урока:

  1. Проверка домашнего задания (проводится сопутствующее повторение изученного ранее материала, приведенного в определенную систему);
  2. Изучение нового материала (решив поставленный учителем проблемный вопрос, обучающиеся сами знакомятся с правилом);
  3. Первичное закрепление материала;
  4. Обобщение и систематизация знаний (обучающиеся новые знания включают в систематизирующую таблицу);
  5. Задание на дом.

Рассказ – небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ изучаемого материала с последующими выводами.

Беседа – вопросно-ответный способ привлечения обучающихся к обсуждению нового материала. Эвристическая беседа.

Лекция – последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства, и иллюстрирования.

Цель лекции – убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений. Структура лекции: тема лекции, количество часов, план лекции, изложение лекции в соответствии с планом, контрольные вопросы по лекции.

Экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию ОК и ПК.

Семинар — семинар требует большой предварительной подготовки, он должен стать итогом глубокого изучения многих материалов. Поэтому таких уроков может быть немного, но каждый должен запомниться ученикам.

Подготовка к уроку — семинару многопланова. Сначала — сообщение темы, основных вопросов, список дополнительной литературы для подготовки выступления. Желательно такую работу провести за 2-3 недели до начала урока-семинара. Каждому обучающемуся можно раздать памятку «Как готовиться к семинару».

Практическое занятие — Преподаватель выполняет консультирующую, координирующую и направляющую функцию. Очень высока степень самостоятельности обучающихся, на нее отводится 70% времени занятия.

Компьютерное тестирование — Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, формировании ОК и ПК, внести в них коррективы.

Организационно – деятельная игра — уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

Контрольная работа – такой вид урока и меет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, ОК и ПК.

Объяснительно – иллюстративный — один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы преподаватель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

Эвристический – частично — поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.

Информационный — способ организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти.

Проблемный — осуществляется в основном в трех формах , которые отличаются по степени познавательной самостоятельности обучающихся:

— самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся.

Проблемное чтение лекций предполагает 1 и 2 формы познавательной деятельности обучающихся, то есть форма обучения, в результате которой преподаватель ставит и раскрывает ряд научных проблем и познавательных задач.

Программированный — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков обучающимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным дисциплинам, которыми обучающиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления обучающемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении обучающийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении — разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются адаптивные системы на базе компьютера.

Репродуктивный — с пособ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивнорепродуктивным, т.к. непременная черта этого метода — инструктаж. Репродуктивный мметод предполагает организующую, побуждающую деятельность преподавателя.

Частично – поисковый – Эвристический

Исследовательский — организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения

Источник

Читайте также:  Спрей м16 способы применения
Оцените статью
Разные способы