- Способы образования имен существительных. план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Способы образования имён существительных» план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока «Словообразование имен существительных» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока 6 класс Словообразование имен существительных
- Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений и навыков по теме «Словообразование имен существительных»;
- Цели урока: познакомиться со способами словообразования имен существительных;
- научиться определять способы словообразования имен существительных
- Образовательные : Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа. Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень. Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности. Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава. Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения) Воспитательные : Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
- Тип урока: комбинированный. Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
- Корень мой находится в цене,
- В очерке найди приставку мне,
- Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
- Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) (слайд 7,8)
Способы образования имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
О способах образования имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы образования имен существительных | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)
Учител ь Гриценко Н.С. .
Тема урока: «Способы образования имён существительных»
Тип урока: комбинированный, проблемно-диалогический урок
Технология: проблемного обучения и воспитания
· дать понятие нового способа образования имени существительного;
· закрепить знания о способах образования имён существительных;
· учить аргументировать свою точку зрения;
· содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
· умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие;
· создать благожелательную творческую атмосферу
Источник
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Способы образования имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок направлен на создание условий для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 «Д» классе. Учитель Иванова С.Н.
Тема урока: «Способы образования имён существительных»
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.
- обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования слов с помощью различных частей слова;
- учить применять свои знания о способе сложения целых слов без соединительных гласных на практике, аргументируя свою точку зрения.
- развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся;
- развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание), умение анализировать свою деятельность.
- содействовать воспитанию интереса к языку, слову, создавая благожелательную творческую атмосферу.
Планируемые результаты: представление о способе образования имён существительных путём сложения целых слов без соединительных гласных и способе их правописания.
Личностные умения: осознание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
Познавательные: использование приобретённых знаний для выполнения заданий.
Регулятивные: способность выполнять учебную задачу в соответствии с целями урока, ориентироваться в средствах общения, контролировать свои действия.
Коммуникативные: умение учитывать позицию партнёра, различные мнения, стремление выражать собственную точку зрения.
Предметные умения: группировать существительные по способу образования, объяснять правописание.
Формы работы: фронтальная групповая, индивидуальная.
Источник
Конспект урока «Словообразование имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24 КБ |
Презентация | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Словообразование имен существительных
Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.
Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).
- Введение темы и цели урока.
Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)
- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
- А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
- Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
- Введение нового материала и первичное закрепление.
- А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
- Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
- Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
- А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
- Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
- Перед вами текст . Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.
В народе говорят, что один в поле не воин.
У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….
- Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
- Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
- Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
- Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество . (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом .
- Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
- До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
- Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
- Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий . Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ .
- А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? ( К словообразовательному словарю ) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг . Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.
На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг .
- Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
- Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.
Источник
Конспект урока 6 класс Словообразование имен существительных
Учитель Олексюк Адэля Альфитовна
Тема урока: Словообразование имён существительных.
Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений и навыков по теме «Словообразование имен существительных»;
Цели урока: познакомиться со способами словообразования имен существительных;
научиться определять способы словообразования имен существительных
предметные: , отвечают на вопросы, определяют способ словообразования, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.
личностные : дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Образовательные :
Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности
Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)
Воспитательные :
Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).
Оборудование: презентация, сигнальные карточки, жетоны.
Организационное начало урока
-Здравствуйте, я рада видеть вас, ребята, и вас, гости, на уроке русского языка.( слайд 1,2 )
— Какое у вас, ребята, настроение? Поднимите красную карточку – если вам страшно и хочется убежать, спрятаться, жёлтую –если вам не очень комфортно, но вы готовы работать, зелёную – если у вас прекрасное настроение и вам хочется узнать много нового и интересного. (слайд3 )
— Записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы урока, которую мы определим позже.
1)- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, попробуйте отгадать его по описанию-загадке:( слайд 4 ) Усатый общественный транспорт (троллейбус).
— Читаем слово, записываем в тетрадь, определяем его грамматические признаки (м.р., ед.ч., 2 скл., нариц.,неодуш, И.п.)
— Представьте, что мы едем на троллейбусе, я буду контролером, а вы пассажирами. За правильный ответ на уроке вы получаете билет на проезд, то есть жетон. Мы будем ехать по городу Существительное, и проедем много улиц.
2) Ну что, поехали! Работаем дальше со словарными словами.
— На слайде 5 вы видите словарные слова. Прочитаем их.
— Выпишите те слова, в которых допущены ошибки. Списать без ошибок.
Слова на слайде: ДОГОВОРЁННОСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ДАБЫЧА, СОСТЯЗАНИЕ, ПОДРОЖАТЬ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.
