Урок способы обозначения мягкости согласных

Урок русского языка 2 класс «Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка «Обозначение мягкости согласных звуков на письме»

Скачать:

Вложение Размер
Тема: «Обозначение согласных звуков на письме» 91.47 КБ
Тема: «Обозначение согласных звуков на письме» 196.07 КБ
слова для групп 14.4 КБ
звучки 48.18 КБ
буквы согласных звуков 13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках

декады учителей начальных классов провела

Кузнецова Наталья Валерьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1»им. Максимова Н. М.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Тип урока: комбинированный

  • создать условия для повторения и обобщения способов обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных.

1. Развивать умение находить буквы мягких согласных.

2. Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме.

3. Развивать наблюдательность, фонематический слух и орфографическую зоркость.

  • находить буквы мягких согласных;
  • определять способ обозначения мягкости согласных.
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • планировать деятельность по выполнению задания;
  • применять наблюдение для информационного поиска;
  • выбирать задания на основе результатов самооценки;
  • делать выводы на основе наблюдения, обобщения;
  • взаимодействовать с одноклассниками.
  • осознавать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Подробный конспект урока

I Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать благоприятный эмоциональный микроклимат.

Учитель начинает предложение, а дети заканчивают.

  • Глаза смотрят…. (и всё видят)
  • Уши слушают …. (и всё слышат)
  • Сначала думаю… (а потом говорю)
  • Помню, что в классе….(я не один)
  • Умею слушать… (мнение других)

II. Актуализация знаний.

— Начинаем урок русского языка.

  • Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. С этого дня мы с вами начнём записывать число полностью.

— Мы сегодня немного нарушим привычный порядок урока. Перед минуткой чистописания я предлагаю вам поработать в группах. Перед вами на столах лежат карточки. Но… Они пустые! Ваша задача невидимых гостей урока рассекретить.

— Что вы можете сказать о буквах, которые обозначают данные звуки? (Они обозначают гласные звуки)

— Впишите буквы, которые обозначают эти звуки.

— Разбейте гласные буквы на 2 группы . (Дети находят пару, для каждой буквы, и вклеивают на лист друг под другом)

— По какому принципу вы разбили буквы на две группы ? (1.Гласные, обозначающие твёрдость согласного звука)

2. Гласные обозначающие мягкость согласного звука)

— А что ещё можно сказать о гласных второго ряда? (Они в определённых позициях могут давать 2 звука)

— Есть ли ещё буквы, которые на письме обозначают мягкость согласных? (Это буква Ь)

— Что вы можете сказать о букве Ь? (Буква Ь знак звука не обозначает. Служит для смягчения согласных звуков, и выполняет разделительную функцию)

— Давайте покажем это на письме обозначение мягкости согласных? Как это сделать? (Надо образовать слоги слияния и сочетание согласной с мягким знаком)

— На каком месте должна стоять гласная буква? ( после согласной)

— Первые номера подойдут ко мне и вытянут карточку с согласной буквой, с которой группа будет образовывать мягкие слияния. Буквы к, з, м, р, г, л, п

Каждая группа составляет слоги –слияния со своей букой, используя все гласные и букву Ь. Записываем слоги , правильно соединяябуквы.

Ке, кё, ки, кю, кя, кь

Зе, зё, зи, зю, зя, зь

Ме, мё, ми, мю, мя, мь

Ре, рё, ри, рю, ря, рь

Ге, гё, ги, гю, гя, гь

Ле, лё, ли, лю, ля, ль

Се, сё, си, сю, ся, сь

— С какими буквами мы составили слоги слияния? (С буквами, которые обозначают мягкие согласные звуки)

II. Формулирование темы , планирование деятельности.

— Сформулируйте тему урока. ( Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,ё,ю,я,и,ь.

Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков).

— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

1. Работать со словами, в которых есть буквы мягких согласных.

2. Находить и составлять слова, в которых есть буквы мягких согласных

3. Находить буквы мягких согласных и обозначать их зелёной точкой.

— Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания

Игра – упражнение «Круглый стол»

— У вас на столах лежат белые листы бумаги. На каждом из них написаны слова. Сейчас, эти листы возьмут 3- е номера. Работать будем по часовой стрелке. Ваша задача: буквы мягких согласных обозначить зелёной точкой, гласные, которые обозначают мягкость согласных, обозначить красной точкой . Передавая лист по часовой стрелке, вы должны контролировать друг друга. Как только группа заканчивает работу, второй номер выходит, и крепит лист на доску.

1группа : Зима, поляна, метёлка, клюшка

2 группа: Пирог, земля, котёнок, плюшка

3 группа: Сироп, зебра, слонёнок, рюкзак

4 группа: Лимон, пекарь, телёнок, Люба

5 группа: Сила, лекарь, поросёнок, Любовь

6 группа: Бинт, зеркало, пёрышко, люстра

7 группа: Винт, берлога. Звёзды, люк

— Посмотрите внимательно на работы групп.

