Конспект урока по сельскохозяйственному труду «Виды обработки почв и система применения удобрений»
10 класс . Тема «Виды обработки почвы и система применения удобрений»
Цель : повторить технологии и значение мелиорации, изучить виды обработки почвы, их значение. Повторить виды удобрений, выяснить значение системы применения удобрений.
-развитие внимания, техники чтения, логического мышления.
Оборудование : Таблица «Классификация удобрений»
Что такое мелиорация?
Какие виды мелиорации вы знаете?
Как защитить почву от эрозии?
Технология возделывания любой сельскохозяйственной культуры начинается с обработки почвы. Почву обрабатывают для того, чтобы создать оптимальные условия для выращиваемых растений.
■ Что обеспечивает обработка почвы?
разрыхление верхнего уплотненного слоя;
улучшение водного, воздушного режимов и режима питания;
очищение полей от сорных растений;
уничтожение вредителей и возбудителей болезней.
В процессе обработки в почву заделываются растительные остатки, удобрения.
Выделяют основную и поверхностную обработку почвы . Главное различие между ними состоит в глубине обработки при основной обработке она достигает 40 см, при поверхностной-8 см.
Основная обработка почвы— это наиболее глубокая сплошная обработка, проводят в конце лета или осенью под зиму (зяблевая вспашка). К основной обработке относят вспашку с оборачиванием слоев почвы (отвальная обработка почвы) и глубокое рыхление (безотвальная обработка почвы).
При отвальной обработке почвы пласт оборачивают не менее чем на 135°. Далее его необходимо раскрошить и плотно уложить без образования пустот. Пласты должны быть одного размера, а поверхность вспаханного поля идеально ровной. Все сорные растения, пожнивные остатки и внесенные удобрения должны быть заделаны в почву.
Отвальную вспашку широко используют при обработке почв в условиях Нечерноземной зоны с характерным для нее обилием влаги. Ежегодное оборачивание пласта приводит к проветриванию переувлажненных почв, улучшает условия жизнедеятельности микроорганизмов, в результате чего усиливаются процессы разложения органических веществ.
Испаханное осенью поле весной не подвергают повторной вспашке, поскольку она приводит к потере накопленной за зиму почвенной влаги.
Безотвальная обработка почвы — это периодическое (о в 4—5 лет) глубокое рыхление почвы до 40 см и ежегодное ее рыхление на глубину 7—8 см без оборачивания слоев.
Часто возникает вопрос: какую технологию обработки почвы предпочесть? Начинающему фермеру лучше всего придерживаться технологических карт, разработанных специалист ми для выращивания каждой культуры в конкретных почвенно-климатических условиях. Необходимо прислушиваться к советам опытных агрономов, работающих много лет в данном регионе. Постепенно накопится и собственный опыт.
Поверхностная обработка почвы .
К поверхностной обработке почвы относят следующие технологии.
Лущение применяют для одновременного рыхления верхнего слоя почвы и уничтожения стерни (пожнивных остатков), проводят сразу после уборки урожая. При лущении стимулируется прорастание сорных растений, которые уничтожаются при последующей зяблевой вспашке.
Лущение способствует накоплению органических веществ в результате заделки пожнивных остатков в почву. Особенно важно использовать лущение с оборотом пласта на тяжелых почвах, для которых характерны высокая плотность и малая микробиологическая активность.
На легких почвах в степной зоне эта технология оправдана только в случае сильного засорения поля многолетними сорными растениями, в других случаях лущение не проводится!
Культивация способствует рыхлению, перемешиванию почвы, а также выравниванию поверхности пашни после вспашки. Культивация может быть сплошной до посева культуры (например, весной по зяблевой вспашке) или междурядной при уходе за всходами пропашных культур.
Боронование обеспечивает рыхление почвы и частичное уничтожение сорных растений. Используют для разрушения крупных комьев земли и уничтожения почвенной корки.
Прикатывание почвы позволяет уплотнить поверхность поля и сделать ее ровной. Этот прием применяют, когда основная вспашка проходит незадолго до посева и почва не успевает осесть. Использование этого приема после посева оптимизирует условия прорастания семян, улучшая контакт их с почвой.
Система обработки почвы — это совокупность основной и поверхностной обработок почвы, выполняемых в определенной последовательности, в оптимальные сроки и с высоким качеством.
Поле, хорошо вспаханное осенью, требует минимальной весенней поверхностной обработки, поскольку зимний холод дополнительно рыхлит вспаханную почву.
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Выберите из перечня способов обработки почвы те, которые относятся к основной обработке: лущение (1), зяблевая вспашка (2), боронование (3), отвальная вспашка (4), безотвальная вспашка (5), весенняя вспашка (6).
2. Какую обработку почвы проводят сразу после уборки урожая зерновых с поля: боронование (1), лущение (2)?
3. Относится ли зяблевая вспашка к основной обработке почвы?