— Проверяем, сравниваем со слайдом (самопроверка) ( Слайд 6 )
( Раздаю жетоны тем, у кого выписаны правильно оба слова.)
Активизация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания
— Едем дальше. Наше путешествие продолжается по городу Существительное. Проверим домашнее
задание. Вам надо было повторить материала по теме : «Способы словообразования в русском языке». (ответы детей)
Мы въезжаем на неизвестную нам улицу города Существительного. Чтобы узнать, как называется эта улица надо выполнить задание – отгадать загадку.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) (слайд 7,8)
2. Морфологические признаки слова. (Имя сущ-ое, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., Им. п.)
-При помощи каких морфем образовали слово? При помощи приставки и суффикса. А какая часть речи слово оценка? Какова тема нашего урока? Правильно – «Словообразование имен существительных»
Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока «Словообразование имен существительных». Записываем её в пустую строчку. Давайте теперь мы конкретно скажем, чему должны научиться на уроке. Цели? (слайд9)
Слово учителя! Продолжаем путешествовать по городу Существительное.
Завернули мы с вами на улицу «Суффиксальную» ( слайд 10)
Живут на ней такие морфемы — суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.
Слово учителя! Сердитый недотрога живёт в лесу глухом.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж). (слайд 11,12)
Ребята а подумайте какое новее существительное можно образовать если добавить суффикс ик к слову еж?
Правильно это слово ежик!( слайд 13)
Существительное образовалось каким способом словообразования? – Правильно — суффиксальным! Это один из основных способов образования существительных!
Ребята, что вы можете сказать об этом животном?
Слово учителя ( воспитательный момент).
Ёжик – колючий. Иглы – это только колючий панцирь, защищающий ёжика от врагов. Не будь колючек – нипочём не выжить бы ни одному ёжику, ни всему ежиному роду. Но, как видно, неплохая это защита – ежи живут на Земле уже 50 млн. лет. Взрослое животное весит килограмм, длина тела до 30 см.Ежи очень выносливы. Люди нередко стараются приручить ежей, поселить в своих домах. Но, принося зверька из леса или парка в квартиру, они только губят его. Ежу в доме плохо, даже если его вдоволь кормят и поят – домашний пол никогда не заменит ему траву и землю. Пусть ёж живёт там, где ему отведено природой. Как вы думаете, какую пользу приносит это животное? Как нужно относиться к животным?
Даны слова: мяч, карандаш, лист, учит, звон.
Образуйте слова с помощью суффиксов.
Получившиеся слова: мячик, карандашик, листок, учитель, звонок. (слайд 14.15)
Продолжаем наш путь. Следующая улица, на которую мы попали —
Здесь мы встретили мальчика, и он заблудился, давайте ему поможем выполнив задания, образуйте от данных слов новые имена существительные (по вариантам 1,2) ход : поход, вход, выход, сход, заход, восход, переход, обход, приход. езд: подъезд, съезд, въезд, объезд, выезд, переезд, поезд, наезд.
Спасибо, поблагодарил нас мальчик, и нашел дорогу к своему дому!
Как называется такой способ образования имен существительных – приставочный!
Раздаю жетоны тем , кто справился с заданием!
Мы с вами знаем , что есть имена существительные нарицательные и собственные. Давайте проведем физкультминутку. Если вы слышите имя собственное , то поднимаете руки вверх . если нарицательные , то приседаете.
Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:
Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.
И вот мы с вами повернули на улицу « Приставочно-суффиксальная »(слайд 19,20)
Что же здесь нас ожидает?
Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом.
1.Дидактическое упражнение «Спортсмены»(слайд 21)
Спортсмен, который ходит на лыжах – лыжник.
Спортсмен, который ныряет в воду- прыгун.
Который бежит по дорожке – бегун.
Который танцует на площадке – танцор.
Который садится на шпагат, висит на брусьях – гимнаст.
Который борется – борец.
Который прыгает – прыгун.
Вывод: каким способом образовались данные имена существительные?
2 . Игра «Составь слово». (слайд 30)
— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
— Какое слово получилось?
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание.
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание.
Обменяйтесь с соседом по парте и оцените свои карточки.
6 – « 3 жетона», 4,5 – «2 жетона », 3 – «1 жетон».
Ребятам предлагается заполнить анкеты (устно послушать пару человек)
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
Посчитайте свои жетоны – не меньше 5 жетонов – это «5», меньше 4,3 жетона «4», у кого меньше 3 жетонов – тот соберет еще жетоны и получит хорошую оценку на следующем уроке.
И покажите ваши сигнальные карточки!
Источник