Урок способы питания живых организмов

Типы питания живых организмов
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Презентация к уроку биологии для 9 класса (введение в общую биологию)

Презентация содержит основные определения по теме «типы питания», а также примеры организмов, относящихся к разным группам по типу питания.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация «Типы питания» 1.99 МБ
Конспект урока «Типы питания» 2.42 МБ
приложение: карточки с заданиями (раздаточный материал) 64 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Типы питания живых организмов

Питание Совокупность процессов поступления в организм, переработки и усвоения им пищевых веществ

Организмы по типу питания Авто- трофы Гетеро- трофы Фото- автотрофы Хемо- автотрофы Сапро- трофы Голозои Паразиты Растительно- ядные Хищники Всеядные Симбионты

Автотрофы Организмы, способные самостоятельно вырабатывать необходимые органические вещества «авто» — «сам» «трофос» — «питание»

Автотрофы Фотоавтотрофы Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии света Зеленые растения; цианобактерии; зеленые и пурпурные бактерии «фотос» — «свет»

Автотрофы Хемоавтотрофы Организмы, вырабатывающие органические вещества за счёт энергии химических реакций окисления Серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии Все хемотрофы нуждаются в кислороде! «хемос» — «химия»

Гетеротрофы Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами «гетерос» — «разный» «трофос» — «питание»

Гетеротрофы Сапротрофы Организмы, питающиеся гниющими или разлагающимися органическими веществами Плесневые грибки, бактерии гниения и брожения «сапрос» — «гнилой»

Гетеротрофы Паразиты Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт и приносящие вред Болезнетворные бактерии, гельминты, некоторые простейшие, некоторые растения и т.д. «паразитос» — «нахлебник»

Гетеротрофы Симбионты Организмы, живущие внутри или на поверхности других организмов, питающиеся за их счёт, но приносящие пользу Микрофлора, клубеньковые бактерии, некоторые простейшие и т.д. «сим» — «вместе» «биос» — «жизнь»

Гетеротрофы Голозои Сложные многоклеточные организмы с развитой пищеварительной системой, у которых функция пищеварения разделена на механическую обработку, переваривание и всасывание Многоклеточные животные «голо» — «полный» «зоон» — «животное»

Гетеротрофы Голозои Всеядные Растительноядные Плотоядные

А теперь проверьте себя Определите тип питания организмов на карточках с заданиями 😉

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Плесневый грибок, часто поселяющийся на хлебе, овощах, непросушенном сене и т.д. в виде пушистого белого налёта. Размножается спорами.

Многолетнее растение отдела Папоротникообразных. Теневынослив, обитает на хорошо увлажненной почве. Молодые листья (вайи) спирально закручены

Крупное нежвачное парнокопытное. Питается корнями, орехами, желудями, упавшими плодами, охотно ест различных беспозвоночных и мелких позвоночных животных.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Одноклеточные грибки. Разлагают содержащийся в среде сахар на этиловый спирт и углекислый газ.

Многолетнее травянистое растение семейства Розоцветных. Широко распространено в лесной зоне. Теневынослива. Обладает характерными тройчатыми листьями.

Земноводное позвоночное животное. Обитает в сырых местах, питается насекомыми, их личинками, иногда охотится на моллюсков и мальков рыб

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Многоклеточный плесневый грибок. Поселяется на хлебе, цитрусовых, других пищевых продуктах, распространен в почве

Растение отдела Голосеменные. Теневынос-ливая, растет на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве.

Простейшее животное типа Споровиков. Поселяется в клетках крови, питается и размножается в них, вызывая тяжёлое заболевание — малярию

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Азотфиксирующая клубеньковая бактерия. Вызывает разрастание тканей корня Бобовых растений, получает от растения питательные вещества. Взамен снабжает растение соединениями азота.

Высокое широколистное светолюбивое дерево. Распространен в Европе, Азии и Северной Америке. Листопадное. Цветки опыляются насекомыми. Плод – крылатка.

Пресмыкающееся. Обитает в сухих, хорошо прогреваемых солнцем местах в степях, лесах и предгорьях. Роет норки. Питается насекомыми.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Молочнокислая бактерия палочковидной формы. Поселяется в молоке, питается молочным сахаром, разлагая его до молочной кислоты

Цветковое растение, лишенное хлорофилла. Поселяется на других растениях, при помощи присосок-гаусторий высасывает из них питательные вещества.

Дневная, шумная и подвижная птица семейства вьюрковых. Почти всё время проводит на деревьях. Питается преимущественно семенами ели.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Бактерия шаровидной формы, образует скопления в виде коротких цепочек. Поселяется в дыхательных путях человека, вызывая бронхит и пневмонию

Членистоногое класса Паукообразных. Строит ловчую сеть, при помощи которой охотится на насекомых.

Красная водоросль. Обитает на глубине свыше 100 метров. Содержит красный пигмент, способствующий дополнительному поглощению солнечных лучей.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Высший гриб отдела Базидиевых. Образует с высшими растениями микоризу – грибница густо оплетает корень, способствуя поглоще-нию воды и минеральных веществ; взамен от растения получает растворы сахаров.

Нитрифицирующая бактерия обитает в почве, окисляет аммиак до азотистой кислоты, а выделившуюся в результате окисления энергию тратит на образование необходимых органических веществ.

