Урок способы образования имени существительного

Содержание
  1. Способы образования имен существительных. план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Способы образования имён существительных» план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
  5. Скачать:
  6. Предварительный просмотр:
  7. Конспект урока «Словообразование имен существительных» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
  8. Скачать:
  9. Предварительный просмотр:
  10. Конспект урока 6 класс Словообразование имен существительных
  11. Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений и навыков по теме «Словообразование имен существительных»;
  12. Цели урока: познакомиться со способами словообразования имен существительных;
  13. научиться определять способы словообразования имен существительных
  14. Образовательные : Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа. Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень. Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности. Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава. Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения) Воспитательные : Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
  15. Тип урока: комбинированный. Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
  16. Корень мой находится в цене,
  17. В очерке найди приставку мне,
  18. Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
  19. Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) (слайд 7,8)

Способы образования имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

О способах образования имен существительных.

Скачать:

Вложение Размер
Способы образования имен существительных 29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)

Учител ь Гриценко Н.С. .

Тема урока: «Способы образования имён существительных»

Тип урока: комбинированный, проблемно-диалогический урок

Технология: проблемного обучения и воспитания

· дать понятие нового способа образования имени существительного;

· закрепить знания о способах образования имён существительных;

· учить аргументировать свою точку зрения;

· содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,

· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;

· умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие;

· создать благожелательную творческую атмосферу

Источник

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Способы образования имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок направлен на создание условий для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 «Д» классе. Учитель Иванова С.Н.

Тема урока: «Способы образования имён существительных»

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования слов с помощью различных частей слова;
  • учить применять свои знания о способе сложения целых слов без соединительных гласных на практике, аргументируя свою точку зрения.
  • развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся;
  • развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание), умение анализировать свою деятельность.
  • содействовать воспитанию интереса к языку, слову, создавая благожелательную творческую атмосферу.

Планируемые результаты: представление о способе образования имён существительных путём сложения целых слов без соединительных гласных и способе их правописания.

Личностные умения: осознание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

Познавательные: использование приобретённых знаний для выполнения заданий.

Регулятивные: способность выполнять учебную задачу в соответствии с целями урока, ориентироваться в средствах общения, контролировать свои действия.

Коммуникативные: умение учитывать позицию партнёра, различные мнения, стремление выражать собственную точку зрения.

Предметные умения: группировать существительные по способу образования, объяснять правописание.

Формы работы: фронтальная групповая, индивидуальная.

Источник

Конспект урока «Словообразование имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 24 КБ
Презентация 2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Словообразование имен существительных

Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.

Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).

  1. Введение темы и цели урока.

Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)

  • Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
  • Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
  • А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
  • Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
  1. Введение нового материала и первичное закрепление.
  • А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
  • Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
  • Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
  • А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
  • Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
  • Перед вами текст . Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.

В народе говорят, что один в поле не воин.

У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….

  • Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
  • Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
  • Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
  • Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество . (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом .
  • Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
  • До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
  • Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
  • Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий . Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ .
  • А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? ( К словообразовательному словарю ) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг . Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.

На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг .

  • Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
  • Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.

Источник

Конспект урока 6 класс Словообразование имен существительных

Учитель Олексюк Адэля Альфитовна

Тема урока: Словообразование имён существительных.

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений и навыков по теме «Словообразование имен существительных»;

Цели урока: познакомиться со способами словообразования имен существительных;

научиться определять способы словообразования имен существительных

предметные: , отвечают на вопросы, определяют способ словообразования, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.

личностные : дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Образовательные :
Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности
Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)
Воспитательные :
Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.

Тип урока: комбинированный.
Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).
Оборудование: презентация, сигнальные карточки, жетоны.

Организационное начало урока

-Здравствуйте, я рада видеть вас, ребята, и вас, гости, на уроке русского языка.( слайд 1,2 )

— Какое у вас, ребята, настроение? Поднимите красную карточку – если вам страшно и хочется убежать, спрятаться, жёлтую –если вам не очень комфортно, но вы готовы работать, зелёную – если у вас прекрасное настроение и вам хочется узнать много нового и интересного. (слайд3 )

— Записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы урока, которую мы определим позже.

1)- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, попробуйте отгадать его по описанию-загадке:( слайд 4 ) Усатый общественный транспорт (троллейбус).

— Читаем слово, записываем в тетрадь, определяем его грамматические признаки (м.р., ед.ч., 2 скл., нариц.,неодуш, И.п.)

— Представьте, что мы едем на троллейбусе, я буду контролером, а вы пассажирами. За правильный ответ на уроке вы получаете билет на проезд, то есть жетон. Мы будем ехать по городу Существительное, и проедем много улиц.

2) Ну что, поехали! Работаем дальше со словарными словами.

— На слайде 5 вы видите словарные слова. Прочитаем их.

— Выпишите те слова, в которых допущены ошибки. Списать без ошибок.

Слова на слайде: ДОГОВОРЁННОСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ДАБЫЧА, СОСТЯЗАНИЕ, ПОДРОЖАТЬ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.

— Проверяем, сравниваем со слайдом (самопроверка) ( Слайд 6 )

( Раздаю жетоны тем, у кого выписаны правильно оба слова.)

Активизация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания

— Едем дальше. Наше путешествие продолжается по городу Существительное. Проверим домашнее

задание. Вам надо было повторить материала по теме : «Способы словообразования в русском языке». (ответы детей)

Мы въезжаем на неизвестную нам улицу города Существительного. Чтобы узнать, как называется эта улица надо выполнить задание – отгадать загадку.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) (слайд 7,8)

2. Морфологические признаки слова. (Имя сущ-ое, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., Им. п.)

-При помощи каких морфем образовали слово? При помощи приставки и суффикса. А какая часть речи слово оценка? Какова тема нашего урока? Правильно – «Словообразование имен существительных»

Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока «Словообразование имен существительных». Записываем её в пустую строчку. Давайте теперь мы конкретно скажем, чему должны научиться на уроке. Цели? (слайд9)

Слово учителя! Продолжаем путешествовать по городу Существительное.

Завернули мы с вами на улицу «Суффиксальную» ( слайд 10)

Живут на ней такие морфемы — суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.

Слово учителя! Сердитый недотрога живёт в лесу глухом.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж). (слайд 11,12)

Ребята а подумайте какое новее существительное можно образовать если добавить суффикс ик к слову еж?

Правильно это слово ежик!( слайд 13)

Существительное образовалось каким способом словообразования? – Правильно — суффиксальным! Это один из основных способов образования существительных!

Ребята, что вы можете сказать об этом животном?

Слово учителя ( воспитательный момент).

Ёжик – колючий. Иглы – это только колючий панцирь, защищающий ёжика от врагов. Не будь колючек – нипочём не выжить бы ни одному ёжику, ни всему ежиному роду. Но, как видно, неплохая это защита – ежи живут на Земле уже 50 млн. лет. Взрослое животное весит килограмм, длина тела до 30 см.Ежи очень выносливы. Люди нередко стараются приручить ежей, поселить в своих домах. Но, принося зверька из леса или парка в квартиру, они только губят его. Ежу в доме плохо, даже если его вдоволь кормят и поят – домашний пол никогда не заменит ему траву и землю. Пусть ёж живёт там, где ему отведено природой. Как вы думаете, какую пользу приносит это животное? Как нужно относиться к животным?

Даны слова: мяч, карандаш, лист, учит, звон.

Образуйте слова с помощью суффиксов.

Получившиеся слова: мячик, карандашик, листок, учитель, звонок. (слайд 14.15)

Продолжаем наш путь. Следующая улица, на которую мы попали —

Здесь мы встретили мальчика, и он заблудился, давайте ему поможем выполнив задания, образуйте от данных слов новые имена существительные (по вариантам 1,2) ход : поход, вход, выход, сход, заход, восход, переход, обход, приход. езд: подъезд, съезд, въезд, объезд, выезд, переезд, поезд, наезд.

Спасибо, поблагодарил нас мальчик, и нашел дорогу к своему дому!

Как называется такой способ образования имен существительных – приставочный!

Раздаю жетоны тем , кто справился с заданием!

Мы с вами знаем , что есть имена существительные нарицательные и собственные. Давайте проведем физкультминутку. Если вы слышите имя собственное , то поднимаете руки вверх . если нарицательные , то приседаете.

Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:

Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

И вот мы с вами повернули на улицу « Приставочно-суффиксальная »(слайд 19,20)

Что же здесь нас ожидает?

Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом.

1.Дидактическое упражнение «Спортсмены»(слайд 21)

Спортсмен, который ходит на лыжах – лыжник.

Спортсмен, который ныряет в воду- прыгун.

Который бежит по дорожке – бегун.

Который танцует на площадке – танцор.

Который садится на шпагат, висит на брусьях – гимнаст.

Который борется – борец.

Который прыгает – прыгун.

Вывод: каким способом образовались данные имена существительные?

2 . Игра «Составь слово». (слайд 30)

— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

— Какое слово получилось?

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.

Обменяйтесь с соседом по парте и оцените свои карточки.

6 – « 3 жетона», 4,5 – «2 жетона », 3 – «1 жетон».

Ребятам предлагается заполнить анкеты (устно послушать пару человек)

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

Посчитайте свои жетоны – не меньше 5 жетонов – это «5», меньше 4,3 жетона «4», у кого меньше 3 жетонов – тот соберет еще жетоны и получит хорошую оценку на следующем уроке.

И покажите ваши сигнальные карточки!

Источник

Читайте также:  Способы установки светодиодных лент
Оцените статью
Разные способы