- Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок русского языка на тему: «Основные способы образования имён прилагательных» (6 класс)
- 4. Здоровьесберегающая пауза (зарядка для глаз)
- Олимпийские игры делятся на Летние Олимпийские игры, которые проводятся каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны, и в 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема: «Словообразование имён прилагательных»
Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.
— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;
— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом
— развивать творческие способности обучающихся
— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)
— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_semyonova_n.v.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Словообразование имён прилагательных»
Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.
— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;
— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом
— развивать творческие способности обучающихся
— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)
— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока
— воспитание бережного отношения к языку
— терпимого отношения к мнению других
— воспитание трудолюбия, толерантности
Технология: технология деятельностного метода обучения
Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:
• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся путём исследовательской
• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.
2. Работа с текстом
Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
1) Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:
2) У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)
— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)
— Чем они отличаются друг от друга? (разных частей речи)
ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ
Задания : — Как бы вы озаглавили текст?
— К какому типу речи он относится?
— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?
— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?
— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
— Для чего же нужны в речи прилагательные?
(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени. А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)
3. Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке
— А какую информацию о слове нам даёт такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
— Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о словообразовании имён прилагательных)
4. Работа по учебнику.
Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?
Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 83. (Ответы учащихся)
Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).
— Вернемся к словам, записанным на доске.
— Каким способом образованы некоторые из них?
— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?
— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?
— Можно ли определить их значение?
(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;
-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;
анти- — от греч. «против» — антивоенный;
не- — отсутствие качества;
без- — не имеющий чего-либо;
за- — находящийся за чем-либо;
под- — находящийся под чем-либо)
Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространённый. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-
В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок
6. Словообразовательная работа.
1) А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке.
— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.
(по цепочке к доске).
— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?
— Вспомним, что называется словообразовательной моделью
2) Работа со словообразовательными моделями.
Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.
3) Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)
Распределить слова в зависимости от их способа образования.
7. Итог урока. Выставление оценок.
8. Домашнее задание упр.146.
9. Рефлексия: лист эмоционального состояния
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессловесный язык природы. И только человек м.
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с.
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:» Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово»
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова.
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессловесный язык природы. И только ч.
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме «Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ»
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с.
Источник
Урок русского языка на тему: «Основные способы образования имён прилагательных» (6 класс)
Тема урока: «Основные способы образования имён прилагательных»
1) повторить основные сведения об имени прилагательном; формировать представление об основных способах образования имён прилагательных;
2) отработать умение определять способ образования прилагательных;
3) учить использовать навыки словообразовательного анализа
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, матрёшки
Мотивация учащихся (стих. Измайлова)
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов…
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, «как растут слова», а точнее о способах образования имен прилагательных. Но прежде, чем говорить о способах образования, вспомним, что знаем об этой части речи.
2. Актуализация знаний
«Мозговой штурм»
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-Назовите начальную форму прилагательного.
-На какие 2 группы делятся признаки имён прилагательных?
-Назовите постоянные признаки.
-Перечислите непостоянные признаки.
Вывод: имена прилагательные, как и существительные, имеют н.ф., постоянные и непостоянные признаки. Некоторые способы образования имён сущ. характерны и для имён прилагательных. Перечислите способы образования имён сущ. (пристав., суффикс., прист.-суффикс., бессуфиксн., сложение)
3. Исследование новой темы
Работа в парах «Научно-исследовательская лаборатория»
Определить, от каких слов, с помощью каких суффиксов и приставок образованы прилагательные.
Неясный, водолазный, безбилетный, голубоглазый
Безопасный, заботливый, бездарный, бледнолицый
Некрасивый, совестливый, безработный, морозоустойчивый
Неудачный, скалистый, беспомощный, косолапый
Словарная работа: БЕЗДАРНЫЙ – лишённый таланта, дара, неталантливый.
В нашем классе все ученики талантливые.
Вывод: перечислите способы образования прилагательных
4. Здоровьесберегающая пауза (зарядка для глаз)
Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно.
А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.
5. Заботиться о своём здоровье люди начали в древней Греции. Именно здесь появились Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования.
Для участия в Олимпийских играх отбирались только сильные, выносливые, здоровые участники.
Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг. Эмблема — олимпийские кольца. Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 поднимается на всех Играх. Девиз — Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее).
Олимпийские игры делятся на Летние Олимпийские игры, которые проводятся каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны, и в 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.
2014 год – проведение Олимпийских игр в России в городе Сочи.
Отправимся заочно на олимпийские игры
Работа с карточками «Сборочный цех»
Работа в группе
Из предложенных спортивных соревнований отобрать те, которые относятся к летним олимпийским играм и те, которые относятся к зимним олимпийским играм.
Определить, от каких слов и каким способом образованы прилагательные.
Лыжные гонки
Конькобежный спорт
Вывод: знание способа образования слова помогает объяснить его лексическое значение
Велосипедный мотокросс . Состязания проводятся на маленьких велосипедах с большой маневренностью и возможностью большого ускорения.
Водное поло . Участвуют 2 команды по семь человек, каждая из которых стремиться забросить мяч в ворота команды-соперника. Вся игра проводится в бассейне с водой.
Конный спорт . Состязание, где происходит взаимодействие всадника и лошади, включает в себя езду на манеже, полевую езду и преодоление препятствий.
Настольный теннис . Является спортивной игрой, заключающейся в перекидывании шарика через сетку на игровом столе. Целью является создание ситуации, когда соперник не сумеет отбить шарик обратно, на поле противника.
Парусный спорт . Гонки на всех видах транспорта, где движущей силой являются ветер и паруса. В программе Олимпийских игр участвуют гонки на яхтах.
Горнолыжный спорт. Соревнования по скоростному спуску, супергиганту, слалому, слалому-гиганту и комбинированные соревнования.
Лыжные гонки . Делятся на два вида спринта — индивидуальный и командный.
Конькобежный спорт . Проводятся забеги на 500 м., 1000 м., 1500 м., 3000 м.
Фигурное катание. Соревнования проводятся по мужскому одиночному и женскому одиночному катанию. А также в парном катании и в танцах на льду.
Санный спорт. Проводятся Олимпийские соревнования в личном и парном первенстве.
7. Игра «Словообразовательная матрёшка»
Ряд трёх и более однокоренных слов, показывающий последовательность их образования образует словообразовательную цепочку. Я предлагаю немного поиграть и составить «Словообразовательную матрёшку» из тех слов, которые спрятались в матрёшках.
Как же появилась эта игрушка? (сообщение ученика)
Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России , имеет почти столетнюю историю. Один из символом русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек.
Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. В Москве была открыта мастерская «Детское воспитание» , где зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником С.В.Малютиным. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой не случайно. Имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён , в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.
В каждой матрёшке есть исходное слово и та часть, которая прибавляется. В результате у вас должна получиться словообразовательная цепочка.
8. Подведение итогов урока
-Назовите способы образования имён прилагательных.
Источник