Словообразование глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок по теме «Словообразование глаголов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_glagolov.docx | 17.6 КБ |
slovoobrazovanie_glagolov.pptx | 180.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Словообразование глаголов
1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,
2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.
1. Научить определять способы образования глаголов.
1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.
2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.
- Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.
I. Организационный момент
– Как вы думаете, что можно делать под музыку?
(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)
– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).
На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.
– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)
Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др.)
– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.
– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)
– А какие вам известны способы образования слов?
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока
«Способы образования глаголов»
– Запишите в тетрадях число и тему урока.
– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)
– А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать!)
II. 1. Просмотр презентации о способах образования глаголов.
– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?
(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)
– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование
2. Работа в группах (3 группы по 4 человека)
У вас на столах лежат карточки со словами.
– Задания у каждой группы свои. Посмотрите на карточку №1
Карточка №1 (работа в группах)
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия
2 группа – окончание действия
3 группа – неполное действие
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия (запеть, побежать, полететь)
2 группа – окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)
3 группа – неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)
Что у вас получилось?
Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)
От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)
Вывод : С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.
3. Похожее задание вам предстоит выполнить в парах.
Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Карточка №2 (работа в парах)
Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.
Рядом с каждым словом напишите слово, от которого образованы данные глаголы и выделите морфему, с помощью которой они образованы.
– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)
Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–
Обедать – обед (сущ.) –а–
Краснеть – красный (прил.) –е–
Белеть – белый (прил.) –е–
Беседовать – беседа (сущ.) –ова–
Княжить – князь (сущ.) –и–
Ночевать – ночь (сущ.) –ева–
Занавесить – занавес (сущ.) –и–
Светлеть – светлый (прил.) –е–
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)
Определить способ образования названного слова. Если суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)
Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)
Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)
Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)
4. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше?». Образуем и запишем на доске глаголы при помощи и приставки, и суффикса. Как называется такой способ образования? (приставочно–суффиксальный).
Даны существительные и прилагательные
Главное условие: полученные слова не должны повторяться.
На слайде даны слова и морфемы, из них надо составить глаголы приставочно–суффиксальным способом.
Дети записывают на доске составленные глаголы, выделяя приставки и суффиксы.
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи приставки и суффикса, и какой это способ образования? (от существительных, от прилагательных и др., способ приставочно-суффиксальный).
Вывод: Итак, ребята, о каких способах образования глаголов мы с вами сегодня говорили?
– приставочный (при помощи приставки)
– суффиксальный (при помощи суффикса)
– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)
На доске записаны слова:
Перелететь – лететь, разорвать – рвать, выпросить – просить, поужинать – ужинать;
Зеленеет – зеленый, пустовать – пустой, выпрямить – прямой, обезоружить- оружие;
Толпиться – толпа, краснеть – красный, удвоить – (от числ. двое).
Составить словообразовательные ряды от данных слов.
IV. Подведение итогов
– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?
– Какими способами образуются глаголы в русском языке?
– В чем особенность каждого из способов?
(приставочный – от глаголов, суффиксальный – от существительных и прилагательных, приставочно – суффиксальный – от сущ.. прил., глаг. числ. и др. частей речи)
– Что показалось трудным?
Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Источник
Разработка урока по русскому языку на тему»Словообразование глаголов»
Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов ”
Предмет : Русский язык
повторить основные способы образования глаголов;
закрепить полученные знания;
формировать умения образовывать глаголы различными способами.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .
Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе ( договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников .
Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать , делать выводы, строить рассуждения .
Предметные: (языковая компетенция):
анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов ;
определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.
Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.
Учебник Русский язык. 5 класс .- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. Изд 2-е, перераб, М.: Баласс, 2012.- («Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум» ).)
Используемая методическая литература: «Методические рекомендации для учителя». Авторы Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова;
ЦОР: презентация Power Point .
Используемое оборудование: интерактивная доска, проектор.Тип урока: урок изучения нового материала.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Краткое описание : урок проводится в оборудованном кабинете с интерактивной доской. Ученик у доски заполняет таблицу при помощи инструмента (маркера).
1 . Организационный момент.(Слайды №1,2, 3)
2. Актуализация.
Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)
Совпадают ли лексическое и грамматическое значение глаголов «Действие»? (слова с общим грамматическим значением «действие» могут обозначать и «бездействие» ( лежать ), и «речь» ( говорить ), и «мысль» ( думать ), и «чувство» ( смотреть ) и т.д.)
Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)
Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)
Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение, возвратность/невозвратность, переходность/непереходность; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)
Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал .
Задание . Объясните правописание записанных глаголов с не .
Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.
(Стихотворение спроецировано на интерактивной доске. (Слайд №6 )
Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы маркером
Еще земли печален вид,
И воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась
После работы проводится беседа.
Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)
Составить схему последнего предложения. [- =], но [= — и =].
3. Основная часть урока. Введение в новую тему.
Ответы на вопросы на стр.109 .(Слайд №7)
— Что называется морфемой? (значимая часть слова)
— Дайте определение каждой морфемы. Приведите примеры. Какие морфемы указывают на форму слова? (на форму слова указывают окончания и формообразующие суффиксы)
— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).
Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №8)
Работа с учебником (работа в парах)
Упр.533- устно. Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные прист.способом. От каких частей речи они образованы? ( завоет , заплачет, зашуршит, застучит — образованы от глаголов)
— Каково значение приставки за -? (начало действия)
— Обсудите с соседом по парте
4. Начало формирования умений .
Упр.534- письменно (работа в группах).