4. Составьте последовательность обработки почвы по временам года, используя следующие способы: 1) культивации 2) боронование; 3) зяблевая вспашка; 4) лущение; 5) рыхление
■ Составить блок-схему «Обработка почвы»
В результате выращивания сельскохозяйственных культур почва постепенно обедняется элементами питания, и растения начинают испытывать недостаток в азоте, фосфоре и калии. Одной из причин неурожаев является дефицит элементов питания. Основное средство повышения урожайности — внесение в почву удобрений.
■ Удобрения — это вещества, содержащие элементы питания растений и повышающие плодородие почвы .
Органические удобрения . Органические вещества растительного и животного происхождения не только обогащают почву всеми необходимыми для питания растений элементами, по и улучшают ее структуру, повышают ее воздухо — и влагоемкость. В результате жизнедеятельности микроорганизмом, содержащихся в огромном количестве в органических удобрениях, происходит процесс минерализации — постепенное превращение органических соединений, недоступных для питания растений, в легкодоступные простые формы.
5. Торф образуется в результате неполного разложения болотных растений, имеет высокую кислотность. Из питательных элементов торф содержит в значительном количестве только азот, но и тот находится в труднодоступной для растений форме. Все же торф увеличивает содержание органических веществ в почве, улучшает структуру, разрыхляет ее. Торф можно вносить в любое время года, его широко используют в сочетании с навозом для приготовления компоста. Эффективность торфа увеличивается при совместном применении с минеральными удобрениями. Одновременно с торфом рекомендуете, вносить известь.
7. Солома зерновых культур
Минеральные удобрения — это минеральные соли, содержащие химические элементы, необходимые для развития растений (в первую очередь азот, фосфор и калий).
Питательная ценность минеральных удобрений зависит от содержания в них действующего вещества. Действующее вещество (д. в.) — это основной элемент питания, содержащийся в удобрении. Действующим веществом в азотных удобрениях является азот в нитратной (N03) или аммонийной (N1I.J) форме, в фосфорных — фосфорный ангидрид (Р205), в калийных — ионы калия (К+), в извести — ионы кальция. Содержание действующего вещества в удобрении выражается в процентах. Кроме действующего вещества в состав минеральных удобрений входят различные сопутствующие вещества и наполнители. Минеральные удобрения выпускают в порошкообразной и гранулированной формах.
■ Выписать минеральные удобрения, используя текст учебника стр.164-166.
Система внесения удобрений .
Система внесения удобрений — это план внесения органических и минеральных удобрений для получения планируемого урожая. Знание системы внесения удобрений позволит владельцу крестьянского хозяйства значительно сократить расходы на приобретение удобрений и повысить эффективность их использования.
Существуют три основных способа внесения удобрений.
1. Основное допосевное внесение удобрений проводят обычно осенью под вспашку поля, огорода.
2. Рядковое внесение проводят непосредственно при посеве, оно обеспечивает растения элементами питания в начальный период развития.
3. Подкормки осуществляют в течение всего периода вегетации растений.
Главное назначение минеральных удобрений — дополнять запасы элементов питания в почве, в том количестве, которое способно эффективно поглощать растение. Необходимо учитывать, что минеральные удобрения повышают кислотность почвы.
При недостатке хотя бы одного элемента питания в почве требуется дополнительное его внесение в виде подкормки.
Подкормка — это внесение легкоусвояемых удобрений и период максимального потребления растением определенного элемента питания.
Подкормки могут быть твердыми, жидкими, некорневыми,
■ Найти в тексте учебника стр.166-167 и выписать в тетрадь – для чего и в какое время проводятся подкормки разных видов.
■ Ответьте на вопросы и выполните задания стр.168-169.
Источник
Конспект урока «Уход за почвой»
Тема урока: Уход за почвой.
Цели урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с культурой обработки почвы, возможными разрушениями плодородия почвы и способами его восстановления; показать важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения;
Развивающая: продолжить развитие логического и абстрактного мышления, воображения, речи;
Воспитывающая: воспитывать уважение к труду земледельцев.
1.Организационный момент. ( слайд 1)
— Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Гульназ Радиковна и сегодняшний урок мы проведем вместе.
2. Постановки задачи и цели урока
— Мы часто встречаемся с пословицами и не перестаём удивляться народной мудрости, умению заметить те или иные явления, события и передавать свой опыт в своеобразных изречениях.
(Слайд 2) Вот и сегодня открывает наш урок народная пословица: «Кто землю лелеет, того и земля жалеет».
— Какое необычное слово заметили? (лелеет)
— Что оно означает? (Слайд 3) (Лелеять–нежить, заботиться о ком–то, т.е. относиться с любовью).
— А что означает слово жалеть? (Жалеть — сострадать, чувствовать жалость, беречь).
— А на Руси ещё говорили: «Жалеть — значит любить».
— Как можно объяснить выражение «земля жалеет»?
— Как можем прочитать эту пословицу иначе, используя синоним «любовь»?
(Слайд 4) «Кто о земле заботиться, того земля и любит».
(Слайд 5) Чёрная, сыпучая, в поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.
— О чём идёт разговор в загадке? (о земле)
— Объясните, как вы понимаете значение слова земля? (Планета, суша, Родина, почва)
-А к какому из значений подходит наша загадка? (почва)
— Сегодня на уроке продолжим разговор о почве. Постараемся выяснить, что даёт почва людям, а люди — почве, познакомимся способами ухода за почвой, и на основе этих выводов доказать, верно ли гласит пословица «Кто землю лелеет, того и земля жалеет»?