Насекомое отряда Жесткокрылых. Обитает в средней и южной полосе России, в Европе и Азии. Взрослые особи питаются листьями деревьев и кустарников.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Многоклеточная нитчатая зелёная водоросль, обитает в стоячих или медленно текущих водоёмах, образуя ярко-зелёные комки. Характерны спирально закрученные хроматофоры (хлоропласты)

Гриб отдела Аскомицетов. Грибница попадает в прорастающее зерно, растёт и развивается внутри растения, питаясь его соками. Ко времени цветения проникает в колос и разрушает зерновки.

Птица отряда Ястребообразных. Характерна дневная активность. Способен к быстрому стремительному полёту. Охотится на мелких птиц. Добычу сбивает на лету.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Палочковидная бактерия, компонент нормальной микрофлоры кишечника человека. Потребляет часть питательных веществ, поступающих в организм человека с пищей, вырабатывает витамин К.

Цветковое растение семейства Заразиховые. Хлорофилл в побегах отсутствует. Подземные корневища образуют присоски-гаустории на корнях деревьев и кустарников, высасывая из них необходимые вещества

Крупное жвачное парнокопытное. Обитает в лесной зоне Северного полушария. питается древесно-кустарниковой и травянистой раститель-ностью, а также мхами, лишайниками и грибами.

Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.

Млекопитающее отряда Насекомоядных. Активны преимущественно в ночное время суток. Питаются насекомыми, их личинками, червями, иногда мелкими позвоночными. Могут употреблять в пищу опавшие плоды, корневища растений.

Сине-зелёная водоросль. Обитает в пресных водоёмах, образуя комковатые скопления. Содержит хлорофилл, требовательна к освещённости водоёма.

Высший гриб отдела Базидиевых. Образует с высшими растениями микоризу – грибница густо оплетает корень, способствуя поглощению воды и минеральных веществ; взамен от растения получает растворы сахаров.

Источник

План урока «Типы питания живых организмов», 9 класс

Тема: Типы питания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: сформировать и закрепить знания о типах питания организмов.

Обеспечение: презентация «Типы питания» Microsoft PowerPoint (см. приложение №1).

Актуализация опорных знаний, проверка дз.

Что мы изучали с вами на прошлом уроке? (фотосинтез и хемосинтез). Что такое фотосинтез? Дома вам нужно было ответить на последний вопрос зачем?

Мы подходим к основной цели сегодняшнего урока: узнать, как (какими способами) необходимые вещества поступают в живые организмы и научиться применять новые знания на практике.

Изучение новой темы.

Как вы думаете, как называется процесс поступления необходимых веществ в живой организм? Посмотрите на кота и подумайте, о чем пойдет речь? О питании, да. Откройте тетради и запишите тему урока. Типы питания живых организмов. В учебнике стр. 85.

Презентация (слайд №1 – тема урока «Типы питания»)

Задание: по ходу презентации основные определения фиксировать в тетради.

Примечание: Текст слайдов рекомендуется озвучивать, проговаривая определения несколько раз, чтобы работать с учащимися с разными типами восприятия (аудиалы, визуалы)

Слайд №2. Определение понятия «питание»

Слайд№3. Общая схема типов питания.

В природе существует 2 основных типа питания: автотрофный и гетеротрофный. Каждый тип подразделяется на группы. Так, автотрофы бывают фотоавтотрофами и хемоавтотрофами; гетеротрофы – сапротрофами, паразитами, симбионтами и голозоями (последние разделяются на растительноядных, плотоядных и всеядных).

Слайд №4. Автотрофы

Автотрофные организмы никого и ничего не едят, все необходимые органические вещества они вырабатывают самостоятельно, для этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить двумя способами…

Слайд №5. Фотоавтотрофы

Используют энергию света. Для этого им нужны светоулавливающие вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные)

Слайд №6. Хемоавтотрофы

В свете не нуждаются, используют энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни минеральные вещества в другие при помощи атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии.

Слайд №7. Гетеротрофы.

Получают готовые органические вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами.

Слайд №8. Сапротрофы

Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим веществом. Плесени, бактерии гниения, брожения и т.д.

Слайд №9. Паразиты

Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела. Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через поверхность тела.

Слайд №10. Симбионты.

Иногда доходит до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту самую древесину переваривать сами не могут. А помогают им в этом симбиотические жгутиконосцы, которые обитают в их кишечниках и выделяют необходимые для переваривания ферменты.

Слайды №11-12. Голозои.

Как думаете, к какой группе относится человек? (всеядные)

Закрепление нового материала.

Для закрепления изученного материала выполните тест в игровой форме в кахут. Ссылка на тест в гугл классе. При регистрации указывайте свои имя и фамилию. На размышление в каждом вопросе дается 30 секунд.

Выводы урока (делаются учащимися в форме ответов на вопросы).

Какие два типа питания есть в природе?

Какие группы автотрофных организмов мы можем назвать?

Какие группы гетеротрофов вам известны?

Как думаете, какой тип питания появился раньше – автотрофный или гетеротрофный? (возможно, здесь придется пояснить).

1. Выполните тест в игровой форме в Kahoot!.

(Ссылка на тест есть в гугл классе. При регистрации указывайте свои имя и фамилию. На размышление в каждом вопросе дается 30 секунд).

2. Заполните таблицу по типам питания в тетради.

(ДЗ скинуть в вк).

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1520415

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

На базе колледжей создадут программы профориентации

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Ивл ручным способом алгоритм
Оцените статью
Разные способы