1 группа: образовать 3 глагола с помощью приставок от-, пре-, при-, раз-(рас-), с-)
2 группа: от какой части речи образуются глаголы с помощью приставок? (от глаголов.)
3 группа: подчеркнуть орфограммы.
Проверка работы в группах. Обобщение .
Упр.535- устно. Определить способ образования глаголов: ранить, пленить, белеть, желтеть.
— С помощью какой морфемы образованы данные глаголы? (при помощи суффикса)
— От какой части речи образуются глаголы с помощью суффиксов? (от прилагательных, существительных, числительных)
Упр.536- письменно, самостоятельно .( Слайд №9)
— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: скука, штора, блестеть, кричать.
— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)
— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)
— В чем особенность каждого из способов? (Приставка не меняет часть речи производного слова. Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, не употребляются без одной из этих морфем).
Чтение теоретического материала ( Слайд №10 )
Способы образования глаголов
Источник
Урок русского языка в 7 классе по теме «Словообразование глаголов»
Урок русского языка в 7 классе
по теме «Словообразование глаголов»
Цель: совершенствование знаний о глаголе и способах их образования.
Познакомить учащихся со способами образования глаголов.
Формировать умение определять способ образования глаголов;
Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.
Создавать условия для воспитания внимания, трудолюбия.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Оборудование: карточки с заданиями.
1. Организационный момент
– Звучит музыка (под нее дети заходят в класс, встают у своих мест)
– Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего настроения!
Вас встретила сегодня веселая мелодия…
– Как вы думаете, что можно делать под эту музыку?
(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)
– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).
На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.
– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)
– А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.
– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)
– А какие вам известны способы образования слов?
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока «Способы образования глаголов»
А сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание. (Упр.150)
– Запишите в тетрадях число и тему урока .
– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)
– А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать!)
I. 1. Просмотр таблицы в упражнении о способах образования глаголов.
– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?
(приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, постфиксальным, суффиксально-постфиксальным и приставочно-постфиксальным )
– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование:
2. Работа в группах (3 группы по 3 человека)
У вас на столах лежат карточки со словами.
– Задания у каждой группы свои. Посмотрите на карточку №1
Карточка №1 (работа в группах)
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия.
2 группа – окончание действия
3 группа – неполное действие
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия (запеть, побежать, полететь)
2 группа – окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)
3 группа – неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)
Что у вас получилось?
Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)
От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)
Вывод : С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.
3. Похожее задание вам предстоит выполнить в парах.
Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Карточка №2 (работа в парах)
Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано.
– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)
Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–
Обедать – обед (сущ.) –а–
Краснеть – красный (прил.) –е–
Белеть – белый (прил.) –е–
Беседовать – беседа (сущ.) –ова–
Княжить – князь (сущ.) –и–
Ночевать – ночь (сущ.) –ева–
Занавесить – занавес (сущ.) –и–
Светлеть – светлый (прил.) –е–
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)
Определить способ образования названного слова. Если суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)
Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)
Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)
Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше?». Образуем и запишем на доске глаголы при помощи и приставки, и суффикса. Как называется такой способ образования? (приставочно–суффиксальный).
Трое, , близкий, форма, свой.
у — и, с –и, о –и, о –и.
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи приставки и суффикса, и какой это способ образования? (от существительных, от прилагательных и др., способ приставочно-суффиксальный).
А сейчас выполним еще одно задание: от какой части речи и при помощи какой морфемы образованы следующие слова (групповое задание)
Мыться – мыть (постфикс.), серебр и ть ся – серебро (суф-постфикс), раз говорить ся – говорить (прист-постф), вить ся –вить (постф), слез и ть ся – слеза (суф-постфикс), вы спать ся — спать (прист-постф).
Вывод: Про какие способы словообразования вы еще узнали?
Вывод: Итак, ребята, о каких способах образования глаголов мы с вами сегодня говорили?
– приставочный (при помощи приставки)
– суффиксальный (при помощи суффикса)
– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)
Определить способ словообразования:
Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).
Игра «Образуй слово» ( групповая работа). Задание: Составить слово, взяв от других слов указанные значимые части.
Первое задание выполняем вместе устно .
1.Приставка та же, что в глаголе притаился;
корень тот же, что в глаголе тащить;
суффикс тот же, что в глаголе возить;
суффикс прошедшего времени — как в глаголе строил;
суффикс возвратности — как в глаголе носился. Получилось слово: притащился.
2.От глагола обговорить — приставку,
от глагола думать — корень,
от глагола читать — суффикс глагола,
от глагола петь — окончание.
3. От глагола подбежать — приставку,
от существительного пилка — корень,
от глагола возить -суффикс глагола,
от глагола строили — суффикс прошедшего времени,
4.От прилагательного предутренний — приставку,
от глагола поговорить — тоже приставку,
от слова слагаемое — корень,
от глагола решать — глагольный суффикс,
от глагола писал — суффикс прошедшего времени,
от глагола собирала — окончание.
5.От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание.
6.От глагола поехать возьмём приставку,
От существительного садовник – корень,
От глагола печалить – суффикс,
От глагола подал – суффикс,
От глагола решили – окончание .
IV. Подведение итогов
– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?
– Какими способами образуются глаголы в русском языке?
– В чем особенность каждого из способов?
Домашнее задание упр. 166
– Что показалось трудным?
Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
1. Научился определять способ образования глаголов, но остался вопрос по теме урока.
Поставлю знак вопроса.
2. Научился определять способ образования глаголов, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить суффиксальные, приставочные, приставочно – суффиксальные глаголы.
Скажу себе: «Я работал хорошо»
3. Я научился определять способ образования глаголов и могу объяснить тему товарищу.
Источник