— Всё ли правильно?

— Что мы сейчас делали? (обозначали буквы мягких согласных и красным цветом показывали гласный звук)

— Какой вывод мы можем сделать? ( Гласные буквы е,ё,ю,и,я,ь обозначают мягкость согласных звуков)

— Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Стр.125 правило Выразительно читает Диана.

— О чём мы с вами не сказали? ( буква ь знак это орфограмма )

Ручки в стороны, в кулачок,

разгибаем на бочок,

левую вверх, правую вверх,

в стороны, накрест, в стороны вниз.

Тук –тук –тук, сделаем руками большой круг.

— Посмотрите на слайд. Как бы вы сформулировали задание?

Источник

Способы обозначения мягкости согласных

Урок русского языка

Тема: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»

Цель: создание условий для развития умений различать буквы мягких согласных звуков и определения способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

— развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости;

— воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль;

— активизировать мыслительную, познавательную, речевую деятельность учащихся.

– правильно называть звуки в слове,

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

— употреблять ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова, гласные для обозначения мягкости согласных

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развивать умение извлекать информацию из схем, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

2. Минутка чистописания.

— Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Выполним гимнастику для рук.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Продолжаем мы считать.

И считали, и писали,

Пальцы все мои устали.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас ещё шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придёт,

Солнце красное взойдёт,

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

В школу пальчикам пора.

— Откройте тетради, запишите дату, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). На минутке чистописания вспомним характеристику звуков и запишем соответствующие буквы в тетрадь.

1. Буква, живёт в первой строке, обозначает согласный звонкий звук, может быть мягким и твёрдым, пара по глухости звук [т]. (Д)

2. От начала алфавита убежала на 17 место, стоит за гласной буквой. (П)

3. Находится на 4 строке, и стоит между буквами, обозначающие твёрдые согласные звуки. (Ч)

4. Стоит в алфавите между буками, обозначающие всегда мягкие согласные звуки, сама же обозначает всегда твёрдый согласный звук. (Ш)

5. Стоит буква во 2 ряду, может обозначать мягкий и твёрдый согласный звук, пара по звонкости – звук [г]. (К)

— Написать на строке эти буквы заглавная — строчная.

3. Актуализация знаний.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

А называется всё …(АЛФАВИТ).

Что такое алфавит? (Буквы в определенном порядке) Из чего он состоит? (Из букв)

Для чего нам нужны буквы? (Обозначать звуки на письме)

Вспомним, что вы знаете о звуках. В парах закончите схему. Кто будет готов, встанет у своих парт.

З вуки

_ ________ ________ ________ _______ _____ ____

(Самопроверка по образцу)

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

— Оцените свою работу.

4. Формулирование учебной проблемы, планирование деятельности

К нам на урок пришел один сказочный герой из произведения Н. Носова. Вы все его знаете. Он очень веселый, любит наряжаться в разноцветную одежду, не любит учиться и ничего не знает.

В городе Цветочном —

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!

Малыша зовут. (Незнайка)

— Посмотрите, как Незнайка написал предложения.

— Справился ли он с заданием Знайки?

У Вэры жил бэлый кот.

Он лубыл масо и рыбу.

Дэвочка лубыла играт с котом.

— Посмотрите на ошибки, допущенные Незнайкой.

— Подумайте, чего он не знает.

-Как нужно писать?

-Почему нужно писать именно эту букву?

Сформулируем тему нашего урока. (Способы обозначения мягкости согласных на письме)

— Что нам нужно будет сделать, чтобы помочь Незнайке исправить ошибки?

Составим план работы на уроке.

  1. Вспомнить способы обозначения мягкости согласных на письме
  2. Сформулировать правило
  3. Применить правило для выполнения упражнений.

5. Поиск решения проблемы, формулирование правила

— Начнем работу и познакомимся с фокусником русского языка.

— Отгадайте, что это за буква. В русском языке выполняет огромную работу, а звука не обозначает.

— Какую же работу выполняет Ь?

— Попробуем выполнить самостоятельно несколько фокусов (игра «Стань волшебником»).

е л ель

б анка банька

— Какой звук слышим в конце первого слова? Какой это звук: твердый или мягкий?

— Какой звук слышим в конце второго слова? Какой это звук: твердый или мягкий? Почему?

— Как на письме мы покажем мягкость согласного?

— Составьте новые слова так, чтобы на конце стоял мягкий согласный. Запишите их парами, обозначьте мягкий согласный и букву, которая на письме показывает мягкость предшествующего согласного.

— С каким способом обозначения мягкости согласных на письме мы познакомились? (с помощью буквы Ь)

Не сказать его никак!

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

— Оказывается, кроме Ь есть еще буквы фокусницы в русском языке. Понаблюдайте за ними.

Источник

Читайте также:  Способы действий войск после применения джихад мобилей
Оцените статью
Разные способы