(Слайд 6) — Как в народе называют землю? (кормилица, матушка, чудесная кладовая). Говоря так о земле, люди, конечно же, имели в виду почву.
3. Работа над новым материалом.
(Слайд 7) — Почему почву называют кормилицей?
— Какое значение имеет почва в жизни людей? Что почва даёт людям? (Почва людям даёт: продукты питания, строительные материалы, одежду (лён), воду (родники), полезные ископаемые, лекарства (лекарственные растения.), красоту воздух (растения…)
Вывод: Почва обеспечивает жизнь людей.
— Посмотрим, чем люди могут порадовать почву. Почва — одно из главных богатств
нашей страны, поэтому люди заботятся о её плодородии.
— А от чего зависит плодородие почвы? (От способности пропускать воздух,
способности удерживать воду, от количества минеральных солей и перегноя).
(Слайд 8) «Какова земля, таков и хлеб», гласит народная пословица.
— Что же можно сделать для повышения плодородия почвы? (…) Какие осенние,
весенние работы выполняют ваши родители?
— Правильно, ребята! (Слайд 9) Почвы нашей страны далеко не везде плодородны. Чтобы улучшить плодородие почвы, ее нужно правильно обрабатывать. Растения лучше развиваются на рыхлой почве, богатой воздухом и водой. Вспаханная плугом или лопатой почва становится рыхлой. Вспашка – один из способов ухода за почвой.
(Слайд 10) При осенней перекопке комки не разбивают, т.к. зимой лучше задерживается снег, а весной почва хорошо пропитывается водой. Рыхлят перед посевом. Это помогает сохранить влагу и обогатить почву воздухом. В рыхлой почве лучше прорастают семена, хорошо развиваются корни растений.
(Перекопка, рыхление, вспашка)
(Слайд 11) «Земля хоть и кормит, но и сама есть просит»
— Что это значит? (Необходимо вносить в почву удобрения, чтобы пополнить запас минеральных солей.)
— А что вы знаете про удобрения? Что используют ваши родители? (Люди используют удобрения, изготовленные на заводе. Их обычно вносят в почву весной перед посевом. Вносят природные удобрения. — Какие? (Навоз, торф, куриный помёт).
(Слайд 12) — Растения, вырастая, забирают из почвы определенные вещества и истощают ее, делают менее плодородной. Вот почему почву необходимо удобрять. Лучшее удобрение – навоз. В этом органическом удобрении содержатся все необходимые растениям вещества. В почву также вносят и минеральные удобрения, содержащие необходимые растению минеральные соли.
«В поле свёз навоз- с поля хлеба воз».
— Люди обратили внимание на то, что даже хорошо удобренная почва даёт
плохой урожай, если культуры сеять на одно и то же место. Допустим, из года в год посадить на одну и ту же грядку лук. Что будет?
— Что делают родители? (Меняют культуры).
(Слайд 13) Это называется севооборотом. Севооборот – смена культур на определённых участках земли.
(Слайд 14) «Снегу надует — хлеба прибудет».
— А как понимаете вы эту пословицу?
(Слайд 15) Снегозадержание – способ увеличения снежного покрова.
(слайд 16) Итак, мы выяснили, что может радовать почву: (Перекопка, рыхление,
Удобрения, Севооборот, Снегозадержание)
5.Самостоятельная работа.
(Слайд 17) Выбери правильные советы, как сохранить плодородие почвы:
1. Вносить много минеральных удобрений.
2. Тщательно рыхлить.
3. Поливать по мере надобности.
4. Уничтожать сорняки ядохимикатами.
5. Чередовать посевные культуры.
6. Все бытовые отходы закапывать в землю.
7.Удобрять почву перегноем.
8 . Засорять почву разлагающимися в ней отходами.
Ключ: 2, 3, 5, 7,8
6. Обобщение. Итог урока.
— Сегодня мы с вами провели исследовательскую работу: выяснили, что даёт почва людям; выявили причины, которые ведут к разрушению почвы и рассмотрели пути охраны почвы.
— Подумайте, что будет, если убрать один из элементов нашей модели? (Например, севооборот или снегозадержание).
— А мы вернёмся к нашей пословице
«Кто землю лелеет, того и земля жалеет».
— Правильно ли она звучит? ( Кто по — хозяйски относится к почве, того и она
благодарит своим плодородием).
— А люди каких профессий связаны с почвой? (Агрономы, почвоведы……)
Возможно, кто — то из вас в будущем выберет профессию, связанную с матушкой– землёй и, надеемся, будет к ней бережно относиться.
-(Слайд 18) А сейчас мы попробуем с вами создать мини проект по теме «Почва». Вам нужно будет нарисовать ребус на тему почва. Например
(Слайд 19) — а давайте попробуем создать знаки охраны почвы.
7.Домашнее задание (на выбор):.
1) Написать письмо «Матушки–земли» к людям (просьба, жалоба, пожелание).
Источник